Мудрый Юрист

Конкуренция информации в законодательстве РФ о товарных знаках и правовых нормах РФ о доменных именах

Соколова Екатерина Алексеевна, юрист.

Пожалуй, в мире не найти сейчас человека, который хотя бы раз в жизни не пользовался сетью Интернет. Реклама, общение, бесплатная почта, поисковые системы - все это и многое другое включает в себя Всемирная паутина.

В настоящее время собственные сайты в Интернете имеют и коммерческие организации, и государственные учреждения, и рядовые граждане. Собственная интернет-страничка - это и основа престижа, и хорошая реклама, а главное - средство, с помощью которого компанию легко будет найти в мировом информационном пространстве. И здесь огромное значение играют домены.

"Система доменных имен DNS (Domain Name System) предназначена для удобства пользователей Интернета и обеспечивает соответствие между сетевыми адресами (IP-адресами), представляющими собой набор цифр, разделенных точками (например, 108.45.1.2), и легко запоминающимися символьными обозначениями, зачастую имеющими соответствия в естественных языках (например, metro.ru). Доменное имя может указывать на характер (содержание) информации, размещенной на соответствующем сайте, либо на его владельца (например, toyota.com или minsvyaz.ru). Система DNS функционирует в соответствии с документами RFC 1034 и RFC 1035" <1>.

<1> Данное определение представлено Координационным центром домена RU на его сайте: http://cctld.ru/ru/ (дата просмотра 29.12.2009).

"Символьное имя имеет жесткую иерархию (справа налево), начинается с корня и разбито на группы - домены, отделенные друг от друга точкой. Крайний правый домен - домен верхнего (первого) уровня, далее - справа налево следуют имена доменов второго уровня и так далее" <2>. Например, fotki.yandex.ru: ru - домен первого уровня, yandex - домен второго уровня в домене первого уровня ru, fotki - домен третьего уровня в домене второго уровня Yandex.ru.

<2> Доменные имена: как они есть / Центр регистрации доменных имен // http://nic.ru/.

В РФ правила, по которым происходят регистрация и администрирование <3> доменов, устанавливает автономная некоммерческая организация "Координационный центр национального домена сети Интернет" (сокращенное название - Координационный центр домена RU). В частности, правила, в соответствии с которыми осуществляется регистрация, делегирование и администрирование доменов второго уровня в домене Ru, носят названия Правила регистрации доменных имен в домене RU, или RU-2. Координационный центр домена RU осуществляет свою деятельность по согласованию с Министерством связи и массовых коммуникаций РФ (в соответствии с законодательством Министерство связи и массовых коммуникаций РФ взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями) <4>.

<3> Администрирование домена - это определение администратором домена порядка его использования. Право администрирования существует в силу договора о регистрации доменного имени и действует с момента регистрации доменного имени в течение срока действия регистрации. Срок регистрации доменного имени в домене RU составляет один год, при этом администратор домена (т.е. его фактический владелец) в течение срока регистрации имеет право:

продлевать срок действия регистрации домена;

изменить данные;

передать домен другому лицу (смена администратора);

перенести домен на обслуживание к другому регистратору (смена регистратора).

<4> Постановление Правительства РФ от 2 июня 2008 г. N 418 "О Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации" // СЗ РФ. 2008. N 23. Ст. 2708.

Координационный центр домена RU - некоммерческая организация, созданная в 2001 г. для выработки правил регистрации доменных имен в доменах RU, а впоследствии и РФ, аккредитации регистраторов и исследования перспективных проектов, связанных с развитием российского национального домена.

Как указано на сайте Координационного центра домена RU, "в российском национальном домене верхнего (первого) уровня RU Правила регистрации доменных имен второго уровня утверждены Правлением Координационного центра домена RU 19 декабря 2002 г. В доменах третьего уровня порядок регистрации определяется администраторами соответствующих доменов второго уровня (и т.д.). Например, порядок регистрации доменов третьего уровня в домене narod.ru установлен его администрацией и опубликован по адресу: http://rules.yandex.ru. Правила регистрации могут быть не зафиксированы в виде отдельного документа, однако администраторы доменов должны произвести определенные регистрационные процедуры в отношении доменных имен более низкого уровня для того, чтобы символьное обозначение было признано доменным именем. Такие процедуры должны соответствовать требованиям системы доменных имен (DNS) и могут осуществляться в автоматическом (заранее запрограммированном) режиме" <5>.

