Мудрый Юрист

Корпоративное право европейского союза: от общих принципов до устава европейской компании

Кадлец М.В., соискатель кафедры европейского права Московского государственного института (Университета) международных отношений МИД РФ.

Принципы и цели корпоративного права ЕС. Свобода учреждения и свобода экономической деятельности являются основными принципами функционирования Общего европейского рынка, провозглашенными еще в главе 2 Раздела III Римского договора 1957 г. о создании Европейского экономического сообщества. Компании и коммерческие организации обязаны иметь эти права и пользоваться ими <*>, таким образом, целями корпоративного права Европейского Союза являются, с одной стороны, предоставление компаниям возможности осуществлять деятельность на территории ЕС для достижения целей функционирования Общего рынка и целей создания наднациональных европейских форм (как, например, Европейское объединение по экономическим интересам, Европейская компания), с другой стороны, обеспечение процесса гармонизации законодательства государств - членов ЕС, а также минимизации возникающих в связи с этим проблем. А таких проблем немало, ведь в состав ЕС входят государства как с континентальной системой права, так и с англосаксонской (прецедентной) системой права. Задача тем более осложнилась с недавним расширением ЕС до 25 государств-членов. Несмотря на эти сложности, ЕС добился значительных успехов в деле гармонизации законодательства и разработки наднациональных актов в области корпоративного права. Создание единых принципов функционирования, благоприятной среды для учреждения наднациональных компаний, обеспечение защиты прав учредителей и акционеров компаний - вот основные принципы корпоративного права ЕС.

<*> Vanessa Edwards. EC Company Law / Clarendon Press. Oxford, 1999.

Источники корпоративного права ЕС. Как упоминалось, в ЕС был разработан и действует ряд важных актов в области корпоративного права, содержащих указанные принципы. Прежде всего они изложены в основных источниках права ЕС - учредительных договорах Европейских сообществ и Европейского Союза (так называемых актах первичного права ЕС), директивах и регламентах органов ЕС (актах вторичного права ЕС).

Так, в соответствии с положениями главы 2 Раздела III Римского договора о "свободе лиц, услуг и капитала" Совет и Комиссия принимают меры по устранению ограничений свободы учреждения национальных компаний государств-членов на территории других государств-членов. В соответствии с абз. 1 ст. 48 (ранее ст. 58) "компании или фирмы, созданные по законодательству одного государства-члена, имеющие зарегистрированные офисы, центральное управление или место основного ведения бизнеса на территории Сообщества, обязаны, для целей настоящей Главы, рассматриваться как национальные лица, являющиеся резидентами Государств-членов".

Вопрос признания компаний, созданных в других государствах-членах, получил дальнейшее развитие. 29 февраля 1968 г. шестью государствами - учредителями Сообщества была подписана Брюссельская конвенция о взаимном признании граждан и юридических лиц, признающая принцип международного частного права, т.н. реального места нахождения компании (real seat theory). Однако данная Конвенция была ратифицирована только пятью государствами из тогдашних шести, она так и не вступила в силу: Нидерланды отказались ее ратифицировать, т.к. их правовая система признавала теорию "инкорпорации" (incorporation doctrine), т.е. закона страны учреждения или места нахождения юридического адреса.

В 1999 г. в связи с судебным делом Centros <*> вопрос в связи с учреждением компаний снова актуализировался. Данное дело было связано с перемещением компании Centros Ltd., созданной в Великобритании путем открытия филиала в Дании. Суд ЕС счел нарушением датскими властями принципа свободы учреждения посредством предъявления ими более строгих требований, чем к датским компаниям. Компании было отказано в регистрации филиала в Дании в связи с тем, что ею не были соблюдены требования относительно минимального размера уставного капитала, несмотря на то что фактически вся деятельность велась через датский филиал. Суд ЕС счел, что данное требование национального законодательства Дании не является достаточным основанием для отказа в ведении деятельности в Дании. Ведь в соответствии с Договором о Сообществе компании, законным образом учрежденной по законодательству одного государства, не может быть отказано в создании своего представительства на территории другого государства-члена. Дополнительные требования могут быть введены местными органами власти только по общим основаниям. Формальный повод датских властей в отказе в регистрации, приводящий к меньшей защите прав кредиторов в связи с несоблюдением минимального размера уставного капитала, не был сочтен Судом ЕС в качестве причины в создании препятствий для компании. Хотя значение данного дела и противоречиво и требует четкого разъяснения последующими судебными делами, высказывались мнения, что дело Centros положило начало новой эре конкуренции между правовыми системами в ЕС <**>.

<*> Centros Ltd and Erhvervs-og Selskaabsstyrelsen, Judgement of 9 March 1999, Case C 212/97, ECR, I-1459.
<**> Eddy Wymeersch, Company Law in Europe and European Company Law, Financial Law Institute, Universiteit Gent, 2001. P. 23.

