Мудрый Юрист

Аукцион и продажа посредством публичного предложения: соотношение процедур

Беляева Ольга Александровна - ведущий научный сотрудник ИЗиСП, кандидат юридических наук.

Как известно, торги (аукционы, конкурсы) являются неизбежным следствием рыночных отношений, когда отсутствуют твердо фиксированные цены. По мнению С.Э. Жилинского, основное предназначение любых торгов заключается в установлении объективных цен на товары (работы, услуги) <1>. Точнее будет сказать, что торги используются во многом для того, чтобы исключить влияние продавцов и покупателей на формирование цены имущества, работ или услуг. В определении цены заключается экономическая функция торгов, в то время как с юридической точки зрения они остаются одним из способов заключения договора.

<1> См.: Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С. 402.

Аукцион демонстрирует оптимальное сочетание экономической и юридической функций торгов, ведь он нацелен не только на заключение договора с победителем аукциона (юридический аспект), но и на определение "лучшей" цены такого договора (экономический аспект) <2>. В последнее время аукционы очень идеализированы, они представляются как передовой способ определения рыночной цены любого имущества, в то время как при малом спросе аукционы могут превратиться в формализованную и неудобную процедуру. "Малый спрос" ведет к признанию аукциона несостоявшимся, когда он не достигает своей основной цели - заключения договора купли-продажи или иного договора. В п. 5 ст. 448 ГК РФ отмечается лишь одна причина для признания аукциона несостоявшимися: поступление организатору торгов одной заявки. Как должен после этого поступить организатор торгов, нормы ГК РФ не определяют. Этот вопрос решается в актах специального законодательства применительно к той сфере общественных отношений, где использовались торги. Причем единого подхода не наблюдается: в одних случаях специальные акты определяют предельное количество возможных торгов (первых, повторных и т.д.), в других предусматривают переход к иным процедурам заключения договора, как и торги, основанные на началах состязательности.

<2> Законодательство России сейчас определенно тяготеет к повсеместному использованию аукционных процедур. Традиционно аукционы используются в ходе исполнительного производства, реализации предмета ипотеки, для продажи имущества должника в ходе банкротства. Встречаются и нетипичные явления, как-то: аукционы по передаче права на единую технологию (ст. 1547, 1548 ГК РФ, Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 284-ФЗ "О передаче прав на единые технологии").

В связи с этим интересно проанализировать такой способ заключения договора, как "продажа имущества посредством публичного предложения", основания и сфера его применения, отличительные черты по сравнению с аукционом. Такой анализ необходим для того, чтобы не допустить смешения схожих процедур заключения договора, неверного применения правовых норм в случае рассмотрения споров.

Посредством публичного предложения может продаваться: 1) государственное или муниципальное имущество после того, как не состоялся аукцион по его реализации; 2) имущество должника на стадии конкурсного производства, если несостоявшимися были признаны первые и повторные торги по его продаже и договор купли-продажи не заключен (п. 4 ст. 139 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)") (далее - Закон о банкротстве).

Заметим, что сфера применения продажи посредством публичного предложения названными случаями не ограничивается и на практике эта процедура заключения договора активно используется различными хозяйствующими субъектами.

Общих правил продажи имущества посредством публичного предложения действующее законодательство не содержит, положения Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) и Закона о банкротстве в части регулирования данной процедуры не идентичны.

Приватизационные торги могут быть проведены лишь один раз, повторные торги проводиться не должны. Причем Закон о приватизации не предусматривает каких-либо последствий несостоявшегося приватизационного конкурса. Если же несостоявшимся будет признан приватизационный аукцион, то в дальнейшем имущество должно продаваться посредством публичного предложения (ст. 23 Закона о приватизации). Таким образом, продажа имущества посредством публичного предложения следует за объявлением несостоявшимся первого и единственного приватизационного аукциона.

