Мудрый Юрист

Внешнеторговое посредничество в предпринимательской деятельности

Николюкин С.В., доцент кафедры теории и истории государства и права ФГОУ ВПО "Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации", кандидат юридических наук, судья Федерального третейского суда, член Ассоциации юристов России.

В международной торговле с участием посредников осуществляется более половины международного товарообмена. С их помощью иностранные предприниматели выходят на российский рынок, а также все больше российских предприятий и фирм становятся представителями и посредниками для иностранных фирм в России.

Существует два метода выхода предприятия со своей продукцией на внешний рынок:

Как отмечается в литературе, оба метода имеют свои достоинства и недостатки и используются на определенных товарных рынках <1>.

<1> См.: Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник / Под ред. И.Н. Иванова. М.: ИНФРА-М, 2008. С. 90 - 92.

Торговое посредничество представляет собой правовой институт, регулирующий отношения в сфере оказания торговых услуг, направленный на содействие в установлении правовых связей между клиентами путем совершения посредником правомерных действий юридического и фактического характера.

Выделим характерные признаки торговых услуг как объектов торгового посредничества:

  1. услуги в современных условиях являются одним из основных видов деятельности посреднических фирм;
  2. оказываемые услуги реализуются в соответствии с материальными и трудовыми затратами конкретной фирмы;
  3. услуги основываются на прямых, непосредственных связях между фирмой и потребителями, оформленных в виде контракта, договора или заказа, в связи с чем они приобретают адресный характер;
  4. оказание услуг производственного характера осуществляется в отношении товаров, которые предназначены конкретному потребителю;
  5. оказание услуг носит возмездный характер в соответствии с произведенными затратами <2>.
<2> См.: Дородников В.Н. Коммерческо-посреднические фирмы: экономика и управление: Учеб. пособие. Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. С. 44 - 45.

К посредническим услугам относятся:

а) услуги по поиску иностранного контрагента <3>.

<3> Контрагентами во внешней торговле называются стороны, находящиеся в договорных отношениях по купле-продаже товаров или оказанию различного рода услуг.

При выборе страны продажи экспортного товара учитываются многие факторы:

<4> См.: Ростовский Ю.М., Гречков В.Ю. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Магистр, 2008. С. 130 - 131.

При изучении фирм-партнеров используется несколько источников информации:

  1. личная информация, которая может быть получена напрямую от представителей интересующей фирмы в процессе деловых контактов и переговоров и косвенно - от представителей деловых кругов, органов власти, средств массовой информации, имевших дело с интересующей фирмой;
  2. информация, публикуемая самими фирмами в отчетах, проспектах, информационно-рекламных материалах, каталогах, предоставляемых бесплатно заинтересованным фирмам и организациям;
  3. периодическая печать, публикующая специализированную информацию о фирмах;
  4. справочники по фирмам, которые ежегодно издаются информационно-справочными агентствами и специализированными издательствами;
  5. информация о фирмах, предоставляемая специализированными банками данных, создаваемыми с коммерческими целями консультативными издательскими, а также крупными компьютерными фирмами;
  6. информация о фирмах, предоставляемая специализированными организациями (к таковым относятся кредитно-справочные бюро, консультационные фирмы, банки, союзы предпринимателей, торговые палаты, государственные организации);
  7. информация о фирмах, предоставляемая международными организациями системы ООН, поступает из досье, формируемых на базе компьютерной техники - ростеров <5>;
<5> См.: Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Экономистъ, 2008. С. 169 - 174.

б) услуги по подготовке и совершению сделки.

Совершению сделки должна предшествовать серьезная аналитическая проработка комплекса вопросов, касающихся хозяйственной деятельности на зарубежных рынках, а именно:

Примерная схема подготовки внешнеторговой сделки следующая:

  1. выбор конкретного товара - объекта намечаемой экспортной или импортной сделки;
  2. подыскание страны продажи (покупки) и выбор надежных иностранных контрагентов;
  3. проработка возможных условий транспортировки товара, сдачи-приемки, платежа и др.;
  4. определение оптимального уровня контрактной цены;
  5. разработка тактики выступления с запродажей (закупкой) товара на внешнем рынке;
  6. организация работы по внедрению товара и последующему закреплению на рынке;
  7. проведение коммерческих переговоров с иностранными контрагентами в целях заключения сделки <6>;
<6> См.: Ростовский Ю.М., Гречков В.Ю. Указ. соч. С. 116 - 117.

