Мудрый Юрист

Понятие "иностранец" в правоотношениях в России XVII - начала XX века *

<*> Pukhovskoj D.A. Concept of "foreigner" in legal relations in Russia of the XVII - beginning of the XX centuries.

Пуховской Дмитрий Александрович, аспирант Читинского государственного университета (ЧитГУ).

В статье предпринята попытка проследить генетику понятия "иностранец" в системе русского права, дается краткий обзор теоретико-правовых взглядов на понятие "иностранец" в России XVII - начала XX в., приводятся мнения известных российских цивилистов - И. Андреевского, А.С. Алексеева, А.Д. Градовского, Н.Л. Дювернуа, освещавших данную проблематику в XIX в., на основании которых автор определяет содержание данной категории для существовавшей системы правоотношений и дает ей краткую характеристику.

Ключевые слова: понятие "иностранец", российское право, правовой статус, теоретико-правовой анализ, институт подданства.

The article makes an attempt to follow the genetics of the concept of "foreigner" in the system of Russian law, gives short review of theoretical-law views to the concept of "foreigner" in Russia of the XVII - beginning of the XX centuries, presents views of famous Russian civilists - I. Andreevskij, A.S. Alikseev, A.D. Gradovskij, N.L. Duvernois, who worked on this problem in the XIX century. On the basis of these works the author determines the contents of this category for the system of legal relations and gives short characteristics thereof.

Key words: concept of foreigner, Russian law, legal status, theoretical-law analysis, institute of citizenship.

Содержание дефиниции в теории права и в правоприменении имеет большое значение, чем глубже разработано определение категории, тем точнее отражаются ее юридические функции и свойства в системе права, что помогает правоприменителю точнее выполнять свои функции и поставленные перед ним задачи в работе с данной категорией. Кроме того, юридически и научно обоснованные категории точнее отражают их правовое содержание, что в целом позволяет видеть правовые связи между юридическими явлениями, связанными с данной категорией. Чем обоснованней и определенней категория и ее свойства, тем, как правило, устойчивее и институты права, связанные с ней, а юридический смысл содержания, которое она определяет, позволяет говорить о степени завершенности формирования того или иного института. Развитие категории "иностранец" в системе русского права отражает развитие институтов, связанных с ней, и в общем развитие правового статуса и положения иностранцев в России.

Вопрос о формировании правового понятия "иностранец" тесно связан с формированием понятия "подданство", от которого зависело во многом возникновение институтов правового положения иностранцев.

Безусловно, формирование правовых свойств термина "иностранец" берет свои истоки в древнерусском праве, из такой категории, как "иноземство". При этом, как верно отмечает Н.И. Назаренко, данная категория (иноземство) имеет коренное отличие от подхода к категории "иностранец", выраженное в том, что институт иноземства не предполагал подданства кому-либо <1>. Данное положение, вызванное тем, что устойчивая правовая связь личности и государства не всегда наблюдалась и не всегда имела значение, в принципе господствовало в Европе и характерно для многих правовых систем. Главными критериями для определения данной категории служили прежде всего территориальная, культурная, языковая, национальная принадлежность личности, на основании которой правоприменители делали вывод о свойствах правового статуса личности, определяя ее принадлежность, как "свой" или "чужой". Формальное определение такой категории, как "иностранцы", не ставило их в зависимость от принадлежности к конкретному государству, что в целом уравнивало их как в правах, так и в возможностях между собой, однако такое положение дел и не увязывало их с местной правовой системой, что могло им чинить ряд ограничений, которые не были характерны для субъектов местного права.

<1> См.: Назаренко Н.И. Правовое положение иностранцев в отечественном законодательстве XI - первой половины XVII в.: Дис. на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М., 2004.

Вопрос о том, с какого времени на правовой статус иностранца стали оказывать влияние свойства подданства, остается открытым, однако, по мнению большинства авторов, данные изменения происходят в XVII - XVIII вв. Как считается, противопоставление субъектов права по признаку подданства на Руси тесно связано с принадлежностью к русской церкви <2>, которая в ходе реформаторской активности Петра I переросла в "вечное подданство Российскому Государю".