<5> Правила регистрации доменных имен в зоне RU. Данная информация представлена Координационным центром домена RU на его сайте: http://cctld.ru/ru/ (дата просмотра 29.12.2009).

Координационный центр домена RU установил следующие правила для регистрации доменных имен:

регистрация доменов разрешена как для юридических, так и для физических лиц. Нерезиденты также могут регистрировать доменные имена в домене RU;

доменное имя должно состоять по меньшей мере из двух символов и не может превышать 64 символов;

доменное имя не может начинаться или заканчиваться дефисом;

доменное имя не может содержать двух дефисов подряд.

Во многом это - технико-юридические нормы, связанные в первую очередь с техническими ограничениями регистрации доменов;

кроме того, не регистрируются доменные имена:

содержащие слова, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали (в частности, слова непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство либо религиозные чувства);

входящие в перечень зарезервированных доменных имен.

Стоит особо оговорить, что, как указано в п. 4.2 Правил Ru-2, пользователь самостоятельно выбирает доменное имя и несет ответственность за возможные нарушения прав третьих лиц, связанные с выбором и использованием доменного имени, а также несет риск убытков, вытекающих из таких нарушений.

После того как пользователь выбрал наиболее подходящее доменное имя, необходимо проверить, не зарегистрировано ли оно. Домены в зоне RU проверяются через так называемый whois - сервис. Его можно найти как на сайте Координационного центра, так и на сайте аккредитованных регистраторов.

Координационный центр домена RU предусмотрел следующие основания для досрочного аннулирования регистрации доменного имени по решению суда:

"Регистратор самостоятельно прекращает право администрирования после получения доказательств наличия вступившего в законную силу решения суда:

(1) запрещающего Администратору использовать в доменном имени обозначение, правами на которое обладает истец;

(2) признающего администрирование домена администратором нарушением прав истца (если применение такого средства восстановления нарушенного права не противоречит судебному решению);

(3) иным образом обязывающего администратора отказаться от доменного имени.

С момента вступления вышеуказанных решений в законную силу администратор не вправе передать поддержку домена другому регистратору. Аннулирование регистрации или передача прав администрирования домена другому лицу допускаются только в случае, если эти действия очевидно направлены на исполнение судебного решения.

Лицо, в пользу которого вынесено решение, пользуется преимущественным правом регистрации доменного имени. Для реализации этого права истец должен в течение 60 дней с момента вступления решения суда в законную силу заключить договор с избранным им регистратором и подтвердить свое согласие на получение прав администрирования домена" <6> (п. 9.2).

<6> Правила регистрации доменных имен в зоне RU. Данная информация представлена Координационным центром домена RU на его сайте.

К сожалению, среди прочих охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации доменные имена законом не названы. А ведь именно они, по сути своей, являются средством индивидуализации юридических лиц в сети Интернет. В настоящее время любая уважающая себя организация предпочитает иметь созвучное фирменному наименованию и товарному знаку доменное имя. Тем не менее законодатель не посчитал нужным ввести какие-либо отдельные нормы, регулирующие доменные имена, а упомянул о них, лишь говоря про основания для отказа в государственной регистрации товарного знака, а именно:

"Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные... промышленному образцу, знаку соответствия, доменному имени, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака" (ч. 3 п. 9 ст. 1483 ГК РФ). Таким образом, регистрация доменного имени является препятствием, "помехой" для регистрации товарного знака, имеющего тождественное обозначение. Причем не имеет значения, каким видом деятельности занимается юридическое лицо, желающее зарегистрировать данный товарный знак. Важно только то, что права владельца (администратора) домена возникли ранее, чем в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) было подано заявление о регистрации товарного знака (ранее так называемой даты приоритета).

Также ГК упоминает, что "исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности, путем размещения товарного знака... в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации" (пп. 5 п. 2 ст. 1484 ГК РФ).

