Мудрый Юрист

Образование дагестанской области в составе Российской империи

Геворкьян Д.П., доцент юридического факультета Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук.

К 60-м гг. XIX в. в столице Российской империи Санкт-Петербурге было объявлено о "полном покорении Восточного Кавказа", которое знаменовало очередной этап в утверждении российской власти на Кавказе, на что Россия претендовала еще с XVIII в.

По словам известного кавказского публициста XIX в. Р.А. Фадеева, автора теории колониального господства России в Азии, "через кавказский перешеек и его домашний бассейн - Каспийское море Россия соприкасается непосредственно со всей массой мусульманской Азии. С кавказского перешейка Россия может достать всюду, куда ей будет нужно...". Фадеев подчеркивал, что для России Кавказ - это своеобразный "мост", переброшенный "с русского берега в сердце азиатского материка", "передовое укрепление", защищающее Каспийское и Черное моря <*>. При этом Российская империя напрямую столкнулась с проблемой управления Кавказом, населяющими его народами, причем этот вопрос приобрел первостепенное значение.

<*> Фадеев Р.А. Собрание сочинений. Т. 1. СПб., 1889. Ч. 1. 60 лет Кавказской войны. С. 11.

Утверждение российской власти в Дагестане означало прежде всего покорение местных народов, и военные методы занимали здесь одно из основных средств. На подавление вспыхнувшего антиимперского движения горцев Дагестана и Чечни были брошены части Кавказского корпуса. Военное покорение Северо-Восточного Кавказа Р.А. Фадеев называет "штурмом гигантской крепости", в пределах которой, в кавказских горах, "сосредоточилась вся энергия старинного мусульманства" <*>. И действительно, впервые в истории Дагестана и Чечни возникло единое военно-религиозное государственное образование - имамат Шамиля, которое несколько десятилетий успешно противостояло российской армии.

<*> Там же.

В разгар военных действий район борьбы "разрезал край на две части, образуя в середине зону, занятую неприязненными нам племенами горцев, где не только жизнь, но даже переезд были не безопасны", - отмечали российские военные <*>. Главной целью ставилось полное подавление движения Шамиля и ликвидация имамата.

<*> Записка о преобразовании военно-народных управлений Кавказского края // Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН (далее сокр. - Рукоп. фонд). Ф. 1. Оп. 1. Д. 326а. Л. 5.

Российское военное командование, выполняя эту задачу, создало систему военных флангов, войсковых округов и кордонных линий как плацдармов для ведения войны. В 1839 г. Кавказская линия была разделена на правое и левое крыло, последнее делилось на три приставства - кумыкское, лезгинское и чеченское. В 1846 г. была учреждена должность военного губернатора в Дербенте, создана Лезгинская кордонная линия, включившая в себя земли Верхнего Дагестана.

В 1844 г. на Кавказе было учреждено наместничество, причем наместник совмещал должность командующего отдельным Кавказским корпусом. В Совете Главного управления в Закавказском крае был составлен проект образования Дагестанской области, который в доработанном виде был рассмотрен в 1845 г. во вновь созданном Кавказском комитете в Петербурге <*>. Однако император нашел этот проект преждевременным "ввиду военных действий", хотя в целом отнесся к нему положительно <**>.

<*> Проект образования Дагестанской области // Рукоп. фонд. Ф. 1. Оп. 1. Д. 317. Л. 5.
<**> Памятная книжка Дагестанской области. Темир-Хан-Шура, 1895. С. 2.

Создание единой Дагестанской области в 1845 г. было практически невозможно из-за непрерывных военных действий в Северном и Нагорном Дагестане, где еще в 1841 г. была введена должность командующего войсками <*>. Военные действия не велись в Южном Дагестане, где предполагалось образовать Южно-Дагестанскую область, поручив исполнение должности дагестанского областного начальника командующему войсками в Южном Дагестане <**>. Однако в 1846 г. было составлено новое положение о разделении Закавказского края и образована Дербентская губерния при совмещении должностей военного губернатора и командующего войсками <***>.

<*> Рукоп. фонд. Ф. 1. Оп. 1. Д. 317. Л. 6.
<**> Материалы для истории управления Дагестанской областью. В кн.: Дагестанский сборник. Темир-Хан-Шура, 1902. Вып. 1. Отд. II. С. 233.
<***> Там же. С. 233 - 234.

