Мудрый Юрист

Финансовая система России в условиях мирового финансово-экономического кризиса *

<*> Griczenko V.V. Financial system of Russia in conditions of the world financial crisis.

Гриценко В.В., профессор кафедры административного и муниципального права юридического факультета Воронежского госуниверситета, доктор юридических наук.

Мировая финансовая система, так же как и национальные финансовые системы, в том числе и российская финансовая система, переживает в настоящее время тяжелый кризис, вызвавший волну недоверия к финансовой системе и к государственному управлению финансами. Автор в целях выработки эффективных направлений реформирования финансовой системы России, направленных на усиление ее роли в борьбе с финансово-экономическим кризисом, предлагает проанализировать понятие "финансовая система", а также принципы ее построения.

Ключевые слова: финансовая система, финансово-экономический кризис, принципы построения финансовой системы, финансы, целевые фонды.

The world financial system as well as national financial systems at present endures hard crisis which roused a great distrust to financial system and state management of finances. For the purposes of elaboration of efficient objectives of reform of financial system of Russia aimed at increase of its role in the struggle with financial economic crisis the author proposes to analyze the concept of "financial system" and the principles of building thereof.

Key words: financial system, financial economic crisis, principles of building of financial system, finances, specialized funds.

Мировая финансовая система <1>, так же как и национальные финансовые системы, в том числе и российская финансовая система, переживает в настоящее время тяжелый кризис, вызвавший волну недоверия к финансовой системе и к государственному управлению финансами.

<1> Система (греч. systema - целое, составленное из частей; соединение) - множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и т.д.), представляющее собой определенное целостное образование, единство // Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2009. С. 738.

Экономисты указывают на три основные причины кризиса: во-первых, ошибки государственного регулирования; во-вторых, циклическое развитие экономики <2>; в-третьих, провал сложившейся финансовой системы <3>.

<2> Хмыз О.В. Мировая банковская система во время финансового кризиса // Финансы и кредит. 2009. N 30. С. 25.
<3> См.: Яковенко А. ООН принимает антикризисную эстафету // Российская газета. 2009. 25 июня; Данилов-Данильян В. Глобальный кризис как следствие структурных сдвигов в экономике // Вопросы экономики. 2009. N 7. С. 31.

Поскольку финансовый кризис коснулся практически всех стран, которые так или иначе связаны экономическими отношениями между собой, назрела необходимость рассматривать мировую финансовую систему как институционально- или структурно- правовую форму организации финансовых отношений. Мировой финансовый рынок предполагает наличие финансовой системы, представляющей собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых формируются и используются денежные ресурсы <4>.

<4> Мировая экономика. Мировая финансовая система. Международный финансовый контроль: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 060600 "Мировая экономика" и 060400 "Финансы и кредит" / Под ред. В.А. Щегорцова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 260.

Одним из приоритетных направлений в формировании финансовой системы является усиление ее роли в борьбе с финансово-экономическим кризисом. При этом необходимость реформирования финансовой системы представляется базовым условием успешного построения цивилизованных рыночных отношений в стране.

Термин "финансовая система" является в настоящее время одним из самых распространенных и часто используемых в нормативно-правовых актах <5>, судебных решениях <6>, средствах массовой информации, в выступлениях главы государства <7>, председателя Правительства РФ <8>. Однако законодательного определения оно не имеет, отсутствует и единый концептуальный подход ученых к выработке рассматриваемой дефиниции. Следует также отметить ее сложный характер, так как можно выделить следующие аспекты: исторический, политический, экономический и правовой.

<5> Данный термин содержится более чем в одной тысяче нормативно-правовых актов, в том числе законах и подзаконных актах, например Федеральном законе "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ (далее - СЗ РФ). 2008. N 42. Ст. 4698; Указ Президента РФ "О мерах по подготовке кадров обеспечения деятельности финансово-банковской системы" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 41. Ст. 2310; Указ Президента РФ "О некоторых мерах по сдерживанию инфляции" // Российская газета. 1993. 8 июня; Указ Президента РФ "О некоторых мерах по стабилизации финансовой системы Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 35. Ст. 4383; и т.д.