Данное положение Закона о приватизации не всегда верно трактуется судами при разрешении споров, связанных с признанием аукционов несостоявшимися. Так, ФАС Дальневосточного округа отметил, что Закон о приватизации не запрещает повторное выставление собственником имущества на аукцион при несостоявшемся первом аукционе, поэтому необязательно продавать имущество посредством публичного предложения после первых же несостоявшихся аукционных торгов <3>. Подобная позиция суда представляется весьма спорной, поскольку отсутствие в Законе о приватизации разрешения на проведение повторного аукциона следует рассматривать как запрет на такое действие. Данный вывод обусловлен определенной спецификой законодательства о приватизации: хотя приватизационный процесс базируется на многих принципах гражданского права, все же он носит и административно-правовой характер <4>.

<3> См.: Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20 февраля 2007 г. N Ф03-А51/06-1/5216 по делу N А51-10740/2006-2-218 // СПС "КонсультантПлюс".
<4> См.: Беляева О.А. Оспаривание приватизационного аукциона // Цивилист. 2008. N 1. С. 50.

В нормах Закона о приватизации имеется широкий инструментарий для продажи государственного и муниципального имущества. Продажа может осуществляться поэтапно с использованием установленных Законом процедур: аукцион - продажа имущества посредством публичного предложения - продажа имущества без объявления цены. Каждая последующая процедура применяется в случае, если не увенчалась успехом предыдущая, т.е. имущество не было продано (приватизировано). В частности, неправомерно вслед за несостоявшимся аукционом продавать государственное или муниципальное имущество без объявления цены, пропуская при этом процедуру продажи посредством публичного предложения.

Аукцион и продажа посредством публичного предложения являются самостоятельными способами приватизации, хотя у них есть ряд общих черт. Данные процедуры проводятся одним и тем же продавцом в отношении одного и того же имущества, и эти процедуры осуществляются в случае, если предшествующий способ приватизации себя не оправдал, т.е. имущество не выбыло из государственной (муниципальной) собственности <5>.

<5> О соотношении аукциона и продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения см. также: Комментарий судебно-арбитражной практики. Вып. 16 / Под ред. В.Ф. Яковлева. М., 2009. С. 177 - 189.

Продажа посредством публичного предложения представляет собой публичную оферту (п. 1 ст. 23 Закона о приватизации, п. 2 ст. 437 ГК РФ). В свою очередь, зарегистрированная заявка является принятием публичного предложения (акцептом) о заключении договора купли-продажи государственного или муниципального имущества <6>. Здесь наблюдается проявление принципа "зеркального соответствия" акцепта оферте, которого придерживается отечественное право, требуя, чтобы акцепт был полным и безоговорочным, и признавая акцепт на иных условиях контрофертой (ст. 438, 443 ГК РФ). "Зеркальное соответствие" означает, что договор может быть заключен только при полном совпадении волеизъявления сторон, т.е. при достижении полного согласия относительно всех условий договора.

<6> В п. 6 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 г. N 549, конкретизируется, что в заявке должно содержаться указание на то, что претендент полностью и безоговорочно принимает публичное предложение о продаже имущества, ознакомлен с проектом договора купли-продажи имущества, опубликованным одновременно с информационным сообщением, и обязуется заключить договор по указанной в нем цене предложения.

М.И. Брагинский точно отметил, что "из двух конститутивных признаков торгов - публичности и состязательности - при продаже имущества посредством публичной оферты сохраняется только один - публичность. В этом случае признак состязательности отсутствует" <7>. В.В. Долинская также подчеркивает, что именно наличием элемента состязательности заключение договора на торгах отличается от обычного способа возникновения договорных обязательств путем акцепта оферты <8>.

<7> Брагинский М.И. Конкурс. М., 2005. С. 44.
<8> См.: Долинская В.В. Торги: общая характеристика и виды // Закон. 2004. N 5. С. 3.