<2> См.: Кутафин О.Е. Российское гражданство. М.: Юристъ, 2004 // СПС "Гарант".

Формирование института подданства позволило четко определить правовые границы свойств иностранца и подданного, а формирование правового статуса иностранца пошло по пути зависимости и от статуса подданного. При этом правовые ограничения, которые должен испытывать иностранец, ставились правоведами в ракурс рассмотрения вопроса связи личности и государства (монарха) и свойств такой связи. Такая тенденция свойственна практически для всех правоведов дореволюционной России. При этом стоит заметить, что такая связь признавалась как правовая лишь во второстепенных суждениях. Нормы права и их толкование современниками показывают, что связь личности и государства формировалась не на взаимных правах и обязанностях между данными субъектами, а на свойствах такой связи, порожденной верой и личной преданностью монаршей особе, за которые государство наделяет субъекта правами и привилегиями, защищая их перед третьими лицами.

И. Андреевский, рассматривая значение, которое придается термину "иностранец", отмечает, что данная категория по правовым свойствам схожа с народонаселением государства, что формирует из иностранцев особый класс или сословие <3>. Иностранец, по мнению автора, вступая в правовую связь с государством, должен рассчитывать на ущемление каких-то своих прав, так как находится на его территории с позволения и дозволения верховной власти, таким образом, попадет в сферу влияния права государства присутствия. Рассуждения данного автора, на наш взгляд, отражают степень правовой зависимости иностранца от права страны пребывания, которая, по сути, делает иностранца подданным государства с весьма ограниченными правами, в этой связи можно отметить, что правовое влияние, которое государство оказывает на иностранца, базируется на том основании, что иностранец сознательно идет на ущемление своих прав, уменьшение их гарантий, в том числе и личных, в угоду, например, собственному экономическому интересу.

<3> См.: Андреевский И. О правах иностранцев в России до вступления Иоанна III Васильевича на престол Великого княжества Московского: Рассуждение, представленное юридическому факультету Императорского С.-Петербургского университета кандидатом юридического факультета, разряда наук юридических Иваном Андриевским для получения степени магистра государственного права. СПб., 1854.

А.С. Алексеев придерживался официального определения, закрепленного в Своде законов Российской империи, гласившего, что иностранцами признаются все подданные других держав, не вступившие установленным порядком в подданство России <4>. В данном определении, весьма распространенном у авторов того времени, выражена позиция государства, которое придавало большое значение наличию правовой связи государства и личности, выраженной в подданстве лица. При этом вопрос о принятии гражданства (подданства) России, оставаясь подданным другого государства, т.е. о приобретении двойного подданства, несмотря на формулу нормы, не ставился с правовой точки зрения, так как сама конструкция и содержание категории "подданство" не позволяет делить эту категорию или дублировать ее, что обусловлено "личным" свойством отношения государства и субъектов к данной категории, связанной не только с правовыми последствиями принятия подданства, но и переходом в личное услужение (службу) к монарху, без возможных допущений и отклонений.

<4> См.: Алексеев А.С. Русское государственное право. Конспект лекций одинарного профессора Императорского Московского университета А.С. Алексеева. М., 1897.

А.Д. Градовский, придерживаясь официальной точки зрения на понятие "иностранец", раскрывал данную категорию через институт подданства <5>. Подданство, по его рассуждениям, определяло не только принадлежность лица к тому или иному государству, но и содержало в себе совокупность отношений, связывающих человеческую личность исключительно с одной страной и его правительством. Естественно, в его рассуждениях также нет места для двойного гражданства или подданства, так как сама суть этого явления основана на вере и подчинении. В определении причин этого А.Д. Градовский говорит о существовании ряда обязанностей личности или подданного перед государством, которые не могут быть оказаны другому государству. Интересно, что А.Д. Градовский отмечает тот факт, что выполнение обязанностей человека, предписанных государством, входит в сферу интересов самого человека, так как связь лица и родины базируется на общих в конечном итоге целях. Таким образом, иностранец, пребывая на территории другого государства, представлял собой субъект права, который ограничен в правах, природа которых требует исключительной принадлежности лица к одному известному государству, и прежде всего данные права носят политический характер. Вместе с тем А.Д. Градовский отмечает, что категория "иностранец" неоднородна по степени влияния на него юрисдикции страны пребывания и во многом определяется целями его визита в государство, его деятельностью в этом государстве. Главным образом А.Д. Градовский находит, что в регулировании правового поведения иностранцев государство должно исходить из того, что любой иностранец присутствует в его пределах из экономических побуждений, поэтому правовые ограничения в этой сфере должны исходить из интересов государства, а личные права иностранца не должны составлять конфликт интересов государства и иностранца, и в этой сфере ограничения должны быть минимальны.

