Мудрый Юрист

Развитие советского наследственного права в период великой отечественной войны *

<*> Demichev A.A., Moiseev A.B. Development of soviet inheritance law during The Great Patriotic War.

Демичев Алексей Андреевич, профессор кафедры гражданского права и процесса Нижегородской академии МВД России, доктор юридических наук, кандидат исторических наук, профессор.

Моисеев Андрей Борисович, помощник прокурора Нижегородского района г. Нижнего Новгорода.

В статье анализируется эволюция советского наследственного права в период Великой Отечественной войны. Авторы рассматривают как мероприятия, непосредственно обусловленные условиями военного времени, так и законодательные изменениями, необходимость которых назрела еще в предвоенный период. Внесение изменений в ГК РСФСР было обусловлено необходимостью снятия целого ряда ограничений в наследственном правопреемстве.

Ключевые слова: советское наследственное право, наследование в СССР, Великая Отечественная война, общие тенденции развития наследственного права в России.

The article analyses evolution of the soviet inheritance law during the Great Patriotic War. The authors consider the measures directly determined both by conditions of the war time and legislative changes, the necessity of which was evident during prewar period. The introduction of changes into the Civil Code of the RSFSR was determined by the necessity to lift a number of restrictions in inheritance legal succession.

Key words: soviet inheritance law, inheriting in the USSR, Great Patriotic War, general tendencies of development of inheritance law in Russia.

Великая Отечественная война оказала существенное влияние на все сферы жизни советского общества. Право как регулятор общественных отношений также не могло оставаться неизменным в это сложное время. В военный период получили развитие не только отрасли публичного права, но и отрасли права частного (в первую очередь семейного и гражданского). Естественно, в одной статье невозможно охватить все эти изменения. В данной работе мы ограничим рамки своего исследования подотраслью гражданского права - наследственным правом.

Развитие наследственного права в 1941 - 1945 гг. обусловливалось двумя обстоятельствами: условиями военного времени и назревшей еще в предшествующий период необходимостью снятия ряда ограничений в наследственном правопреемстве.

Сначала остановимся на изменениях, непосредственно вызванных войной. В военной обстановке далеко не всегда было реально следовать формальным требованиям, предъявляемым к составлению завещания. На повестку дня встал вопрос об упрощении составления завещания. 15 сентября 1942 г. СНК СССР принял Постановление "О порядке удостоверения доверенностей и завещаний военнослужащих в военное время" <1>. В соответствии с этим документом в военное время завещания лиц, состоящих в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии или Военно-Морского Флота, могли быть удостоверены командованием отдельных воинских частей (полков, эскадрилий, кораблей, батальонов, дивизионов, рот, батарей, отрядов и других воинских частей), а также начальниками госпиталей и приравнивались к нотариальным завещаниям. Таким образом, как верно было отмечено В.И. Серебровским, в значительной степени упрощалась довольно сложная форма совершения завещания, предусмотренная ст. 425 ГК РСФСР <2>.

<1> СП СССР. 1942. N 8. Ст. 133.
<2> См.: Серебровский В.И. История развития советского наследственного права // Вопросы советского гражданского права. М.; Л., 1945. Сб. 1. С. 170.

Изначально данное Постановление СНК СССР носило временный характер - его действие рассчитывалось исключительно на период войны. Однако сам по себе институт воинского завещания, удостоверяемого в ненотариальной форме, оказался достаточно эффективным на практике не только в условиях боевых действий, но и в тылу. Сразу же после окончания Великой Отечественной войны, 26 июня 1945 г., Совет Министров СССР принял постановление, которым нормы, касавшиеся удостоверения завещаний военнослужащих их командирами, были распространены и на мирное время <3>.

<3> СП СССР. 1945. N 5. Ст. 67.

Значительное ухудшение материального положения граждан в годы войны поставило на повестку дня вопрос об отмене пошлин с наследования имущества. Однако сделано это было не сразу. Сначала Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1942 г. "О государственной пошлине" <4> был снижен размер пошлины за выдачу свидетельства, подтверждающего право наследования.

<4> Ведомости ВС СССР. 1942. N 13.