В 1847 г. было создано еще одно административное образование - Прикаспийский край, который состоял из двух частей: 1) Дербентской губернии (Дербентский и Кубинский уезды, Даргинский и Самурский округа, владения Кюринское и Казикумухское и "прочие земли к югу от реки Аварское Койсу") и 2) земель Северного и Нагорного Дагестана в непосредственном ведении командующего войсками в Прикаспийском крае <*>. На деле многие территории, вошедшие в него, находились лишь в номинальном подчинении российских властей, причем, по свидетельству командующего войсками в крае князя Г.Д. Орбелиани, даже в относительно спокойной Дербентской губернии были районы, доступ к которым был возможен "в сопровождении большой воинской силы" <**>.

<*> Акты, собранные Кавказской археографической комиссией (далее сокр. - АКАК). Тифлис, 1904. Т. XII. С. 423.
<**> Там же. С. 364.

После пленения Шамиля в 1859 г. "вновь покоренные территории" были разделены на три части, одна из которых присоединена к левому крылу Кавказской линии (с февраля 1860 г. - Терская область), другая - к Прикаспийскому краю, третья - к Лезгинской кордонной линии, и это административное деление с самого начала рассматривалось как временное <*>.

<*> Там же.

Императору Александру II были представлены различные проекты по организации управления горцами. Проект генерала Муравьева предполагал "постепенное покорение" Дагестана, рассчитанное на многие годы; генерал Евдокимов предлагал в своем проекте использовать на руководящих постах представителей местных народностей; генерал Вольф указывал на необходимость учреждения местных школ для "туземцев", подчеркивал необходимость учета местных особенностей, народных обычаев <*>. Хотя некоторые элементы новой системы были, несомненно, построены и на вышеперечисленных принципах, в ее основу были положены иные приоритеты.

<*> Там же. С. 27 - 29; Губаханова Р.А. Административные и территориальные преобразования в Дагестане во второй половине XIX - начале XX века // Рукоп. фонд. Ф. 3. Оп. 1. Д. 577. Л. 15.

Разработка окончательного проекта была проведена под руководством наместника Кавказского князя Александра Барятинского, который получил от императора самые широкие полномочия по управлению краем и в конце 1858 г. представил свой план преобразований - "Положение о Главном Управлении и Совете Наместника", по которому администрация Кавказа, по словам известного кавказского военного историка того времени С. Эсадзе, "приняла характер как бы особого Кавказского министерства" <*>.

<*> Эсадзе С. Исторический очерк распространения русской власти на Кавказе // Кавказский календарь на 1913 год. Тифлис, 1912. С. 48.

Предложения наместника о "системе управления покорными горцами" складывались еще с 1856 г., а затем были изложены в "Записке о внутреннем состоянии Кавказа" и Отчете за 1857 - 1859 гг. <1> Для того чтобы покорение Кавказа было прочным, необходимо, по мнению Барятинского, "чтобы вместе с успехом оружия принимались теперь же меры для уничтожения в покоряемых народах и коренного нравственного начала, нам враждебного, то есть мюридизма" <2>. Причем этот результат необходимо достичь "естественным путем": восстанавливать высшее сословие там, где "сохраняются следы его", и создавать там, где оно не существует, что позволит утвердить адат <3>, закрепляющий сословные различия, раздробить общины, лишить их единства <4>.

<1> Записка А.И. Барятинского о внутреннем состоянии Кавказа // Зиссерман А.Л. Фельдмаршал кн. А.И. Барятинский. Т. II. М., 1890. С. 277 - 279; Отчет князя А.И. Барятинского за 1857 - 1959 годы // АКАК. Т. XII. С. 1257 - 1290.
<2> Мюридизм (тарикат) - религиозно-мистическое учение искания пути к богу и спасения души в загробном мире. Дагестанские приверженцы мюридизма, в том числе имам Шамиль, провозгласили идеи борьбы с оружием в руках против "отступников" от принципа равенства мусульман (ханов и других привилегированных сословий) и против власти "иноверного правителя" и его представителей (российского царя и наместника).
<3> Адат - правовые обычаи, существовавшие в сельских обществах и в ханствах Дагестана, регулирующие повседневную жизнь горцев.
<4> Записка... С. 277 - 278; Отчет... С. 1275.

