Мудрый Юрист

Субъект преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления по законодательству республики Таджикистан *

<*> Saidov B.N. Subject of crimes against state power, interests of state service and service in agencies of local self-government in accordance with legislation of the Republic of Tadjikistan.

Саидов Б.Н., адъюнкт Академии управления МВД России, капитан милиции.

В статье речь идет о специальном субъекте, о субъекте должностных преступлений, коррупции и о его особенностях по законодательству Республики Таджикистан.

Ключевые слова: субъект преступления, специальный субъект, должностное лицо, представитель власти.

The article describes special object, subject of official crimes, corruption and peculiarities thereof in accordance with legislation of the Republic of Tadjikistan.

Key words: subject of crimes, special subject, official, representative of power.

Новое уголовное законодательство молодого государства Республики Таджикистан, пришедшее на смену законодательству 1960-х годов, характеризуется определенными особенностями применительно к преступлениям против государственной власти и интересов государственной службы, с помощью которых в настоящее время правоохранительные органы Таджикистана с огромным трудом противодействуют такому негативному социально-правовому явлению, как коррупция.

Одним из элементов состава преступления, который заслуживает особого внимания при рассмотрении проблем применения на практике состава превышения должностных полномочий, является субъект преступления.

Субъект преступления - это лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное в соответствии с законом понести за него уголовную ответственность. Субъектом преступления могут быть только люди, обладающие способностью осознавать фактический характер своих действий (бездействия) и руководить ими, т.е. только вменяемые лица. Вина, как в форме умысла, так и в форме неосторожности, исключается во всех случаях, когда лицо в момент совершения общественно опасного деяния в силу своего психического состояния не осознавало характера своих действий (бездействия) или не могло ими осмысленно руководить. Наличие дополнительных признаков характеризует специальный субъект преступления.

Способность осознавать свои действия и руководить ими возникает у психически здоровых людей не с момента рождения, а по достижении определенного возраста, оптимальной величиной которого является 16 лет. К этому возрасту у человека накапливается определенный жизненный опыт, определяются критерии восприятия окружающего мира, появляется способность осознавать характер своего поведения.

Теория уголовного права "общим" субъектом преступления считает вменяемое физическое лицо, совершившее умышленно или по неосторожности общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, и достигшее возраста уголовной ответственности. Некоторые же преступления могут быть совершены не каждым вменяемым лицом, а лишь определенными лицами, которые отличаются от других какой-то своей характеристикой, принципиально важной для наличия данного состава преступления (специального субъекта).

Превышение должностных полномочий всегда совершается специальным субъектом - должностным лицом. Специальным субъектом большинства должностных преступлений, входящих в гл. 30 УК РТ, выступает должностное лицо. Это является основной отличительной чертой преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления наряду с особенностями объекта уголовно-правовой охраны.

Представители различных отраслей правовой науки изучают понятие должностного лица с различных точек зрения, но как бы ни был разнообразен предмет исследования отраслей права, разрабатывающих понятие должностного лица, мы разделяем точку зрения большинства ученых о необходимости введения единого понятия должностного лица в уголовном праве.

Субъектом рассматриваемого состава преступления может быть гражданин, обладающий признаками должностного лица, которые указаны в примечании к ст. 314 УК РТ. В этом определении даны общие признаки, характеризующие содержание и вид выполняемых функций при замещении определенной должности.

Субъект должностного преступления (превышение должностных полномочий) - специальный, это должностное лицо, определение которого содержится в примечании 1 к ст. 314 УК РТ. Уголовный кодекс РТ дает понятие должностного лица в примечании 1 к ст. 314, относящееся только к статьям гл. 30 УК РТ. Согласно данному примечанию 1 "должностными лицами в статьях нашей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных учреждениях, а также в Вооруженных силах Республики Таджикистан, других войсках и воинских формированиях Республики Таджикистан".

В ином случае можно сказать "специальный субъект". Составы преступлений, совершенных с превышением должностных полномочий сотрудниками правоохранительных органов, предусматривают специальный субъект, являющийся должностным лицом, и чаще всего представителем власти.

Выделим следующие особенности определения должностного лица:

Исходное и в то же время центральное место среди субъектов служебных (должностных) преступлений принадлежит должностному лицу. Данная категория лиц выступала основным субъектом должностных преступлений, ответственность за которые была установлена и прежним уголовным законодательством - УК СССР 1922, 1926, 1960 гг.. когда иные виды лиц, занимающих определенное служебное положение, выступая в качестве субъектов преступлений, оставались, образно говоря, в тени, и должностные лица являются субъектом преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, предусмотренных статьями, содержащимися в гл. 30 и других главах действующего уголовного законодательства - УК РТ 1998 г., играют первостепенную и основополагающую роль среди всех субъектов (служебных) должностных преступлений.