Указом Президиума Верховного Совета СССР "Об отмене налога с имуществ, переходящих в порядке наследования и дарения, и предоставлении льгот по государственной пошлине наследникам лиц, погибших при защите Родины" <5> от 9 января 1943 г. родственники лиц, погибших на фронте, освобождены от налога с имущества, переходящего в порядке наследования. Одновременно они получали и льготы по уплате государственной пошлины.

<5> Ведомости ВС СССР. 1943. N 9.

В развитие названного Указа СНК РСФСР 28 декабря 1943 г. принял Постановление N 1012 "Об изменении законодательства РСФСР в связи с изданием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1943 года "Об отмене налога с имуществ, переходящих в порядке наследования и дарения, и предоставлении льгот по государственной пошлине наследникам лиц, погибших при защите Родины" <6>. Данным Постановлением отменялось Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 30 октября 1929 г. "Об утверждении правил исчисления и взимания налога с имуществ, переходящих по наследованию и дарению, и порядка перехода к государству наследственных имуществ и установления ставок налога с наследств и дарений" <7>, соответствующие нормы Положения о местных финансах РСФСР <8> и Положения о государственном нотариате РСФСР <9>. Нормы наследственного права РСФСР были приведены в соответствие с нормами Указа Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1943 г. "Об отмене налога с имуществ, переходящих в порядке наследования и дарения, и предоставлении льгот по государственной пошлине наследникам лиц, погибших при защите Родины". Теперь граждане РСФСР - родственники погибших на фронте освобождались от налога с имущества, переходящего в порядке наследования, и получали льготы по государственной пошлине за выдачу свидетельства, подтверждающего право наследования.

<6> СП РСФСР. 1944. N 3. Ст. 19.
<7> СУ РСФСР. 1929. N 81. Ст. 793.
<8> СУ РСФСР. 1926. N 92. Ст. 668.
<9> СУ РСФСР. 1930. N 38. Ст. 476.

В условиях военного времени вполне логичным представляется приостановление сроков принятия наследства, т.к. родственникам в ряде случаев затруднительно было узнать об открытии наследства. Например, информация о гибели на фронте достаточно долго шла до родственников, а иногда и не доходила, равно и информация о смерти родственников в тылу не всегда своевременно поступала в действующую армию. Каких-либо нормативных актов о приостановлении сроков принятия наследства принято не было. Однако судебная практика восполнила этот пробел.

Так, еще 15 сентября 1942 г. Пленум Верховного Суда СССР принял Постановление N 15/М/16/у "О приостановлении в связи с обстоятельствами военного времени течения сроков, указанных для принятия наследства в ст. 430 и 433 ГК РСФСР и соответствующих статьях ГК других союзных республик". В этом Постановлении указывалось, что "в условиях военного времени лица, призванные в Красную Армию и Военно-Морской Флот, а также лица, проживающие на территории, временно занятой противником, или эвакуированные в связи с обстоятельствами военного времени фактически лишены возможности заявить о принятии наследства в шестимесячный срок, установленный ст. 430 ГК. Равным образом и наследники, к которым должно перейти наследство, оставшееся после смерти лиц, находившихся в Красной Армии, Военно-Морском Флоте, или проживающих на территории, временно занятой неприятелем, или эвакуированных в связи с обстоятельствами военного времени, также не всегда могут по условиям военного времени явиться для принятия наследства в пределах шестимесячного срока, установленного ст. 433, по истечении которого имущество в случае неявки наследников признается выморочным" <10>. Учитывая данные обстоятельства, Пленум Верховного Суда СССР постановил приостановить сроки принятия наследства, предусмотренные в ст. ст. 430 и 433 ГК РСФСР, вплоть до прекращения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления сроков на принятие наследства.

<10> Судебная практика Верховного Суда СССР. М., 1942. Вып. 1. С. 5.

В том же Постановлении Пленума Верховного Суда СССР местным органам власти были даны указания о принятии мер по охране долей отсутствующих наследников. По нашему мнению, в условиях войны подобного рода указания носили декларативный характер, так как реализовать их на практике (особенно в районе боевых действий или на оккупированных территориях) было нереально. Тем не менее такая декларация тоже была необходима, она выполняла своеобразную идеологическую функцию - создавала у граждан иллюзию защищенности у граждан их наследственных прав в период Великой Отечественной войны.

