Мудрый Юрист

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности и внешнеторговые контракты

Бардина М.П., кандидат юридических наук, с.н.с. ИГП РАН.

Правовой режим внешнеторговых контрактов отличается комплексным характером регулирования, которое включает международно-правовые и национально-правовые источники, принадлежащие к правовым системам двух или нескольких государств. Сложность регулирования возрастает в связи с тем, что в него вовлекаются национально-правовые нормы, не только принадлежащие к разным правовым системам, но к тому же имеющие разноотраслевое происхождение, являясь частноправовыми и публично-правовыми нормами.

Традиционно основное внимание уделяется частноправовым аспектам регулирования. Первостепенное значение придается праву, применимому к правам и обязанностям контрагентов, которое в соответствии с нормами международного частного права определяется соглашением сторон о применимом праве, а при его отсутствии - коллизионными нормами, содержащимися в международных договорах и в национальном законодательстве. Важным источником регулирования частноправовых отношений являются международные конвенции, содержащие унифицированные материально-правовые нормы, среди которых центральное место занимает Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.

Все большее значение в правовом регулировании внешнеторговых контрактов приобретает современное Lex mercatoria, под которым в первую очередь понимаются Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 1994 г. Интересен и важен вопрос о Принципах международных коммерческих договоров УНИДРУА 2004 г., в которых существенно расширен круг регулируемых вопросов, включая те, которые регулируются императивными нормами национального законодательства, как, например, зачет требований, уступка требований, исковая давность, что вполне очевидно ограничит сферу их применения контрактами, споры из которых подчинены рассмотрению международным коммерческим арбитражем.

Однако важно учитывать, что наряду с частноправовыми нормами правовой режим внешнеторговых контрактов включает применение публично-правовых норм. Внешнеторговая деятельность является предметом регулирования публичного права каждого государства и представляет собой одну из самых регулируемых областей хозяйственной деятельности.

Осуществляя регулирование внешнеторговой деятельности, государство определяет, кто может выступать в качестве субъектов внешнеторговых контрактов, при этом оно может ограничивать субъектный состав внешнеторговых сделок в конкретных областях или допускать к совершению сделок в отношении конкретной группы товаров только субъектов, отвечающих установленным им требованиям.

Используя сложившиеся в процессе развития мировой торговли разнообразные методы экспортно-импортного регулирования, государство устанавливает режим пересечения товарами его таможенных границ, предусматривает для экспорта и (или) импорта определенных товаров обязательное лицензирование, устанавливает особые требования к подтверждению качества товара, при необходимости ограничивает количество экспорта или импорта товара.

Большинство норм экспортно-импортного регулирования, имея публично-правовую природу, проникают в правовой режим внешнеторговых сделок посредством механизма применения императивных норм, предусмотренного п. 1 ст. 1192 ГК РФ, являясь императивными нормами, которые вследствие указания в самих императивных нормах или ввиду их особого значения, в том числе для обеспечения прав и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота, регулируют соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права.

Обращение к публично-правовому аспекту правового режима внешнеторговых контрактов позволяет создать его целостную систему, кроме того, представляет интерес и является своевременным в связи с тем, что недавно, в 2003 г., в РФ принят целый ряд новых законов в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

  1. Основные источники права в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в нашей стране с самого начала проведения реформенных преобразований осуществлялось весьма интенсивно и даже, как принято считать, опережая другие сектора экономики. Однако в первые годы реформ это развитие происходило путем создания отдельных актов, решающих конкретные вопросы, отвечая на требования экономической ситуации. Этот период развития был завершен принятием Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13 октября 1995 г. <*> (далее - Закон 1995 г.), который можно считать первым российским законом, положившим начало создания системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в стране <**>.

<*> СЗ РФ. 1995. N 42. Ст. 3923.
<**> См. об этом: Bardina M. Legal Regulation of Foreign Trade Relations in Russian Federation. In Legal Foundations of Russian Economy. Helsinki, 2000. P. 390 - 401.