Следует также подчеркнуть, что увеличение количества нормативно-правовых актов, направленных на урегулирование отношений в финансовой системе, к сожалению, носит бессистемный, сиюминутный характер. При этом можно сделать вывод, что чаще всего данный термин употребляется в законодательстве в период кризисных явлений.

<6> См., напр., Постановление Конституционного Суда РФ от 22.11.2001 N 15-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 16 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" в связи с жалобой гражданина В.П. Редекопа" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2002. N 1; Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.1999 N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 131 и части первой статьи 380 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой закрытого акционерного общества "Сибирское агентство "Экспресс" и гражданина С.И. Тененева, а также жалобой фирмы "Y. & g. Reliable Services, Inc." // Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. N 4; Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия". Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 июня 2004 г. N 12-П по делу о проверке конституционности положений ст. ст. 155, 156 и 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. N 4.
<7> Д.А. Медведев подчеркивает, что Россия и США должны вместе работать над совершенствованием мировой финансовой системы. По его мнению, обеспечить "устойчивость глобальной финансовой системы" можно, "только сделав ее архитектуру взаимодополняемой и основывающейся на разноплановой системе региональных резервных валют и финансовых центров". См.: Белов С. Мы готовы. Дмитрий Медведев написал письмо в "Вашингтон пост" // Российская газета. 2009. 1 апреля. Президент РФ указывает на "неадекватность" нынешней структуры финансовой системы (См.: Леонидов И. Мир получит кредит // Российская газета. 2008. 20 ноября) и ставит вопрос о необходимости ее самореорганизации. Кузьмин В. Пятый элемент // Российская газета. 2008. 9 июня.
<8> Председатель Правительства РФ считает, что хотя финансовая система и спасена, но является слабой // Сидибе П. Шоковой терапии не будет // Российская газета. 2009. 2 июня.

В основном ученые рассматривают финансовую систему как совокупность звеньев (элементов, частей, т.е. ее составляющих) или как совокупность конкретных органов. Так, определяя финансовую систему в экономическом аспекте как "внутреннее строение финансов, совокупность входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений", Н.И. Химичева отмечает, что рассмотрение данного термина как системы финансовых органов "ведет к размыванию предмета изучения, его неясности" <9>. Противоположной точки зрения придерживался А.И. Худяков <10>.

<9> Химичева Н.И. Финансовая система (структура финансов) Российской Федерации. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008. С. 27.
<10> Он характеризовал финансовую систему в экономическом смысле через "совокупность финансово-экономических институтов, каждый из которых опосредует определенный фонд денежных средств", выделяет "организационное" значение рассматриваемого термина - "совокупность финансовых учреждений государства (финансовое ведомство и его подразделения, налоговые органы, государственные банки, государственные страховые компании и т.п.). См.: Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан (Общая часть). Алматы: Каржы-каражат, 1995. С. 12.

Е.М. Ашмарина рассматривает финансовую систему с нескольких сторон: с одной стороны - как совокупность целевых фондов, с другой - комплекс общественных отношений, как связанных с образованием, распределением и использованием этих фондов, так и сопутствующих этому процессу, а также как совокупность органов, принимающих участие в финансовой деятельности государства, связанной с эмиссией, образованием, накоплением, распределением и использованием денежных средств <11>.

<11> Ашмарина Е.М. Взаимообусловленность системы финансового права и финансовой системы в Российской Федерации // Финансовое право. 2008. N 7.

Следует отметить, что дискуссионность определения термина "финансовая система" напрямую связана с предметом финансового права, с очерчиванием его границ, с такими категориями финансового права, как финансовая деятельность, финансовая дисциплина.

Комплексный характер термина "финансовая система" определяется тем, что данное понятие должно являться объектом научных исследований ученых-экономистов, финансистов, административистов, поэтому основной задачей при рассмотрении данного термина представляется выделение круга общественных отношений, попадающих в сферу действия норм таких отраслей российского права, как финансовое, административное. Актуальность проблем в сфере международной финансовой системы обусловлена мировым финансово-экономическим кризисом и связана с необходимостью укрепления ее архитектуры <12> в целях предотвращения аналогичных потрясений в будущем, предотвращения дальнейшего распространения кризиса.

