Мудрый Юрист

Право и правопорядок на транспорте *

<*> Dukhno N.A. Law and law order on transport.

Духно Н.А., директор Юридического института МИИТ, доктор юридических наук, профессор.

Научное осмысление правопорядка на транспорте является актуальным в сложившейся политико-правовой ситуации в России. В статье отмечается, что нужна воля для преодоления стереотипов старого мышления, выраженного в ограниченном понимании значения права. Выводы автора могут быть использованы в правотворческой деятельности.

Ключевые слова: транспорт, право, правопорядок, знание, специалист.

Scientific understanding of law order on transport is topical in the current political-law situation in Russia. The article notes that there should be a will for negotiating stereotypes of old thinking realized in narrow understanding of the meaning of law. The author's conclusions can be used in law-making activity.

Key words: transport, law, law order, knowledge, specialist.

Два юридических явления - право и правопорядок - приобретают в современной жизни транспорта новые свойства. От того, насколько полно, всесторонне и объективно специалисты и руководители транспорта понимают значение правопорядка и осмысленно участвуют в его установлении, во многом зависит развитие транспортного комплекса.

В профессиональных знаниях всех специалистов транспорта очень важный аспект занимают правовые знания. Они образовали крайне значимую сторону в жизнеспособности транспорта.

В дни чествования 200-летия транспортного ведомства и образования на транспорте России была дана яркая оценка ведомственному образованию. Двухвековой опыт подготовки высокопрофессиональных специалистов достоверно подтверждает основу необходимости сохранения и развития транспортного образования.

В наши дни стремительного роста транспортных услуг, увеличения уровня сервисного обслуживания и обеспечения безопасности коренным образом стали меняться транспортные отношения.

Специалисты и руководители транспорта, грузоперевозчики и грузоотправители, работники всего транспортного комплекса, граждане все чаще обнаруживают новые факты, вокруг которых складываются непростые транспортные отношения. Они по своей природе многообразны. Но от их упорядоченности зависят четкость, безопасность работы транспорта и удовлетворение законных интересов всех, кто становится пользователем его услуг.

Самыми надежными регуляторами транспортных отношений являются нормы права. Выражая собой систему налаженности всей транспортной деятельности, правовые нормы определяют необходимый порядок. Установление необходимого правопорядка обеспечивает реализацию цели, для достижения которой и функционирует транспорт.

Каждая норма права устанавливает меру поведения работника транспорта в процессе исполнения возложенных обязанностей.

Часто складывается мнение о том, что для порядка на транспорте не хватает нужных законов. Само по себе право, в том числе и транспортное, остается пустой декларацией до тех пор, пока его нормы не осознаны как необходимые правила, обеспечивающие порядок работы безопасного, надежного исполнения всех транспортных услуг и надежной защиты интересов всех тех, кто к ним обращается.

В современных условиях деятельности транспорта нужны высокая дисциплина труда, высокий уровень правопорядка. Чем сложнее технологии, тем ощутимее транспорт становится источником повышенной опасности. Существующие факторы угроз и рисков обусловливают необходимость в постоянном повышении уровня правопорядка на транспорте.

В наше время на плодотворную работу транспорта спроецированы многие тысячи нормативных правовых актов. Все они насыщены правилами, выполнение которых обеспечивает необходимый и безопасный порядок работы всего транспортного комплекса.

Однако наличие даже самой современной правовой базы не гарантирует требуемого порядка. Необходима кропотливая работа по надлежащему изучению действующего законодательства, по привитию правовой культуры, с позиций которой протекает процесс формирования правопорядка. Пути к правопорядку прокладываются через освоение нормативной базы.

Знание законов нужно не только юристам. Каждый специалист, каждый руководитель транспорта несет ответственность за безопасную и надежную работу транспортного комплекса.

Все сотрудники транспорта обязаны знать и уметь применять на практике определенные нормы права. Их содержание, объем ориентированы на исполнение обязанностей по должности, по конкретно выполняемой работе.

Правопорядок неотделим от законодательства. Законы являются основой правопорядка. Но сами по себе законодательные акты не устанавливают правопорядок.

Путь от законов к правопорядку непростой. Даже само знание законов не может быть достаточным для установления правопорядка.

Убеждение жить и работать по закону формируется на основе правовой культуры.

Нужна воля для преодоления стереотипов старого мышления, выраженного в ограниченном понимании значения права. Сознание работников транспорта следует ориентировать на повышение уровня правовых знаний. Их следует понимать как необходимое звено в сложной цепи профессиональных знаний транспортника.

Правовая наука, обучение и практические задачи транспорта взаимосвязаны. Постоянное и непрерывное обучение специалистов транспорта стало неотъемлемым атрибутом деятельности транспорта.

Обучение выполняет функции связи и воплощения правовых научных идей, концепций в реальную практику. Но и правовая наука обязана учитывать потребности практики совершенствования деятельности транспорта.

В наши дни появляется необходимость в объединении научных потенциалов правовых кафедр транспортных вузов в целях разработки новых концепций транспортного права.

Одному транспортному вузу или всем вузам, но в разобщенности невозможно охватить большой объем задач по разработке теории транспортного права.

