Мудрый Юрист

Проблемы правового регулирования труда спортсменов и тренеров в Российской Федерации

Балицкий Кирилл Степанович - студент Института прокуратуры Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

Статья посвящена анализу общих положений и особенностей правового регулирования труда спортсменов и тренеров. Автор рассматривает законодательные дефиниции понятий "спорт" и "спортсмен", предлагает изменить классификацию указанных категорий. Анализирует систему источников трудового права, характерную исключительно для спортсменов и тренеров как для особой категории работников, изучает вопрос об их соотношении и взаимодействии с традиционными источниками трудового права.

Ключевые слова: труд, спортсмен, тренер, профессиональный спорт, источники права.

За последние 20 лет понимание назначения и сущности спорта значительно изменилось. Процесс его коммерциализации начался в октябре 1974 г., когда на 75-й сессии Международного олимпийского комитета было принято решение, что международным федерациям по отдельным видам спорта разрешалось использование в рекламных целях имени спортсмена в тех случаях, когда эти федерации подписывают контракт с самим спортсменом.

Кроме того, многие крупнейшие корпорации, например Coca-Cola, McDonald's, Visa и др., выступают постоянными спонсорами крупнейших международных соревнований, прежде всего Олимпийских игр. С каждым годом интерес к таким международным соревнованиям неуклонно растет. Так, по данным опроса, проведенного американским агентством Nielsen Media Research <1>, телевизионная аудитория XXIX летних Олимпийских игр в Пекине составила во всем мире более 4,7 млрд. человек. Это означает, что трансляции из Китая смотрело около 70% населения планеты.

<1> URL: http://www.nielsen.com.

Является ли процесс коммерциализации положительной тенденцией современного спорта или наоборот вопрос спорный. Однако необходимо признать, что такие изменения неизбежны и необратимы.

Правовое регулирование профессионального спорта в нашей стране начало формироваться в конце 80-х начале 90-х гг. XX в. В это время были приняты важнейшие акты, регламентирующие правовой статус спортсмена. Наиболее значимыми среди них были:

  1. Постановление Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ от 2 августа 1988 г. N 945 "О совершенствовании управления футболом, другими видами спорта и дополнительных мерах по упорядочению содержания команд и спортсменов по основным видам спорта". Это Постановление дополнило Общесоюзный классификатор профессий должностью спортсмена-инструктора. Тем самым правовой статус профессионального спортсмена приравнивался к статусу других работников сферы физической культуры и спорта. Кроме того, стаж профессиональной спортивной деятельности стал учитываться как стаж работы, необходимый для получения пенсии по возрасту;
  2. Постановление Совета Министров СССР от 8 января 1991 г. N 14 "О дополнительных мерах по экономической деятельности в области спорта". Данным нормативным актом устанавливалось, что с 1 декабря 1991 г. трудовые отношения спортсменов, тренеров и других специалистов сборных команд СССР регулируются особой формой трудового договора - контрактом, заключаемым между указанными категориями граждан и Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту или органом, которому указанным Комитетом делегированы права на заключение контракта.

Следующим шагом в развитии законодательства о труде профессиональных спортсменов было принятие 27 апреля 1993 г. Основ законодательства о физической культуре и спорте, в соответствии с которыми в Российской Федерации появилась законодательная база для заключения договоров с профессиональными спортсменами.

За последние десять лет законодательство Российской Федерации о спорте, особенно один из его главных сегментов - нормы, регулирующие трудовые правоотношения в сфере спорта, - значительно улучшилось. Так, 4 декабря 2007 г. был принят ФЗ "О физической культуре и спорте в РФ" <2>, где был устранен ряд недопустимых коллизий его предшественника - одноименного Закона от 29 апреля 1999 г. <3>. В ст. 2 утратившего силу Закона профессиональный спорт определялся как предпринимательская деятельность, из чего следует, что спортсмен-профессионал признавался предпринимателем со всеми вытекающими отсюда последствиями гражданско-правового характера. В то же время в п. 3 ст. 24 этого Закона содержалась норма, согласно которой деятельность спортсменов-профессионалов регулируется трудовым законодательством, что подразумевает его характеристику не как предпринимателя, а как наемного работника <4>.