Непосредственное участие в организации новой системы управления кавказскими горцами принимал и начальник Главного штаба Кавказкой армии Дмитрий Милютин, позднее ставший военным министром России. Формируя основные задачи такого управления, он писал: "Чтобы горцы терпеливо несли иго царского владычества - необходимо одно условие, - то, чтобы они были убеждены в неприкосновенности их религии, обычаев, образа жизни, мы должны всеми силами стараться согласовать наше владычество с интересами самих горцев, как материальными, так и нравственными" <*>.

<*> Милютин Д.А. Дневник 1873 - 1875. Т. 1. М., 1949. С. 10 - 11.

Ключевыми здесь являются слова "владычество" и "интересы", которые требовалось "согласовать". Для того чтобы понять, как представляли интересы горцев в высших военных и правительственных кругах России, приведем слова Н.Ф. Дубровина, который так характеризует образ жизни "туземного населения": "Воинственный дух", гостеприимство, буйная свобода и произвольное употребление оружия составляет отличительную черту их характера... гражданское устройство и мирная жизнь не были тогда известны племенам Дагестана" <1>. Отсюда делался вывод о необходимости создания такого управления "покоренными горцами", которое опиралось бы на военную силу. В среде горцев нужна была администрация, "главная цель которой заключалась не столько в водворении гражданственности и преследовании культурных задач, сколько в умении удержать население в повиновении и, в случае необходимости, быстро и решительно... подавить восстание" <2>. Народные обычаи и религиозные убеждения при этом не должны были выходить за рамки "политической благонадежности" и противоречить "основным нравственным принципам" <3>. Для того чтобы согласовать "русское владычество" и интересы горцев, Милютин выступил за создание "территориальной системы военного управления" <4>.

<1> Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1871. Т. 1. Кн. III. С. 590.
<2> Записка о преобразовании военно-народных управлений. Л. 2.
<3> Там же. Л. 3.
<4> Губаханова Р.А. Национальная политика России в Дагестане во второй половине XIX века (организация управления) // Рукоп. фонд. Ф. 3. Оп. 1. Д. 230. Л. 39 - 40.

Вместе с тем надо отметить, что, помимо внутренних предпосылок, эта система складывалась и с учетом "классического опыта" управления азиатскими владениями, который накопили европейские державы. В частности, в документах, а именно в сопроводительной записке к проекту положения об управлении Кавказской армией, имеется указание на то, что Барятинский лично знакомился с системой колониального управления в Алжире <*>.

<*> Записка о преобразовании военно-народных управлений. Л. 5.

В основу проекта Барятинского - Милютина лег принцип так называемого военно-народного управления, название которого затем прочно закрепилось и в значении "системы административных органов по управлению горцами Кавказа", и в значении "принципа управления туземными племенами".

В соответствии с указаниями наместника составлением нового проекта "по всем предметам, касающимся до разделения и устройства Дагестана", занимался князь Леван Меликов, в ноябре 1859 г. назначенный командующим войсками в Прикаспийском крае. В переписке с Барятинским и Милютиным, относящейся к концу 1859 - началу 1860 г., он сообщает, что составляет штаты и "полное уложение для управления вверенным краем" <*>.

<*> АКАК. Т. XII. Документ N 375, 376.

Проект Положения об управлении Дагестанской областью был утвержден наместником кавказским кн. А.И. Барятинским 5 апреля 1860 г. и одобрен императором в именном Указе от 18 июля 1860 г. как распоряжение наместника, сделанное "согласно Высочайше представленной ему власти" <*>.

<*> Там же. Документ N 36026.

Образование Дагестанской области как единого административного образования обеспечивало, по словам Р. Фадеева, "соединение всего Дагестана в одних руках", которое считалось необходимым "по самой природе вещей". Одной из важнейших целей такого объединения было то, что контроль над высокогорным Верхним Дагестаном мог быть обеспечен, если "приведенное к покорности" население Среднего Дагестана воздействует на своих соседей <*>.

<*> Фадеев Р.А. Указ. произв. Т. 1. СПб., 1889. Ч. 2. С. 84 - 85.

Территориально Дагестанская область образовалась как "особый отдел в составе Кавказского края" и включала в себя бывший Прикаспийский край, за исключением Кубинского уезда (отошедшего к Бакинской губернии), и общества горцев на правом берегу реки Андийское Койсу, ранее состоявших в ведении командующего войсками на Лезгинской кордонной линии.

