Мудрый Юрист

Участие социальных работников при судах в процессе отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (история и современность)

Леженникова И.М., ассистент кафедры гражданского и уголовного права Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики (СПбГУСЭ).

В настоящее время в России в ходе отправления правосудия по делам несовершеннолетних активно используются неюридические знания. Изучаются социальные условия жизни несовершеннолетних, социально-психологические характеристики личности несовершеннолетнего, совершившего правонарушение или преступление.

Во многих зарубежных странах накоплен богатый опыт работы социальных служб при судах, достаточно эффективно защищающих права и интересы несовершеннолетних. Например, во Франции значительное место в процессе по делам несовершеннолетних занимает изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя. Французским процессуальным законодательством предусмотрено проведение "социального исследования", завершающегося составлением специального досье, что является обязательным процессуальным требованием. Такое исследование судья может проводить сам либо поручить его сотрудникам воспитательной службы при суде, которые принимают, направляют, сопровождают, проводят мероприятия по ресоциализации с несовершеннолетними, которые им были поручены судьей или прокурором. Воспитатели предлагают судье педагогические меры для решения вопроса; контролируют выполнение решений судьи и составляют для каждого ребенка индивидуальный план воспитательной работы.

Определенный опыт работы социальных служб при судах есть и в России. Экспериментальные площадки созданы на базе: Черемушкинского районного суда г. Москвы; десяти районных судов Санкт-Петербурга; Кингисеппского городского суда Ленинградской области; судов г. Ростова-на-Дону, шести судов г. Саратова и г. Энгельса; комиссий по делам несовершеннолетних (Пермский край); комитетов по делам молодежи; психолого-педагогических центров (Тюмень, Пермь, Лысьва Пермского края).

Так, Санкт-Петербургский городской суд совместно с Программой развития ООН "Поддержка осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних" (ПРООН), Детским фондом (ЮНИСЕФ), в рамках российско-шведского проекта "Социальная работа с юными правонарушителями в Санкт-Петербурге", в течение нескольких лет осуществляет эксперимент по внедрению в правосудие по делам несовершеннолетних социальных работников по сопровождению несовершеннолетних правонарушителей <1>.

<1> Шилов Н.К., Урбанович О.И., Егорычева С.Л., Смирнова В.Е. Ювенальная юстиция: проблемы и перспективы // Социальная ситуация в современном российском обществе и проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних. СПб., 2002. Кн. 4. Уличные дети Санкт-Петербурга: от эксплуатации к образованию. С. 122.

Социальные работники по сопровождению несовершеннолетних правонарушителей работают при десяти районных судах Санкт-Петербурга, осуществляют свою деятельность на закрепленной за ними территории. Взаимодействуют с государственными и негосударственными органами и учреждениями, организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Специалисты по социальной работе собирают информацию для суда о личности подростка; выявляют причины и условия, способствующие совершению преступления; составляют "социальный портрет" несовершеннолетнего правонарушителя, а также разрабатывают меры по его социальной адаптации и реабилитации; определяют наиболее эффективные меры воздействия на несовершеннолетнего, способные исправить его без лишения свободы; оказывают помощь в их осуществлении, мотивируют подростка на решение выявленных проблем <2>. Иногда социальный работник начинает свою работу с момента возбуждения уголовного дела (следствия) в отношении несовершеннолетнего. Деятельность социальных работников не ограничивается работой только с подростками-правонарушителями. В Санкт-Петербурге работают также уличные социальные работники и социальные работники по работе с семьями, в которых проживают дети, нуждающиеся в помощи государства. Деятельность названных специалистов помогает лучше исследовать условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, найти наиболее эффективные воспитательные меры воздействия на него, что позволило уменьшить количество подростков, направляемых в места лишения свободы, и принять меры по защите их прав и интересов.

<2> Канаян В.А., Богданова И.Н., Семенова Е.Н. Социальные аспекты ювенальной юстиции // СПбГУ "Городской центр профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних". СПб., 2002. Кн. 6. Дети улицы. С. 43.

Однако необходимо отметить, что для России ныне внедряемый институт социальных работников при судах явление не новое. Еще при первом особом суде по делам о несовершеннолетних в Санкт-Петербурге (1910 г.) была создана система попечительского надзора. Попечители были вспомогательным органом суда, а также выполняли роль защитника (адвоката), так как к участию в делах защитники не привлекались.

Следует отметить, что в настоящее время социальный работник при судье выполняет практически все те же функции, что и попечитель в дореволюционной России. Попечитель в дореволюционной России проводил предварительное расследование, собирал по делу сведения, посещал несовершеннолетнего, уточнял причины совершения преступления, устанавливал лиц, "которые могли способствовать исправлению несовершеннолетнего" <3>, оказывал помощь несовершеннолетнему в трудоустройстве, обучении, решал его жилищные вопросы и другие. Перед судебным заседанием он передавал все собранные данные судье и присутствовал в суде при рассмотрении дела. Это облегчало рассмотрение дела.

Попечители делились на:

<3> Люблинский П.И. Журнал Министерства юстиции. 1910. N 6. С. 79.
  1. оплачиваемых - 5 человек; в их числе была только одна женщина, все опытные учителя городских школ. Их содержание составляло 1200 руб. в год. Каждый попечитель обслуживал определенный район города, в котором проживал;
  2. добровольных - осуществляли надзор и присмотр по своему желанию. К апрелю 1910 г. их число составило 50 человек.

Попечители разработали специальную систему учета сведений о несовершеннолетних, это были попечительские книги, картотеки. Еженедельно проводили совещания попечителей, на которых обсуждали наиболее трудные случаи и вырабатывали методы надзора, которые должны были стать результативнее.

Введение попечительского надзора дало возможность чаще применять воспитательные меры воздействия.

Кроме того, функции современных социальных работников при судах по многим параметрам совпадают с функциями, которые выполняли в 1920 - 1930-х гг.: братья и сестры социальной помощи, воспитатели-обследователи при комиссиях по делам несовершеннолетних; в 1961 г. - общественные инспекторы и общественные воспитатели несовершеннолетних при комиссиях по делам несовершеннолетних.

Таким образом, известный сейчас и применяемый в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и других регионах страны принцип участия социального работника в отправлении правосудия закладывался именно при создании первого суда для несовершеннолетних в Петербурге и получил дальнейшее развитие в России после революции и в советский период.