Мудрый Юрист

Уголовно-правовые меры охраны здоровья представителей общественности, в организованном порядке привлекаемых к деятельности по обеспечению правопорядка (ст. 318 УК РФ) *

<*> Bogomolov D.P., Prokhorova M.L. Criminally-legal measures of health protection of representatives of the public, who are involved in the organized order in activity on law and order maintenance (item 318 of the Criminal Code of Russian Federation).

Богомолов Д.П., адъюнкт Краснодарского университета МВД России.

Прохорова М.Л., доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и криминологии Кубанского государственного университета.

В статье рассмотрены вопросы обеспечения безопасности представителей общественности, участвующих в охране правопорядка. Авторы анализируют особенности законодательной формулировки исследуемого состава преступления в различные периоды и вносят предложения по корректированию ст. 318 УК РФ.

Ключевые слова: правопорядок, потерпевший, представитель общественности, казачьи дружины, добровольные народные дружины.

In the article questions of safety of representatives of the public participating in protection of the law and order are considered. The authors analyze features of the legislative formulation of investigated structure of a crime during various periods and make offers in correction of the item 318 of the Criminal Code of Russian Federation.

Key words: the law and order, victim, representative of the public, the Cossack teams, voluntary national teams.

Обеспечение правопорядка в стране предполагает разностороннюю деятельность, в которую вовлекаются не только работники различных государственных структур, военнослужащие, но и представители общественных организаций, что для цивилизованного общества является вполне разумным и приемлемым. Поэтому весьма актуальной является проблема определения круга потерпевших в составах насильственных преступлений против порядка управления, что имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как влияет на квалификацию преступления и в конечном счете на назначение наказания. В настоящее время в теории уголовного права обозначились два подхода к разрешению этой проблемы. Первый подход характерен тем, что авторы жестко ограничивают круг потерпевших должностными лицами, перечисленными в соответствующей статье Уголовного кодекса. Они полагают, что нет достаточных оснований относить представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка, к представителям власти. Посягательство на этих лиц, даже и выполняющих некоторые публичные функции, следует квалифицировать по статьям против личности, а не порядка управления <1>. Сторонники второго подхода полагают, что круг потерпевших в составах преступлений против порядка управления должен быть расширен за счет представителей общественных формирований. Так, в ряде случаев лицо, обладающее всеми признаками представителя власти, может и не являться государственным служащим <2>.

<1> См.: Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. М., 1998. С. 431.
<2> См.: Мальков С., Брагина А. Уголовно-правовая характеристика потерпевшего в ст. 319 УК РФ // Уголовное право. 2005. N 1. С. 53 - 54 и др.

Первый подход, основанный на формально-логическом толковании конкретных норм, в принципе соответствует позиции действующего уголовного законодательства. Однако очевидно, что при таком подходе законодатель необоснованно исключает еще одну категорию потенциальных потерпевших - общественных помощников сотрудников правоохранительных органов. Исторический опыт России, да и других стран свидетельствует о том, что в противодействии преступности, особенно в периоды ее осложнения, важную роль играют общественные формирования. Так, в УК РСФСР 1960 г. в одних нормах была предусмотрена ответственность за посягательство против лиц, обладающих специальным статусом, и гражданских лиц, в организованном порядке привлекаемых к исполнению обязанностей по охране общественного порядка <3> (см. ст. ст. 191, 191.1, 191.2, 192, 192.1, 193). Второй подход, по нашему мнению, наиболее отвечает сложившимся реалиям противодействия насильственным преступлениям против порядка управления, так как эффективность борьбы с преступностью в значительной степени зависит от активности участия в ней граждан, общественных формирований и общества в целом.

<3> См.: Тулин С.Н. Осуществление лицом служебной деятельности и выполнение общественного долга как объект уголовно-правовой охраны: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 110 - 112.

Итоги проведенного нами сравнительного анализа законодательной интерпретации исследуемого состава в различные периоды, теоретических взглядов и судебной практики позволяют сделать обоснованный вывод о целесообразности включения в число потерпевших в данном составе преступления и представителей общественности, выполняющих свой долг. Осложнение криминальной ситуации в России, факты экстремизма и террористических актов, формируя общественное мнение, негативное отношение законопослушной части населения к этим процессам, предопределяют и определенное противодействие: от простейшего самосуда до вполне организованных форм оказания содействия правоохранительным органам в борьбе с преступностью и иными правонарушениями. Сложившийся в России криминальный насильственный беспредел в настоящее время можно остановить только сконцентрированными усилиями всего общества. Поэтому представителей общественности, участвующих в охране правопорядка и подвергнувшихся в связи с этим преступному посягательству, следует признавать потерпевшими в рамках состава преступления против порядка управления. В данном случае важно то, что эти лица призваны властью к оказанию помощи в охране правопорядка. Активность населения в оказании содействия правоохранительным и правоприменительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений после значительного спада во второй половине восьмидесятых и в девяностые годы несколько изменилась в лучшую сторону. Это выразилось в восстановлении тех либо иных организационных форм объединения населения с целью противодействия преступникам. Причем их функционирование, как правило, имеет правовую основу на уровне субъекта Федерации, города, района. Например, Законодательное Собрание Краснодарского края в 2007 г. приняло Закон "Об участии граждан в охране общественного порядка", в соответствии с которым в городе Краснодаре, в районах края были образованы штабы, в задачу которых входило обеспечение координации действий администрации, милиции и общественных организаций при формировании народных дружин. Солидный опыт по использованию организованных форм участия общественности в охране правопорядка накоплен и в Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии. В эксклюзивном интервью заместитель Министра внутренних дел Н. Овчинников отмечал, что на территории страны создано 34 тысячи общественных формирований правоохранительной направленности, которыми охвачены 363 тысячи человек, в том числе 872 казачьи дружины, насчитывающие 46 тысяч человек. Их вклад в предупреждение преступности, раскрытие конкретных преступлений трудно переоценить. С помощью представителей общественности в 2008 г. было раскрыто 40 тысяч преступлений, 400 тысяч административных правонарушений <4>. Народные дружинники привлекаются к охране общественного порядка в широком смысле этого слова <5>.

