Мудрый Юрист

К вопросу о сущности безопасности экономической основы конституционного строя *

<*> Grankin M.I. On issue of the essence of security of economic basis of constitutional system.

Гранкин М.И., заместитель директора НИИ государствоведения и местного самоуправления, кандидат юридических наук.

В современной научной литературе отсутствует дифференцированный подход к исследованию сущности безопасности по ее видам применительно к основам конституционного строя. Но в то же время достаточно разработана теория национальной безопасности, которая интегрирует в себе все виды безопасности. Статья посвящена исследованию сущности безопасности экономической основы конституционного строя путем выявления ее составных элементов, закрепленных в ст. 8 и 9 Конституции Российской Федерации.

Ключевые слова: сущность, безопасность, экономические основы, конституционный строй, стратегия национальной безопасности.

Contemporary scientific literature lacks differentiated approach to the study of essence of security in accordance with the types thereof with respect to the constitutional system. At the same time the theory of national security which integrates all the types of security is elaborated enough. The article deals with the study of essence of security of economic basis of constitutional system by exposure of its constitutive elements consolidated in articles 8 and 9 of the Constitution of the Russian Federation.

Key words: essence, security, economic basis, constitutional system, strategy of national security.

Мировой финансово-экономический кризис стал серьезным испытанием для экономической основы конституционного строя Российской Федерации. Кризис показал, что она не защищена в должной мере от внешних угроз. Ведь Российская Федерация оказалась в числе государств, которые весьма существенно пострадали от последствий данного негативного экономического явления. Об этом свидетельствуют падение на 20 процентов валового внутреннего продукта, принятие дефицитного федерального бюджета на 2010 г. и последующие два года, иные отрицательные факторы, создающие угрозу экономическим устоям нашей страны. Представляется, что их действие в значительной мере обусловлено отсутствием системного обеспечения безопасности экономической основы конституционного строя. Такое положение дел актуализирует научные разработки в этой сфере. Необходимость их проведения диктуется и тем, что экономическая основа конституционного строя является одной из наиболее значимых категорий науки конституционного права.

В современной научной экономической и юридической литературе отсутствует дифференцированный подход к исследованию сущности безопасности по ее видам применительно к основам конституционного строя. Но в то же время достаточно разработана теория национальной безопасности, которая интегрирует в себе все виды безопасности. В рамках ее исследования уделяется внимание и отдельным видам безопасности - экономической, энергетической, информационной и некоторым иным направлениям государственной и общественной безопасности. Это обусловлено наличием стратегических политико-нормативных документов по принципиальным вопросам национальной безопасности и государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации. Они нашли отражение в четырех Указах Президента РФ <1>.

<1> См.: Указы Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300 "Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации", от 10 января 2000 г. N 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации", от 12 мая 2009 г. N 537 "Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", от 29 апреля 1996 г. N 608 "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 18. Ст. 2117; 1997. N 52. Ст. 5909; 2000. N 2. Ст. 170; 2009. N 20. Ст. 2444.

В реализуемой в настоящее время Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. дефиниция "национальная безопасность" раскрывается как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. В данном политическом определении ключевыми словами являются слова "состояние защищенности", что обусловлено этимологическим и правовым смыслом слова "безопасность". В.И. Даль, к примеру, определяет его содержание как отсутствие опасности <2>, С.И. Ожегов как положение, при котором опасность не угрожает кому-, чему-нибудь. В Законе Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" безопасность характеризуется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз <3>. Представляется, что на основе данного определения следует выводить и формулировку понятия "безопасность экономической основы конституционного строя Российской Федерации".

<2> См.: Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., 2002. С. 44; Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1970. С. 39.
<3> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 15. Ст. 769.

Максимально объективно эту научную задачу можно решить в результате исследования сущности экономической основы конституционного строя путем выявления ее составных элементов, закрепленных в ст. 8 и 9 Конституции Российской Федерации. В данных статьях закреплены следующие элементы экономической основы конституционного строя:

Эти элементы не без основания рассматриваются и как принципы, которые формируют основы конституционного экономического строя <4>. При этом, по мнению Г.А. Гаджиева, они лежат в основе большой совокупности конституционных норм... построенных с использованием концепции "экономической конституции" <5>, которая усилиями экономистов и юристов Германии, Франции, Испании, Италии, США, Португалии встроена в систему конституционного права <6>.