Перейдем к анализу изменений в наследственном праве, которые не были напрямую связаны с войной, а обусловливались логикой предвоенного развития <11>.

<11> Подробнее см.: Моисеев А.Б. Эволюция наследственного права в советской России и СССР в XX веке с точки зрения обеспечения экономических интересов государства // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2009. N 1 (10). С. 210 - 213.

14 марта 1945 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ "О наследовании по закону и по завещанию" <12>. В современной юридической литературе верно отмечается, что этот документ "имел исключительное значение и стал поворотным моментом в истории советского наследственного права" <13>.

<12> См.: Ведомости ВС СССР. 1945. N 15. Ст. 2.
<13> Березовская Е.А. Этапы и закономерности развития наследственного права России // Юрист. 2006. N. 12. С. 33.

По объему Указ "О наследовании по закону и по завещанию" был небольшим (менее одной страницы) и включал всего четыре статьи. Однако он кардинальным образом изменил институт наследования в советском праве и стал основой для изменения норм наследственного права в союзных республиках, в том числе и РСФСР.

В ст. 1 Указа был не только изменен круг наследников, но и впервые в советском наследственном праве установлена очередность наследования.

Наследниками первой очереди по закону теперь являлись:

  1. Дети. Как верно отмечается в литературе, вопрос о наследовании детей после родителей не представлял каких-либо трудностей до 8 июля 1944 г., т.к. к наследованию призывались дети умершего независимо от того, состояли ли их родители в браке или нет <14>.
<14> См.: Амфитеатров Г.Н. Право наследования в СССР. М., 1946. С. 11.

Однако Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени отличия - звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства" <15> изменил ситуацию. Статья 19 этого Указа устанавливала, что лица, фактически состоявшие в брачных отношениях до издания этого Указа, могут оформить свои отношения путем регистрации брака с указанием срока фактической совместной жизни. Данное требование носило императивный характер <16>. Для того чтобы фактический брак имел правовое значение, необходимо было провести его государственную регистрацию. Таким образом, за религиозными и фактическими браками, как это было ранее, юридическая сила больше не признавалась.

<15> Ведомости ВС СССР. 1944. N 37.
<16> См.: Семейное право / Под ред. д.ю.н., проф. А.А. Демичева. М., 2010. С. 43.

Это привело к тому, что не все дети получили право наследовать после обоих родителей, но при этом каждый ребенок мог наследовать за своей матерью.

Изучая вопрос о том, какие категории детей вправе наследовать после обоих родителей, Г.Н. Амфитеатров пришел к выводу, что таковыми могут быть <17>:

<17> См.: Амфитеатров Г.Н. Право наследования в СССР. М., 1946. С. 13.

а) дети, родившиеся от родителей, состоящих в зарегистрированном браке;

б) дети, родившиеся до издания Указа от 8 июля 1944 г. от родителей, состоявших в фактических брачных отношениях и официально оформивших эти отношения после издания Указа путем регистрации брака, если отец признал их своими детьми;

в) дети, родившиеся до издания Указа от 8 июля 1944 г. от родителей, не состоявших в зарегистрированном браке, если умерший был записан отцом таких детей в книгах записей актов гражданского состояния. В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года в отношении детей, родители которых не состоят между собой в зарегистрированном браке" прямо указывалось в ст. 2, что "дети, рожденные до издания Указа от 8 июля 1944 года от родителей, не состоящих между собой в зарегистрированном браке, имеют, в случае смерти отца (записанного в книгах записей актов гражданского состояния), право наследования, а равно право на обеспечение пенсией и установленными для семей военнослужащих государственными пособиями наравне с детьми, родившимися в зарегистрированном браке";

г) дети, рожденные после издания Указа от 8 июля 1944 г. одинокой матерью, если она вступила затем в зарегистрированный брак с отцом этих детей, который признает свое отцовство (ст. 3 Указа).

Все остальные категории детей могли наследовать только после своей матери и не имели права на наследование за своим отцом.