Исходя из этих положений закона, суды вполне обоснованно признавали должностными лицами:

К числу должностных лиц закон относит три категории субъектов:

а) должностные лица, не занимающие государственные должности;

б) лица, занимающие государственные должности Республики Таджикистан;

в) государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц (в специально предусмотренных случаях) <1>.

<1> См.: Закон Республики Таджикистан от 5 марта 2007 г. N 233 "О государственном службе".

Эти категории закреплены законом, но их характер и соответственно объем неодинаковы. Каждой группе указанных должностных лиц свойствен только тот вид прав и служебных обязанностей, который необходим для реализации возложенных на них задач и входит в содержание должностных полномочий. Вышеуказанные функции не отличаются строгой конкретностью и точностью, но в то же время обеспечивают правоприменителя необходимой свободой действий в применении так называемого позитивного законодательства, где конкретно указаны функции того или иного должностного лица.

Понятие должностного лица достаточно четко определено в самом уголовном законе, однако толкование отдельных признаков и отдельных критериев дается в юридической литературе и на практике не всегда однозначно. Это связано прежде всего с тем, что толкование каждого признака должностного лица, указанного в законе, требует комментирования не только с позиции уголовного закона, но и с позиции большого количества подзаконных актов, регулирующих правовое положение данного должностного лица.

В определении должностного лица должны быть необходимые признаки, указывающие на то, что лицо занимает должность в органе государства, занимается руководящей работой, состоит на государственной службе и наделено полномочиями властного характера.

При определении должностного лица закон исходит из двух общих признаков, определяющих должностное лицо, - функционального и локального:

  1. функциональный признак включает в себя функции, которые должно выполнять лицо для признания его должностным;
  2. локальный признак указывает на статус органов или учреждений, где данное лицо осуществляет свою деятельность.

Таким образом, функциональный признак - осуществление должностным лицом постоянно, временно или по специальному полномочию:

  1. полномочия представителя власти;
  2. административно-хозяйственных;
  3. организационно-распорядительных функций.

Понятие представителя власти применительно ко всем статьям Уголовного кодекса раскрыто в примечании к ст. 328 УК РТ: "Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается лицо, служащее в органах государственной власти и наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости".

В своих работах Б.В. Волженкин <2> и Н. Ковалева <3> справедливо указывают на тот факт, что при анализе данных понятий напрашивается вывод об их тавтологичности и неопределенности.

<2> См.: Волженкин Б.В. Служебные преступления. М., 2000. С. 99.
<3> См.: Ковалева Н. Кто является представителем власти по специальному полномочию // Российская юстиция. 2002. N 11. С. 59.

По мнению В.И. Динека, представителем власти можно считать такое лицо, которое не только по своему должностному положению является носителем части власти органа государства, но и уполномочено выполнять функции представителя своих интересов, обладая властными полномочиями в отношении неопределенного круга физических и юридических лиц <4>.

<4> См.: Динека В.И. Преступление против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. М., 2000.

Представителем власти является должностное лицо, а должностное лицо - это лицо, осуществляющее функции представителя власти. К тому же не всякое должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа может считаться представителем власти.

К представителям власти относятся лица, осуществляющие законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работники государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности.

Из приведенного определения следует, что особенностью представителя власти является то, что он наделен властными функциями по отношению к лицам, не находящимся от него в служебной зависимости (например, рядовой сотрудник милиции, налоговый инспектор и т.д.).

Для определения того, является ли то или иное лицо представителем власти, необходимо обратиться к соответствующим законам, регламентирующим компетенцию данного лица. В одних случаях такие работники называются представителями власти в самом тексте соответствующих законов. Например, сотрудники органов государственной охраны при исполнении ими служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства. Законные требования сотрудников органов государственной охраны обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.

Б.В. Волженкин справедливо отмечает, что "полномочия представителя власти имеют значение и силу лишь в определенных пределах, в связи с выполнением соответствующих задач, стоящих перед государством или муниципальным органом" <5>.

<5> Волженкин Б.В. Указ. соч. С. 109.

В других случаях подобный вывод следует делать исходя из анализа полномочий, предоставленных законом тому или иному сотруднику или органу в целом.

