Мудрый Юрист

Модернизация военно-юридического образования в России во второй половине XIX столетия

Захаров В.В., заведующий кафедрой теории и истории государства и права Курского государственного университета, доктор юридических наук.

Организация и принципы деятельности военно-судебной системы России к середине XIX в. окончательно устарели и не соответствовали потребностям обеспечения правопорядка в войсках. Судебная реформа 1864 г. повлекла за собой преобразование военно-судебной части. В результате введения Военно-судебного устава 1867 г. в российской армии сложилась новая вполне современная военно-судебная система, включавшая полковые, военно-окружные суды, Главный военный суд. В военном судоустройстве и судопроизводстве были реализованы базовые принципы, закрепленные в Судебных уставах 1864 г. Одним из них являлся переход к профессиональному правосудию, когда судопроизводство осуществлялось профессиональными судьями, получавшими специальное (военно-юридическое) образование и прошедших практическую подготовку.

В связи с принятием Военно-судного устава актуализировалась проблема кадрового обеспечения новых юрисдикционных органов. Для того чтобы решить эту задачу, правительство предприняло ряд мер. Так, в 1866 г. профессора Петербургского университета А.П. Чебышев-Дмитриев и А.В. Лохвицкий прочитали экспресс-курс по уголовному праву и уголовному процессу для офицеров, которые предполагались для назначения в Петербургский и Московский военно-окружные суды. Одновременно была существенно усилена юридическая подготовка слушателей Аудиторского училища <1>. Более того, при нем 20 августа 1866 г. были открыты военно-юридические классы для офицеров. Видимо, этого все равно было недостаточно, в связи с чем правительство пошло на допущение на военно-судебные должности гражданских чиновников.

<1> Аудиторское училище было создано в 1846 г. на базе Аудиторской школы, которая функционировала с 1832 г.

Перечисленные действия имели краткосрочный эффект и не могли обеспечить постоянный приток квалифицированных специалистов в военную юстицию. А потому были предприняты меры долгосрочного характера, к которым относились действия по созданию системы подготовки военно-юридических кадров. Ее первым элементом, наряду со стажировкой, являлось эффективное военно-юридическое образование. Рассмотрим сначала организационные изменения.

Тридцатого марта 1867 г. офицерские классы были переименованы в Военно-юридическую академию. 28 сентября 1868 г. было утверждено Положение об Академии, с которым дореволюционный исследователь В.Д. Кузьмин-Караваев связывает завершение процесса создания Академии <2>. Нам представляется, что окончательная точка была поставлена чуть позднее, в 1869 г., когда Академия получила статус высшего учебного заведения <3>, поскольку именно в таком качестве в изучаемое время она выступала ключевым, едва ли не единственным в мире учебным заведением для подготовки военных юристов в соответствии с требованиями, которые предусматривались действовавшим законодательством.

<2> См.: Кузьмин-Караваев В.Д. Военно-юридическая академия. 1866 - 1891. Краткий исторический очерк. СПб., 1891. С. 20.
<3> См.: Свод военных постановлений. СПб., 1869. N 307.

При этом Аудиторское училище не было ликвидировано. Его переименовали в Военно-юридическое училище. И оно тоже вело подготовку юридических кадров. Разница состояла в том, что Училище давало трехлетний курс подготовки гражданских чиновников и носило закрытый характер. А Академия специализировалась на подготовке военных юристов, давала двухлетний курс подготовки и была более открытым учебным заведением <4>. В нем вплоть до 1882 г. могли обучаться за счет казны гражданские чиновники военно-судебных ведомств, получившие юридическое образование в гражданских учебных заведениях <5>.

<4> Ежегодник Военно-юридической академии. N 2. СПб., 1881. С. XVII.
<5> Ежегодник Военно-юридической академии. N 3. СПб., 1882. С. 86.

На протяжении последующих десяти лет происходило негласное противоборство Училища и Академии. Военное ведомство не хотело сохранять два военно-юридических учебных заведения. С 1872 по 1875 г. работало несколько комиссий, выработавших пути разрешения данной ситуации. Чаша весов склонялась на сторону разных учебных заведений. В итоге предлагалось ликвидировать Академию, а оставить Училище. В конце концов 17 июня 1878 г. не без личного участия министра Д.А. Милютина было решено упразднить Училище, а Военно-юридическую академию преобразовать <6>. В соответствии с Временным положением от 19 июня 1878 г. основное назначение Академии состояло в подготовке кадров для военной юстиции. Ее выпускники должны были служить в качестве членов военных судов, прокуроров и их помощников и следователей. Для обучения принимались офицеры званием не выше штабс-капитана гвардии и капитана прочих родов войск, прослужившие не менее четырех лет и имевшие среднее или высшее военное образование. Обучение длилось три года. Избранная организационно-правовая модель была подтверждена принятым в 1891 г. Положением о Военно-юридической академии <7>.

