Мудрый Юрист

Общие детерминанты развития склонности у части сотрудников коллективов овд к совершению административных деликтов *

<*> Siniczy'na L.V. General Determinants of Evolution of Inclination of a Part of Officers of the Department of Internal Affairs to Commitment of Administrative Violations.

Синицына Л.В., доцент кафедры психологии и педагогики Дальневосточного юридического института МВД России, кандидат психологических наук, подполковник милиции, г. Хабаровск.

Сегодня выявление имеющихся общих детерминант административных деликтов, совершаемых частью сотрудников коллективов ОВД, является существенным при рассмотрении данного социального явления. В них выделяются общие факторы, факторы, связанные с личностными и морально-психологическими особенностями сотрудников ОВД, которые следует учитывать при разработке социально-психологической диагностики и профилактики по предупреждению, пресечению и борьбе с административными правонарушениями.

Ключевые слова: сотрудники ОВД, административное правонарушение, деликт, проступок.

At present detection of the existing determinants of administrative violations committed by a part of officers of Department of Internal Affairs is essential in consideration of this social phenomenon. The author detects common factors, factors related to personal and moral-psychological peculiarities of officers of the Departments of Internal Affairs which shall be taken into consideration in elaboration of social-psychological diagnostics and prevention, suppression and struggle with administrative violations.

Key words: officers of the Department of Internal Affairs, administrative violation, delict, offence.

Служебная деятельность сотрудников ОВД сопряжена с повышенной ответственностью, высокими психическими и физическими перегрузками, работой в экстремальных ситуациях, что нередко вызывает негативные психологические последствия, к числу которых относится явление профессиональной деформации личности сотрудника, которое может подтолкнуть личность к совершению административных правонарушений и деликтов.

Существующая практика организационной работы с личным составом коллективов ОВД показывает, что уровень психологической подготовленности и степень сформированности психологической устойчивости сотрудников к воздействиям факторов, способствующих профдеформации, не отвечает современным требованиям, предъявляемым гражданами страны, а также нормативными правовыми актами и документами МВД России <1>.

<1> См.: Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел: Методическое пособие. М.: ГУК МВД России, 2004. С. 3.

Считаем, что в совершении административных правонарушений, деликтов частью сотрудников коллективов ОВД значительную роль играют следующие группы факторов, зависящие от особенности личности сотрудника ОВД:

  1. общие факторы: эмоциональный, когнитивный, мотивационный, защитный, а в коллективном совершении деликтов - лидерство, интеграция;
  2. факторы, связанные с личностными особенностями сотрудников ОВД: профессионально важные качества личности, нереалистично высокие личностные ожидания, опережающее формирование трудовых навыков по отношению к профессионально важным качествам личности, недостаточная профессиональная подготовка, профессиональные установки, профессиональный возраст сотрудников ОВД (профессиональный кризис), наличие социально-психологической дезадаптации личности сотрудника ОВД, а также некоторые личностные изменения, вызванные процессом профессиональной адаптации сотрудников ОВД;
  3. морально-психологические факторы: морально-этические, психолого-педагогические, социально-экономические, организационно-правовые и управленческие.

Рассмотрим каждый в отдельности: общие факторы, факторы, связанные с личностными и морально-психологическими особенностями сотрудников ОВД.

Эмоциональный фактор. В основе данного фактора лежат эмоции, которые определяют как особый вид психических процессов, выражающих переживание человеком его отношения к окружающему миру. Некоторые сотрудники ОВД, вернувшись из служебных командировок (например, из Чечни), сталкиваются с ситуациями, когда ощущают состояние кризиса - состояние, в котором они испытывают искажения отношений с действительностью. Одним из кардинальных признаков являются переживания отчуждения, одиночества и оторванности от мира, утраты целостности внутреннего мира, ощущение, что их никто не понимает, и т.д.

В случае отрицательного эмоционального напряжения происходит нарушение основных компонент поведения у сотрудника: интеллектуальной (рациональной) и волевой, которое может привести к совершению административных правонарушений, деликтов. Отрицательные эмоции - это внешние проявления внутренних психических состояний.

Когнитивный фактор. Большую значимость в возникновении потребности совершить деликт имеет когнитивный фактор, связанный с особым способом мышления, приводящий к возникновению мотивации совершения административного правонарушения. Происходит оправдание своих действий, на данный фактор особое влияние оказывают внутренние кризисы, сопровождающиеся эмоционально-отрицательными состояниями. Действие этого механизма основано на когнитивных процессах. Когнитивные процессы являются связующим звеном между базисными посылками и автоматическими мыслями. Они обеспечивают соответствие между вновь поступающей информацией и прежними представлениями.

