Мудрый Юрист

Договор со священником

Михаил Пресняков, кандидат философских наук, доцент кафедры гражданского процесса, трудового и экологического права Поволжской академии государственной службы.

Священнослужители, как правило, не рассматриваются в качестве наемных работников: с ними не заключается трудовой договор и к ним не применяются положения трудового законодательства. Однако работа в религиозной организации без заключения трудового договора и оформления трудовых отношений нередко становится предметом судебных споров.

Согласно ст. 24 Федерального закона от 26.09.97 N 125-ФЗ (в ред. от 23.07.2008) "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозные организации в соответствии со своими уставами вправе заключать трудовые договоры с работниками. Особые правила правового регулирования труда работников религиозной организации закрепляются главой 54 ТК РФ. Святейший Патриарх Алексий в своем Обращении к участникам ежегодного Епархиального собрания города Москвы 25 марта 2003 года отметил необходимость следовать положениям принятого ТК РФ и, в частности, заключить с каждым работником трудовые договоры в письменной форме. Однако при этом он отметил, что со священнослужителями и обитателями монастырей трудовые договоры не заключаются.

Действительно, согласно Уставу Русской православной церкви (РПЦ) избрание и назначение священно- и церковнослужителей принадлежит епархиальному архиерею. Священно- и церковнослужители должны выполнить условия и принять церковную присягу. Согласно письму Управления делами Московской патриархии от 11.03.98 N 1086 "в учреждениях РПЦ трудовые договоры со священнослужителями не заключаются". Положение священнослужителей церкви определяется каноническими установлениями церковных организаций. Не оформляются трудовые договоры на тех лиц, которые добровольно, без оплаты помогают приходу, подворью, монастырю.

Из церкви в суд

Прецеденты, связанные с работой в религиозной организации без заключения трудового договора и оформления трудовых отношений, нередки в судебной практике.

Так, 26 октября 2006 года Хамовнический суд г. Москвы отказал бывшей настоятельнице Марфо-Мариинской обители милосердия монахине Елизавете (Крючковой) в иске к Московскому патриархату о восстановлении на работе, выплате заработка за вынужденный прогул и компенсации морального вреда.

Марфо-Мариинская обитель милосердия зарегистрирована в качестве юридического лица и является согласно учредительным документам добровольным объединением сестер милосердия, оказывающих благотворительную помощь больным, сиротам и другим категориям граждан, нуждающихся в социальном обслуживании. Согласно уставу обители сестры милосердия работают бесплатно.

Монахиня Елизавета несла церковное послушание на благотворительной основе без заключения трудового договора и выплаты зарплаты; отсутствовали и другие признаки трудовых отношений. Бесплатный, благотворительный труд не регулируется ТК РФ, поскольку согласно ст. 15 данного Кодекса трудовые отношения - это отношения, основанные на выполнении работником трудовой функции за плату. В связи с этим суд посчитал, что отсутствуют основания для удовлетворения иска.

Нужно сказать, что в настоящее время, в том числе и в рядах священнослужителей, высказывается мысль о необходимости светского юридического оформления трудовых отношений со священнослужителями (Адельгейм П. Трудовой договор или крепостная зависимость // http://www.baznica.info/pagesid-4523.html). Отметим, что в последние годы участились случаи оспаривания в светском суде решений церковных властей, связанных с запретом священнику осуществлять богослужения.

В 2003 году настоятель церкви Успения Божией Матери Андрей Берман обвинил своего иерарха в идолопоклонстве (http://religion.ng.ru/facts/2003-08-06/2_idol.html). Обвинение было вызвано тем, что митрополит Варнава присутствовал на открытии недавно воздвигнутого монумента Матери-Покровительнице в столице Чувашии и освятил так называемую Новую лестницу, которая ведет к этой статуе. Священник, клир и прихожане посчитали, что Мать-Покровительница является частью языческого чувашского культа, а их митрополит совершил акт идолопоклонства. Они объявили о разрыве евхаристического общения с правящим архиереем, которому отправили письмо с призывом покаяться.