Директивы органов Европейского Союза, так называемые источники вторичного права ЕС, являются наиболее часто используемыми инструментами регулирования корпоративного права ЕС. При этом они являются актами прямого действия лишь в отношении государств, которым они адресованы. Директивы в области корпоративного законодательства в большинстве случаев являются актами непрямого действия, государства-члены несут ответственность за их имплементацию в свои законодательные акты. В ряде случаев принимаются Регламенты - акты прямого обязательного действия в отношении национальных правовых систем; а также Рекомендации - программы, имеющие значение для будущей гармонизации.

Таким образом, с начала 60-х гг. XX в. был принят ряд директив в области корпоративного права, явившихся важным инструментом и основой для разработки и принятия таких унифицированных правовых форм деятельности компаний, как Европейское объединение по экономическим интересам, Европейская компания, Европейская ассоциация, Европейское объединение взаимопомощи и Европейское кооперативное общество.

С 1976 по 1984 г. было принято шесть директив, послуживших основой для формирования корпоративного права ЕС.

Первая директива Совета ЕС от 9 марта 1968 г. касалась создания, ликвидации компаний, являющихся объединениями капиталов, и признания их недействительными.

Вторая директива Совета ЕС от 13 декабря 1976 г. касалась координации деятельности и создания акционерных обществ, формирования их уставного капитала и других вопросов.

Третья директива Совета ЕС от 9 октября 1978 г. принята на основании ст. 54 (3) (g) Договора о Сообществе и касается слияний акционерных обществ.

Четвертая директива Совета ЕС от 25 июля 1978 г., Седьмая директива Совета ЕС от 13 июня 1983 г. и Восьмая директива от 10 апреля 1984 г. посвящены финансовой отчетности компаний, подлежащих обязательной аудиторской проверке.

Также ряд директив регулирует вопросы опубликования информации о филиалах в государствах - членах ЕС определенных видов компаний (Одиннадцатая директива), создания компаний с ограниченной ответственностью с единственным участником (Двенадцатая директива).

В настоящее время существуют предложения по принятию Пятой директивы о структуре публичных компаний, полномочий и обязанностей их органов; Проект Девятой директивы о группе компаний, предложения по принятию Десятой директивы о трансграничных слияниях публичных компаний; Проект Тринадцатой директивы о поглощениях (take-over bids); предложение о принятии Четырнадцатой директивы о перемещении нахождения компании (transfer of seat).

Принятые директивы в основном направлены на создание унифицированных правил свободы учреждения, либерализацию межграничного создания компаний в Европе.

Помимо принятия директив, правовая природа которых указана выше, наиболее важными инструментами, принятыми Советом ЕС, являются Регламенты. Так, среди наиболее значимых в области создания и регулирования деятельности наднациональных форм компаний, объединений и иных форм ведения предпринимательской деятельности следует выделить Регламенты о создании Европейского объединения по экономическим интересам, об Уставе Европейской компании, о Европейской ассоциации, Европейском объединении взаимопомощи и Европейском кооперативном обществе. Комиссия ЕС намерена активно стимулировать развитие законодательных процессов в связи с принятием этих актов, претворяя в жизнь стремление Парламента уделять значительное внимание развитию новых европейских организационно-правовых форм <*>.

<*> Reforming Company and Takeover Law in Europe, edited by G. Ferrarini, K.J. Hopt, J. Winter and E. Wymeersch, Oxford University Press Inc., New York, 2004.

Так, форма Европейского объединения по экономическим интересам (ЕОЭИ) была введена Регламентом от 25 июля 1985 г. N 2137/85. Цель ЕОЭИ - создание единого законодательного регулирования, стимулирующего межграничное сотрудничество между компаниями разных государств-членов. Для учреждения ЕОЭИ заключается договор о создании объединения, наделенного правами юридического лица, однако не имеющего права извлекать прибыль для собственных целей. Регламент о создании ЕОЭИ предусматривает вопросы членства в ЕОЭИ, раскрытия информации об объединении и его членах, деятельности органов управления, распределения прибыли, ликвидации и другие вопросы. Однако большие полномочия предусмотрены национальным законодателям в развитии положений о ЕОЭИ. Следует отметить, что ЕОЭИ - не слишком популярная форма ведения предпринимательской деятельности в ЕС в секторе реального бизнеса, она больше распространена в сфере услуг (например, среди юридических фирм). Дело в том, что вопрос о предоставлении ЕОЭИ правосубъектности отнесен на усмотрение национального законодательства. Например, Германия и Италия не признают ЕОЭИ юридическим лицом, следовательно не представляется возможным утверждать, что такое объединение имеет широкие полномочия в данных странах, а следовательно, может быть притягательной формой для европейских компаний.