В юридической литературе существуют и другие критерии отнесения тех или иных лиц к представителям власти. Так, в своей работе А.С. Снежко поддерживает мнение А.Н. Ларькова, утверждающего, что представителями власти следует признавать лиц, занимающих выборные должности, связанные с осуществлением властных полномочий. К этому выводу А.С. Снежко добавляет, что распорядительные полномочия означают необходимость их немедленного исполнения под угрозой возможного применения силы. Поэтому, по мнению автора, распорядительными полномочиями обладают две группы представителей власти:

  1. имеющие право в соответствии с КоАП составлять протоколы об административном правонарушении;
  2. несущие обязанности по охране общественного порядка и поэтому обладающие правом немедленного применения насилия к лицам, нарушающим данный порядок <6>.
<6> См.: Там же. С. 110.

Данные суждения, по нашему мнению, являются несогласованными. А.Н. Ларьков в данном случае говорит о занимаемой должности, А.С. Снежко - о полномочиях. Ведь постовой милиционер, несомненно, - представитель власти, выполняющий обязанности по охране общественного порядка, однако он не занимает выборную должность.

Официальное толкование понятий организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций дано в Постановлении Пленума Верховного Суда РТ и Законе РТ "О государственной службе".

Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и дисциплинарных взысканий.

Лица, реализующие организационно-распорядительные обязанности, связаны непосредственно с управлением определенными процессами: управленческой системой либо отдельными ее звеньями, связанными с коллективной деятельностью людей либо отдельно с коллективами. Их можно назвать управленцами, поскольку содержанием их обязанностей является организация управления и организация деятельности людей по выполнению поставленных перед ними целей. Это не значит, что обязательно должно быть сочетание управления и организации деятельности. Они могут сочетаться и могут быть самостоятельными направлениями, реализуемыми этими должностными лицами. Их полномочия формируются не только законами, но и разного рода подзаконными нормативными актами. Последние определяют тактику поведения лица и не влияют на содержание права лица по совершению юридически значимых действий, которые должны всегда соответствовать закону.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений а также иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, организацию их отгрузки, получения и отпуска, получение и выдачу денежных средств с оформлением соответствующих документов, учет произведенной работы и начисление вознаграждения за труд, определение порядка их хранения и т.д. Выполнение административно-хозяйственных обязанностей включает в себя такие функции, которые непосредственно связаны с управлением материальными ценностями: государственным либо негосударственным имуществом. Данный тип должностных лиц характеризуется тем, что в основном выполняет административные (распорядительные, руководящие) и хозяйственные функции. Это многочисленная группа хозяйственников, в компетенцию которых входит круг прав и обязанностей, непосредственным образом связанных со сферой экономической деятельности, неразрывно связанной с распоряжением материальными ценностями. Все работники государственных и негосударственных учреждений, органов и организаций, Вооруженных Сил, других войск или воинских формирований, независимо от занимаемого ими положения, в функции которых входит распоряжение материальными ценностями, являются должностными лицами по признаку наличия у них административно-хозяйственных функций <7>.

<7> См.: Обзор судебной практики по делам о преступлениях против военной службы и некоторых должностных преступлениях, совершаемых военнослужащими // Сборник законодательства РТ. 2006. "Адлия".

Многие должностные лица выполняют одновременно и организационно-распорядительные, и административно-хозяйственные функции. Для признания субъекта должностным лицом достаточно наличия у субъекта правомочий, относящихся хотя бы к одной из этих функций <8>. В начале 90-х годов в 40% случаев им все же вменялся в качестве обязательного признака такой, как выполнение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, тогда как они являлись представителями власти, и содержание служебных полномочий не давало повода судам считать иначе. Самих по себе функций представителя власти достаточно, чтобы признать лицо должностным и имеющим право на совершение разного рода не только управленческих, но и организационно-распорядительных актов, которые осуществляются им на основе власти, ему предоставленной законом.

<8> Б.В. Волженкин в работе справедливо указывает на то, что в определении должностного лица разделительный союз "или" при перечислении функций должностного лица отсутствует. По мнению автора, данная особенность все же не свидетельствует о стремлении законодателя подчеркнуть необходимость осуществления должностным лицом тех и других функций одновременно, а является результатом редакционной небрежности. См.: Волженкин Б.В. Указ. соч. С. 114.

На основании закона определяются пределы деятельности должностного лица не только в органе, но и во внешней среде. Для того чтобы войти в эту среду, работник (сотрудник) должен быть назначен на должность либо временно допущен по специальному полномочию к выполнению обязанностей представителя власти или иного должностного лица, как того требует закон. Тем самым лицо допускается к исполнению обязанностей и применению законов, приобретает нужный объем властно-должностных полномочий, круг которых очерчен законодателем. От вида должности напрямую зависят содержание и объем данных полномочий.