Современное российское регулирование внешнеторговой деятельности базируется на Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. N 164 "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <*> (далее - Закон 2003 г.), который вступил в силу 18 июня 2004 г. С этой даты признается утратившим силу Закон 1995 г.

<*> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона 2003 г. он определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

Таким образом, чтобы охарактеризовать сферу применения данного Закона, важно обратиться к определению понятия "внешнеторговая деятельность".

Известно, что понятие внешнеторговой деятельности в российском законодательстве было введено Законом 1995 г., установившим, что внешнеторговая деятельность - это предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальной собственностью). На основе этого определения уже несколько лет давалось доктринальное определение самой внешнеторговой сделки, которое в законодательстве нашей страны, несмотря на многолетнее использование в нормах законов самого термина, отсутствует.

Однако Закон "Об основах..." изменил ранее принятое определение внешнеторговой деятельности, предусмотрев в п. 4 ст. 2, что внешнеторговая деятельность - это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

При сравнении нового определения с ранее содержащимся в Законе 1995 г. очевидны имеющиеся отличия.

Во-первых, новое определение дано посредством использования понятия "сделок в области внешней торговли", с исключением характеристики этой деятельности как предпринимательской. При этом в Законе 2003 г. не раскрывается, что следует понимать под "сделками в области внешней торговли". Можно предположить, что в этом случае все же имеются в виду внешнеторговые сделки, а не вводится новое понятие без его определения. Однако определения понятия "внешнеторговая сделка" в Законе 2003 г., как и в российском законодательстве в целом, все еще не имеется. Ставшее общепризнанным в доктрине определение основано на определении внешнеторговой деятельности в Законе 1995 г. как предпринимательской, однако Закон 2003 г. этот признак из определения понятия внешнеторговой деятельности исключил.

При этом нельзя не отметить, что в Законе "Об основах..." при отсутствии определения понятия "внешнеторговая сделка" дано только определение понятия "внешнеторговая бартерная сделка", которой посвящена глава 10 Закона. Однако остальные главы Закона посвящены деятельности по осуществлению традиционных внешнеторговых сделок, определение которых отсутствует. Представляется, что логично было бы включить в Закон общее определение внешнеторговой сделки и на его основе дать определение отдельного вида - бартерной внешнеторговой сделки.

Согласно п. 3 ст. 2 Закона "Об основах..." внешнеторговая бартерная сделка - это сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств. Таким образом, внешнеторговая бартерная сделка определена как "сделка, совершенная при определении внешнеторговой деятельности...", а внешнеторговая деятельность, как уже отмечалось, определена как "деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли...", к которым относится и бартерная сделка.

Вполне очевидно, что техника разработки определения ключевых понятий, в том числе важных для определения внешнеторговых контрактов, в новом Законе 2003 г. не может быть названа вполне удачной.

Продолжим рассмотрение вопроса о сфере применения Закона "Об основах...". Из его текста следует, что она распространяется на положения, имеющие общий характер, составляющие основы регулирования. Специальные области внешнеторговой деятельности, порядок применения названных в Законе методов регулирования входят в сферу применения ряда специальных законов РФ. Какие же специальные законы дополняют Закон 2003 г.? Во-первых, два из таких законов непосредственно названы в самом Законе 2003 г.

Как предусмотрено в п. 3 ст. 1 Закона 2003 г., особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с вывозом из РФ и ввозом в РФ продукции военного назначения, с разработкой и производством продукции военного назначения, а также в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаются международными договорами РФ, а также такими специальными законами, как Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами" <*> и Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" <**>.

<*> СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3610.
<**> СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3774.

В области таможенно-тарифного регулирования, которое в Законе "Об основах..." занимает первое место в перечне методов государственного регулирования, законодательную основу составляют вступивший в силу с 1 января 2004 г. новый Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ <*> (в связи с чем ранее действовавший Таможенный кодекс 1993 г. признан утратившим силу) и Федеральный закон РФ "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 г. (с последующими дополнениями) <**>.