в) транспортно-экспедиторские услуги.

Транспортно-экспедиторские услуги - это услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза.

К наиболее распространенным транспортно-экспедиторским услугам относятся:

<7> См.: Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб. пособие. 7-е изд. М.: Дело, 2008. С. 262 - 263.

г) услуги по страхованию, кредитно-финансовому обслуживанию.

Стабильный коммерческий оборот невозможен без страхования, поскольку все виды объектов, обращающихся в нем (товары, работы, услуги), подвергаются воздействию многочисленных факторов, приводящих к утрате или повреждению связанных с ними имущества либо жизни и здоровья людей. События, в результате действия которых возможно возникновение неблагоприятных последствий, в том числе имущественных, которые сами субъекты, как правило, не могут предотвратить, именуются рисками.

Понятие риска складывается из следующих основных элементов:

  1. возможность отклонения от предполагаемой цели, ради которой осуществлялась выбранная альтернатива. Результат выбранного варианта поведения может оказаться совершенно не таким, какой предполагается;
  2. достижение желаемой цели имеет определенную вероятность, т.е. цель в конечном итоге может быть достигнута;
  3. отсутствие уверенности в достижении поставленной цели, когда заранее неизвестно, будет ли достигнута эта цель;
  4. возможность материальных, нравственных и других потерь, связанных с осуществлением избранного варианта <8>.
<8> См.: Денисова Н.И., Диянова С.Н., Штессель Э.М. Организация предпринимательства в сфере коммерции: Учеб. пособие. М.: Магистр, 2008. С. 310.

По своей сущности риск - гипотетическая возможность наступления ущерба. Существует точка зрения, согласно которой о риске можно говорить только тогда, когда имеет место отклонение (положительное или отрицательное) между плановыми и фактическими результатами.

Если отклонение положительное - страховщик имеет возможность получить какую-либо прибыль, если отрицательное - он несет ущерб <9>.

<9> См.: Страхование: Учебник / Под ред. В.В. Шахова, Ю.Т. Ахвледиани. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 82.

Следует отметить, что основной причиной возникновения рисков в предпринимательской деятельности является системная многоуровневая неопределенность, которая порождается:

<10> См.: Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Указ. соч. С. 140 - 141.

В контексте настоящей работы речь идет прежде всего о страховании предпринимательских рисков, под которым понимается страхование рисков убытков, дополнительных расходов и неполучения ожидаемых доходов от предпринимательской деятельности из-за нарушения обязательств контрагентами и (или) изменения условий деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам (ст. 929 ГК РФ).

В связи с тем что риск имеет объективную основу из-за неопределенности влияния внешней среды и субъективную основу в результате принятия решения самим предпринимателем, успехи и неудачи фирмы следует рассматривать как взаимодействие целого ряда факторов, одни из которых являются внешними по отношению к предпринимательской фирме, а другие - внутренними.

Под внешними факторами понимаются те условия, которые предприниматель не может изменить, но должен учитывать, поскольку они влияют на состояние его дел.

Трудно установить приоритетность этих факторов, поскольку они взаимосвязаны друг с другом, в связи с чем изменение одного фактора может вызвать изменение других, следовательно, и взаимосвязано их влияние на уровень риска.

Внешние факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска, подразделяются на две группы: факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия. Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на результаты предпринимательской деятельности и уровень риска. Факторы косвенного воздействия не могут оказывать прямого влияния на предпринимательскую деятельность и уровень риска, но способствуют его изменению.

