Мудрый Юрист

К вопросу о цене тайны *

<*> Lukichev K.E. On the issue of cost of secret.

Лукичев К.Е., старший преподаватель Института экономической безопасности и финансовых расследований Академии экономической безопасности МВД России, кандидат юридических наук.

В российском законодательстве можно столкнуться с огромным количеством различных видов тайн, при этом понятие тайн, установленных нормами права, законодатель раскрывает далеко не всегда. Наиболее регламентированными на законодательном уровне институтами на сегодняшний день представляются государственная и коммерческая тайна.

Ключевые слова: тайна, цена, понятие, виды тайн, государственная и коммерческая тайна, защита информации.

One can face a lot of types of secrets in the Russian legislation, however the concept of secrets consolidated in the norms of law is not always revealed by the legislator. The most regulated institutes at present are the state and commercial secrets.

Key words: secret, cost, concept, types of secrets, state and commercial secret, protection of information.

Участие в правоотношениях, связанных с использованием информации, ограниченной в обороте, обязывает их участников соблюдать определенные правила обращения с данной информацией, обеспечивать соответствующий уровень мер, направленных на ее защиту, и платить...

Лексическое значение слова "тайна" означает то, что не известно, не стало еще доступным познанию, нечто непонятное, неразгаданное и при этом также то, что скрывается от других, что известно не всем, секрет.

В российском законодательстве можно столкнуться с огромным количеством различных видов тайн, среди которых: государственная тайна, адвокатская тайна, нотариальная тайна, налоговая тайна, врачебная тайна, военная тайна, тайна усыновления, тайна следствия, банковская тайна, тайна голосования, производственная тайна, профессиональная тайна, коммерческая тайна, личная тайна и т.д.

При этом понятие тайн, установленных нормами права, законодатель раскрывает далеко не всегда. Легализованные определения различных тайн имеются лишь в отношении немногих их видов. По мнению ряда авторов, к которому можно присоединиться, наиболее значимым упущением законодателя является отсутствие общего определения понятия тайны, которое бы использовалось в российском законодательстве. Этот пробел еще более ощутим, так как до сегодняшнего дня нет единого мнения в определении этого понятия и в российской научно-правовой литературе <1>.

<1> Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" / Под ред. А.Н. Козырина // Подготовлен для СПС "КонсультантПлюс". 2005.

Наиболее регламентированными на законодательном уровне институтами на сегодняшний день представляются государственная и коммерческая тайна, на примере которых и попробуем разобраться: сколько же она может стоить?

Источником финансирования мероприятий по защите государственной тайны могут выступать как средства, аккумулируемые на казначейских счетах нашей российской трехуровневой бюджетной системы, так и финансовые активы хозяйствующего субъекта.

Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" <2> содержит раздел, регламентирующий финансирование мероприятий по защите государственной тайны.

<2> Собрание законодательства РФ. 1997. N 41. Ст. 8220 - 8235.

Так, финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны, а также социальных гарантий, связанных с допуском к государственной тайне, осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов. Финансирование остальных предприятий, учреждений и организаций происходит за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Как мы видим, законодатель, по сути, предложил две формы финансирования мероприятий по защите государственной тайны:

  1. за счет бюджетных средств, в случае финансирования деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений и в случае финансирования государственных программ в области защиты государственной тайны;
  2. за счет средств, получаемых от основной деятельности предприятий, учреждений, организаций, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

При этом федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, органов местного самоуправления должны содержать расходные статьи, а предприятия, учреждения, организации должны предусматривать расходы на финансирование следующих мероприятий:

<3> Тимошенко В.А., Козлов С.С. Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (постатейный) // Подготовлен для СПС "КонсультантПлюс". 2006.

Редакция Закона "О государственной тайне" оставляет возможность и целевого финансирования за счет средств федерального бюджета. Так, впервые в 1996 г. была разработана и утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 г. N 346 Государственная программа в области защиты государственной тайны на 1996 - 1997 гг. Поскольку в указанный период финансирование было проведено не в полном объеме, Президентом Российской Федерации было принято решение о продлении срока реализации Программы и на 1998 г. А уже в 2001 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 г. N 701 была утверждена Программа обеспечения защиты государственной тайны в Российской Федерации на период до 2005 года.

Отмеченные в ст. 29 "Финансирование мероприятий по защите государственной тайны" вышеуказанного Закона источники финансирования деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений нашли свою конкретизацию в тексте Постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны" <4>.

<4> Собрание законодательства РФ. 2006. N 39. Ст. 4083.

Таким образом, финансирование расходов на выплату ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны в организациях, подведомственных федеральным органам государственной власти, предписано осуществлять за счет средств федерального бюджета, предусмотренного главным распорядителем средств федерального бюджета на соответствующий год. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления соответственно предусматривают средства на выплату надбавок в бюджетах субъектов и местных бюджетах.

Сотрудникам же, работающим в организациях, не имеющих ведомственной принадлежности и осуществляющих в установленном порядке работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, надбавки выплачиваются за счет средств, получаемых от основной деятельности этих организаций.

Секретность не даруется бесплатно и требует соответствующих затрат, представляющих собой затраты на обеспечение режимных мероприятий, а также потери от ограничений в пользовании засекреченной информацией.

Вообще институт государственной тайны - чрезвычайно дорогое удовольствие: "первые" отделы, службы безопасности, штат делопроизводителей, обустроенные помещения, надбавки, льготы и т.д. Как же осуществляется оценка "рентабельности"?