<6> Пятидесятилетний юбилей военно-юридического образования в России. СПб., 1882. С. 31; Ежегодник Военно-юридической академии. N 3. СПб., 1882. С. 86; Журнал заседаний конференции Военно-юридической академии. СПб., 1889.
<7> См.: Свод военных постановлений. 1869. Изд. 2. Ст. 162 - 262.

Перейдем к анализу содержания военно-юридического образования. Оно полностью способствовало цели данного учебного заведения. Первым документом, установившим перечень предметов, стало Положение 1866 г. В соответствии с ним слушатели изучали энциклопедию законоведения, историю русского права, государственные законы России, гражданское право и судопроизводство, уголовное право, уголовное судоустройство и судопроизводство, полицейские законы, военно-уголовное судопроизводство, военно-административные законы <8>. Положение 1868 г. воспроизводило данный перечень без изменений <9>.

<8> См.: Кузьмин-Караваев В.Д. Указ. соч. С. 47.
<9> См.: Пятьдесят лет специальной школы для образования высших законоведов в России. СПб., 1882. С. 134.

Можно выделить две основные особенности военно-юридического образования. Во-первых, это неполнота правовой подготовки по сравнению с учебным планом юридического факультета университета. Из учебного плана были исключены почти все предметы общепрофессионального характера. Отсутствовало римское право. Из историко-правовых курсов представлена только история русского права. В отраслевых дисциплинах была исключена теоретическая часть. Вследствие чего слушатели сосредотачивались на изучении только действующего законодательства. Эта черта отразилась даже в названиях предметов, где чаще использовалось понятие "закон", а не "право". Более того, на практике в расписаниях название "военно-уголовные законы" заменялось другим - "военно-уголовный устав", и содержанием лекции или практического занятия становилось чтение самого устава <10>.

<10> Кузьмин-Караваев В.Д. Указ. соч. С. 54.

Во-вторых, образование имело четко выраженную специализацию. Слушатели основное время отводили на изучение уголовного права и процесса, административного права и процесса. На их долю приходилось более половины от общего числа предметов. Мало того, учебное время было распределено таким образом, что львиная его доля посвящалась этим же предметам. Так, по уголовному праву читалось в неделю 13 лекций. Для сравнения: по истории русского права была только одна лекция в неделю <11>.

<11> Там же. С. 48.

По сути, в Академии изучалось только то, что было необходимо военному юристу в практической деятельности. Как отмечали современники, "читалось только то, что, безусловно, было необходимо военному юристу и только в пределах практической необходимости" <12>. Комиссия Н.А. Ланге, знакомившаяся с организацией учебного процесса в Академии в начале 70-х годов XIX в., отметила, что "все внимание слушателей обращено на практическую сторону образования, т.к. по окончании курса они прямо рассчитывают явиться по судебному ведомству в качестве членов суда, прокуроров, помощников прокуроров и следователей" <13>. Упоминавшаяся комиссия Н.А. Ланге и другая комиссия А.И. Погорелова склонны были оценивать такое положение дел отрицательно. Они предложили расширить учебный план Академии за счет таких предметов общепрофессионального характера, как церковное право, финансовое право, международное право, римское право, политическая экономия и статистика.

<12> Пятидесятилетний юбилей военно-юридического образования в России. СПб., 1882. С. 28.
<13> Там же. С. 51.

Середина 1870-х гг. стала рубежным временем для выработки содержательной компоненты образовательной системы Академии. В 1876 г. коллегиальный орган вуза - Конференция - принял решение о целесообразности развития научного начала в деятельности Академии. Она "должна быть учреждением не только учебным, но и ученым", - гласило постановление собрания профессоров. Эта идея нашла свое отражение в новом Положении 1878 г. В соответствии со ст. 40 все дисциплины разделялись на общие и специальные. К первой группе относились уголовное право и судопроизводство, государственное право, гражданское право, гражданское судопроизводство, история русского права, энциклопедия права, полицейские законы, основы международного права, церковное право, судебная медицина. Общие предметы изучались в разном объеме. Только первые три считались главными, и им уделялось большее внимание. Остальные рассматривались как вспомогательные и читались в меньшем объеме <14>. Вторую группу образовывали специальные предметы: военно-уголовные законы, военно-уголовное судопроизводство, военно-административные законы.

<14> См.: Ежегодник Военно-юридической академии. N 2. СПб., 1881. С. IV; Ежегодник Военно-юридической академии. N 4, 5, 6. СПб., 1885. С. 224 - 225.