Безусловно, эти суждения верны отчасти. Но, на мой взгляд, некая состязательность публичному предложению все же свойственна, а потому данная процедура в некотором смысле схожа с аукционом. Состязательность выражается здесь не в предложении наиболее высокой цены, а в скорости подачи заявки, так как приоритетное право на заключение договора купли-продажи имущества отдается тому лицу, которое первым предложит заплатить за него цену первоначального предложения <9>. При продаже посредством публичного предложения состязательность потенциальных покупателей, конечно, минимизирована, ведь данный способ продажи используется лишь тогда, когда аукционные торги не состоялись, по этой причине процедура реализации имущества существенно упрощена.

<9> Цена первоначального предложения устанавливается не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже имущества на аукционе, признанном несостоявшимся (абз. 2 п. 2 ст. 23 Закона о приватизации).

Тем не менее есть ситуации, со всей очевидностью демонстрирующие состязательный характер продажи имущества посредством публичного предложения. Так, нередки случаи, когда на приватизационный аукцион не подается ни одной заявки, а в ходе процедуры продажи имущества путем публичного предложения к продавцу выстраивается очередь из претендентов. Интересно, что конкуренция между двумя и более потенциальными покупателями государственного (муниципального) имущества делает невозможным объективное определение той заявки, которая должна быть зарегистрирована, поскольку нормативный порядок проведения продажи посредством публичного предложения в такой ситуации не определен. По большому счету в подобном случае первая заявка должна приниматься от того представителя, который фактически сумел первым войти в помещение (комнату) приема заявок и первым положить свою заявку на стол регистратору (представителю или сотруднику продавца).

Понятно, что использование того или иного способа приватизации должно преследовать цель продажи имущества по максимально выгодной для продавца и адекватной состоянию рынка цене. Но на деле выходит так, что наличие нескольких претендентов на приобретение имущества само по себе еще не свидетельствует о незаконности продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения, если первоначально имелись условия для выбора такого способа приватизации (признание ранее назначенного аукциона несостоявшимся). Поэтому утверждение о необходимости проведения повторного аукциона в связи с наличием нескольких покупателей имущества не будет основано на нормах Закона о приватизации.

В то же время факт наличия нескольких потенциальных покупателей со всей очевидностью свидетельствует, что такой способ приватизации, как продажа путем публичного предложения, не соответствует уровню коммерческого спроса в отношении имущества и неминуемо ведет к отчуждению имущества по заниженной цене.

Следовательно, наличие нескольких претендентов на приобретение подлежащего продаже государственного или муниципального имущества является предпосылкой для такого способа приватизации государственного имущества, как аукцион (конкурс). Поэтому, как показывает судебно-арбитражная практика по данной категории споров, Закон о приватизации в этой части нуждается в совершенствовании <10>.

<10> О спорах, связанных с определением первого претендента на подачу заявки, см.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10 марта 2009 г. по делу N А26-1528/2008; Постановление ФАС Московского округа от 21 декабря 2006 г. N КГ-А40/12078-06 по делу N А40-4837/06-48-17 и проч. // СПС "КонсультантПлюс".

Что касается использования публичного предложения в ходе банкротства, то продажа имущества должника на стадии внешнего управления осуществляется путем проведения первых и повторных торгов (п. 18 ст. 110 Закона о банкротстве). Закон о банкротстве не описывает возможные действия внешнего управляющего в случае, если и первые, и повторные торги не состоятся ввиду полного отсутствия заявок от претендентов. Поэтому следует предположить, что безуспешное проведение повторных торгов в период внешнего управления должно означать принципиальный отказ собрания (или комитета) кредиторов от реализации имущества должника как таковой.

В то же время отказаться от реализации имущества должника в период конкурсного производства невозможно, так как в любом случае конкурсному управляющему необходимо собрать денежные средства на осуществление расчетов с кредиторами. Поэтому, если торги в ходе конкурсного производства дважды не состоятся (ни победитель торгов, ни второй участник, ни единственный участник не заключат договор купли-продажи, либо на торги не будет подано ни одной заявки), конкурсный управляющий должен реализовать имущество должника посредством публичного предложения.