<12> Понятие "архитектура" включает различные учреждения, рынки и те практические меры, которые используют правительства, предприниматели и отдельные лица при осуществлении экономической и финансовой деятельности. См.: Мировая экономика. Мировая финансовая система. Международный финансовый контроль: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 060600 "Мировая экономика" и 060400 "Финансы и кредит" / Под ред. В.А. Щегорцова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 393.

Наиболее спорным представляется вопрос об определении финансовой системы в правовом аспекте.

С.В. Запольский подчеркивает, что для определения финансовой системы как правовой категории необходимо существование правовой дефиниции или юридической концепции, в которой это понятие имеет правообразующее значение, поэтому он определяет финансовую систему как "явление собирательное и, таким образом, не имеющее собственного правового значения" <13>. Отметим, что юридические понятия (категории) формулируются в виде определений, кратко раскрывающих существо правовых явлений <14>.

<13> Запольский С.В. Дискуссионные вопросы теории финансового права: Монография. М.: РАП; Эксмо, 2008. С. 48.
<14> Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е изд. СПб.: Питер, 2008. С. 21.

Особое внимание необходимо уделить принципам построения финансовой системы.

Н.И. Химичева отмечает, что функционированию финансовой системы в целом свойственны определенные принципы, которые находят закрепление в законодательстве. При этом известный ученый подчеркивает, что их выявление и "четкое формирование в нормах права, в первую очередь в общей части финансового как его принципов имело бы существенное значение для определения финансовой деятельности государства соответственно конституционным основам" <15>.

<15> Химичева Н.И. Проблемы финансового права на новом этапе развития Российского государства // Финансовое право. 2006. N 4.

Системные требования, принципы построения финансовой системы: законность, гласность, строгая финансовая отчетность, исполнение финансовых обязательства, исполнение финансовой дисциплины, экономическая эффективность и обоснованность принятия решений, основанная на обобщающем анализе и конкретных расчетах, обеспечение социальной направленности финансово-правового регулирования. Создание эффективно действующей финансовой системы предполагает "постоянную и кропотливую работу государства как в сферах права, в том числе и административного принуждения к исполнению закона, так и в сферах формирования институциональных основ финансовых отношений" <16>.

<16> Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. 6-е изд., испр. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К.", 2008. С. 10.

Финансовая система должна соответствовать принципам: устойчивость, стабильность финансовой системы, принцип взаимодействия и согласованности финансового контроля и государственного управления с государственными и финансовыми органами, принцип федерализма.

Кроме того, и ученые, и законодатели допускают смешение терминов "финансовая система" и "бюджетная система", "финансовая система" и "валютная система" <17>.

<17> См.: Юровицкий В.М. Россия в мировой финансовой системе // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2008. N 10.

Можно сказать, что налоговая, бюджетная системы являются частью финансовой системы.

С.В. Мирошник определяет финансовую систему как следствие разработанных и официально утвержденных концептуальных идей, касающихся механизма финансово-правового регулирования, как результат целенаправленного воздействия финансово-экономических инструментов на соответствующие общественные отношения, есть совокупность образующихся финансовых ресурсов, отличающихся своими правовыми режимами <18>.

<18> Мирошник С.В. Финансовая политика и финансовая система страны // Финансовое право. 2008. N 4.

Думается, что после завершения очередного финансово-экономического кризиса изменится архитектура не только мировой финансовой системы, но и российской финансовой системы.

Итак, современный финансово-экономический кризис - это в первую очередь кризис финансовой системы, показавший ее несостоятельность, а также необходимость в четком государственном регулировании. Практически все ученые отмечают тенденцию увеличения роли государства в регулировании кризисных явлений, в том числе путем правового регулирования, принятия превентивных мер, создания программ антикризисного управления. Проблема в том, что эти программы и меры должны разрабатываться не тогда, когда кризис стал "глобальным", всеохватывающим по своей широте, а государство должно постоянно выполнять свои функции с целью предотвращения кризисных ситуаций. Совершенно верно отметил В. Зорькин, что "глобальный финансово-экономический кризис по существу означает также кризис современного правового государства..." <19>.