<4> См.: Фалалеев М. Ул. Безопасная, N порядковый // Российская газета. 11.03.2009.
<5> См.: Хотин О.В. Индивидуальная профилактика насильственных преступлений органами внутренних дел Центрального федерального округа // Общество и право. 2009. N 2. С. 146 - 152.

Рассмотренная выше инициатива общественности в масштабе субъектов Федерации требует централизованного правового обеспечения деятельности добровольных народных дружин. Эту роль может выполнить Закон "Об участии граждан в охране общественного порядка", проект которого находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ <6>. Инициатор - МВД России предлагает не только официально воссоздать добровольные народные дружины, но и узаконить своеобразные отряды самообороны, когда жильцы дома или подъезда объединяются для охраны собственных жилищ от всевозможных хулиганов и преступников <7>. Подобное решение вызвано сложной оперативной обстановкой в сфере борьбы с уличной преступностью. В настоящее время в связи с реорганизацией Министерства внутренних дел Российской Федерации и сокращением штатной численности соответствующих служб рассматриваемое направление получает особую актуальность <8>. Следует отметить, что решению этой задачи способствует Указ Президента РФ "Об утверждении Положения о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы", значительно изменивший правовой статус членов хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных и войсковых казачьих обществ <9>.

<6> См.: Нургалиев Р.Г. Взаимодействие милиции с гражданским обществом по охране общественного порядка и обеспечение национальной безопасности страны // Следователь. 2009. N 10. С. 2 - 7.
<7> См.: Выжутович В. Защитная реакция. Интервью с членом Совета Федерации РФ А. Чекалиным // Российская газета. 24.04.2009.
<8> См.: Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. N 1468 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации" // Российская газета. 28.12.2009.
<9> Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 2009 г. N 1124 "Об утверждении Положения о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы" // Российская газета. 09.10.2009.

Привлечение представителей общественности к охране общественного порядка ставит на повестку дня важнейшую проблему - обеспечить им надежную правовую защиту. Продиктованный служебными обязанностями выход народных дружинников на контакт с правонарушителями создает ситуацию риска, способствует созданию конфликтных ситуаций, нередко завершающихся причинением вреда здоровью дружинников. В то же время они не находятся под защитой специальных уголовно-правовых норм, в частности ст. 318 УК РФ. Работники милиции сами-то находятся под постоянным прицелом преступников. Серии посягательств на жизнь и здоровье работников милиции в Северной Осетии <10>, Ингушетии <11>, Дагестане <12>, на Дальнем Востоке <13>, в Краснодарском крае <14> и других регионах России шокируют общественность. Все эти факты оказывают негативное воздействие на общественное мнение, как свидетельствующие о неспособности правоохранительных органов эффективно противостоять криминалу. Государство в сложившихся условиях должно доказать, что оно готово обеспечить повышенную охрану от преступных посягательств на жизнь и здоровье представителей общественных формирований, совершаемых в связи с осуществлением ими обязанностей по охране правопорядка. Для этого необходимо внести коррективы в редакцию названия и содержания ст. ст. 317, 318, 319 УК РФ, предусмотрев в качестве потерпевших в данных составах преступлений лиц, в организованном порядке привлекаемых к охране правопорядка.

<10> См.: Гурдзибеева З. Генерала бросили на прорыв // Российская газета. 02.12.2008.
<11> См.: Ларина А. Фугас на перекрестке // Российская газета. 30.10.2008; Кривошапко Ю., Давыденко В. Смертельная ловушка // Российская газета. 06.03.2009.
<12> См.: Давыденко В. Погиб начальник милиции Буйнакска // Российская газета. 25.06.2008.
<13> См.: Харитонова И. Люди гибнут за металл // Российская газета. 07.05.2008.
<14> См.: Павловская Т. Драма на мосту // Российская газета. 10.10.2008.