<5> См.: Градовский А.Д. Начала русского государственного права. Т. I - III. СПб.: Типография М. Стасюлевича, 1875 (том I), 1876 (том II), 1883 (том III).

Н.Л. Дювернуа, говоря об иностранцах, придерживаясь традиционного определения иностранца как лица - подданного другого государства, обратил внимание на ряд правовых свойств, которые окружают термин "иностранец", одни из которых он отнес к публичному праву, другие - к частному <6>. При этом права частные сравнимы с правами подданных, а права публичные терпят ограничения в силу отсутствия характерной правовой связи с государством, которая, однако, может появиться путем совершения публичного акта - принесения присяги. Таким образом, термина "иностранец" как термина, отражающего правовое неравенство, в гражданских правоотношениях быть не должно.

<6> См.: Дювернуа Н.Л. Чтения по гражданскому праву. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1902.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что формирование правового влияния на иностранцев, находящихся на территории государства, базировалось на том факте, что они находятся в сфере суверенитета другого государства, и в основе своей не отличается от природы влияния на собственных подданных. Иностранцы, так же как и подданные, находятся в подчинении права и правовой системы государства, такой подход позволил законодателю поместить нормы о состояниях иностранцев в законы о состояниях <7>. Природа данного подчинения, по сути, одинакова, государство также относится к ним как к подданным, так как они находятся в зоне его суверенитета, однако характер его разный в силу того, что подданство содержит элемент личного подчинения, который в силу своей сущности не может быть раздвоен. В этой связи сам факт наличия правоотношений между государством и иностранцем или его подданными и иностранцем неважен, так как их может и не быть (например, существуют общественные отношения, не урегулированные правом), важен факт нахождения иностранца в зоне суверенитета государства. Однако при этом нужно учитывать, что могут существовать правовые связи иностранца с государством, когда сам он фактически не присутствует на территории государства, но у него имеется там интерес, выраженный в правоотношениях (например, имеется имущество на территории другого государства), таким образом, он испытывает влияние чуждого ему государства до тех пор, пока он не порвет с ним и правовую, и фактическую связь. Существование на чуждой территории интереса связывает иностранца с чуждым государством, чем большее значение для иностранца имеет данный интерес, тем крепче связь, тем в большие правоотношения он вступает, такие связи могут привести к тому, что интерес, а соответственно, и правовая связь с родным государством потеряют для иностранца значение.

<7> Свод законов Российской империи. Т. IX. СПб.: Издание товарищества "Общественная польза", 1900.

Примечателен тот факт, что в иностранце как субъекте права видели именно подданного другого государства, предполагаем, что это связано с существованием в русском праве такого института, как инородцы, статус которых был отличен от статуса собственно подданных. Формирование института инородничества было вызвано тем, что при территориальном развитии государства в XVII - XVIII вв. Россия встретилась с общественными образованиями, не имевшими государственности (а соответственно, и личной связи с каким-либо государством), что позволило подчинить себе население в фискальных целях, без столкновения с чуждыми государственными интересами.

Таким образом, понятие "иностранец" в правоотношениях XVII - начала XX в. развивалось вместе с понятием "подданный", что оставило свой след в формировании правового статуса иностранцев, который выражался в подходе к данной категории как к лицам, природа зависимости которых от государства и его права схожи с природой зависимости подданных, однако имеющих личную связь, выраженную в верности, преданности и послушании другому государю (государству), что позволяло государству ограничивать их в правах, соблюдая собственный интерес, который априори считался отличным от интересов подданного другого государства.