  1. Усыновленные. Усыновленные дети в соответствии с действовавшей на тот момент редакцией ст. 64 Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. приравнивались в личных и имущественных правах к родным детям усыновителя. По этой причине нет ничего удивительного в том, что усыновленные были названы среди наследников первой очереди. Однако следует обратить внимание на то обстоятельство, что усыновленные (и соответственно их потомство) наследовали только после своего усыновителя, но не после других его родственников (например, супруга). Что касается биологических родителей, то между ними и усыновленными детьми прекращались наследственные правоотношения.

От усыновленных нужно отличать патронируемых детей, принимаемых на воспитание по договору между органом опеки и гражданином. Следовательно, патронируемые не приравнивались к родным детям (или усыновленным) и не наследовали после своих воспитателей.

  1. Супруг. На первый взгляд может показаться, что вопрос о наследовании пережившим супругом имущества умершего супруга не вызывает сложностей. Однако это не совсем так. Анализ Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени отличия - звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства" и Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 г. "О порядке признания фактических брачных отношений в случае смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов" <18> позволяет установить, что супруг мог наследовать только в следующих случаях:
<18> Ведомости ВС СССР. 1944. N 60.

а) брак между супругами был официально зарегистрирован;

б) до Указа от 8 июля 1944 г. супруги состояли в фактическом браке, но до смерти одного из супругов брак был официально зарегистрирован;

в) супруги состояли в фактических брачных отношениях, но брак был установлен в особом порядке, предусмотренном Указом от 10 ноября 1944 г.

  1. Нетрудоспособные родители умершего. Как верно отмечала З.И. Мозжухина, "необходимость включения родителей в число наследников по закону стала особенно настоятельной в годы Великой Отечественной войны: участились случаи, когда родители оставались в живых после смерти своих детей, но формально не могли стать наследниками даже при отсутствии у умершего наследников по закону". Кроме того, на местах Советы депутатов трудящихся в целях восстановления социальной справедливости стали передавать родителям права на домовладение после погибших на фронте детей, "поскольку было явно нецелесообразно передавать такое домовладение или их часть в до ход государству" <19>.
<19> Мозжухина З.И. Наследование по завещанию в СССР. М., 1955. С. 14 - 15.

Ранее родители не наследовали за своими умершими детьми. Единственное исключение составлял случай, когда родители являлись неимущими нетрудоспособными иждивенцами. В Указе "О наследовании по закону и по завещанию" не регламентировался вопрос о наследовании усыновителей после смерти усыновленного, однако, исходя из принципа полного приравнивания усыновителей и усыновленных к родственникам по происхождению, усыновитель мог наследовать после усыновленного.

Обратим внимание, что не все родители являлись наследниками первой очереди, а только нетрудоспособные. Нетрудоспособными считались родители либо достигшие возраста 60 лет для мужчин и 55 для женщин, либо имеющие I или II группу инвалидности. При этом факт совместного проживания нетрудоспособных родителей с детьми был безразличен с точки зрения права.

  1. Другие нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего не менее одного года до его смерти. Указ "О наследовании по закону и по завещанию" смягчил требования к лицам, которые могли наследовать как иждивенцы. Теперь было исключено два требования, существовавших ранее: быть неимущими и находиться на полном иждивении умершего. Соответственно лицо, наследующее в качестве иждивенца, должно было соответствовать двум условиям (требованиям): быть нетрудоспособным и находиться на иждивении не менее одного года до смерти наследодателя.

Наследниками второй очереди являлись трудоспособные родители умершего. Наследниками третьей очереди - братья и сестры умершего.

Ранее братья и сестры в круг наследников не входили. Закон не выделял в категории "братья и сестры" каких-либо видов, однако на практике такое деление существовало. Г.Н. Амфитеатров обращал внимание, что существуют полнородные братья и сестры (имеющие общих отца и мать), неполнородные (у которых общие только либо отец, либо мать; в первом случае - это единокровные, во втором - единоутробные братья и сестры) и сводные (не имеют ни общего отца, ни общей матери, их связь заключается в том, что отец одного и мать другого состоят в браке) <20>.