Европейская компания (Societas Europaea). Позднее был принят Устав Европейской компании. Интересно, однако, отметить, что идеи создания некой наднациональной организационно-правовой формы деятельности на территории Европейского сообщества были предложены почти одновременно еще в 1959 г. Так, в Нидерландах профессором Сандерсом был предложен достаточно детальный проект акта о Европейской компании, предполагающего создание национальными компаниями новой структуры на европейском уровне на основе модельного устава акционерного общества и регулируемой наднациональным законодательством. Во Франции же на 57-м конгрессе нотариусов юрист и нотариус г-н Тибьерж представил доклад о законодательстве иностранных компаний, в котором предлагалось создать наднациональное законодательство, регулирующее учреждение компаний с европейским статусом <*>.

<*> Carla Tavares Da Costa and Alexandra de Meester Bilreiro. The European Company Statute / Kluwer Law International, 2003. Great Britain.

Обе эти идеи основаны на создании европейской компании на уровне Европейских сообществ без привязки к национальному законодательству. Эти принципы и легли в основу ныне действующего Устава Европейской компании (ЕК), принятого Советом ЕС в 2001 г. на основе Регламента N 2157/2001, а также Директивы 2001/86/ЕС об участии работников в управлении компании, являющейся неотъемлемой частью Регламента.

Европейская компания - это дополнительная организационно-правовая форма к существующим в национальных правовых системах государств-членов. Прежде всего она выгодна крупным компаниям с трансграничными операциями, т.к. значительно снижает расходы на создание и поддержание деятельности дочерних компаний в государствах-членах; облегчает осуществление трансграничных операций по слиянию, созданию совместных предприятий, перенесению места нахождения и иных трансграничных операций. Это существенно снижает расходы и позволяет оптимизировать деятельность ввиду отсутствия юридических барьеров, вызванных различиями в национальных правовых системах.

Согласно Уставу ЕК существует ряд следующих способов создания ЕК.

  1. Слияние акционерных обществ, два из которых учреждены и осуществляют деятельность в государствах - членах ЕС.
  2. Образование холдинга акционерными обществами и/или обществами с ограниченной ответственностью, расположенными по крайней мере в двух разных государствах - членах ЕС.
  3. Создание совместного дочернего общества в форме ЕК лицами, созданными в соответствии с гражданским или коммерческим правом, включая кооперативные общества, или иными (за исключением некоммерческих), деятельность которых регулируется публичным или частным правом. Критерии, которым указанные лица должны удовлетворять, изложены в п. 2 выше.
  4. Преобразование в ЕК акционерных обществ, зарегистрированных на территории одного государства-члена и имеющих филиал не менее двух лет на территории другого государства-члена, где находится головной офис.

Таким образом, участие фирм третьих стран в создании ЕК возможно лишь посредством участия в дочернем обществе или учреждения филиала на территории одного или нескольких государств - членов ЕС.

Правоспособность ЕК возникает с момента ее регистрации в одном из государств - членов ЕС при условии, что в ее учредительных документах содержится положение об участии работников в управлении компанией в соответствии с вышеупомянутой Директивой от 8 октября 2001 г.

Минимальный размер уставного капитала ЕК составляет 120000 ЕВРО (хотя требования к его величине в разных странах могут повышаться в зависимости от определенной деятельности). Устав ЕК регулирует вопросы ее создания, осуществления деятельности и прекращения. Остальные вопросы могут регулироваться национальным законодательством государств-членов или учредительными документами (если это предусмотрено в Уставе ЕК), что, безусловно, делает привлекательной форму ЕК, содержащую единые для всех правила.

Иные формы ведения деятельности в ЕС. В настоящее время Совет ЕС рассматривает проекты Уставов Европейской Ассоциации (некоммерческая организация) и Европейского общества взаимопомощи (его цель - оказание содействия в сфере страхования, здравоохранения и социального обеспечения).

Итак, почти за 50 лет существования ЕС были достигнуты определенные успехи в претворении в жизнь принципов, изложенных в учредительных договорах, а именно по созданию единого рынка, свободы деятельности и учреждения и других принципов. Однако, как мы видим сейчас на примере фактического провала идеи единогласного принятия европейской Конституции, разработка унифицированных правил еще не значит их автоматическое применение. Именно поэтому в ЕС продолжается реформа корпоративного права, прежде всего направленная на еще большее упрощение правил для государств-членов и отмену существующих ограничений, например, по созданию Европейской компании. Ситуация осложняется тем, что реформы были начаты еще до расширения ЕС до 25 государств-членов и были рассчитаны на устранение противоречий между англосаксонской и континентальной системой права. Со вступлением недавно новых членов, а в перспективе - и с дальнейшим расширением, Брюссель должен принимать во внимание все большее число факторов для эффективного регулирования предпринимательской деятельности в ЕС.