В 1880-х гг. вновь были внесены изменения в учебный план Академии. Теперь он предусматривал двухлетнее обучение слушателей в рамках общего юридического курса и годовой специальный курс. Первые два года изучались энциклопедия права, история русского права, судебная медицина, психология, государственное право иностранных держав, государственное право России, гражданское право, уголовное право, уголовное судопроизводство, гражданское судопроизводство, церковное право, полицейское право, финансовое право.

Специальный курс подготовки состоял из теоретической и практической частей. Вначале слушатели изучали военно-уголовное право русского и иностранных государств, военно-уголовное судопроизводство русское и иностранных государств, военно-административные законы, международное право. А затем целое полугодие посвящали практическим занятиям по уголовному судопроизводству. Кстати, особенностью обучения в Военно-юридической академии можно признать наличие систематических практических занятий, которые способствовали формированию профессиональных компетенций еще на стадии теоретической подготовки.

Эти идеи нашли свое воплощение в типовом расписании занятий, которое было утверждено Конференцией в 1880 г. и действовало с некоторыми изменениями до 1893 г. Оно интересно тем, что дает представление о последовательности освоения курсов. В первом полугодии изучались энциклопедия законоведения (6 ч <15>), история русского права (6 ч), судебная медицина (6 ч), психология (2 ч). Во втором полугодии - государственное право иностранных держав (4 ч), государственное право (4 ч), уголовное право (6 ч). В третьем полугодии - уголовное право (8 ч), уголовное судопроизводство (2 ч), гражданское судопроизводство (4 ч), церковное право (4 ч). В четвертом полугодии - русское государственное право (6 ч), уголовное судопроизводство (4 ч), финансовое право (4 ч), полицейское право (4 ч). Кроме того, на протяжении двух лет изучались три иностранных языка, на каждый из которых отводилось по три часа в неделю. Пятое полугодие предназначалось для специальной подготовки. Слушателям преподавались военно-уголовное право русского и иностранных государств (8 ч), военно-уголовное судопроизводство русское и иностранных государств (8 ч), военно-административные законы (8 ч), международное право (4 ч) <16>.

<15> В скобках указано количество часов в неделю, выделенное для изучения дисциплины.
<16> См.: Журналы заседаний Конференции Военно-юридической академии с 1878/79 по 1888/89 г. СПб., 1889. С. 123.

Как видим, перемены в содержании подготовки отражают стремление дать слушателям возможно полное юридическое образование. В учебном плане в большем или меньшем объеме появились многие "классические курсы". Стоит отметить курсы сравнительного и международного права, которые считались элементами функциональной подготовки. Они представляли собой способ лучшего понимания изменений в правовых системах. В рамках дисциплины военно-уголовные изучались не только история и догма русского военно-уголовного права, но и соответствующее законодательство крупнейших европейских государств <17>. Но при всем при этом сохранилась специализация Академии. По-прежнему не было римского права, не читались политическая экономия и статистика, торговое право. Правда, эти курсы были мало востребованы в практической деятельности выпускников Академии. Почти не изменился перечень специальных дисциплин.

<17> См.: Журналы заседаний Конференции Военно-юридической академии с 1878 по 1889 г. СПб., 1889. С. 114.

Зато учебная деятельность была усилена практическими занятиями. По специальным дисциплинам в течение первого семестра начитывались лекции, а во втором семестре проводились практические занятия. Наибольшее распространение получило, во-первых, написание письменных работ по одному из главных или специальных курсов. В данном случае ставилась цель научить логически и грамотно излагать свои мысли. Как правило, слушатели готовили их по утвержденным темам, а затем представляли профессору. На занятиях устраивалось обсуждение работ. Во-вторых, преподавательские беседы, которые организовывались по всем предметам. Они были направлены на разъяснение слушателям наиболее сложных вопросов, восполнение пробелов в их знаниях, стимулирование самостоятельной работы слушателей. В-третьих, посещение судов и инсценировка судебных заседаний. Слушателю полагалось за время обучения посетить по два процесса в окружном военном и военно-морском судах, в главном военном и военно-морском судах, в каждой инстанции мирового и коронного судов, включая уголовный кассационный департамент Сената. После каждого процесса преподаватель объяснял особенности дела, комментировал деятельность всех участников процесса. Следующим этапом было моделирование судебных процессов. Именно на этих занятиях, по мнению преподавателей, отрабатывалось "логически и грамматически грамотное построение мыслей", навыки "правильного приложения законов и учений судебной медицины к делу" <18>. Роли судей, прокуроров, защитников, секретарей распределялись между слушателями. В случае необходимости вводились роли свидетелей. О процессе объявлялось заранее. Стороны готовили процессуальные документы и обменивались ими до начала процесса. Затем проводился суд. На нем обязательно присутствовали преподаватели уголовного права и процесса, судебной медицины, русского языка, которые выступали в качестве экспертов <19>.