<20> См.: Амфитеатров Г.Н. Право наследования в СССР. М., 1946. С. 15.

В зависимости от того, какими (по приведенной выше классификации) были братья и сестры, зависели их наследственные права. Так, полнородные братья и сестры наследовали после обоих родителей и друг после друга. Единоутробные братья и сестры наследовали после своей матери и один после другого, если не было полнородных братьев и сестер. Также каждый из них наследовал за своим отцом. Единокровные братья и сестры наследовали после своего отца (если он их официально признавал), а также каждый после своей матери. Кроме того, если не было полнородных братьев и сестер, то они наследовали друг после друга. Что касается сводных братьев и сестер, то так как они не связаны кровными узами, то они не наследовали друг после друга.

Б. Антимонов и К. Граве обращали внимание на определенную нелогичность и отсутствие сбалансированности между нормами семейного и наследственного права. Так, в рамках наследственного права по Указу "О наследовании по закону и по завещанию" внуки (внучки) могли по праву представления наследовать за своими дедом и бабкой, однако дед и бабка не имели права наследовать за своими внуками (внучками) не только по закону, но и по завещанию (кроме тех случаев, когда они являлись иждивенцами). В то же время в рамках семейного права на деда (бабку) возлагалась обязанность по содержанию внуков (внучек), а на внуков (внучек) - обязанность предоставлять содержание деду и бабке (ст. 55 Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР). "Следовательно, в то время как семейное право считает деда или бабку настолько близкими родственниками, что обязывает их к содержанию внуков или внучек, наследственное же право ставит деда и бабку за пределы наследников по закону как отдаленных родственников" <21>. Исходя из высказанных аргументов, Б. Антимонов и К. Граве предлагали включить деда и бабку в третью очередь наследников по закону.

<21> См.: Антимонов Б., Граве К. Право наследования // Социалистическая законность. 1956. N 5. С. 19.

Итак, круг наследников был расширен за счет включения в него родителей, братьев и сестер. Однако при этом из числа наследников были исключены внуки и правнуки. Они могли наследовать только по праву представления (нового института советского наследственного права), т.е. если кто-либо из детей наследодателя умирал до открытия наследства, то его наследственная доля переходила к его детям (внукам наследодателя), а в случае смерти последних - к их детям (правнукам наследодателя).

Установление указанного выше круга наследников способствовало тому, что имущество, как правило, оставалось в семье наследодателя и не подвергалось мелкому дроблению.

Очередность наследования предполагала, что наследники второй очереди вправе претендовать на наследство, только если все наследники первой очереди умерли или не приняли наследство. Наследники третьей очереди могли наследовать после умершего только в том случае, когда отсутствовали наследники второй (и соответственно первой) очереди. Ранее действовавшее законодательство предполагало одновременное призвание всех наследников: детей, внуков, правнуков, супруга умершего, а также нетрудоспособных и неимущих лиц, фактически находившихся на полном иждивении наследодателя не менее одного года до его смерти.

Статья 2 Указа "О наследовании по закону и по завещанию" расширяла свободу завещания. Однако как таковой принцип свободы завещания не вводился. Дело в том, что гражданин мог оставить все свое имущество или его часть одному или нескольким лицам из числа наследников по закону (любой очереди), а также государственным органам и общественным организациям. Тем самым свобода завещания была ограничена кругом наследников по закону. При этом в рамках завещания наследодатель не был связан очередностью призвания наследников, он мог оставить по завещанию наследство любому из наследников по закону <22>.

<22> См.: Крылова З. Охрана прав нетрудоспособных наследников в советском наследственном праве // Социалистическая законность. 1955. N. 2. С. 29.

Наследодатель получал право оставить наследство любому лицу только в том случае, если у него не было наследников по закону. В этой ситуации З.И. Мозжухина обратила внимание на один важный нюанс. Дело в том, что отсутствие наследников по закону устанавливалось не на момент удостоверения завещания, а на момент открытия наследства. Следовательно, гражданин мог завещать имущество в пользу любого лица, независимо от того, имелись у него в момент составления завещания наследники по закону или нет <23>.

<23> См.: Мозжухина З.И. Наследование по завещанию в СССР. М., 1955. С. 34 - 35.