<*> СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2066.
<**> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 23. Ст. 821.

Также к сфере специального федерального закона отнесено и регулирование введения специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров, возможность введения которых предусмотрена Законом "Об основах..." (ст. 27). Известно, что развитию регулирования, направленного на защиту внутреннего рынка, в начале реформы внешней торговли в связи со сложным экономическим положением в стране не уделялось достаточного внимания. Однако уже в Законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" 1995 г. появилась ст. 18, названная "Защитные меры". Позднее был принят Федеральный закон "О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами" (от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ с изменением от 24 июля 2002 г.) <*>, который в настоящее время в значительной своей части перестал действовать в связи с принятием 8 декабря 2003 г. нового Федерального закона РФ N 165-ФЗ "О специальных, защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" <**>.

<*> СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1798.
<**> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4851.

Общепризнанно, что в условиях ограничения административных методов регулирования в международной торговле основная роль в защите внутреннего рынка признается за техническим регулированием, которому посвящен Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <*>, вступивший в силу 27 июня 2003 г., разработанный с целью обеспечения соответствия отечественных норм и стандартов положениям Соглашения "О технических барьерах в торговле ВТО". С введением в силу данного Закона утратил силу Закон "О сертификации продукции и услуг" и Закон "О стандартизации", которые ранее составляли правовую базу государственного регулирования в этой области.

<*> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.

Поскольку все расчеты по внешнеторговым сделкам должны производиться с соблюдением требований валютного законодательства РФ, правовой режим внешнеторговых сделок включает соответствующие положения вступившего в силу 17 июня 2004 г. нового Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ <*>, сменившего Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" 1992 г.

<*> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.

Обзор основных источников государственного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ показывает, что в настоящее время практически создан новый публично-правовой блок регулирования, состоящий из системообразующего Закона "Об основах..." 2003 г. и законов, имеющих специальную сферу государственной регламентации внешнеторговой деятельности. Далее будут рассмотрены положения этих законов, определяющие право осуществления внешнеторговой деятельности, и положения, предусматривающие методы государственного регулирования внешнеторгового оборота.

  1. Право осуществления внешнеторговой деятельности

Вопрос о предоставлении права осуществления внешнеторговой деятельности в самом Законе "Об основах..." предшествует положениям о методах регулирования. Для действительности внешнеторговых контрактов в первую очередь необходимо, чтобы контракт был заключен лицом, имеющим право осуществления внешнеторговой деятельности.

Установленный в результате демонополизации внешней торговли с апреля 1989 г. свободный выход на внешний рынок российских хозяйствующих субъектов получал закрепление в различных правовых актах <*>.

<*> См. подробнее: Бардина М.П. Субъекты внешнеторговой деятельности. // Правовое регулирование внешнеторговой деятельности / Отв. ред. А.С. Комаров. М., 2001. С. 76 - 87.

Статья общего характера о праве осуществления внешнеторговой деятельности была включена в Закон от 13 октября 1995 г. "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (далее - Закон 1995 г.).

В настоящее время предоставление права осуществления внешнеторговой деятельности законодательно закреплено в Федеральном законе "Об основах..." 2003 г. Согласно ст. 10 Закона 2003 г., названной "Российские и иностранные лица как участники внешнеторговой деятельности", любые российские лица и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности.

Закон 2003 г., так же как и ранее действовавший Закон 1995 г. (но с некоторыми отличиями), разъясняет, что следует понимать под российскими и иностранными лицами, имея в виду юридические и физические лица.

Согласно ст. 2 (23) Закона 2003 г. российское лицо - это, во-первых, юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ. Сравнивая данное определение с ранее предусмотренным в Законе 1995 г., следует отметить, что в отношении юридических лиц в Законе "Об основах..." оставлен только критерий их места учреждения в отличие от положений Закона 1995 г., в котором под российскими лицами понимались юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, имеющие постоянное местонахождение на ее территории.