В ответ митрополит в соответствии с просьбой Епархиального совета освободил священника Андрея Бермана от должности настоятеля церкви Успения Божией Матери, запретил совершать службу и отправил за штат без права ношения креста и рясы. Сама церковь Успения Божией Матери передана в распоряжение Свято-Троицкого мужского монастыря. Андрей Берман обратился в суд по факту указанного запрета и отлучения от церкви Успения Божией Матери.

Обратимся к другому случаю. В январе 2007 года клирик Вознесенского храма отец Марк подал иск в районный суд на свое епархиальное руководство (http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=11770). Отец Марк в 2004 году получил должность в епархиальном управлении с окладом в тысячу рублей, а 31 октября 2006 года его уволили по состоянию здоровья. Отец Марк является инвалидом II группы, но может служить, что он подтвердил, представив в епархию необходимые документы. В декабре ему дали другую должность (тоже с окладом). Однако два месяца выпали из трудового стажа. В суде отец Марк потребовал 2000 рублей в качестве компенсации за вынужденный прогул, возмещения морального вреда в размере 10 тысяч, судебных расходов - 300 рублей и 2000 рублей - на оплату юридических консультаций.

А вот совсем недавний случай: 5 ноября 2009 года клирик Псковской и Великолукской епархии РПЦ МП протоиерей Павел Адельгейм обратился к митрополиту Псковскому и Великолукскому Евсевию (Саввину) с требованием о необходимости в предусмотренный ч. 2 ст. 67 ТК РФ срок заключить с ним трудовой договор в письменной форме (http://legal-fund.livejournal.com/). В случае отказа руководства епархии исполнить требования действующего законодательства и удовлетворить заявление в течение установленного законом срока спор будет передан на рассмотрение Псковского городского суда.

В официальном ответе Псковского епархиального управления РПЦ МП было отмечено, что согласно Уставу РПЦ избрание и назначение священно- и церковнослужителей принадлежит епархиальному архиерею (п. 23 Устава РПЦ). Как следует из письма Управления делами Московской патриархии от 11.03.98 N 1086, в учреждениях РПЦ трудовые договоры со священнослужителями не заключаются. Аналогичное заявление содержалось в Обращении Святейшего Патриарха Алексия к участникам ежегодного Епархиального собрания города Москвы 25 марта 2003 года: "Со священнослужителями и насельниками монастырей трудовые договоры не заключаются. Положение священнослужителей Церкви определяется каноническими установлениями церковных организаций. Не оформляются трудовые договоры на тех лиц, которые добровольно, без оплаты, в порядке пожертвования своим трудом помогают приходу, подворью, монастырю".

Право, а не обязанность

С точки зрения церковного права священнослужители (священники, диаконы) в число наемных работников не входят. В п. 2 ст. 15 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству РФ. Однако не следует забывать, что ст. 24 Закона N 125-ФЗ закреплено право, а не обязанность религиозных организаций заключать трудовые договоры.

По всей видимости, дальнейшее разрешение данного конфликта будет перенесено в зал суда.

Нужно сказать, что органы государственной власти Российской Федерации занимают достаточно невнятную позицию относительно оформления трудовых отношений со священнослужителями. Между тем, например, в Украине этот вопрос получил официальное разрешение. С 1 апреля 2007 года в Национальном классификаторе Украины ("Классификатор профессий"), утвержденном Приказом Госкомпотребполитики от 26.12.2005 N 375, появились новые "профессии":

И теперь в трудовой книжке служителей церкви согласно украинскому законодательству можно совершенно правомерно написать: "Принят на работу священнослужителем".

Представляется, что подобным образом решить эту достаточно непростую проблему можно и в нашей стране. В конечном итоге священнослужитель, оставаясь духовным лицом, в миру обладает определенным правовым статусом. Вряд ли наличие трудовой книжки и договора будет идти вразрез с вопросами веры. Другое дело, что условия такого трудового договора будут достаточно специфическими.