Арбитражный управляющий, публикуя извещение о продаже имущества посредством публичного предложения, обязан сообщить о начальной цене продажи, величине и периодах ее последовательного снижения. Если заявок о приобретении имущества не поступает, цена снижается в порядке, установленном в сообщении, и начинается новый период ожидания заявок от заинтересованных лиц. Покупателем признается тот, кто первым подаст заявку о приобретении имущества по цене, которая не ниже начальной в данном периоде. В отличие от приватизационного законодательства в Законе о банкротстве не предусмотрена так называемая цена отсечения (минимальная цена, по которой может быть продано приватизируемое имущество). Можно заключить, что аналогом "цены отсечения" является минимальная цена продажи, определенная органами управления должника. Однако существует и противоположная позиция. Так, ФАС Северо-Кавказского округа отметил, что согласование минимальной цены продажи имущества, не проданного на торгах и подлежащего продаже посредством публичного предложения, с органами управления должника законодательством не предусмотрено <11>.

<11> См.: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10 апреля 2009 г. по делу N А32-15196/2007-60/413-Б.

Необходимость четкого разграничения аукциона и продажи посредством публичного предложения обусловлена рядом причин. Так, в судебно-арбитражной практике отсутствует единообразный подход к рассмотрению подобных споров. В одних случаях суды обоснованно отказываются квалифицировать продажу посредством публичного предложения как торги <12>; в других рассматривают споры, связанные с этой процедурой, по правилам, установленным для оспаривания торгов <13>.

<12> См.: Постановление ФАС Московского округа от 25 августа 2009 г. N КГ-А40/8030-09 по делу N А40-79728/08-73-270.
<13> См.: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20 октября 2008 г. по делу N А82-11517/2007-56.

Кроме того, дословная формулировка п. 4 ст. 139 Закона о банкротстве звучит как "торги по продаже имущества должника посредством публичного предложения". Регулирование данной процедуры в Законе о банкротстве является отсылочным, к ней должны применяться практически все положения ст. 110 Закона о банкротстве, регламентирующей именно порядок проведения торгов.

Представляется, что это не совсем верный подход, продажа посредством публичного предложения разновидностью торгов не является, хотя бы потому, что она не соответствует многим формальным характеристикам торгов <14>.

<14> Интересно отметить, что продажа имущества через публичное предложение упоминается в законодательстве Республики Узбекистан, в котором также наблюдается повсеместное смешение понятий. В частности, в Постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 апреля 2003 г. N 188 "О мерах повышения эффективности проводимой реструктуризации и финансового оздоровления экономически несостоятельных предприятий" (ИПС "Законодательство стран СНГ") реализация имущества на основании публичного предложения рассматривается как процедура, отличная от аукционных торгов, в другом называется прямыми торгами при условии публичной оферты или прямым договором на условиях публичной оферты. В Республике Молдова продажа посредством публичного предложения представляет собой способ приватизации, при котором акции государства выставляются для продажи гражданам Республики Молдова на определенный срок по установленной цене через финансовое учреждение, имеющее сеть филиалов на территории Республики (п. 2 Постановления Правительства Республики Молдова от 8 апреля 1998 г. N 396 "Об утверждении Положения о продаже акций посредством публичного предложения" // ИПС "Законодательство стран СНГ").

Во-первых, аукцион и в процессе приватизации, и в ходе банкротства проводится с обязательным внесением задатков претендентами на участие в нем. Продажа имущества посредством публичного предложения сбор задатков не предусматривает. Причина этого весьма проста. Проведение аукциона - процесс довольно длительный и состоит из следующих этапов: извещение об аукционе - проведение аукциона и определение его победителя - оформление результатов аукциона - заключение договора с победителем. Условием допуска претендента к участию в аукционе среди прочего является своевременное внесение им задатка. При продаже имущества посредством публичного предложения сравнение заявок не осуществляется, так как процедура прекращается в момент регистрации первой заявки (акцепта публичной оферты). Предварительное внесение задаточных денег с ценой первоначального предложения не совпадает, поэтому оно не имеет смысла.