К внутренним факторам предпринимательского риска можно отнести следующие:

<11> См.: Калапуц П.А. Организация предпринимательской деятельности: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во МГОУ, 2008. С. 57 - 59.

Разновидности страхования предпринимательских рисков выделяют в зависимости от стадий кругооборота средств в процессе товарного производства:

<12> См.: Биушкин В.А. Страхование: Учеб. пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2009. С. 113 - 114.

д) услуги по выполнению таможенных формальностей.

Как известно, товары, перемещаемые через таможенную границу, подвергаются определенным таможенным операциям и процедурам.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) под таможенными операциями понимаются отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с настоящим ТК РФ при таможенном оформлении товаров и транспортных средств.

Таможенное оформление представляет собой совокупность таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются в зависимости от следующего:

а) вида товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ (товары, подвергающиеся быстрой порче, живые животные, радиоактивные и делящиеся материалы, товары двойного применения, подлежащие экспортному контролю, драгоценные металлы и драгоценные камни, а также ряд других товаров);

б) вида транспорта, используемого для перемещения товаров через таможенную границу (автомобильный транспорт, морской (речной) транспорт, воздушный транспорт, железнодорожный транспорт, трубопроводный транспорт и линии электропередачи);

в) категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства (физические лица, перемещающие товары не для коммерческих целей, - гл. 23 ТК РФ, отдельные категории иностранных лиц - гл. 25 ТК РФ).

Кроме того, способ перемещения товаров тоже может влиять на особенности таможенного оформления. Например, перемещение товаров в международных почтовых отправлениях (гл. 24 ТК РФ).

Важно отметить, что все таможенные операции условно могут быть разделены на группы, получившие название таможенных процедур.

Согласно п. 21 ч. 1 ст. 11 ТК РФ под таможенными процедурами понимают совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.

Виды таможенных процедур:

а) прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ (доставка товаров и транспортных средств с места пересечения таможенной границы до места прибытия, т.е. до места представления таможенному органу необходимых документов и сведений);

б) внутренний таможенный транзит (оформление внутреннего таможенного транзита, собственно перевозка товаров до таможенного органа назначения, оформление завершения внутреннего таможенного транзита);

в) помещение товаров на временное хранение;

  1. при убытии товаров с таможенной территории РФ (например, внутренний таможенный транзит - п. 2 ст. 79 ТК РФ);
  2. при условном выпуске товаров с соблюдением определенных обязательств перед таможенными органами (например, по уплате таможенных платежей - п. 4 ст. 151 ТК РФ);

Кроме указанных существует ряд таможенных операций, которые производятся еще до перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Например, получение разрешения таможенного органа на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления (ст. 68 ТК РФ); получение свидетельства о допущении транспортного средства, контейнера или съемного кузова к перевозке товаров под таможенными печатями и пломбами (ст. 84 ТК РФ);

е) услуги по осуществлению мероприятий по продвижению товара на внешний рынок (сбор, анализ и предоставление информации о рынках сбыта, реклама и т.д.).

Для того чтобы избежать ошибок или просчетов в выборе посредника и вида посреднической операции, российским предпринимателям предлагается руководствоваться следующим:

  1. выбрать своим контрагентом такую фирму, которая зарекомендовала себя на рынке по соответствующему виду посредничества как надежная и компетентная во всех отношениях <13>;
<13> См.: Николюкин С.В. Внешнеторговые сделки и обычаи в международном коммерческом обороте. М.: Юрлитинформ, 2009. С. 15 - 19.
  1. при выборе посредника обратить серьезное внимание на следующие факторы:

а) организационно-правовая форма.

Под организационно-правовой формой понимаются способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

Исходя из приведенного определения, выделим следующие две группы признаков организационно-правовой формы.

I группа отражает организационную связь любого юридического лица с правом, законодательством:

II группа отражает главное в характеристике юридического лица, его имущественный статус:

Следует подчеркнуть, что критериями выбора организационно-правовой формы являются:

<14> См.: Николюкин С.В. Гражданско-правовая ответственность предпринимателей во внешнеторговом обороте. М.: Юрлитинформ, 2009. С. 25 - 29.<15> См.: Денисова Н.И., Диянова С.Н., Штессель Э.М. Указ. соч. С. 227.

