Мудрый Юрист

Реализация положений конституции Российской Федерации органами исполнительной власти

Жалсанов Б.Ц., старший преподаватель кафедры административного права МосУ МВД России, кандидат юридических наук, капитан милиции.

Государство, ставящее целью благополучие своих граждан, их правовую защищенность и заботу о них, должно в первую очередь позаботиться о том, чтобы провозглашенные Конституцией права и свободы воплощались в действительности на практике, а Основной Закон государства применялся как нормативный акт прямого действия. Действующая Конституция РФ <1> определяет Российскую Федерацию как правовое государство (ч. 1 ст. 1), идеи, ценности и принципы которого должны быть положены в основу деятельности органов исполнительной власти на всем конституционно регулируемом пространстве. Права и свободы человека и гражданина, их признание, защита и гарантии являются основным и определяющим критерием правового характера законодательства и практики его применения вышеуказанными органами государственной власти.

<1> См.: Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

Реализация положений Конституции - это своего рода показатель гражданского общества, его способность определять пределы и формы деятельности государственной власти и осуществлять контроль за ней. Конституция является актом выражения воли народа, которая, в свою очередь, выражается посредством осуществления деятельности органов исполнительной власти.

В Российской Федерации значение прав человека таково, что они, во-первых, лишают органы исполнительной власти Российской Федерации возможности их отменить или запретить, во-вторых, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность исполнительной власти, что закреплено в ст. 18 Конституции РФ.

Тут следует остановиться на ряде принципов, которым необходимо следовать органам исполнительной власти при реализации положений Конституции РФ.

Так, принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, закрепленный в Конституции РФ, обязателен для всех отраслей государственной власти, в том числе и для органов исполнительной власти Российской Федерации.

Принцип обязательности для государства соблюдения прав и свобод граждан устанавливается ст. 2 Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Данное положение по своей сути является фундаментальной основой конституционного строя РФ. Понятием "высшая ценность" не определяется никакая другая основа конституционного строя. Соответственно любая правоприменительная и иная деятельность органов исполнительной власти должна быть направлена на признание, соблюдение и защиту этой "высшей ценности".

Признавая, что деятельность рассматриваемых органов подзаконная и в пределах их полномочий они могут издавать подзаконные правовые акты коллективного и индивидуального характера, то весьма важным принципом представляется и введение прямого запрета на антиправовой нормативно-правовой акт: "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина" (ч. 2 ст. 55). Хоть в положении и говорится о законе, логично предположить, что данный принцип распространяется на все нормативные правовые акты Российской Федерации.

Более того, поскольку Конституция РФ обладает высшей юридической силой, т.е. главный источник права, то все принимаемые в Российской Федерации правовые акты должны соответствовать Конституции РФ и не противоречить ей (ст. 15).

Анализ ч. 3 данной статьи ("Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения") позволяет утверждать о том, что огромный массив нормативных правовых актов РФ не обладает юридической силой. Обратимся, к примеру, к важному для нас правовому акту "Государственный стандарт высшего образования" от 27 марта 2000 г. Данный правовой акт, на котором построена деятельность образовательных учреждений Российской Федерации, никогда не был опубликован, т.е. в соответствии с нормой Конституции не должен применяться. По данному случаю также существует решение Верховного Суда РФ от 15 ноября 2005 г., косвенно подтверждающее вышесказанное.

Примеров по данному поводу можно привести огромное множество, в этот массив входят также и правовые акты, принимаемые не только на федеральном, но и на территориальном уровне. Зачастую сталкиваясь в своей повседневной деятельности с ведомственными правовыми актами, мы не задаемся вопросом, являются ли эти акты законными. Если правовые акты не соответствуют ряду требований, предъявляемых к ним законодательством, а в первую очередь Конституцией РФ, то вывод один - такие акты недействительны, ими нельзя руководствоваться. Поскольку они уже нарушают право граждан быть ознакомленными с их текстом. Синонимом термина "опубликование" является термин "обнародование".