Отсутствие второго критерия - постоянного местонахождения - расширяет круг хозяйствующих субъектов, которых законодатель относит к российским лицам.

Имеется отличие и в отношении определения физических лиц, которые в Законе 1995 г. считались российскими лицами, если имели постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ и были зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Согласно Закону 2003 г. российское лицо - это "физическое лицо, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ, являющееся гражданином РФ или имеющее право постоянного проживания в РФ либо зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством РФ". При анализе этого определения нового Закона, которое трудно считать более удачным по сравнению с ранее действовавшим, возникают некоторые неясности, которые требуют специального рассмотрения.

Иностранное лицо определяется согласно ст. 2 (11) Закона 2003 г. как физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами.

Это определение отличается от определения Закона 1995 г., которое относило к ним юридические лица и организации в иной правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены; физические лица - иностранные граждане, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, гражданами которого они являются; лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором эти лица имеют постоянное местожительство. Как следует из приведенного определения, прежний подход был основан на конкретных критериях и мог бы быть более удачным, но требовал некоторых изменений с учетом соответствующих положений части третьей ГК РФ.

Важно отметить, что, так же как и Закон 1995 г., Закон 2003 г. устанавливает, что право осуществления внешнеторговой деятельности может быть ограничено. При этом следует обратить внимание на то, что согласно Закону 2003 г. ограничения могут быть предусмотрены только международными договорами РФ, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а не вообще законодательством РФ, как было предусмотрено Законом 1995 г. Таким образом, сокращается круг законодательных актов, которые могут такие ограничения устанавливать.

Примером такого ограничения является Федеральный закон от 19 июля 1998 г. "О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами". Данный Закон, устанавливая государственную монополию на деятельность в области военно-технического сотрудничества, среди методов осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества называет определение порядка предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. В Законе установлен прямой запрет осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военно-технического назначения российскими организациями, не получившими в установленном порядке права на осуществление этой деятельности, а также российскими физическими лицами (п. 4 ст. 6).

Субъектами внешнеторговой деятельности в указанной области могут быть только российские юридические лица. Законом предусмотрено два вида таких субъектов - это, во-первых, государственные посредники - специализированные федеральные государственные предприятия, образованные по решению Президента РФ. Например, в газете "Коммерсант" от 11 июля 2005 г. в публикации "Российские моторы уходят в китайское поднебесье" сообщалось о контракте российского госпосредника в области военного экспорта "Рособоронэкспорта" на поставку в Китай реактивных двигателей производства московского машиностроительного производственного предприятия "Салют". Также в газете "Коммерсант" от 15 августа 2005 г. в сообщении "Индия получит три новых фрегата" о возможном заключении сделки с Индией на строительство трех фрегатов говорилось отдельно о непосредственных исполнителях контракта - российской проектной организации и заводе и о госпосреднике в области военно-технического сотрудничества - "Рособоронэкспорте".

Во-вторых, согласно Закону 1998 г. субъектами внешнеторговой деятельности в указанной области могут быть российские организации - разработчики и производители продукции военного назначения, получившие в установленном порядке право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. При этом такое право имеют только организации: разработчики, производители при условии закрепления не менее 51% их акций (долей) среди российских физических и юридических лиц.

Определенные ограничения права осуществления внешнеторговой деятельности содержатся в Федеральном законе от 18 июля 1999 г. "Об экспортном контроле", в котором установлены специальные требования к участникам контрактов.

Ограничение круга участников внешнеторговой деятельности в указанных областях, предъявление к ним особых требований обусловлено необходимостью специального государственного регулирования и контроля в целях защиты национальных интересов России и обеспечения выполнения ее международных обязательств.

Такие ограничения также могут быть связаны с особым характером предмета контракта - поставляемого товара. Так, например, согласно ст. 28 Закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" ввоз на территорию РФ и вывоз с территории РФ осуществляется государственными унитарными предприятиями при наличии лицензии на указанный вид деятельности.