б) время и место регистрации;

в) сколько времени занимается фирма соответствующей посреднической деятельностью;

  1. прежде чем остановиться на каком-либо виде посредничества, следует изучить законодательство, регулирующее разные виды посредничества, т.е. изучить соответствующее применимое право, и при возможности включить в договор пункт, позволяющий в случае споров сторон избежать негативных последствий при определении прав и обязанностей сторон;
  2. при формулировании условий посреднических договоров давать определение терминов и понятий, используемых в договоре, четко сформулировать права и обязанности сторон;
  3. следить за тем, чтобы условия договоров не находились в противоречии с нормативными предписаниями законов, а также с антимонопольным законодательством страны исполнения договора, если договор касается предоставления исключительных прав <16>.
<16> См.: Белов А.П. Международное предпринимательское право: практическое пособие. М.: Юридический дом "Юстицинформ", 2001. С. 163.

Виды внешнеторговых посреднических операций.

Внешнеторговые посреднические операции - это сделки, совершаемые за определенное вознаграждение независимой фирмой или физическим лицом, по продаже товара предприятия на внешнем рынке или иностранного товара на внутреннем рынке <17>.

<17> См.: Коровкин В.П., Незадоров А.Н. Внешнеэкономическая деятельность в агропромышленном комплексе. М.: ЭЛИТ, 2003. С. 358 - 360.

I. В зависимости от объема прав и обязанностей, которыми наделяется посредник, посредничество можно разделить на два вида:

  1. юридическое посредничество представляет собой деятельность посредника от имени и за счет другого лица (поручение) или от собственного имени, но за счет другого лица (комиссионные отношения). К юридическим посредникам относятся торговые представители, агенты, брокеры, комиссионеры, консигнаторы, факторы, франчайзи и др.;
  2. фактическое посредничество представляет собой деятельность, осуществляемую посредником от своего имени и за свой счет. К фактическим посредникам относятся дилеры, дистрибьюторы, покупатели и продавцы товара, которым предоставлено исключительное право продажи (покупки) товара.

II. В зависимости от характера взаимоотношений между организацией (продавцом или покупателем) и посредником посреднические операции подразделяются на:

  1. операции по поиску торговых партнеров, когда через посредника устанавливается контакт между сторонами. К ним относятся маклерские операции (посредник при заключении сделок на биржах недвижимости, фондовых и универсальных биржах, совершающий операции за счет клиентов и получающий вознаграждение в виде комиссионных);
  2. операции по перепродаже, когда посредник действует от своего имени и за свой счет, т.е. он выступает стороной договора, как с производителем, так и с покупателем и после оплаты товара становится его собственником.

К ним относятся такие операции, когда:

  1. операции по купле-продаже, когда посредник не покупает товар у производителя, а совершает сделки купли-продажи за счет производителя и за вознаграждение, размер которого обусловлен договором комиссии;
  2. агентские операции, когда одна сторона (принципал) поручает другой стороне (агенту) совершать фактические и юридические действия, связанные с куплей-продажей товара на обусловленной территории за счет и от имени принципала;
  3. брокерские операции, когда посредник осуществляет заключение контракта между продавцом и покупателем; такие операции, как правило, осуществляются на биржах и аукционах;
  4. операции по оказанию научно-консультационных услуг, так называемые консалтинговые услуги. Они заключаются в проведении научных консультаций, оказании услуг по разработке методических рекомендаций, созданию и оформлению новых фирм, их ликвидации, подготовке кадров и т.п.

Итак, торговое посредничество осуществляется посредством совершения внешнеторговых посреднических операций, которые представляют собой операции, связанные с куплей-продажей товаров, выполняемые по поручению производителя-экспортера (покупателя-импортера) независимым от него торговым посредником на основе заключаемого между ними договора или отдельного поручения.