Несколько изменились и правила об обязательной доле. Теперь завещатель не мог лишить несовершеннолетних детей и других нетрудоспособных наследников доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону. Следовательно, обязательная доля составляла уже не с той доли, которая причиталась бы при наследовании по закону и равнялась 100% ее. Обратим внимание и на то, что в соответствии со ст. 2 Указа право на обязательную долю получили не только несовершеннолетние дети, как это было ранее, но и вообще все нетрудоспособные наследники. В научной литературе верно обращалось внимание на то, что при наследовании по завещанию право на обязательную долю в наследстве имели не все нетрудоспособные наследники, а только наследники первой очереди <24>. Следовательно, например, нетрудоспособный брат, являющийся по закону наследником третьей очереди, не имел права на обязательную долю в наследстве, если наследодатель завещал свое имущество супруге.

<24> См.: Крылова З. Охрана прав нетрудоспособных наследников в советском наследственном праве // Социалистическая законность. 1955. N 2. С. 29.

Статья 4 Указа поручала президиумам верховных советов союзных республик внести соответствующие изменения в гражданские кодексы союзных республик.

Исполняя требования названной статьи, 12 июня 1945 г. Президиум Верховного Совета РСФСР издал Указ "Об изменении Гражданского кодекса РСФСР". Этим Указом вносились изменения в ст. ст. 418, 420, 421, 422 и 423 ГК РСФСР.

Новая редакция ст. 418 ГК РСФСР текстуально совпадала со ст. 1 Указа "О наследовании по закону и по завещанию". Единственным отличием было то, что от предыдущей редакции ГК сохранилось примечание: "Наследниками могут быть только лица, находившиеся в живых к моменту смерти наследодателя, а также зачатые при его жизни и родившиеся после его смерти".

Статья 420 ГК РСФСР в новой редакции устанавливала правило, что наследственное имущество (когда речь шла о наследовании по закону) делится на равные доли между наследниками очереди, призванной к наследованию. Если наследование осуществлялось по праву представления, то внуки и правнуки наследодателя делили между собой поровну ту долю, которая причиталась бы их умершему родителю.

Статья 421 ГК РСФСР в новой редакции сохраняла смысл предшествующей редакции: наследники по закону, проживающие совместно с наследодателем, получали имущество, относящееся к обычной домашней обстановке и обиходу (за исключением предметов роскоши), сверх доли из имущества умершего, причитающейся им согласно ст. 420.

Статья 422 ГК РСФСР в новой редакции практически дословно совпадала по содержанию со ст. 2 Указа "О наследовании по закону и по завещанию" и соответственно значительно отличалась от ст. 422 ГК в предыдущей редакции.

Новая редакция ст. 423 ГК РСФСР совпадала с предыдущей редакцией в том, что на лиц, получающих по завещанию наследственное имущество, завещатель мог возложить исполнение какого-либо обязательства в пользу одного, нескольких или всех остальных наследников, которые в силу этого распоряжения получали право требовать исполнения соответствующего обязательства вышеуказанными лицами. Новеллой при этом стало то, что завещатель мог возложить на наследников и обязанность по исполнению каких-либо действий, направленных на осуществление какой-либо общеполезной цели.

Если завещание было составлено в пользу "любого лица" (когда у наследодателя не было наследников по закону), то на него могла быть возложена обязанность по исполнению обязательств в пользу любого лица. В случае, когда наследодатель завещал имущество государственным органам или общественным организациям, он имел право указать определенную цель, на которую должно быть употреблено завещанное имущество.

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 июня 1945 г. "Об изменении Гражданского кодекса РСФСР" внес изменения и в ряд других статей ГК РСФСР. Так, редакционной правке подверглась ст. 424 ГК РСФСР. Статья 424 коррелировала со ст. 422 ГК, и в соответствии с этим в ней было сделано дополнение. Теперь ст. 424 приобрела следующий вид: "Допускаются завещания, в которых на тот случай, если бы назначенный по завещанию наследник умер раньше открытия наследства или не принял его, завещатель призывает к наследованию кого-либо другого из законных наследников (ст. 418), а при отсутствии законных наследников - любое лицо (выделено нами. - А.Д., А.М.)".