<4> См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина и Л.В. Лазарева. М., 2009. С. 104. Конституционный экономический строй - более широкая научная категория по сравнению с экономической основой конституционного строя. Экономический строй представляет собой всю совокупность существующих в стране общественных отношений в области экономики. Его базой является экономическая основа конституционного строя.
<5> Там же. С. 105.
<6> См. об этом: Андреева Г.А. Экономическая конституция в зарубежных странах. М., 2006.

В российской юридической литературе имеются различные точки зрения на сущность экономической основы конституционного строя. Так, О.Е. Кутафин характеризовал экономическую основу конституционного строя Российской Федерации как находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляются в основном посредством рыночных отношений, участниками которых выступают частные субъекты хозяйствования, находящиеся между собой в отношениях конкуренции <7>. А.А. Безуглов и С.А. Солдатов считают, что экономической основой конституционного строя современной России являются новые сложившиеся рыночные отношения <8>. Характеризуя основы конституционного строя, С.А. Авакьян вместо понятия "экономическая основа конституционного строя" использует понятия "свобода хозяйствования и многообразие форм собственности" <9>, "конституционные основы экономической деятельности в Российской Федерации" <10>.

<7> См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2003.
<8> См.: Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. Т. I: Учебник для юридических вузов. М., 2001. С. 294.
<9> Авакьян С.А. Конституционное право России. Т. I: Учебный курс. М., 2005. С. 327.
<10> Указ. соч. С. 488.

Ряд авторов учебников по конституционному праву России не ограничивают себя раскрытием рассматриваемой научной категории, уделяя внимание обстоятельной характеристике принципов и гарантий экономической основы конституционного строя <11>.

<11> См., например: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2002. С. 137 - 148.

Мы полагаем, что экономическая основа конституционного строя - это совокупный производственный потенциал, включая землю и другие природные ресурсы, сформированный из частной, государственной и иной собственности и функционирующий на основе принципов рыночной экономики для обеспечения деятельности государства, благосостояния народа и отдельных граждан.

Экономическая основа конституционного строя является основанием экономического строя Российской Федерации. Она - его базовая часть. В этой связи представляют интерес научные определения экономического строя, и особенно такой его составляющей, как экономическая безопасность. Ведь ее составной частью является безопасность экономической основы конституционного строя.

Достаточно распространено определение экономического строя как действующей в стране совокупности принципов и правил, законодательно закрепленных, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта <12>. В.А. Ржевский считает, что отсутствие в Конституции Российской Федерации норм, всесторонне закрепляющих содержание экономической системы (строя) как целостной категории, обеднило конституционное регулирование экономических отношений, лишило этот процесс необходимого уровня всесторонности и полноты отражения <13>. С этим мнением согласна и Л.Ю. Кузнецова <14>. Такой "упрек" в адрес Конституции вряд ли научно корректен. Ни один конституционный акт не предназначен для углубленного раскрытия каких-либо дефиниций. В конституциях отражаются лишь основополагающие принципы экономического строя. Это и сделано в первой главе Конституции Российской Федерации. Их реализации способствует осуществление государством определенной совокупности защитительных мер, входящих составной частью в систему обеспечения экономической безопасности.

<12> См., к примеру: Экономическое право: Хрестоматия / Под общ. ред. В.И. Ведяпина. Т. 2. СПб., 2004. С. 18.
<13> См.: Ржевский В.А. Проблемы собственности в конституционном праве // Личность и власть (конституционные вопросы): Межвуз. сб. научных работ. Ростов-на-Дону, 1995. С. 115.
<14> См.: Кузнецова Л.Ю. Экономический строй современной России: конституционные основы. М., 2009. С. 29.

В научной литературе экономическую безопасность рассматривают как определенное состояние экономики, позволяющее решать позитивно общественно значимые задачи. Так, Л.И. Абалкин пишет: "Экономическая безопасность - это состояние экономической системы, которое позволяет развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику" <15>. Характеризуя экономическую безопасность, А.Х. Хаупшев обращает внимание на такое состояние экономики, которое позволяет снимать социальную напряженность внутри государства посредством роста благосостояния населения <16>, С.М. Глазьев отмечает, что экономическая безопасность создает возможности для самостоятельного устойчивого развития страны <17>. Обстоятельный аналитический обзор воззрений на содержание экономической безопасности сделала Л.Ю. Кузнецова <18>. Она правомерно полагает, что обеспечение экономической безопасности - конституционное условие реализации экономического строя <19>.