Основными чертами когнитивной структуры являются: чем больше информации они содержат, тем они более сложны (сотрудники-нарушители, находясь в плохом эмоциональном состоянии, напрямую зависят от них, часто зависимы от внешних обстоятельств, мир начинают видеть в черно-белом цвете), действия (совершение проступков) чаще всего необдуманны, спонтанны, в виде вспышек злости, агрессии на сложившуюся ситуацию.

У сотрудников-нарушителей когнитивные структуры пассивны, бездумно совершенные проступки объясняются неразвитостью сознательной, рациональной стороны психики в разрешении личностных проблем. Это происходит вследствие личностных расстройств (тревоги, депрессии, ощущения своей неполноценности, значимости), негативно влияющих на эмоциональные и мотивационные аспекты поведения и деятельности.

Интерперсональные оценивающие механизмы. Оценка является главной стороной когнитивного механизма. Ее составляют многочисленные приемы, направленные на завышение самооценки, оценки себя в глазах окружающих (самодовольство, хвастовство, подчеркивание своих достоинств). Предметом оценки могут быть предметы, поступки, деятельность.

Показателями сформированности когнитивного критерия являются <2>:

<2> Там же. С. 40.
  1. количество профессиональных морально-этических понятий, которыми владеет сотрудник, умение устанавливать связь между ними, дать содержательную характеристику моральным и профессионально-нравственным ценностям и анализировать, как именно они могут проявляться в поведении и профессионально-служебной деятельности;
  2. самостоятельность и устойчивость суждений о моральных (профессионально-нравственных) нормах, регулирующих взаимоотношения между людьми, взаимодействие с гражданами в ходе служебной деятельности, свидетельствующее о способности творчески применять морально-психологические знания для анализа как своего поведения и действия, так и поведения окружающих;
  3. умение использовать имеющиеся знания в различных ситуациях, готовность к самостоятельному нахождению способа применения знаний при изменении ситуации.

Мотивационный фактор. Мотивами совершения проступков являются зачастую потребность в разрядке своего чувства; желание выместить зло, выплеснуть обиду не конкретно на обидчика, а на стороннего человека (сквернословие, физические воздействия, переворачивание урны, разбрасывание мусора и пр.), отомстить. Целью является конкретное действие, которое в конкретных условиях может причинить неприятные ощущения стороннему лицу, однако при этом у сотрудника-нарушителя повышается самооценка, выплеск адреналина, чувство уверенности в себе и собственное превосходство.

Критика начальника в адрес сотрудника ОВД может послужить причиной появления чувства гнева и напряжения. Данное чувство сотрудник-нарушитель может попытаться загасить за счет растормаживающего влияния алкогольных напитков, а в некоторых случаях за счет употребления наркотических средств. Агрессивность может быть результатом выхода гнева. Основными причинами гнева являются: негативные способы воспитания, отрицательный психологический климат в семье или на службе, отсутствие любви, неумение выражать ее и т.д.

Гнев отражает попытку сотрудника-нарушителя справиться со стрессом, разрядиться и дать волю накопившимся негативным эмоциям, все это проявляется в виде совершения деликтов, административных правонарушений.

А.М. Столяренко придает первостепенное значение в социальной психологии <3> таким мотивам, как заражение, подражание и внушение. Мотивационное возбуждение, побуждающее к определенному целенаправленному поведению, обнаруживает свойство инертности. Оно длительно сохраняется, пока не будет удовлетворена породившая его потребность. Мотивационное возбуждение, которое реализуется в поведении, получило название доминирующей мотивации.

<3> См.: Столяренко А.М. Социальная психология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 543.

Мотивационный разброс у сотрудников-нарушителей, совершающих административные правонарушения, достаточно широк:

  1. психическое напряжение;
  2. защита своего статуса таким своеобразным путем;
  3. защита своего социального имиджа;
  4. демонстрация своего превосходства над окружающими;
  5. получение денег, выгоды или какой-либо прибыли;
  6. получение удовольствия, позитивных эмоций;
  7. получение общественного одобрения, уважения к себе;
  8. самоутверждение в социуме;
  9. освобождение от неприятных ощущений и чувств;
  10. повышение самооценки;
  11. борьба с фрустрацией;
  12. привлечение внимания к своим проблемам, неудаче, горю, поиск сочувствия и жалости;
  13. повышение своего статуса в коллективе;
  14. желание оказать влияние на других людей, доминирование над ними;
  15. закрепление чувства превосходства и жажды власти над другими людьми;
  16. желание контролировать ситуацию.