Таким образом, в России до сих пор нет нормативно-правового акта, детально устанавливающего то, как должны соотноситься между собой доменные имена с товарными знаками и фирменными наименованиями.

Данная ситуация вызвала огромное количество так называемых доменных споров: споров, в которых несколько лиц претендуют на одно и то же доменное имя, причем истец обладает правами на товарный знак и (или) фирменное наименование, а ответчик - на доменное имя.

В отношении исков, поданных владельцами товарных знаков, один из моментов, который устанавливает суд, - "приоритеты прав", т.е. у кого права возникли раньше: у истца - на товарный знак или у ответчика - на доменное имя. Иными словами, что было раньше зарегистрировано: товарный знак или доменное имя.

Чтобы суд признал права истца - владельца товарного знака нарушенными, необходимо всесторонне изучить четыре принципиальных позиции.

Товарный знак должен быть зарегистрирован федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности Российской Федерации либо на основе международного договора (по международной процедуре с указанием России).

Товарный знак должен быть зарегистрирован раньше доменного имени - так называемый приоритет по времени.

Товарный знак должен быть тождественным или сходным до степени смешения с доменным именем с точки зрения рядового потребителя.

Доменное имя должно использоваться в отношении товаров тех же классов, по которым зарегистрирован товарный знак истца.

Стоит особо отметить, что приоритет по времени в отношении товарных знаков и доменных имен появился только в части четвертой ГК РФ. До этого Закон от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (единственный нормативный правовой акт, упоминавший о доменных именах) не связывал право на защиту правообладателя товарного знака со временем регистрации домена его владельцем. И таким образом в Российской Федерации широко был распространен так называемый обратный захват доменов, т.е. когда товарный знак регистрировался позже доменного имени, как бы "под него". Таким образом, владелец товарного знака пытался "перехватить" доменное имя. Происходило это следующим образом: "захватчик доменного имени" регистрировал товарный знак, тождественный раскрученному доменному имени, принадлежащему известной компании. Затем он обращался с иском в суд о признании администрирования данного доменного имени его истинным владельцем нарушением его прав (прав истца) на товарные знаки. Расчет был на то, что владелец доменного имени, боясь потерять основное средство индивидуализации в сети Интернет и, следовательно, львиную долю своих будущих клиентов, вынужден будет выкупать свое доменное имя (которое, кстати сказать, принадлежало ему изначально!) в случае победы истца.

Однако после того, как появился данный приоритет по времени, количество доменных споров не уменьшилось.

И здесь обращает на себя внимание дело о доменах "LAD-M.RU" и "LADM.RU".

Закрытое акционерное общество "ЛАД-М" обратилось к гражданину Е.А. Саркисянцу с иском о признании его действий по администрированию доменных имен "lad-m.ru" и "ladm.ru" нарушением прав истца на товарные знаки "ЛАД-М" и "ЛАДМ" (свидетельства N 335306 и N 337921) и запрещении ответчику использовать обозначения, сходные с товарными знаками истца "ЛАД-М" и "ЛАДМ" в доменных именах "lad-m.ru" и "ladm.ru"; о признании действий по администрированию доменных имен "lad-m.ru" и "ladm.ru" нарушением исключительного права истца на использование фирменного наименования "ЗАО "ЛАД-М" и запрещении ответчику использовать обозначение, сходное с фирменным наименованием истца в указанных доменных именах; о взыскании 100 000 руб. компенсации на основании п. 4 ст. 1515 Гражданского кодекса РФ.

Как было указано в судебном решении, ответчик Е.А. Саркисянц осуществляет администрирование доменного имени "ladm.ru" с 20 апреля 2004 г., а доменного имени "lad-m.ru" - со 2 мая 2006 г., что подтверждено сведениями информационного центра и при рассмотрении дела сторонами не оспаривалось.

ЗАО "ЛАД-М" (LAD-M) зарегистрировано в качестве юридического лица Московской регистрационной палатой 5 декабря 1996 г., о чем выдано свидетельство N 489261. В Единый государственный реестр юридических лиц сведения об этом обществе внесены 29 апреля 2008 г.