В своей деятельности органы исполнительной власти, исходя из того, что они более всего задействованы в реализации конституционных положений (воли народа), должны четко ставить акцент на обязательном анализе любых принимаемых решений, только через призму положений Конституции РФ.

Статья 3 Конституции РФ говорит о том, что "носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ", т.е. имеется в виду, что народ является носителем первичной власти. Например, при нарушении наших прав одним должностным лицом мы вынуждены обращаться за защитой к другому должностному лицу. То есть фактически жалуемся государству на само государство. Не кажется ли вам, что в данном случае мы имеем отличную основу для процветания коррупции? Здесь нужно четко определять, что власть - это не должностное лицо или орган власти, власть - это функция этого должностного лица или органа. Возможно, это и есть высшая форма народовластия.

Статья 27 Конституции в ч. 1 закрепляет, что "каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место жительства". Этот вопрос уже давно является наболевшим. Закон РФ отменил прописку и ввел регистрационный учет граждан, но при этом регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ. Но существует множество ограничений, налагаемых и на самих государственных служащих. Так, к примеру, ограничено передвижение по территории Российской Федерации сотрудникам милиции и военнослужащим <2>. Пусть само право напрямую и не ограничено, но косвенно определено ведомственными приказами обязанностью уведомлять о выезде за пределы гарнизона.

<2> См.: Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации".

Статья 29 провозглашает, что "каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом", но современная действительность говорит о том, что не так-то просто получить информацию, к примеру, о деятельности органов исполнительной власти. В частности, например, практически невозможно получить информацию о количестве совершенных в районе вашего проживания краж в органах внутренних дел. Хотя данная информация никоим образом не связана с государственной или служебной тайной.

Часть 3 ст. 35 говорит о том, что "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда". Возникает интересная ситуация, когда в отношении гражданина постановлением налагается административный штраф <3>. В свою очередь, административный штраф является денежным взысканием и выражается в рублях. Гражданский кодекс РФ относит деньги к имуществу. Значит, читаем, "никто не может быть лишен своих денег иначе как по решению суда". Получается, что постановление по штрафам является незаконным.

<3> См.: Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 3.5, 32.2) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.

Свобода труда провозглашена в ч. 2 ст. 37 "Принудительный труд запрещен". Любая форма принуждения человека работать на недобровольно принятых условиях незаконна, поскольку противоречит норме Конституции РФ. У нас же принудительный труд по приговору суда - форма наказания.

Статья 38: "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан". Считаю, что здесь комментарии излишни.

Статья 43 Конституции устанавливает, что "основное общее образование обязательно". Но нигде нормативно не закреплено, что для получения этого образования необходимо посещать только школу, можно его получить, обучаясь на дому. Поэтому зачастую непонятна позиция комиссии по делам несовершеннолетних в принуждении посещать школу.

В Российской Федерации государственная защита прав и свобод граждан понимается как правозащитная деятельность, осуществляемая уполномоченными законом государственными органами и должностными лицами. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ эта обязанность возлагается на государство. Среди них следует назвать охрану прав граждан, потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, необходимость компенсации причиненного им ущерба (ст. 52), установление обязанности государства возмещать вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ). Выплачивается ли реально компенсация? К какому виду ответственности привлекаются данные должностные лица?

В то же время ст. 48 Конституции РФ говорит о том, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Ставится вопрос: реально ли государство гарантирует действие данной статьи?

Как данное положение реализуется органами исполнительной власти на практике, мы можем рассмотреть на примере возбуждения административного дела. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола <4>. Тут важно определить, что собой представляет момент составления протокола. Именно с этого момента гражданин имеет право на юридического защитника <5>. Представьте себе, что гражданина за нарушение ПДД в темное время суток остановил инспектор ГИБДД. Каким образом он должен предоставить юридического защитника? Сколько времени необходимо ожидать его прибытия?

<4> См.: Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, ст. 28.1.
<5> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. N 11-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова.

Именно такого рода вопросы должны быть решены органами исполнительной власти при реализации положений Конституции РФ. Именно это имеется в виду под "высшей ценностью".