Таким образом, сотрудник-нарушитель высвобождает свои сдерживаемые эмоции в виде выброса агрессивной энергии.

Цели у сотрудника-нарушителя, совершающего административные правонарушения, во многом зависят от мотивов. Это и желание завоевать власть, иметь авторитет, демонстрировать свое превосходство над окружающими людьми, желание оказывать влияние на других людей, на события и явления в целом.

Следует подчеркнуть, что есть мотивы самоутверждения, они проявляются у сотрудников, склонных к лидерству и престижности (порождают честолюбие, неадекватность самооценки личностных свойств, противоречивость в отношениях с окружающими). Э. Фромм выделил мотивы игры, соревнования, самозащиты и самоутверждения. Игра часто сопровождается выходом гнева, сконцентрированного в организме в результате полученных стрессов, участия в конфликтах.

Необходимо отметить, что информатизация общества привела к повышенному интересу, в том числе и часть сотрудников коллективов ОВД, совершающих административные правонарушения, к компьютерным играм, в результате чего большую часть своего свободного времени они проводят у экранов телевизоров или за компьютером. А при возникновении стрессовых ситуаций, при проявлении желания выплеснуть гнев могут совершить деликты, административные правонарушения, например превышение скорости движения на личном или служебном автомобиле, обгон транспортных средств, создание аварийных ситуаций на дорогах.

Довольно часто толчком к совершению административных правонарушений являются безделье, скука, незанятость, апатия, безразличие к происходящим явлениям и событиям, появляется желание вырваться из пресной, скучной, однообразной жизни, начинается интенсивный подбор-поиск развлечений. Однако нехватка либо крайняя ограниченность в денежных средствах, неумение занять себя приводят сотрудника-нарушителя к совершению деликта. Общение с окружающими его людьми становится в ряде случаев неполноценным. С помощью деликтов многие сотрудники-нарушители пытаются улучшить свое эмоциональное состояние, самоутвердиться в социуме, другие способы им либо недоступны, либо неизвестны.

Защитный фактор. Речь в данном случае идет о защитно-адаптивном или защитном процессе. Это схема психических действий, которая приводит сотрудника-нарушителя к адаптации и разрешению фрустрирующей ситуации.

Лидерство. Человек как личность формируется в группе, коллективе, он является непосредственным и опосредованным выразителем внутригрупповых отношений. От того, как он чувствует себя внутри группы и коллектива, зависит многое, в том числе и возможность, желание совершения либо несовершения деликтов.

Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной: при одних обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, при других, напротив, - снижаться, что также может сказываться на эмоциональном состоянии и психологическом самочувствии сотрудника коллектива ОВД.

Стили лидерства: авторитарный (жесткие способы управления, пресечение чьей-либо инициативы и обсуждения принимаемых решений); демократичный (коллегиальность, поощрение инициативы); анархичный (отказ от управления, устранение от руководства). В системе МВД России большая часть служебных взаимоотношений выстраивается на авторитарном стиле. Доминируют жесткость, требовательность, соблюдение строгой субординации, подавление личности, такие требования может выдержать не каждый. В связи с чем у некоторых сотрудников - потенциальных нарушителей накапливается обида, злость, нетерпимость, чувство униженности, обделенности, неполноценности, порой ненависти к обидчику; обезличенность оценки служебной деятельности сотрудника также дает негативный эмоциональный отпечаток.

Некоторые сотрудники-нарушители стремятся завоевать мощный авторитет в коллективе и у окружающих лиц. Данное понятие включает в себя:

  1. Влияние сотрудника, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т.д.
  2. Признание за сотрудником права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности.

Таким образом, чем выше группа по уровню развития, чем в большей степени межличностные отношения в ней опосредованы содержанием и ценностями совместной социально-заданной деятельности, тем более вероятно, что появление и стабилизация лидера в группе происходят как реализация именно этих отношений. Случаи, когда в коллективе постоянно происходят конфликты, нет взаимопонимания между членами группы, накапливаются негативные эмоции - агрессия, ненависть, возникают неприязненные отношения друг к другу. Что, в свою очередь, может спровоцировать сотрудника на совершение деликта.

