Мудрый Юрист

Компаративный подход к исследованию актуальных проблем организационно-правового регулирования миграции в России и Европе

Трыканова С.А., доцент кафедры конституционного и муниципального факультета юриспруденции и политологии РГУ имени С.А. Есенина.

Миграционная политика и право являются многоаспектными явлениями, требующими системного рассмотрения, в связи с этим для компаративного исследования специфики организационно-правового регулирования миграции в России и Европе целесообразен междисциплинарный подход, включающий в себя конфликтологический, кросскультурный подходы, концепцию национального интереса. Их содержание раскрыто в работах М.А. Барга, Л. Февра, А.Дж. Тойнби, С. Хантингтона, И.П. Попова, А.В. Возженникова, А.И. Анцупова, М. Дойча, Р. Дарендорфа, Л. Козера, Р. Мора, Д. Рапопорта, Р. Питти, У. Дэвиса, Н.А. Нартова, К.С. Гаджиева, М. Шеллера, Х. Пленснера, Э. Ротхаккера.

Использование компаративного анализа в междисциплинарном исследовании организационно-правового регулирования миграции в России и Европе дает возможность определить критерий эффективности миграционной политики и права государства. На основе анализа содержания конфликтологического и кросскультурного подходов и концепции национального интереса можно определить его как уровень адаптации мигрантов, при котором отсутствует угроза социальной напряженности национальной безопасности государства.

Компаративный анализ эффективности политико-правовых механизмов регулирования международной миграции в Европе целесообразно делать на основе реализации следующих организационно-правовых характеристик:

Теоретической основой конфликтологического подхода являются работы Р. Дарендорфа, Л. Козера, Т. Селлина, К. Томаса и Р. Фишера. Конфликтологический подход, включающий не только конфликт интересов, но и "конфликт культур", позволяет выявить причины конфликта, выяснить позиции сторон, в том числе мигрантов как представителей национальных групп, их мотивировку и нормативно-ценностную базу, а самое главное - степень разрешенности конфликта между цивилизационно различными народами.

Кросскультурные исследования (cross cultural studies) - вид сравнительного исследования, объектом и предметом которого выступает культура. Первыми их стали проводить представители социальной и культурной антропологии. Целью служило выяснение того, как один и тот же культурный артефакт (брачные церемонии, системы родства) функционирует в различных культурах. Они интересовались также тем, почему в одной культуре нечто считается нормой, а в другой - отклонением. Проблема заключается не в констатации различий наций народов, а в механизмах и инструментах их преодоления. В числе возможных ее решений обычно называется привлечение к исследованию конкурирующих гипотез, выведение предложенного Триандисом (Triandis), Кашимой (Kashima), Шимадой (Shimada) и Виллареалем (Villarreal) индекса аккультурации, позволяющего учитывать реальные культурные отличия. Индекс аккультурации особенно необходим в оценках эмигрантов, проходящих процесс адаптации к новой культуре; определенную помощь может оказать и привлечение методов математической статистики, в частности факторного анализа.

В целом можно говорить о следующих условиях продуктивности кросскультурных исследований.

  1. Прежде чем выявлять различия между культурами, необходимо определить максимально возможное количество сходств между ними. Наличие этих сходств является определенной гарантией адекватной оценки.
  2. Необходима разработка исследовательских методов в отношении ко всем сравниваемым культурам с учетом их своеобразия. Для отработки исследовательских процедур полезно привлечение фокусных групп и специалистов, представляющих данную культуру. Посредством варьирования предъявления стимульного материала, уточнения его интерпретаций со стороны представителей изучаемой культуры необходимо добиваться тождества значений.
  3. Культурные различия должны демонстрироваться при посредстве привлечения нескольких методов. Особенно важным является разнообразие привлекаемых методов, как оперантных, предполагающих предъявление минимума стимульного материала и получение множественных ответов, так и респондентных, наоборот, предполагающих однозначную реакцию изучаемых на стимульный материал.

