Мудрый Юрист

Палата медиаторов

Вадим Аболонин, кандидат юридических наук, магистр права (LL. M. Eur.), исполнительный директор Межрегиональной палаты посредников (медиаторов).

В марте Президентом РФ Дмитрием Медведевым на рассмотрение в Государственную Думу были внесены проекты федеральных законов "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". Данные акты призваны поставить точку в многолетних дискуссиях и наконец создать прочную правовую основу для реализации и развития в России медиации - процедуры урегулирования правовых споров и конфликтов с участием независимого и беспристрастного посредника. Не вдаваясь в подробный анализ первого из названных законопроектов, хотелось бы более тщательно изучить предусмотренную в нем возможность создания и развития саморегулируемых организаций медиаторов.

Как указано в пояснительной записке к законопроекту, на сегодняшний день нет необходимости применять в отношении медиаторов такие инструменты государственного регулирования их деятельности, как лицензирование или аккредитация. В связи с этим предусмотрена возможность задействовать механизм саморегулирования. Насколько оправдан такой подход законодателя?

Несколько слов о СРО

Саморегулируемые организации (СРО), которые в последние годы довольно активно развиваются в самых разных сферах российской профессиональной и предпринимательской деятельности, представляют собой некоммерческие организации, объединяющие субъектов, занимающихся однородной предпринимательской или профессиональной деятельностью. Основная функция СРО - саморегулирование - строится на принципах самоконтроля, самоуправления и самоограничения участников определенного рынка услуг либо вида предпринимательской или любой иной однородной деятельности, по своей природе нуждающейся в упорядочении и контроле (Аболонин Г.О. Дисциплинарное производство саморегулируемых организаций - на острие конфликта. М.: Волтерс Клувер, 2010. V).

В создании СРО заинтересованы как сами участники рынка, так и государство. Интерес первых состоит в возможности самостоятельно создавать и совершенствовать стандарты своей деятельности, получить доступ к дополнительным источникам информации, в том числе о деятельности конкурентов, а также в более экономичном и эффективном осуществлении защиты своих прав и интересов, в том числе и во взаимоотношениях с государственными органами. Интерес государства в развитии СРО в основном связан с возможностью возложить на них часть своих технических функций, реализуемых, как правило, государственным органом за счет бюджетных средств и собственных ограниченных кадровых ресурсов, например в виде проверок деятельности субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, рассмотрения жалоб и т.д. (Аболонин Г.О. Указ. соч. V - VI).

Возможно ли СРО медиаторов?

То, что доступ к профессиональной деятельности в качестве медиатора нуждается в правовой регламентации, на сегодняшний день не вызывает никаких сомнений. Единственный камень преткновения - выбор оптимальной модели регулирования и установления стандартов допуска к деятельности в качестве медиатора, которые позволят в первую очередь гарантировать соблюдение прав и интересов лиц, обращающихся за проведением процедуры медиации.

В представленном законопроекте предусматривается, что физические лица, осуществляющие деятельность в качестве медиаторов на профессиональной основе, равно как и все организации, оказывающие услуги по проведению процедуры медиации, могут быть членами одной из СРО медиаторов. К таким СРО медиаторов законопроектом предъявляются определенные требования. В частности, в каждую организацию должно входить в качестве ее членов не менее 100 медиаторов, осуществляющих свою деятельность на профессиональной основе, и (или) не менее 20 некоммерческих организаций медиаторов, предоставляющих услуги по проведению процедуры медиации.

Целью создания СРО медиаторов служит установление стандартов и правил деятельности медиаторов, а также порядка осуществления контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил профессиональными медиаторами и (или) организациями, оказывающими соответствующие услуги.

Сама по себе идея применения механизмов саморегулирования в сфере медиации не нова. Данная модель предпочтительна при минимальной правовой регламентации в виде государственных стандартов и правил допуска к профессии медиатора, а также при минимальном контроле со стороны государства за деятельностью подобных субъектов.

В качестве успешного зарубежного примера развития таких организаций можно привести опыт Германии, где сегодня отсутствуют общие государственные стандарты и правила допуска к осуществлению медиации, которые успешно восполняются на частном уровне, путем установления стандартов и правил саморегулируемыми организациями. В Германии активно действует и развивается несколько профессиональных союзов медиаторов, наиболее крупные из которых Федеральный союз медиации (Bundesverband Mediation), Федеральное рабочее объединение семейной медиации (Bundes-Arbeitsgemeinschaft for Familienmediation) и Федеральный союз медиации в экономике и сфере труда (Bundesverband Mediation in Wirtschaft und Arbeitswelt). В отсутствие общегосударственных стандартов эти организации определяют правила проведения медиации, выдвигают строгие требования для своих членов, в том числе касающиеся наличия специального образования и профессионального опыта, ведут списки медиаторов, рекомендуют своих членов в качестве специалистов по урегулированию споров, а также проводят их обучение и повышение квалификации. Членство в данных организациях строго индивидуальное, что не запрещает медиаторам осуществлять свою профессиональную деятельность в рамках коммерческих и некоммерческих организаций, предоставляющих услуги по проведению медиации, в том числе объединяться с другими профессиональными медиаторами для совместного оказания услуг медиации.