Возвращаясь к Закону 2003 г. "Об основах...", следует обратить внимание на то, что возможность ограничения права осуществления внешнеторговой деятельности предусмотрена непосредственно в Законе. Согласно ст. 26 данного Закона право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт (и) или импорт отдельных видов товаров. Данная мера характеризуется в самом Законе как нетарифный метод регулирования внешнеторговой деятельности, о чем будет сказано ниже.

Данное положение ст. 26 в определенной мере сравнимо со ст. 17 "Государственная монополия на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров" Закона 1995 г., в которой предусматривалось, что перечни отдельных видов товаров, на экспорт и (или) импорт которых устанавливается государственная монополия, определяются федеральными законами. Государственная монополия осуществляется на основе лицензирования деятельности, причем лицензии на осуществление этой деятельности выдаются исключительно государственным унитарным предприятиям, которые в соответствии с законодательством РФ и общепризнанными международно-правовыми нормами обязаны совершать сделку на основе принципов недискриминации и добросовестной коммерческой практики. Специально оговаривалось, что сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, совершенные в нарушение государственной монополии, являются ничтожными.

Законом "Об основах..." (ст. 26) сохраняется правовая основа для ограничения права на осуществление внешнеторговой деятельности по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров путем предоставления исключительного права на такую деятельность конкретным организациям. Исключительное право на экспорт или импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензии. Перечни таких товаров и организаций, которым предоставляется право на осуществление экспортно-импортных операций с этими товарами, определяются федеральными законами.

Следует отметить, что ст. 26 не устанавливает в отличие от ранее действовавшего Закона, что лицензии предоставляются исключительно государственным унитарным предприятиям, но вероятность именно такого выбора организаций можно предположить. Как и Закон 1995 г., п. 4 ст. 26 Закона 2003 г. предусматривает, что сделки по экспорту или импорту отдельных видов товаров, совершенные без лицензии на осуществление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, являются ничтожными.

Названные Законом "Об основах..." российские лица - юридические и физические лица являются основными, но не единственными участниками внешнеторгового оборота. Внешнеторговая деятельность может осуществляться и иными субъектами - государством, субъектами РФ и муниципальными образованиями.

Как и в ранее действовавшем Законе 1995 г., в Законе "Об основах..." этому кругу субъектов посвящена специальная статья. Согласно ст. 11 Закона 2003 г. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами. Нельзя не отметить, что в аналогичной статье Закона 1995 г. предусматривалось, что эти случаи могли быть установлены не только федеральными законами, но также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Такое изменение в регулировании этого вопроса в новом Законе, очевидно, свидетельствует о тенденции ограничения выступления во внешнеторговом обороте в качестве субъектов внешнеторговых сделок субъектов РФ и муниципальных образований.

Закон "Об основах..." сохраняет упоминание о торговых представительствах РФ, некогда выступавших стороной во внешнеторговых сделках. Согласно ст. 50 внешнеэкономические интересы РФ в иностранных государствах обеспечиваются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, а также созданными на основании международных договоров РФ торговыми представительствами РФ.

  1. Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Каждое государство регулирует ввоз и вывоз товаров посредством тарифных и нетарифных методов, влияющих на количество, качество и стоимость товаров, поступающих на внутренний рынок, и иных мер, направленных на обеспечение государственных интересов во внешнеторговом обороте.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, международными договорами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ посредством названных в п. 1 ст. 12 Закона 2003 г. методов. Эти методы включают:

  1. таможенно-тарифное регулирование;
  2. нетарифное регулирование;
  3. запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
  4. меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренные этим Федеральным законом <*>.
<*> См. об этом: Шумилов В.М. Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России (анализ Закона 2003 г. и комментарий к нему) // Внешнеэкономический бюллетень. 2004. N 6 - 7.

Важным положением Закона является п. 2 ст. 12, предусматривающий, что не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, что придает перечню п. 1 ст. 12 исчерпывающий характер.