Фундаментальность правовой науки требует объединенных усилий всего теоретического потенциала транспортных вузов. В этой связи целесообразно создание ассоциации юристов транспорта. Такая общественная организация решала бы конкретные отраслевые задачи, которые не берет на себя Ассоциация юристов России.

Организационную работу по сосредоточению научного потенциала правовых кафедр транспортных вузов для целенаправленных фундаментальных исследований по транспортному праву могла бы взять на себя Ассоциация юристов транспорта.

Юристы-практики, обремененные большим объемом рабочих вопросов, не имеют возможности вести фундаментальные научные исследования. Эта работа требует методологического подхода и времени.

Все практические правовые проблемы отчетливо видны юристам, работающим в транспортных структурах. Их участие в работе Ассоциации юристов транспорта будет плодотворным для учета практической направленности фундаментальных правовых исследований.

Ассоциация юристов транспорта станет необходимым инструментом укрепления тесной связи между практическими правовыми проблемами и фундаментальной наукой транспортного права.

В наше время отсутствие такой взаимосвязи пагубно влияет на правопорядок в сфере транспорта.

Читаемые в транспортных вузах курсы правоведения не всегда или неполно учитывают возникающие практические правовые проблемы повседневной работы транспорта.

Учебный курс правоведения следует заменить на транспортное право. Знание по этой правовой дисциплине должно обрести профессиональную ориентацию.

Правовые знания каждого специалиста транспортного вуза необходимо расценивать как составную и крайне важную часть профессиональных знаний. Без правовых знаний, умений и навыков их применения профессиональная подготовка любого специалиста-транспортника подлежит неудовлетворительной оценке.

Реальность транспортной жизни обусловливает потребность воплощения правовых норм в транспортные отношения каждым работником этой сферы.

Даже при самой идеальной работе юристов транспорта их усилий недостаточно для установления должного уровня правопорядка на транспорте. При росте уровня правовых знаний для всех работников транспорта и повышении правопорядка не будет оснований для разнообразных исков и судебных дел, отвлекающих многих специалистов и руководителей от полезных дел и приводящих к непредвиденным и ненужным затратам, образующим убытки.

В сложившейся обстановке наличия большого объема законодательства, немалого научно-правового потенциала в транспортных вузах уровень правопорядка остается низким. Факты нарушения дисциплины труда, низкий рост производительности труда, возникновение аварий и других чрезвычайных происшествий - все это подтверждает реальную действительность уровня правопорядка на транспорте. Он является неудовлетворительным не потому, что нет законов, а по причине отсутствия стимулов жить и работать по их предписаниям.

В наши дни нет координационного звена между законодательством, правовой наукой и практикой их воплощения в жизнь транспорта.

Признавая важность правовой науки в деле совершенствования законодательства и его реализации в транспортные отношения, следует от идей переходить к конкретной работе.

В дни экономического кризиса и скудности бюджета на транспорте функцию по координации всех юридических явлений на транспорте могла бы взять на себя Ассоциация юристов транспорта.

Свою плодотворную работу Ассоциация может осуществлять на основе принципа самофинансирования. Кроме того, такая организация могла бы осуществлять сбор, анализ, систематизацию всех правовых проблем транспорта; вести отбор ученых-юристов для научных исследований в поиске научных методов решения правовых задач для транспорта; привлекать ученых-юристов для развития научных концепций транспортного права; разрабатывать научно обоснованные предложения по созданию эффективных стимулов, обеспечивающих воплощение норм права в реальные транспортные отношения; вести разработку теории транспортного права и методики дифференцированного обучения по данной отрасли всех специалистов транспорта.

Ассоциация юристов транспорта позволит решить и другие правовые проблемы, которые не одолеваются существующими структурами транспорта.

Недостаточной пока остается пропаганда права на транспорте. Не все его сотрудники правильно понимают значение права и его составляющих частей в эффективной работе транспорта. Устойчивый стереотип мышления о том, что правовые проблемы решаются только юристами по должности, наносит ощутимый вред в работе по повышению правового уровня знаний всех специалистов и руководителей транспорта.

Право как критерий установления дисциплины труда, как мера обеспечения его производительности, безопасности на транспорте остается без достаточного внимания. Недооценка знания права в формировании и функционировании транспорта отрицательно сказывается на научно-методической основе преподавания его в транспортных вузах.

Не во всех транспортных вузах сложились полноценные правовые кафедры, способные вести фундаментальные правовые исследования и использовать их в преподавании правовых курсов, спроецированных на формирование правовой культуры специалистов транспорта.

Классическая юридическая наука пока не разработала достаточно обоснованных критериев, по которым можно дать единообразную оценку сущности транспортного права. Отставание теории от потребности практики не способствует развитию новых концепций, выражающих спрос транспортного права в сегодняшней жизни транспорта.

Вместе с тем при кардинальных изменениях транспортных отношений, устремленных к основанию новых транспортных коридоров, к внедрению скоростного движения, освоению новейшей техники и современных технологий, возникают потребности формирования правовых основ во всех сферах транспортной деятельности. В наше время нужны не только новые представления о сущности транспортного права, но требуются немалые усилия по обучению и привитию навыков оперирования всем арсеналом юридических средств.

В решении многих проблем повышения уровня правового порядка на транспорте могла бы принимать участие Ассоциация юристов транспорта.