Применение концепции национального интереса Г. Моргентау позволяет объяснить политические, социокультурные, экономические и геополитические потребности национального государства или международной организации, определяет мотивы изменений в миграционной политике. Кроме этого, он дает возможность выяснить потенциальные угрозы в регионе, а следовательно, объяснить целесообразность действий.

Учитывая специфику сложившейся миграционной ситуации в России, можно выделить три основных вида миграционных потоков: вынужденная миграция, трудовая или социально-экономическая миграция, нелегальная миграция. В связи с изменением социально-экономической обстановки в стране акцент в миграционной политике государства в настоящее время объективно сместился в сторону противодействия нелегальной миграции и ее негативных последствий, тогда как в начале 1990-х гг. основной проблемой государства в миграционной сфере являлось обеспечение прав вынужденных мигрантов.

Каждый из названных видов миграции является составляющей проблемы обеспечения национальной безопасности в России. При этом существующая парадигма исследуемой проблемы позволяет рассматривать миграцию в различных аспектах обеспечения безопасности - военном, экономическом, международном, социальном, демографическом, культурном, этническом, эпидемиологическом и др. Это объясняется значительной детерминированностью процессов миграции от направлений развития общества и государства в целом, причем зачастую не одного государства, а сразу нескольких. Кроме того, следует учитывать, что сама связь миграции и безопасности носит двусторонний характер: это не только безопасность общества и государства, затрагиваемых миграционными процессами, но и безопасность самих мигрантов, которая во многом зависит от вида перемещения (миграции) и его оснований.

Основной проблемой в области миграции, создающей угрозу национальной безопасности, продолжает оставаться существование в стране большого числа нелегальных мигрантов. Все еще значительны потоки нелегальной иммиграции в Россию из государств с нестабильной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой. Нелегальные мигранты не только сами не могут пользоваться предоставленными правами, но и в то же время не могут быть привлечены к выполнению обязанностей, установленных государством. При этом связь незаконной миграции и терроризма, организованной преступности становится очевидной для всего мирового сообщества.

Рассматривая миграционную ситуацию в России, необходимо раскрыть ее криминогенную составляющую, поскольку именно на уровне последней ярче всего проявляется связь этого явления с проблемой обеспечения национальной безопасности.

Криминальную миграцию следует рассматривать не только в уголовно-правовом срезе, но и в политическом, экономическом, национально-этническом, социально-демографическом и иных аспектах. В политическом срезе криминальная миграция сопряжена с влиянием геополитических факторов (с экспансией внешнего влияния отдельных государств на внутреннюю политику определенных стран; преступники-мигранты становятся своеобразным авангардом, который используется в качестве средства уточнения политических устремлений тех или иных социальных групп или государств). С социально-экономической точки зрения криминальная миграция является неотъемлемой частью инфраструктуры криминального бизнеса, а поэтому перемещения правонарушителей сказываются на состоянии всей системы экономических отношений.

Компаративный анализ эффективности политико-правовых механизмов регулирования международной миграции в России целесообразно делать на основе реализации следующих организационно-правовых характеристик в странах ЕС:

В последние 10 лет в зарубежных государствах было принято много нормативных актов, направленных на регулирование миграционных отношений.

Основная их цель - упорядочить, по возможности, миграционные потоки. Вместе с тем решается много других задач: обеспечение экономического роста; укрепление социальной основы; поощрение международных обменов; защита здоровья граждан и безопасности общества; содействие международной безопасности и т.д.

Можно выделить несколько моделей регулирования миграционных отношений в зависимости от степени консолидации (кодификации) актов: неконсолидированное миграционное законодательство (государства, принадлежащие к семье англосаксонского, или общего, права (Великобритания)); консолидированное миграционное законодательство (государства романо-германской правовой семьи (Австрия, Бельгия, Германия, Италии, Испания, Франция и др.)); трансформационная модель миграционного законодательства (страны Восточной Европы).

Применение компаративного анализа организационно-правового регулирования миграции в России и Европе на основе междисциплинарного подхода обеспечивает объективность и научность современного исследования миграционной политики и права России и стран Европы.