<15> Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. N 12. С. 123.
<16> См.: Хаупшев А.Х. Правовое обеспечение экономической безопасности и проблемы борьбы с организованной преступностью. М., 1998. С. 58.
<17> См.: Политическая энциклопедия. М., 1999. Т. I. С. 113.
<18> См.: Кузнецова Л.Ю. Указ. соч. С. 165 - 194.
<19> См.: Там же. С. 194.

Пути укрепления экономической безопасности на современном этапе определены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Этому, в частности, будет способствовать совершенствование государственного регулирования экономического роста посредством разработки концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создания комплексной системы контроля над рисками, включая:

Противодействию угрозам экономической безопасности будет способствовать также совершенствование структуры производства и экспорта, антимонопольное регулирование и поддержка конкурентной политики <20>.

<20> Собрание законодательства РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

В столь масштабной деятельности по обеспечению экономической безопасности не растворяется деятельность по обеспечению безопасности экономической основы конституционного строя. Она имеет относительную самостоятельность и собственную структуру, собственные субъекты и объект. Такое положение данного вида защитной деятельности обусловлено самостоятельностью рассматриваемой конституционной категории. Ведь именно экономическая основа конституционного строя закреплена в Конституции Российской Федерации. Именно она имеет полноценное конституционное регулирование. Следовательно, требует и специальной системы защищенности.

Субъектом такой деятельности является государство в лице его властных органов, объектом - все элементы экономической основы конституционного строя. Исходя из структуры экономической основы, определяется структура (направления) деятельности государства и его органов по их защите, созданию гарантий для их незыблемости и функционирования. При этом, как верно отмечает С.А. Авакьян, регулирование экономической деятельности в России предполагает конституционное отражение государственных гарантий и защиты свободы хозяйствования и собственности <21>.

<21> См.: Авакьян С.А. Указ соч. С. 493.

Экономическая основа конституционного строя тесно связана с другими основами конституционного строя - политической, идеологической и духовной. Ее принципы имеют весьма важное значение для реализации гражданами конституционных прав и свобод, особенно в экономической сфере. Более того, экономическая основа оказывает решающее влияние на процессы реализации конституционных прав и свобод, что повышает соответственно и значимость деятельности по обеспечению ее безопасности.

В деятельности по обеспечению безопасности экономической основы конституционного строя можно выделить два основных направления - нормативно-правовое и организационное. Первое проявляется в процессе разработки и принятия законов, других нормативных правовых актов, обеспечивающих создание единого экономического пространства, гарантирующих свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, свободу экономической деятельности, создающих конкурентную среду, защищающих все виды собственности.

Второе направление обеспечения безопасности экономической основы конституционного строя проявляется в процессе создания и функционирования соответствующих государственных органов, а также реализации ими своей компетенции по обеспечению защищенности рыночных отношений, выявлению и предотвращению внутренних и внешних угроз, возникающих в процессе производства и реализации материальных благ, владения, пользования и распоряжения частной, государственной, муниципальной и иной собственностью.

Таким образом, безопасность экономической основы конституционного строя представляет собой состояние защищенности рыночного экономического пространства, конкуренции, свободы экономической деятельности и всех видов собственности.

Многогранность и долгосрочный характер этой деятельности требуют ее осуществления на плановой основе. Представляется, что плановые начала деятельности по обеспечению безопасности экономической основы конституционного строя должны найти отражение в специальном федеральном законе по проблемам стратегического планирования. Повышению ее качества и эффективности могло бы способствовать и введение как минимум специального раздела в Закон Российской Федерации "О безопасности". Однако более оптимальным решением было бы принятие специального федерального закона, посвященного законодательному регулированию вопросов национальной безопасности, в том числе обеспечения безопасности экономической основы конституционного строя. В основу концепции этого закона следовало бы положить основополагающие концептуальные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. В этом видится гарантия высокой эффективности предлагаемого к разработке проекта Федерального закона "О национальной безопасности". Целесообразность принятия федерального закона, отражающего современные реалии, правовые меры противодействия внешним и внутренним угрозам, диктуется тем, что согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации вопросы безопасности отнесены к ведению Российской Федерации.

Следовательно, Российское государство обязано создать правовую базу обеспечения безопасности экономической основы конституционного строя, которая бы соответствовала духу времени, позволяла специализированным государственным органам и бизнес-структурам минимизировать экономические и социальные риски, эффективно нейтрализовывать внутренние и внешние угрозы, в том числе обусловленные мировым финансово-экономическим кризисом.