<2> Рос. газ. 2007. 8 дек.
<3> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2206.
<4> Алексеев С.В. Спортивное право России. М., 2007. С. 226.

Надо отметить как положительный факт закрепление дефиниции термина "профессиональный спорт" в п. 11 ст. 2 нового ФЗ "О физической культуре и спорте в РФ": "Профессиональный спорт часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату".

Таким образом, в данном определении спорт одновременно понимается как предпринимательская деятельность ("вознаграждение от организаторов соревнований") и как трудовая ("заработная плата").

Законодатель выделяет в понятии "спорт" три составляющие: 1) массовый спорт; 2) профессиональный спорт; 3) спорт высших достижений. Дефиниция каждого из понятий дается в ст. 2 указанного ФЗ (соответственно в пп. 4, 11, 13). Представляется, что такое разделение не совсем корректно, так как, если исходить из содержания ФЗ, понятие "спорт" следует разделить на два вида: 1) массовый спорт, который фактически отождествляется с физической культурой <5>; 2) профессиональный спорт, так как спорт высших достижений - разновидность профессионального спорта, более высокая его ступень.

<5> Хотя законодатель в п. 26 ст. 2 ФЗ и дает самостоятельную дефиницию термина "физическая культура", пытаясь тем самым отграничить ее от массового спорта.

По моему мнению, именно такое деление понятия "спорт" является единственно необходимым и логичным с точки зрения регламентации правоотношений спортсменов и тренеров. Данное утверждение подтверждается законодательными дефинициями терминов "спортсмен" и "спортсмен высокого класса", которые даются в пп. 22, 23 ст. 2 ФЗ. Таким образом, можно сделать вывод о том, что массовым спортом занимается спортсмен, а профессиональным - спортсмен высокого класса.

Представляется, что такая классификация нужна для более четкой регламентации именно трудовых отношений спортсменов и тренеров, а также для законодательного разграничения норм, регулирующих трудовые отношения тренеров и учителей физической культуры в образовательных учреждениях.

28 февраля 2008 г. в Трудовой кодекс РФ <6> была введена новая глава 54.1 "Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров". Это событие стало безусловным прорывом в отечественной юриспруденции, так как впервые нормы, касающиеся спортсменов и тренеров, были собраны воедино, а не рассредоточены по различным статьям Кодекса, как это было ранее.

<6> Рос. газ. 2001. 31 дек.

Представляется, что с учетом названных дефиниций понятий "спортсмен" и "спортсмен высокого класса", а также разграничения понятий "тренер" и "преподаватель физической культуры" <7> более корректным будет именовать гл. 54.1 ТК РФ "Особенности регулирования труда спортсменов высокого класса и тренеров".

<7> На данную категорию работников распространяются нормы гл. 52 ТК РФ "Особенности регулирования труда педагогических работников".

В настоящее время спорт в целом, а профессиональный спорт особенно, полностью строится на экономической основе и зачастую направлен не только на достижение спортсменом максимального результата, но и на получение экономической прибыли всеми сторонами спортивного правоотношения. Полагаю, что это обстоятельство является одной из главных причин возникновения необходимости правовой регламентации этих отношений на различных уровнях. В ТК РФ закрепляются следующие виды источников трудового права: 1) международные акты в сфере труда; 2) федеральные нормативные правовые акты; 3) региональные нормативные правовые акты (принимаются на уровне субъекта РФ); 4) территориальные нормативные правовые акты (принимаются органами местного самоуправления); 5) локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

Данная система источников характерна для всех трудовых правоотношений в РФ. Однако особенностью регулирования труда спортсменов и тренеров как особой категории работников является существование параллельной системы нормативных правовых актов, которые принимаются международными и внутригосударственными неправительственными общественными организациями.