Кроме того, истец приобрел исключительные права на товарные знаки в виде словесных обозначений "ЛАД-М" и "ЛАДМ", зарегистрированные за торговым домом 8 октября 2007 г. и 23 ноября 2007 г. в отношении товаров класса 07 МКТУ (машины бумагоделательные) с приоритетом от 30 июня 2006 г., на основании договора уступки прав, заключенного с прежним правообладателем и зарегистрированного Роспатентом 5 августа 2008 г.

Истец счел, что ответчик нарушает его исключительные права на фирменное наименование и названные товарные знаки путем использования обозначений "ЛАД-М" и "ЛАДМ" в доменных именах в российском сегменте сети Интернет, представляющих собой транслитерацию этих обозначений.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25 декабря 2008 г. в удовлетворении иска отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2009 г. решение оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 июня 2009 г. указанные судебные акты оставлены без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд РФ, о пересмотре судебных актов в порядке надзора ЗАО "ЛАД-М" указывает на нарушение единообразия в толковании и применении судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ постановил признать действия Е.А. Саркисянца по администрированию доменных имен "lad-m.ru" и "ladm.ru" нарушением прав закрытого акционерного общества "Лад-М" на фирменное наименование и запретить Е.А. Саркисянцу использовать доменные имена "lad-m.ru" и "ladm.ru". В остальной части судебные акты по делу оставить без изменения.

Данное судебное Постановление подытожило судебную практику, подтвердив приоритет по времени по вопросам соотношения товарных знаков и доменных имен, указав, что "поскольку домены зарегистрированы за ответчиком ранее регистрации прав истца на товарные знаки "ЛАД-М" и "ЛАДМ" и ранее возникновения приоритета на них, Президиум считает обоснованным отказ судов со ссылкой на подпункт 3 пункта 9 статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации в защите прав на товарные знаки, в том числе во взыскании компенсации" <7>.

<7> Информация по данному делу представлена на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ.

Но есть еще одна важная проблема, касающаяся соотношения товарных знаков и доменных имен. "Правила регистрации доменных имен в домене RU" не упоминают "доменное имя" как отдельное понятие. В них лишь говорится, что "домен - область (ветвь) иерархического пространства доменных имен сети Интернет, которая обозначается уникальным доменным именем" <8>.

<8> Правила регистрации доменных имен в зоне RU.

Таким образом, Координационный центр домена RU не разграничил четко понятия "домен" и "доменное имя". И именно это может вызвать серьезные проблемы.

Дело в том, что судебная практика исходит из тождественности понятий "домен" и "доменное имя". Хотя ГК как раз говорит о "доменных именах".

Таким образом, ГК РФ, "блокируя" регистрацию товарного знака, если зарегистрировано тождественное доменное имя (в ситуации, если зарегистрировано доменное имя fotki.yandex.ru, где Fotki - домен третьего уровня в домене второго уровня Yandex.ru; Yandex - домен второго уровня в домене первого уровня Ru; Ru - домен первого уровня), запрещает регистрацию товарных знаков "fotki", причем во всех классов товаров! И объясняется это как раз тем, что понятие "доменное имя" подменяется понятием "домен".

Масштаб этой проблемы будет носить довольно серьезный характер, так как подобно киберсквоттерам (лицам, перехватывающим доменные имена известных компаний) появится также другая категория лиц, захватывающих товарные знаки с помощью регистрации соответствующих доменов.

Подводя итоги, стоит особо оговорить, что:

в законодательстве следует более четко разграничить понятия "домен" и "доменное имя";

так как в зоне RU действует заявительный порядок регистрации имен и регистратор не уполномочен производить предварительную проверку заявляемых к регистрации доменных имен на соответствие их каким-либо объектам, в том числе объектам исключительных прав, из ч. 3 п. 9 ст. 1483 ГК РФ явно вытекает обязанность Роспатента при регистрации товарных знаков обращать внимание на данные требования Гражданского кодекса и, таким образом, не регистрировать товарный знак, если есть тождественное доменное имя;

представляется также разумным сделать доменное имя охраняемым объектом интеллектуальной собственности. Но тут также возникает проблема, так как под одним товарным знаком может быть зарегистрировано огромное количество "одноименных" юридических лиц, но занимающихся различными видами деятельности, а под одним доменным именем может быть только один сайт.