<19> Зорькин В. Кризис доверия и государство // Российская газета. 2009. 10 апреля.

Термин "финансовая система" представляет собой комплексную межотраслевую <20> категорию. Следует отметить, что с развитием рыночных отношений наблюдается тесное переплетение экономических и финансово-правовых категорий. Рассуждения А.И. Худякова в отношении указанных категорий позволили сделать вывод, что "правовой институт - это финансово-экономический институт, облеченный в правовую "одежду". Отсюда вытекает, что система особенной части финансового права - это облеченная в правовую "одежду" финансовая система" <21>. На существовании в предмете финансового права трех составных частей, одной из которых является финансово-правовая категория, указывает К.С. Бельский <22>. Правовой категорией считают финансовую систему А.А. Тедеев и В.А. Парыгина <23>. Э.Д. Соколова подчеркивает, что "экономические категории, к которым относятся финансы и финансовая система, проявляются и реализуются лишь в правовой форме, которая может либо создавать благоприятные условия для их функционирования, либо тормозить их развитие" <24>.

<20> Следует отметить спорный характер вопроса об отраслевых категориях в российской науке. Дискуссионной представляется позиция М.В. Карасевой о том, что выработанная экономической наукой категория "финансовая система" не может дополняться или изменяться финансово-правовой наукой. См.: Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. М.: Юристъ, 2002. С. 20.
<21> Худяков А.И. Основы теории финансового права. Алматы, 1995. С. 203.
<22> См.: Бельский К.С. Наука финансового права. Финансовое право: Учебник / Под ред. С.В. Запольского. М., 2006 (Российское юридическое образование). С. 71.
<23> См.: Парыгина В.А., Браун К., Стиглиц Дж.Э., Тедеев А.А. и др. Бюджетная система России: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. М., 2006. (серия "Российское юридическое образование"); Тедеев А.А., Парыгина В.А. Финансовое право: Учебник. М., 2004. С. 18 - 19.
<24> Соколова Э.Д. Правовые основы финансовой системы России (текст); отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: ИД "Юриспруденция", 2006. С. 31.

Следует также согласиться с мнением Е.В. Покачаловой о том, что "четкая дифференциация финансовой системы на определенные звенья (институты), важна не только с теоретической, но необходима и с практической точки зрения" <25>.

<25> Покачалова Е.В. Публичный долг в Российской Федерации: вопросы теории финансового права / Под ред. Н.И. Химичевой. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2007. С. 76.

Резюмируя вышеизложенное, финансовую систему можно определить как основанную на определенных принципах взаимосвязанную совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов органами, осуществляющими финансовую деятельность.

Принятие Федерального закона "О финансовой системе Российской Федерации" <26>, в котором необходимо определить понятие финансовой системы, принципы ее построения, структуру, ответственность за правонарушения, посягающие на финансовую систему, полагаем, в настоящее время по-прежнему является актуальным.

<26> Следует отметить, что предложения о принятии единого нормативно-правового акта (с разными названиями) высказываются учеными на протяжении многих лет. См.: Слом В.И., Измайлов О.В. По поводу совершенствования финансового законодательства // Финансы. 1976. N 12. С. 37; Химичева Н.И. Субъекты советского бюджетного права: Дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 1979. С. 389; Горбунова О.Н. Проблемы совершенствования основных финансово-правовых институтов в условиях перехода России к рынку: дис. д-ра наук. М., 1996; Петрова Г.В. Финансовое право: Учебник. М.: ТК Велби, 2006. С. 16; Рукавишникова И.В. Метод финансового права / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристъ, 2006. С. 20; и др.

Следует отметить, что текущая экономическая ситуация создала благоприятные возможности для активного участия России в разработке методологических вопросов устройства мировой финансовой системы, деятельности международных институтов и принципов финансово-банковского регулирования <27>.

<27> Котляров М.А. Россия и будущее мировой финансовой системы // Банковское дело. 2009. N 4. С. 56.

Сильное Российское государство - это, прежде всего, государство с эффективно действующей финансовой системой.