В основе механизмов групповой интеграции лежат способы воздействия сотрудников друг на друга в процессе коллективной деятельности: заражение, внушение, убеждение, принуждение.

В заражении обязательно присутствует эмоциональный фон группы, коллектива в целом. А.С. Макаренко его назвал "мажором" коллектива. В общем эмоциональном настрое коллектива, как показывает практика, растворяются индивидуальные эмоции сотрудника и психическое состояние. Если эмоциональный фон в коллективе накаленный, много накоплено отрицательных эмоций, следовательно, этот фон передается сотруднику, что, в свою очередь, может его подтолкнуть к совершению деликтов.

Внушение характерно только для неуверенных в себе сотрудников-нарушителей, которым может кто-то навязать свое мнение, дать оценку происходящим событиям. Возникает настроение, чувства не путем логических рассуждений, а неосознаваемым путем. Убеждение также является способом групповой интеграции. Обычно убедить может более авторитетный, уважаемый человек, чье мнение значимо. Подражание - наиболее распространенный способ отражения межличностных влияний, сотрудник-нарушитель может подражать другому сотруднику-нарушителю, так как тому все сходит с рук.

Факторы, связанные с личностными особенностями сотрудников ОВД. Личностные характеристики могут как способствовать, так и препятствовать сотруднику-нарушителю совершать административные правонарушения. Профессионально важные качества личности сотрудника ОВД в отдельных ситуациях могут выступать как переоценка своего профессионального опыта.

Особого внимания заслуживают нереалистично высокие личностные ожидания, сотрудник постоянно ждет от себя слишком многого, трудится в полную силу и при этом остается недоволен своими результатами. Он становится высокочувствительным ко всему, что бросает тень на его профессиональную компетентность, не может расслабиться и ощутить, что работа сделана им хорошо, все это мешает ему действовать в силу своих возможностей. Он не может сформулировать точные критерии оценки своего успеха, с одной стороны, и собственных усилий - с другой.

Для профессионала, погруженного в работу, сомнения в его профессиональной компетентности равноценны сомнениям в его личностной ценности, поэтому они воспринимаются как угрожающие и вызывающие стресс <4>. Последствия "сверхпоглощенности" сотрудника работой опасны. Они либо становятся очень агрессивными, либо занимают оборонительную позицию в тех случаях, когда задевают их профессиональную гордость, что, в свою очередь, провоцирует и подталкивает сотрудника к совершению деликта, административного правонарушения.

<4> См.: Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел. С. 28.

Слабо подготовленные сотрудники чувствительны к провокациям, склонны к рукоприкладству, используют силу, чтобы показать, что они доминируют и распоряжаются.

Профессиональный возраст сотрудников ОВД (профессиональный кризис). Суть данного кризиса в том, что на определенном этапе службы перед сотрудником может встать вопрос о целесообразности ее продолжения и перспективах профессиональной деятельности. Преодоление кризиса является важным компонентом профессионального развития личности сотрудника; непреодоленный кризис стимулирует сотрудника также к профессиональной деформации и совершению деликтов.

Наличие социально-психологической дезадаптации личности сотрудника ОВД может быть обусловлено наличием социально-психологической дезадаптации личности, проявляющейся в склонности к насилию, антисоциальному параноидному проявлению, склонности к злоупотреблению служебным положением. Они не извлекают должных уроков из своего опыта и не всегда несут ответственность за свое поведение.

Если на начальных этапах своей карьеры сотрудник испытывал трудности, то в дальнейшем у него отмечается склонность к насилию, применению физической силы, моральному подавлению личности.

Морально-психологические факторы имеют определенное значение при объяснении проступков, совершаемых сотрудниками-нарушителями. Сотрудники обязаны тщательно продумывать форму своих действий, предвидеть моральные последствия собственных деликтов.

Считаем, что сегодня выявление имеющихся общих детерминант административных деликтов, совершаемых частью сотрудников коллективов ОВД, является существенным при рассмотрении данного социального явления. В них выделяются общие факторы, факторы, связанные с личностными и морально-психологическими особенностями сотрудников ОВД, которые следует учитывать при разработке социально-психологической диагностики и профилактики по предупреждению, пресечению и борьбе с административными правонарушениями.