Принципиально важным с точки зрения баланса интересов личности и государства нам представляется исключение из ст. 429 ГК РСФСР слов: "Доля отказавшегося переходит к государственным органам или организациям, упомянутым в ст. 433 настоящего Кодекса".

Данное положение вкупе с нормами ст. 433 ГК РСФСР в редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 июня 1945 г. "Об изменении Гражданского кодекса РСФСР" создавало институт приращения наследственных долей. Теперь в случае неявки в течение шести месяцев со дня открытия наследства, отказа от принятия наследства (за исключением случаев, предусмотренных ст. 424) или лишения завещателем права наследования одного или нескольких наследников их доля переходила не к государству в виде выморочного имущества, а к другим наследникам по закону. Исключение составлял случай, когда в завещании было указано, что завещатель оставляет все свое имущество назначенным им наследникам. Приращенная доля наследства делилась между оставшимися наследниками в равных долях.

Таким образом, сокращалось количество случаев, когда имущество переходило к государству в качестве выморочного. Выморочным имущество могло быть только в трех случаях: 1) в случае неявки наследников в установленный срок; 2) в случае отказа наследников от принятия наследства; 3) в случае лишения завещателем права наследования всех наследников.

Напомним, что наследодатель мог завещать имущество государству, однако хотя оно и переходило к государству, но выморочным не являлось, так как такой переход был результатом волеизъявления наследодателя.

Остановимся подробнее на проблемах, связанных с выморочным имуществом. Уже в 30 - 40-е годы XX в. выморочное имущество не приносило серьезного дохода государству. К этому моменту перестала существовать частная собственность, которая могла бы иметь интерес для государственного бюджета, осталась лишь личная собственность, не представляющая экономического интереса для государства. В этой ситуации институт выморочного имущества был необходим скорее как крайняя мера, когда у наследодателя по тем или иным причинам не оставалось наследников.

Проблема выморочного имущества встала остро в годы Великой Отечественной войны. По понятным причинам объем такого имущества значительно возрос. Вряд ли можно говорить, что государство в этот период вновь заинтересовалось (как это было в условиях военного коммунизма) имуществом граждан в целях пополнения госбюджета. Напротив, принятие Указа "О наследовании по закону и по завещанию" свидетельствует об обратном. В целях исключения злоупотреблений необходимо было законодательно регламентировать вопросы, связанные с переходом выморочного имущества государству.

17 апреля 1943 г. Совнарком СССР утвердил Положение о порядке учета и использования национализированного, конфискованного, выморочного и бесхозяйного имущества <25>. Вслед за этим были разработаны Правила перехода к государству наследственных имуществ. Они были утверждены Постановлением СНК РСФСР от 28 декабря 1943 г. <26>, но вводились в действие с 1 декабря того же года. Последовавшие вскоре Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. "О наследовании по закону и по завещанию" и Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 июня 1945 г. "Об изменении Гражданского кодекса РСФСР" потребовали внесения в Правила перехода к государству наследственных имуществ коррективов. Необходимые изменения были внесены Постановлением СНК РСФСР от 7 марта 1946 г. <27>.

<25> СП СССР. 1943. N 6. Ст. 98.
<26> См.: Постановление СНК РСФСР от 28 декабря 1943 г. N 1014 "Об утверждении Правил перехода к государству наследственных имуществ" // СП РСФСР. 1944. N 3. Ст. 21.
<27> СП РСФСР. 1946. N 4. Ст. 16.

После принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. "О наследовании по закону и по завещанию" и Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 июня 1945 г. "Об изменении Гражданского кодекса РСФСР" институт наследования в РСФСР в течение полутора десятилетий практически не подвергался изменениям. Развитие наследственного права шло не путем принятия принципиально новых нормативно-правовых актов, а посредством разъяснений норм ГК РСФСР пленумами Верховного Суда и издания подзаконных актов отдельными министерствами.

Существенные изменения советское наследственное право претерпело только в начале 1960-х годов в связи с принятием Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик 1961 г. и ГК РСФСР 1964 г.