Ценность защищаемого информационного ресурса определяется государством исходя из установленных законодательством Российской Федерации критериев засекречивания информации. При этом исполнителю работ, как правило, цена неизвестна, и к тому же сама цена и может составлять секрет, раскрывающий приоритеты обеспечения безопасности государства.

Требуемый уровень защиты, императивно устанавливаемый в отношении государственной тайны, на практике подводится под максимальную шкалу, и в итоге затраты на защиту определяются безусловной необходимостью обеспечения уровня защиты информации, требуемого нормативными документами <5>.

<5> Государственная тайна и ее защита в Российской Федерации / Под ред. М.А. Вуса и А.В. Федорова. СПб.: Юридический центр "Пресс", 2007.

Необходимо иметь в виду и срок (продолжительность) засекречивания (защиты информации), который утверждается законодателем. Говорить о мобильности и индивидуальном подходе к отдельно взятому виду информации при необходимости пересмотра сроков рассекречивания данных, составивших гостайну, на сегодняшний день сложно. Исчерпывающий перечень оснований для рассекречивания определен на федеральном уровне, так же как и соответствующий механизм реализации, предусматривающий еще и громоздкую процедуру согласования снятия секретности. В итоге мы имеем обязанность пересмотра содержания действующих Перечней сведений, подлежащих засекречиванию, только один раз в пять лет и, как следствие, обязанность платить за тайну, которая уже таковой может и не являться.

С другой стороны, не следует забывать, что в области защиты государственной тайны в расчет принимаются не только финансовые факторы при осуществлении ее защиты. Зачастую на передний план выступают политические, военные, дипломатические, гуманитарные и т.д. потребности, не имеющие материального эквивалента. Хотя в любом случае бремя расходов по обслуживанию оборота государственной тайны лежит на плечах налогоплательщиков.

А что с коммерческой тайной?

В 2004 г. законодатель наконец урегулировал отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау).

Согласно Федеральному закону от 29 июля 2004 г. "О коммерческой тайне" <6> под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Исходя из упомянутого Федерального закона, сведения, составляющие коммерческую тайну, представляют собой секреты производства любого характера (производственные, технические, экономические, организационные), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у них нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

<6> Собрание законодательства РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.

Некоторые авторы рассматривают ценность информации как некий комплексный показатель ее качества, меру пригодности для принятия решений в конкретной сфере. В состав данного показателя можно включать такие свойства информации, как достоверность, полнота, полезность, своевременность. Коммерческая ценность информации проявляется через ее свойство приносить имущественную выгоду правообладателю, служить источником получения прибыли. Вместе с тем существует мнение о том, что помимо материальных выгод созданные каким-либо лицом результаты творческой деятельности могут приносить и приносят моральное удовлетворение. Их обладатель может вовсе не желать получить за счет своих достижений имущественную выгоду, ему может быть достаточно получить признание в качестве автора того или иного результата, т.е. ценность информации может иметь не только имущественный, но и неимущественный характер.

В своей повседневной производственно-хозяйственной деятельности коммерческое предприятие (как субъект рынка) использует разнообразную информацию, способствующую достижению успеха в конкурентной борьбе, и отнесение информации к конфиденциальной и ее защита позволяют получить прибыль и предотвратить убытки. Достаточно очевидно, что любое преимущество, элемент конкурентоспособности могут быть представлены в виде набора сведений, неограниченное и несанкционированное распространение которых может свести этот приоритет к нулю. По некоторым оценкам, в условиях жестокой конкурентной борьбы потеря даже четверти информации, составляющей тайну в понимании ее правообладателя, способна привести к банкротству предприятия, допустившего утечку такой информации <7>.

<7> Каминский В.А. Как сохранить коммерческую тайну // Человек и экономика. 1997. N 10. С. 14.

Требования к уровню защиты информации всегда определялись через показатель ее ценности или важности для собственника. Чем выше степень ограничения доступа к информации заявляется ее собственником, тем более дорогостоящей она становится и, как показывает практика, тем меньший круг субъектов выступает носителем такой информации. В то же время защищаемая информация должна приносить пользу ее собственнику. При этом нужно не забывать и о возмещении уже потраченных средств на ее защиту.

Б.А. Райзбергом предпринимательство определено как инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли. И именно получение прибыли не позволяет предпринимателю платить за тайну сверх того, что диктуется экономическими интересами, и в этом смысле информация должна оставаться конфиденциальной лишь до тех пор, пока этого требуют интересы коммерческой деятельности предприятия <8>.

<8> Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006.

Защита собственно коммерческой тайны (информационного ресурса) по своей сути представляет собой составляющую предпринимательской деятельности, которая в условиях рынка ведется хозяйствующим субъектом на свой страх и риск. В этом-то и кроется основное отличие в "оплате" государственной и коммерческой тайны.

Отказ от плановой экономики в России, развитие информационных технологий, формирование обновленной нормативной правовой базы, пересмотр основных приоритетов национальной безопасности позволили российскому обществу оценить тот факт, что реализация мер по защите информации, так или иначе ограничиваемой в обороте, влечет за собой ощутимые финансовые затраты. Весь исторический российский и зарубежный опыт указывает на то, что при засекречивании и защите информации необходимо неуклонно следовать принципу разумной достаточности. Только в случае превышения ценности защищаемой информации над стоимостью экономических затрат на ее охрану можно говорить о деятельности, основанной на здравом смысле.

В этой связи задачей первостепенной важности представляется теоретическая и практическая разработка вопросов применения экономических критериев для определения целесообразности защиты информации, содержащей тайну, и внедрение ее результатов в повседневную практику.