<18> См.: Журналы заседаний Конференции Военно-юридической академии с 1878 - 1879 по 1888 - 1889 г. СПб., 1889. С. 33.
<19> Там же. С. 92.

В 1891 г. было утверждено новое Положение о Военно-юридической академии. Вслед за ним появились Правила по учебной части. Этот документ внес изменения в учебный план. Согласно ст. 2, предметы преподавания распределялись по классам следующим образом. В младшем классе (первый год обучения) изучались уголовное право, государственное право иностранных держав, гражданское право, история русского права, энциклопедия права, судебная медицина, психология и логика. В среднем классе (второй год обучения) преподавались уголовное право, уголовное судопроизводство, государственное право России, финансовое право, полицейское право, церковное право, международное право, гражданское судопроизводство, судебная медицина. В старшем классе изучались военно-уголовные законы русские и иностранных государств, военно-уголовное судопроизводство русское и иностранных государств, военно-административные законы, история русского военно-уголовного законодательства <20>.

<20> Правила по учебной части. Б/м. Б/г. С. 1.

Главными курсами считались военно-уголовные законы, военно-уголовное судопроизводство, военно-административные законы, уголовное право и судопроизводство, государственное право, гражданское право. Все остальные курсы являлись вспомогательными. Как видим, общие параметры содержания военно-юридического образования сильно не изменились. Оно по-прежнему носило специальный характер. Сами профессора отмечали, что "постановка преподавания не совпадала ни с юридическими факультетами университетов, ни с Императорским училищем правоведения" <21>. Но стоит обратить внимание на сохранившуюся и даже усилившуюся тенденцию к расширению общей подготовки юристов. В новом плане не было основ международного права, а предусматривалось изложение всей системы данной отрасли права. На более высоком уровне предполагалось изучение финансового права. Наконец, появился новый предмет - психология и логика, за введение которого в университетский план ратовали ведущие профессора, считая его крайне важным для профессиональной подготовки юриста.

<21> Журналы Конференции с 13 ноября 1884 по 2 декабря 1886 г. С. 33.

Все это явно указывает на стремление сгладить утилитарную направленность содержания подготовки. Можно констатировать, что в Академии не избежали соблазна усилить фундаментальность подготовки слушателей. Постоянно отмечалось стремление ввести научно-теоретическую подготовку по университетскому стандарту. В 1880-х гг. и среди преподавателей, и в военном ведомстве обсуждалась возможность распространить действие университетского устава 1884 г. на Академию <22>. В конце 90-х годов XIX в. чиновники в Главном военно-судном управлении искали пути увеличения теоретической подготовки слушателей Академии <23>. Принимая во внимание, что аналогичные действия предпринимались и в Демидовском юридическом лицее <24>, можно констатировать, что фундаментальность рассматривалась как наиболее перспективная модель юридического образования. Поэтому вузы, осуществлявшие специализированную подготовку, постоянно выражали стремление перейти к этой схеме юридического образования, более соответствовавшей традиции континентальной правовой образовательной системы. Однако повседневные практики требовали не только юристов, имеющих глубокую общенаучную и общекультурную базу, но и специалистов, подготовленных к работе в определенных государственных учреждениях и специализировавшихся на решении специальных задач, к каковым можно отнести и применение военно-судного законодательства. По этой причине и содержательные, и технологические аспекты военно-юридического образования, несмотря на указанные настроения, не подверглись кардинальным изменениям.

<22> См.: Ежегодник Военно-юридической академии. N 7 - 8. СПб., 1887. С. 96.
<23> См.: Четвертое дополнение к журналам Конференции с 18 сентября 1896 по 31 декабря 1907 г. СПб., 1908. С. 79.
<24> См. подробнее: Захаров В.В. Как готовить юриста: изучая русские рецепты. Очерки истории юридического образования России второй половины XIX - начала XX века. Курск, 2006. С. 109 - 117.

Резюмируя, заметим, что Академии удалось решить задачу подготовки кадров для военной юстиции. Доказательством этого можно считать прекращение в 1882 г. практики назначения гражданских лиц на ответственные должности по военно-судебному ведомству. Теперь они могли работать только в канцелярии. В середине 1890-х гг. Конференция признавала, что потребность в военных юристах была удовлетворена настолько, "что часть выпускников долго не получали назначения" <25>. В целом деятельность Академии способствовала росту авторитета военных судов и повышению стабильности всей судебной системы.

<25> См.: Третье дополнение к журналам Конференции. Годы 1893 - 1896. СПб., 1896. С. 50 - 52.