СРО медиаторов в законопроекте

В механизме саморегулирования, предложенном в новом законопроекте, сразу же обращает на себя внимание описанная выше неоднородность СРО. Целесообразность деления СРО на ассоциации и некоммерческие партнерства, равно как и на СРО с индивидуальным членством и СРО с членством организаций, оказывающих услуги по проведению медиации, можно поставить под сомнение.

В этом делении больше всего вопросов вызывает наличие в законопроекте возможности создания СРО с членством организаций. Очевидно, что в представленной модели не учитывается специфика процедуры медиации, которая всегда осуществляется персональным медиатором и успех которой во многом зависит от квалификации, опыта и навыков конкретного специалиста. Исходя из этой специфики создание СРО с индивидуальным членством физических лиц, ответственным за квалификацию конкретных специалистов, рассматривающих жалобы на их непрофессиональные действия, является разумным и оправданным. В то же время СРО с членством организаций вряд ли сможет в полной мере выполнять функции по саморегулированию. В частности, таким СРО придется отдать часть своих функций непосредственно собственным членам, например формирование списков медиаторов, проверку наличия у них квалификации и ее соответствия требованиям СРО. Кроме того, если подобная организация или один из работающих в ней медиаторов допустит дисциплинарный проступок, влекущий за собой исключение из СРО, это будет означать автоматическое исключение всех медиаторов, осуществляющих свою деятельность в рамках данной организации, что повлечет существенное нарушение их прав и законных интересов.

Немаловажным вопросом относительно модели СРО с членством организаций является оформление отношений между медиатором и организацией, предоставляющей услуги по проведению медиации. В зарубежной практике медиация редко выступает основной деятельностью медиатора. Как правило, медиаторами становятся специалисты, деятельность которых связана с самыми различными профессиональными сферами: от юриспруденции (нотариусы, адвокаты и т.д.) до психологии, экономики, техники и образования. Медиация осуществляется ими лишь по мере необходимости, например, в повседневной практике нотариуса могут встретиться случаи, когда перед совершением определенного нотариального действия требуется предварительное проведение медиации.

Создание СРО с членством организаций повлечет создание особых требований к таким организациям, например членство в них минимального числа профессиональных медиаторов или же нахождение их в штате организации. Все это приведет к значительному усложнению схемы СРО, так как фактически организация будет выступать посредником между СРО и медиатором, что может привести к всевозможным злоупотреблениям.

Однако создание СРО с членством организаций - не единственный спорный момент в законопроекте. Предусматривая возможность участия профессиональных медиаторов в СРО, законопроект вводит минимальные требования к членами таких организаций. В частности, возрастной ценз (25 лет), высшее профессиональное образование и прохождение курса обучения по программе подготовки медиаторов, порядок утверждения которой определяется Правительством РФ.

Очевидно наличие коллизии между стремлением авторов законопроекта к активному внедрению механизмов саморегулирования в сферу медиации и желанием расширить сферу влияния государства. Получается, что программы подготовки медиаторов, которые будут создаваться в рамках СРО, или программы, уже сегодня предлагаемые некоторыми учебными заведениями, прохождение обучения по которым будет рассматриваться СРО как достаточное основание для членства, должны быть утверждены в порядке, указанном Правительством РФ. Какой будет процедура утверждения данных программ? Кто именно будет их утверждать? Эти вопросы сегодня остаются открытыми, а оценка предполагаемых ответов - неоднозначной.

Перспективы

Заданное направление на развитие институтов саморегулирования в сфере медиации в целом кажется нам верным. Уже неоднократно отмечалась необходимость осторожного нормативного регулирования примирительных процедур, создания таких правовых конструкций, которые позволят стимулировать их развитие, но при этом избежать чрезмерного вмешательства государства, способного повлечь утрату медиацией присущей ей гибкости в вопросах процедуры и принимаемых решений, а также высокой степени автономии воли участников процедуры, без которой она потеряет всякий смысл.

Поэтому создание профессиональных сообществ медиаторов, основанных на персональном членстве специалистов в сфере урегулирования конфликтов, - оптимальная модель регулирования в данной сфере. СРО медиаторов не только позволит избежать чрезмерного государственного влияния на эту исключительно частную сферу, но и обеспечит необходимый контроль со стороны самих членов СРО - профессиональных медиаторов - за соблюдением устанавливаемых ими стандартов профессиональной деятельности лицами, осуществляющими примирительные процедуры на профессиональной основе.

Таким образом, исключение из законопроекта некоторых спорных конструкций и дополнение его нормами, направленными на усиление позиции СРО профессиональных медиаторов, представляется необходимым условием для развития примирительных процедур в нашей стране.