Впервые Закон 2003 г. включает специальные главы о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в области внешней торговли товарами (гл. 5), в области внешней торговли услугами (гл. 6), в области внешней торговли интеллектуальной собственностью (гл. 7). Вполне очевидно, что наиболее детально урегулированной является область внешней торговли товарами.

На первое место в области внешней торговли товарами Законом 2003 г., как и Законом 1995 г., поставлен метод таможенно-тарифного регулирования, который является традиционным инструментом регулирования внешней торговли, определяет порядок пересечения экономической границы государства.

Согласно ст. 19 Закона 2003 г. "Таможенно-тарифное регулирование" в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с законодательством РФ устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины, которые, как известно, применяются в РФ в настоящее время.

При заключении внешнеторговых контрактов таможенно-тарифное регулирование требует внимания сторон при распределении обязательств, связанных с прохождением товаров таможни, выполнение которых необходимо для выпуска товаров на экспорт или для внутреннего потребления. Распределение обязательств во многом определяется согласованием базисных условий поставки на основе положений ИНКОТЕРМС 2000 г.

Таможенно-тарифное регулирование на практике нередко находит отражение в положениях контрактов о распределении расходов по оплате таможенных пошлин, которые, однако, не могут менять положений законодательства о том, кто оплачивает таможенные пошлины. В практике рассмотрения споров имеются и иные примеры, связанные с выполнением требований таможенного регулирования.

Специальные положения Закона 2003 г. посвящены группе методов нетарифного регулирования, которое определено в Федеральном законе 2003 г. как метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера (ст. 2 п. 17).

Согласно ст. 20 Закона нетарифное регулирование внешней торговли товарами может осуществляться только в случаях, предусмотренных законом, при соблюдении указанных в них требований. Оно включает следующие методы:

Среди нетарифных методов на первое место в Законе 2003 г. поставлен метод введения количественных ограничений - ограничений ввоза или вывоза отдельных товаров в пределах определенных количественных объемов в натуральном или стоимостном выражении, устанавливаемых на определенный период.

Данному методу регулирования специальная статья была посвящена и в Законе 1995 г. Предусматривалось, что экспорт из РФ и импорт в РФ осуществляются без количественных ограничений. Введение количественных ограничений Правительством РФ допускалось только в исключительных случаях в целях:

  1. обеспечения национальной безопасности РФ;
  2. выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;
  3. защиты внутреннего рынка РФ в соответствии со ст. 18 "Защитные меры в отношении импорта товаров".

Закон 2003 г. также устанавливает, что импорт и экспорт товаров осуществляется без количественных ограничений, за исключением специально предусмотренных в Законе случаев. Правительство РФ в исключительных случаях может установить, в частности, временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке РФ продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка РФ, перечень которых определяется Правительством РФ. Правительство РФ может также ограничить импорт сельскохозяйственных продуктов или водных биологических ресурсов, ввозимых в РФ в любом виде, если необходимо сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения; сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в РФ не имеется значительного производства аналогичного товара; а также в ряде случаев, когда необходимо снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения.

Таким образом, Закон 2003 г. по сравнению с ранее действовавшим сократил возможные случаи применения количественных ограничений и ограничил виды товаров, в отношении которых могут применяться количественные ограничения. Так, ограничение экспорта возможно только в отношении продовольственных или иных товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка РФ, перечень которых определяется Правительством РФ. Вместе с тем количественные ограничения импорта могут касаться только продовольственных и сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов.

Специальная статья Закона 2003 г. посвящена лицензированию в сфере внешней торговли. Статья 24 практически обобщает имевшую место практику лицензирования. Предусматривается, что лицензирование, во-первых, устанавливается в случае введения количественных ограничений. Во-вторых, лицензирование устанавливается в случае реализации разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров. В-третьих, лицензирование устанавливается в случае предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Примеры такого лицензирования были приведены ранее. В-четвертых, согласно ст. 24 Закона 2003 г. лицензирование устанавливается при необходимости выполнения РФ международных обязательств.