Такую параллельную систему источников права, характерных для регулирования труда спортсменов и тренеров в РФ, составляют:

  1. акты общего (универсального) характера, которые принимаются Международным олимпийским комитетом как универсальным субъектом международных правоотношений, а также Олимпийским комитетом России как общероссийским союзом общественных объединений и представительной организацией страны-участника международного олимпийского движения;
  2. акты специального характера, которые включают акты международных и национальных федераций по отдельным видам спорта (например, акты FINA - Международной федерации плавания и акты ВФП Всероссийской федерации плавания);
  3. акты, принимаемые на уровне отдельных клубов и спортивных школ (локальные нормативные акты организаций).

На каждом из указанных уровней могут приниматься акты, содержащие нормы трудового права, распространяющиеся на спортсменов, выступающих за российские спортивные клубы, а также на их тренеров. Так, в ст. 3.1 Устава ВФП, утвержденного 27 января 2006 г., содержится норма, согласно которой к правам организации относится "право заключать договоры и соглашения с членами Сборных команд по плаванию, регулирующие взаимные права и обязанности Федерации и спортсменов членов Сборной команды по плаванию в ходе подготовки и выступления на международных соревнованиях".

Таким образом, складывается уникальная ситуация, когда нормы, регулирующие трудовые правоотношения спортсменов и тренеров, содержатся как в традиционных источниках трудового права, так и в актах международных неправительственных и внутригосударственных общественных организаций. Кроме того, обе системы источников трудового права включают локальные нормативные акты, которые выполняют роль первичных правовых регуляторов.

Представляется, что обоснованно внесение следующих изменений в ТК РФ: ч. 1 ст. 5 ТК РФ дополнить абзацем следующего содержания: "Актами международных неправительственных и внутригосударственных общественных организаций", а в ч. 3 ст. 348.1 ТК РФ заменить "с учетом норм, утвержденных общероссийскими спортивными организациями" на "с учетом норм, утвержденных международными неправительственными и внутригосударственными спортивными организациями".

В российской юридической литературе до недавнего времени вопросы неклассических источников права исследовались крайне редко. Только в начале 90-х гг. XX в. стали появляться публикации на эту тему. Одной из последних по данной проблеме вышла статья "Нетипичные источники российского права" <8>. Авторы полагают, что термин "нетипичные" более корректен, чем термин "нетрадиционные", применительно к источникам права. В статье говорится, что "фактически новые источники права исследуются в русле доктрины общего права, что затрудняет выявление юридической природы интенсивно формирующихся нетипичных юридических источников" <9>.

<8> Петров К.В., Сапун В.А., Смирнова М.Г. Нетипичные источники российского права // Рос. юрид. журн. 2009. N 1. С. 7 - 16.
<9> Там же. С. 8.

Российская правовая доктрина выделяет пять источников права: нормативный правовой акт, нормы международного права, судебный прецедент, правовой обычай, нормативный договор. Господствующей является точка зрения о том, что данный перечень является закрытым. Однако нельзя не принимать во внимание и другие источники права, например акты общественных организаций, признанных государством, поскольку на многие правоотношения акты таких организаций оказывают значительно большее влияние, нежели акты органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В связи с этим положение ч. 6 ст. 348.2 ТК РФ можно признать революционным для российского законодательства: "Работодатели обязаны как при приеме на работу, так и в период действия трудового договора знакомить спортсменов, тренеров под роспись с нормами, утвержденными общероссийскими спортивными федерациями, правилами соответствующих видов спорта, положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях, условиями договоров работодателя со спонсорами (партнерами), с рекламодателями, организаторами спортивных мероприятий и общероссийскими спортивными федерациями в части, непосредственно связанной с трудовой деятельностью спортсменов, тренеров". Таким образом, законодатель, хоть и косвенно, признает возможность существования норм трудового права в актах неправительственных организаций.

Заслуженный тренер РФ, главный тренер сборной России по спортивной гимнастике И.А. Винер справедливо отметила, что "решение разнообразных юридических проблем большого спорта, в том числе и трудовых отношений спортсменов и тренеров, приобретает сегодня первостепенное значение, не меньшее, чем физическая подготовка и медицинское обеспечение наших атлетов" <10>. Полагаю, что введение новой главы (гл. 54.1) в ТК РФ можно признать началом нового этапа регулирования спортивных правоотношений в РФ.

<10> Алексеев С.В. Указ. соч. С. 7.