Во-вторых, аукцион - это "очная" процедура. Аукцион, проводимый с подачей предложений о цене в открытой форме, предполагает совместное присутствие участников на аукционе для устного сообщения аукционисту своих ценовых предложений. Если же ценовые предложения подаются участниками аукциона в закрытой форме (в запечатанных конвертах), то на аукционе "совместно присутствуют" не сами участники, а их закрытые письменные предложения. Одновременное вскрытие конвертов в день проведения аукциона нацелено на сравнение этих предложений и определение наилучшего из них.

При продаже имущества посредством публичного предложения заявки не соревнуются друг с другом ни устно, ни при одновременном их оглашении. Даже если предположить, что участников этой процедуры будет два и более, она пройдет в "заочной" форме. Алгоритм ее проведения будет следующим: сообщение о продаже - заявка - регистрация заявки - заключение договора; либо: сообщение о продаже - заявка - отказ в регистрации заявки - следующая по очередности заявка - заключение договора. В любом случае заявки не рассматриваются совместно, а только по очередности, т.е. последующая заявка рассматривается организатором процедуры лишь при условии отказа в регистрации предыдущей заявки.

В-третьих, аукцион проводится в точном соответствии с теми условиями, что были ранее объявлены в информационном сообщении. Основополагающее условие аукциона - начальная цена имуществ, которая должна повышаться участниками в ходе проведения аукционных торгов. Если для участия в аукционе подана одна заявка или не подано ни одной заявки, аукцион признается несостоявшимся. Иными словами, процедура завершается, так и не начавшись, аукцион объявлен, но не проведен. Изменить условия аукциона, чтобы стимулировать потенциальных претендентов к подаче заявок, организатор не вправе.

В свою очередь, продажа имущества посредством публичного предложения в связи с отсутствием заявок не заканчивается. Она разделена на периоды, по истечении каждого из которых цена предложения последовательно снижается на заранее объявленную величину <15>. Поэтому акцептом публичного предложения является заявка о приобретении государственного или муниципального имущества по цене, установленной в текущем периоде.

<15> В ходе приватизации период последовательного снижения цены должен составлять не менее трех дней (подп. "а" п. 3 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 г. N 549), на практике, как правило, цена снижается еженедельно. На стадии конкурсного производства этот период определяется собранием (или комитетом) кредиторов (п. 7 ст. 110 Закона о банкротстве).

В-четвертых, при публичном предложении государственного (муниципального) имущества право его приобретения принадлежит первому заявителю, поэтому лучшая цена - это всегда цена первоначального предложения. В ходе аукционных торгов, напротив, выявляется наиболее высокая цена, определяемая по результатам состязания (соревнования, конкуренции) аукционных заявок. Если аукцион проводится с подачей ценовых предложений в открытой форме, сначала участники путем поднятия карточек подтверждают начальную цену. Затем они заявляют собственные цены, повышая их в соответствии с шагом аукциона либо путем оглашения цены в размере, кратном шагу аукциона. Если же аукцион проводится с использованием запечатанных конвертов, то ценовое предложение любого участника равно либо выше начальной цены продажи <16>.

<16> См.: Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 585 (п. 15, 16).

Однако в этой части положения Закона о банкротстве отличаются от приватизационного законодательства. Дело в том, что заявка на приобретение имущества должника посредством публичного предложения не совпадает с ценой первоначального предложения, она должна быть выше ее, хотя не установлено, насколько выше. Тем не менее ценовое соревнование между претендентами отсутствует, поскольку принятие первой заявки означает прекращение продажи имущества посредством публичного предложения. Иными словами, заявку о приобретении имущества считать акцептом вряд ли возможно, так как она не совпадает с ценой, сообщенной в оферте (публичном предложении). Следует отметить, что в юридической науке наметился отход от жесткой формулы "зеркального соответствия акцепта оферте", которая критикуется как не соответствующая интересам современного гражданского оборота и значительно отяжеляющая процедуру заключения договора <17>.