Система управления Дагестанской областью разделялась на военное и "гражданское" управление. Военное управление включало управление войсками, управление "туземными племенами" и управление автономными владениями. Территория области делилась на 4 военных отдела - Северный, Южный, Средний и Верхний Дагестан.

В Положении от 5 апреля 1860 г. указывалось вполне определенно, что военные начальники Северного, Южного, Среднего и Верхнего Дагестана не только имеют в подчинении войска, находящиеся в их отделах, но и по "внутреннему управлению" осуществляют "начальство по всем отраслям" (§ 30).

На уровне области "вся главная местная власть" - административная, финансовая, хозяйственная, судебная и военная - соединилась в лице начальника Дагестанской области, "пока край будет находиться на военном положении" (§ 29). Начальник области по военному управлению получал звание командующего войсками области с правами командира корпуса, не отделенного от армии, в том числе со штабом войск (§ 13, 16). При нем также учреждалась канцелярия, в которой специальное отделение вело дела по управлению "туземными племенами", причем оно связывалось с начальником области через начальника штаба войск (§ 17).

Военным начальником отделов, подчиненным начальнику области, в свою очередь, были подчинены по военному и внутреннему управлению "состоящие в их отделах округа" и только по военному управлению - ханства и владение Тарковское (§ 19 Положения от 5 апреля 1860 г.).

Окружные начальники в пределах округа получали власть, аналогичную власти военных начальников отделов, и состояли в непосредственном подчинении последних. При окружных начальниках состояли помощники, военное управление, окружной суд, медик и фельдшер "для пользования жителей" (§ 22).

В 1860 г. в составе Дагестанской области было образовано 6 округов - Даргинский, Кайтаго-Табасаранский, Самурский, Гунибский, Казикумухский и Бежитский.

Округа, в свою очередь, делились на наибства во главе с наибами, которые наделялись распорядительной и полицейской властью (§ 34). Исключение составляли Кайтаго-Табасаранский и Даргинский округа, в которых наибства не вводились (§ 23). Кроме того, в составе Северного Дагестана образовывалось отдельное Присулакское наибство (§ 5).

Название "наибство" в значении низшего административного образования, состоящего из нескольких населенных пунктов (сельских обществ), было заимствовано из имамата Шамиля и виделось автором "военно-народной" системы как "народный элемент" управления. На должности наибов, олицетворяющих связь власти с народом, назначались представители местного населения из "влиятельных лиц", которые характеризовались как "способные и заслуживающие доверия" <*>.

<*> АКАК. Т. XII. Документ N 373.

Была сохранена власть "автономных владетелей" - шамхала Тарковского, ханов Мехтулинского, Кюринского и Аварского, а также власть владетелей Даргинского и Кайтаго-Табасаранского округов, которые сохранили власть над местным населением "на особых правах" - они утверждались российскими властями, лишались права применять смертную казнь и обязывались помогать "военно-народной администрации". Все они состояли в непосредственном ведении командующего войсками области (§ 31 Положения от 5 апреля 1860 г.). Для "надлежащего контроля" за их деятельностью вводилась должность помощника из русских обер-офицеров, имеющих при себе военную канцелярию (§ 24).

Ханская власть, как "чужеродный элемент в российском государственном организме" <*>, с самого образования области рассматривалась как временное средство поддержания "спокойствия и порядка" во вновь покоренном населении. Ханства и другие владения искусственно поддерживались российскими властями для того, чтобы ослабить "влияние мусульманского духовенства" после подавления движения имама Шамиля. Постепенно она превращалась в "политическую декорацию", невыгодную России в экономическом плане: население этих владений не платило налоги в казну.

<*> Губаханова Р.А. Национальная политика России в Дагестане во второй половине XIX века (организация управления) // Рукоп. фонд. Ф. 6. Оп. 1. Д. 230. Л. 89.

В 1862 - 1867 гг. российские власти провели целую серию мероприятий по ликвидации автономных владений, первоначально вошедших в состав Дагестанской области. Все эти меры проводились по одному "сценарию": администрация сообщала о резком росте народного недовольства "насилиями ханов" и о том, что жители уже "достаточно подготовлены" к введению общего деления на округа и наибства и решают "свои дела" помимо ханов. После этого объявлялось о "расстроенном здоровье" хана, его неспособности или затруднительности выполнять обязанности правителя. И наконец, следовало "добровольно-принудительное" заявление "правителя" о сложении полномочий "по управлению народом", которое удовлетворялось наместником, а затем императором.