К нетарифным методам Закон 2003 г. относит ограничение права на осуществление внешнеторговой деятельности путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, которое осуществляется на основе лицензии (ст. 26), о чем уже упоминалось в п. 2 данной статьи.

Важным нетарифным методом регулирования является предусмотренное Законом введение специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей.

Подробное регулирование применения таких мер предусмотрено новым Федеральным законом РФ N 165-ФЗ "О специальных, защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" 2003 г.

Применение предусмотренных Законом 2003 г. нетарифных методов в большинстве случаев влечет для сторон необходимость получения соответствующего разрешения для выполнения контрактных обязательств, получения лицензии. Поскольку отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами РФ, при подготовке контракта на куплю-продажу товаров, для которых требуется получение лицензии, соответствующие положения должны быть включены в контракт.

Важным ориентиром в этой ситуации являются соответствующие положения Принципов международных коммерческих договоров УНИДРУА 1994 г., посвященных обращениям за государственным разрешением (которое толкуется широко и включает получение лицензий в экспортно-импортной сфере) в тех случаях, если законодательство какого-либо государства требует государственного разрешения, влияющего на действительность договора или его исполнение. Как предусмотрено Принципами УНИДРУА, в этом случае возникает несколько вопросов по поводу того, кто несет бремя обращения за этим разрешением, срока обращения, правовых последствий своевременного неполучения административного решения и отказа в выдаче разрешения (ст. 6.1.14 - 6.1.17) <*>.

<*> Принципы международных коммерческих договоров / Перевод А.С. Комарова. М., 2003. С. 148 - 161.

Для участников внешнеторговых контрактов важно учитывать положения специальной главы Закона (гл. 8), посвященной особым видам запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью, т.е. для всех видов внешнеторговых сделок. Такие запреты включают:

Применение группы мер государственного регулирования в виде запретов и ограничений вполне очевидно создает затруднения или невозможность исполнения обязательств по внешнеторговому контракту, ставит вопрос об освобождении контрагентов от ответственности за неисполнение обязательств.

Важные требования, требующие учета при составлении внешнеторговых контрактов, содержатся в новом Федеральном законе "О техническом регулировании" 2002 г.

Устанавливая условия ввоза на территорию РФ продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, Закон, в частности, предусматривает, что для помещения подлежащей обязательному подтверждению соответствия продукции под таможенные режимы (предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории РФ) в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителя представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со ст. 30 Закона.

Таким образом, в условиях контрактов, заключаемых на поставку в РФ продукции, подлежащей в соответствии с законодательством РФ обязательной сертификации, должно быть предусмотрено представление сертификата либо иных необходимых документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям, которые необходимы для получения разрешения на ввоз продукции на территорию РФ.

Заключение

Рассмотренные публично-правовые нормы экспортно-импортного регулирования, существуя над договорными условиями, могут иметь многообразные формы воздействия на правовой режим внешнеторговых контрактов, которые трудно исчерпывающим образом перечислить.

Очевидно их значение для контрагентов при составлении контрактов, если имеется необходимость включения соответствующих положений в контракты, например, относящихся к таможенному регулированию, к техническим требованиям, касающимся качества товара, к получению лицензий. Нарушение требований государственного регулирования может повлечь недействительность внешнеторгового контракта. В связи с принятием государством односторонних мер, таких, как защитные меры, запреты, возникают проблемы их квалификации как форс - мажорных обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение обязательств. Серьезные последствия применения норм экспортно-импортного регулирования подтверждают, что поставка товара, являющегося предметом заключаемого сторонами контракта, одновременно является и предметом государственного регулирования, которое составляет важную часть правового режима внешнеторговых контрактов и должно приниматься во внимание контрагентами как при заключении и исполнении контракта, так и при рассмотрении спорных ситуаций в связи с его неисполнением.