<17> См.: Кучер А.Н. Теория и практика преддоговорного этапа: юридический аспект. М., 2005. С. 159, 164; Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2000. С. 134. В Концепции развития гражданского законодательства (одобрена Президентом РФ 7 октября 2009 г. // Вестник ВАС РФ. 2009. N 11) отмечена необходимость более гибкого и дифференцированного правового регулирования предпринимательских отношений в части допущения акцепта на иных условиях.

Предположим, в текущем периоде начальная цена продажи составляет 1 млн. руб. Сегодня конкурсный управляющий получил заявку о приобретении имущества на сумму 1,1 млн. руб. Следовательно, продажа посредством публичного предложения должна быть остановлена. Где гарантия того, что на следующий день управляющий не получит заявку на сумму 1,5 млн. руб. или больше? На мой взгляд, положения Закона о банкротстве в этой части непоследовательны. Различия ценовых предложений - предпосылка аукционных торгов, тем более что Закон о банкротстве упоминает еще и о "победителе торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения". Хотя "победителя" в этой процедуре определенно быть не может по той простой причине, что сравнение ценовых заявок не производится, с принятием первой заявки процедура прекращается. Пожалуй, можно говорить о победе над некими гипотетическими соперниками, которые попросту не успели явиться к управляющему со своими заявками.

В связи с этим более удачным представляется подход Закона о приватизации: публичное предложение есть публичная оферта, а заявка на приобретение имущества - акцепт договора купли-продажи. Организатор процедуры в таком случае не связан сомнениями относительно возможной более высокой цены приобретения имущества.

Кстати сказать, прежние правила о продаже имущества должника в ходе внешнего управления были более схожи с аукционом, нежели действующие положения Закона о банкротстве <18>. Так, если торги трижды не состоялись, собрание (или комитет) кредиторов могло поручить внешнему управляющему осуществить продажу имущества должника посредством публичного предложения. В этом случае управляющий публиковал сообщение о продаже и в течение одного месяца собирал поступившие заявки о приобретении имущества. Затем по результатам сравнения этих заявок управляющим определялась наилучшая цена, в соответствии с которой с ее заявителем и заключался договор купли-продажи. Таким образом, элементом сравнения ценовых предложений, правда, без каких-либо формальностей, характерных для аукциона, публичное предложение имущества должника было в некотором роде схоже с аукционом <19>.

<18> Речь идет о ст. 110 Закона о банкротстве до изложения ее в новой редакции в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ.
<19> См. также: Беляева О.А. Новые правила торгов в ходе банкротства // Хозяйство и право. 2009. N 8. С. 101 - 108.

Способы заключения договора в современном гражданском обороте отличаются значительным многообразием; состязательность в различных ее проявлениях может быть присуща не только торгам, но и другим механизмам заключения договора. Сравнение аукционной процедуры с продажей имущества посредством публичного предложения демонстрирует не только необходимость их последовательного разграничения в правоприменительной практике, но и целесообразность модернизации положений ст. 139 Закона о банкротстве. Неприемлемым представляется то обстоятельство, что одна и та же процедура в случае приватизации и в случае конкурсного производства проводится в настоящее время по разным правилам. На мой взгляд, оптимальным является правовое регулирование продажи имущества посредством публичного предложения, данное в Законе о приватизации.

Библиографический список

Беляева О.А. Новые правила торгов в ходе банкротства // Хозяйство и право. 2009. N 8.

Беляева О.А. Оспаривание приватизационного аукциона // Цивилист. 2008. N 1.

Брагинский М.И. Конкурс. М., 2005.

Долинская В.В. Торги: общая характеристика и виды // Закон. 2004. N 5.

Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. 5-е изд. М., 2004.

Кучер А.Н. Теория и практика преддоговорного этапа: юридический аспект. М., 2005.

Комментарий судебно-арбитражной практики. Вып. 16 / Под ред. В.Ф. Яковлева. М., 2009.

Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2000.