В примечании к ст. 314 УК Республики Таджикистан содержится ссылка на то, что к должностным лицам относятся и те, кто выполняет организационно-распорядительные функции по специальному полномочию. В законе и в юридической литературе нет достаточно четкого и прямого ответа на возникающий вопрос: что следует понимать под специальным полномочием? Кто вправе наделять лицо специальными полномочиями и каково их содержание? Постановка данных вопросов не означает, что они ранее не исследовались.

Под специальным полномочием Б.В. Здравомыслов понимает выполнение без занятия должности надлежаще оформленных разовых поручений должностного характера либо выполнение на основе специального правового акта (приказа, трудового соглашения, доверенности) организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Обязанности представителя власти и соответственно должностного лица по специальному полномочию осуществляются посредством действия руководителя организации, учреждения по выполнению определенной процедуры допуска подчиненных к выполнению определенных служебных обязанностей в целях реализации поставленных перед тем задач.

Таким образом, закон выделяет две группы субъектов, подпадающих под понятие должностного лица. Первую составляют лица, постоянно или временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти. Вторую группу составляют лица, которые выполняют организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Республики Таджикистан, других войсках и воинских формированиях Республики Таджикистан.

Представители власти, составляющие первую группу должностных лиц, обладают рядом специфических признаков, правильное определение которых имеет существенное значение для применения норм, предусматривающих ответственность за должностные преступления <9>.

<9> См.: Ткачева Г.В. Уголовная ответственность за превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ): Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2004.

Необходимо отметить, что хотя в законодательном порядке признаки должностного лица как специального субъекта преступления и закреплены в примечании 1 к ст. 314 УК РТ, тем не менее в судебно-следственной практике возникают ошибки в квалификации деяний даже Верховным Судом РТ. Чаще всего трудности могут иметь место, когда речь идет об уголовной ответственности лиц с признаками (специального субъекта) субъекта должностных преступлений таких категорий работников, как преподаватели различных учебных заведений, медицинские, торговые работники, представители различных строительных профессий и других сфер деятельности и специальностей.

В качестве примера можно привести следующее уголовное дело. Курган-Тюбинским областным судом в 1999 г. Н., работавший доцентом Института им. Н. Хисрава, был осужден по п. "б" ч. 4 ст. 320 и ст. 321 УК РТ. Н. признан виновным в неоднократном получении взяток от студентов заочного факультета и служебном подлоге.

В кассационных жалобах осужденный и адвокат просили об отмене обвинительного приговора и прекращении производства по делу за отсутствием события и состава преступления. По их мнению, и совершенно обоснованно, преподаватель института не является должностным лицом, т.е. специальным субъектом должностного преступления, так как данный институт не является государственным учреждением.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Таджикистан в 2000 г. жалобу Н. оставила без удовлетворения, а приговор частично изменила, признав его виновным только в получении взятки (п. "б" ст. 320 УК РТ). Свое решение Судебная коллегия мотивировала тем, что Н., работая доцентом, как преподаватель был наделен правом принятия экзаменов у студентов, а несдача ими экзамена влекла определенные правовые последствия, в результате которых студенты, не выполнявшие учебный план, не допускались к следующей сессии, не получали официального вызова на сессию и, таким образом, не имели права на получение оплачиваемого учебного отпуска, а также могли быть отчислены из учебного заведения <10>.

<10> См.: Уголовное дело "2000". 1999 г.

Вообще дискуссия о правовом положении преподавателя высшего и среднего образования в уголовно-правовой литературе занимает не последнее место, и мнения ученых на этот счет расходятся. Р. Орымбаев считает, что преподаватель государственного института должен признаваться должностным лицом, так как от его оценки на экзамене может зависеть получение студентом стипендии, зачисление абитуриента в вуз, и у этих лиц изменяются права и обязанности.

Точки зрения в этом вопросе, с которой можно согласиться, придерживается А.Я. Светлов, указывающий, что преподаватели всех учебных заведений, в том числе и специальных, подлежат уголовной ответственности при условии, если совершенное ими преступное деяние связано с использованием служебного положения, но не с выполнением своих функциональных обязанностей преподавателя <11>.

<11> См.: Светлов А.Я. Ответственность за должностные преступления. Киев, 1978. С. 25.

Как мы полагаем, к должностным лицам следует отнести начальников (заведующих) кафедры, деканов государственных институтов, начальника (заведующего) учебного отдела или структурного подразделения учебного заведения. Преподаватели высших учебных заведений также могут временно по специальному приказу или распоряжению выполнять функции должностного лица в его отсутствие, а в других случаях быть членами государственной, аттестационной или квалификационной комиссии на период их работы.

Литература

  1. Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г.
  2. Уголовный кодекс Республики Таджикистан от 1 сентября 1998 г.
  3. Уголовные кодексы СССР 1922 г., 1926 г., 1960 г.