"Гражданское управление" Дагестанской области включало Дербентское градоначальство (г. Дербент и Улусский магал) и управление портовым городом Петровск, в которых вводились общероссийские законы с учетом особенностей Закавказского края (§ 27). Общероссийские законы распространялись также на лиц, проживающих в штаб-квартирах и укреплениях, и "туземцев", если "о них возникли дела в таких частях области, которые подчинены гражданскому управлению".

Дербентское градоначальство и портовый город Петровск <*>, а также укрепление Темир-Хан-Шура <**> (столица Дагестанской области, с 1866 г. получила статус города) представляли собой своеобразные "островки" общероссийского управления, в них проживала незначительная часть от общего числа населения области.

<*> Ныне город Махачкала - столица Республики Дагестан.
<**> Ныне город Буйнакск.

"Народный" элемент такой системы управления виделся ее авторам прежде всего в "отправлении суда" и в сохранении "на прежнем основании" сельского управления во главе с выборными старейшинами.

Система "народных судов" согласно Положению от 5 апреля 1860 г. возглавлялась Дагестанским народным судом, состоявшим из "почетных лиц" по выбору командующего войсками, в нее входили окружные и сельские суды, состоявшие из депутатов от народа и судей - кадиев (§ 22, 24, 42). Суды разбирали дела по адату и шариату и по "особым правилам", даваемым им командующим войсками (§ 47). Решения Дагестанского народного суда подлежали утверждению командующего войсками, который приводил их в исполнение (§ 4). Судебным органом для "лиц гражданского ведомства" был Дагестанский областной суд (§ 39).

Авторы "военно-народной" системы применяли особые правила подсудности дел, возникающих в среде местного населения. Основные принципы этих правил впервые были изложены в докладной записке командующего войсками в Прикаспийском крае кн. Орбелиани еще в октябре 1856 г. на примере жителей Кайтаго-Табасаранского округа. Он писал о том, что законы Российской империи об уголовном и гражданском судопроизводстве не могут быть применены к местным жителям, так как в большинстве случаев они совершенно не соответствуют местным правовым обычаям (особенно в отношении уголовного преследования и наказания), что вызывает недоверие и неподчинение российским властям, в т.ч. укрывательство преступников. Орбелиани предлагал ряд уголовных преступлений разбирать по адату "возмездием обиженной стороны и примирением спорящих", а наиболее важные преступления - измену, волнения против правительства, неповиновение властям, разбои, грабежи - судить военным судом <*>.

<*> АКАК. Т. XII. Документ N 364.

Положение от 5 апреля 1860 г. устанавливало, что ряд дел разбирался комиссиями военного суда во главе с командующим войсками, который также имел право применять административные меры наказания: высылать из края "вредных и преступных жителей", начальники отделов и округов имели право арестовывать таких лиц и отправлять их в областной центр в распоряжение командующего войсками. Эти меры предпринимались с целью пресечь действие обычая кровомщения за убийство со стороны родственников убитого. Лица, виновные в умышленном убийстве, преднамеренном и с корыстной целью, подлежали административной ссылке на определенный срок в отдаленные губернии России, что должно было исключить совершение акта мести. Ограничение права родовой мести и права всеобщего употребления оружия С. Эсадзе называет "самой важной целью" российских властей в Дагестане <*>.

<*> Эсадзе С. Историческая записка об управлении Кавказом. Т. 1. Тифлис, 1907. С. 175.

Таким образом, Положение об управлении Дагестанской областью учреждало единое административное образование. Подавляющая часть территории Дагестана вошла в состав "военно-народного" управления, которое воплощало принципы нового режима - сосредоточение административной и военной власти в руках воинских начальников с сохранением ряда местных правовых обычаев, ограниченной власти ханов, "применяясь к требованиям русских интересов".

Были заложены основы системы управления, которую можно определить, по словам Барятинского, как продолжение военного покорения горцев в мирных условиях, когда спокойствие и стабильность положения российской власти обеспечивались присутствием военной силы, опорой на "влиятельных туземцев" и официальным признанием "простого и понятного местным жителям" отправления суда по адату и шариату.

Надо отметить, что эта система действительно позволила обеспечить мирное развитие Дагестана в составе Российской империи, но постепенно она из гибкой формы управления стала тормозом в развитии области, изолировала ее от общероссийской правовой системы, законсервировала неравноправие местного населения с жителями остальных частей Кавказа и России в целом.