Мудрый Юрист

К вопросу об ответственности родителей по семейному законодательству России и франции *

<*> Smirnovskaya S.I. On the issue of responsibility of parents in accordance with family legislation of Russia and France.

Смирновская С.И., доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета Оренбургского государственного аграрного университета.

В статье автор предлагает вниманию читателя краткое обозрение российского и французского законодательства об ответственности родителей в сравнительном аспекте.

Ключевые слова: семейное право, ответственность родителей, понятие юридической ответственности, Гражданский кодекс Франции.

The author of the article proposes to the reader a short review of Russian and French legislation on responsibility of parents in comparative aspect.

Key words: family law, responsibility of parents, concept of juridical responsibility, Civil Code of France.

Интерес к понятию "юридическая ответственность" остается актуальным, несмотря на достаточно высокую степень научной разработанности. По мнению Р.З. Лившица, попытки вычленить специфическую ответственность в пределах каждой отрасли права (ответственность по жилищному, финансовому, земельному, семейному законодательствам и другим отраслям) не увенчались успехом <1>.

<1> См.: Лившиц Р.З. Теория права: Учебник. 2-е изд. М., 2001. С. 149.

Вместе с тем Р.З. Лившиц обращает внимание на то, что оказалось возможным выделить отдельные виды ответственности, специфические для сквозных групп общественных отношений - имущественных, управленческих, охраны общественного порядка, через которые осуществляется правовое регулирование и которые проходят через все отрасли законодательства <2>.

<2> См.: Там же. С. 149.

Существующие различные определения юридической ответственности в отечественной и зарубежной юридической литературе обусловлены сложностью этого понятия. Как справедливо отмечает М.Н. Марченко, признаки юридической ответственности являются широко признанными, но не общепризнанными <3>.

<3> См.: Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд. М.: Проспект, 2009. С. 630.

В последние годы понятие юридической ответственности получает все более углубленную разработку в правовой литературе.

По мнению С.С. Алексеева, следует признать плодотворной главную линию, наметившуюся в этой разработке, линию на характеристику юридической ответственности как применения к лицу санкций - мер государственно-принудительного воздействия, являющихся реакцией на совершенное правонарушение <4>.

<4> См.: Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009. С. 201.

Как верно замечает Ю.Ф. Беспалов, судьба семейно-правовой ответственности весьма печальна, имея в виду, что в науке семейного права также нет единого мнения о самостоятельности семейно-правовой ответственности <5>.

<5> См.: Семейное право: Учебник / Под ред. Ю.Ф. Беспалова, О.А. Егоровой, О.Ю. Ильиной. М., 2009. С. 256.

Так, по мнению С.П. Гришаева, не существует семейно-правовой ответственности в чистом виде и к нарушителям применяются меры гражданского, уголовного и семейного права <6>.

<6> См.: Гришаев С.П. Семейное право в вопросах и ответах. М.: ООО "Новая культура", 2008. С. 72.

Трудно согласиться с другим автором, утверждающим, что лишение родительских прав и ограничение родительских прав следует рассматривать в качестве семейно-правовых средств обеспечения дозволений и запретов <7>.

<7> См.: Липинский Д.А. О некоторых проблемах системы юридической ответственности // Право и политика. 2004. N 12.

Скорее, следует согласиться с Г.К. Матвеевым, который считает, что лишение родительских прав (как и всякое лишение) представляет собой правовую санкцию за нарушение родительских обязанностей. Юридическая ответственность немыслима без санкций, а санкция - без определенных лишений <8>.

<8> См.: Матвеев Г.К. Советское семейное право: Учебник. М.: Юридическая литература, 1978. С. 171.

Научные споры, в частности о специфических чертах семейно-правовой ответственности, имели место и в советский период. Г.К. Матвеев называл отличительными особенностями семейно-правовой ответственности (например, от гражданско-правовой) то, что в качестве санкции за совершение семейно-правовых деликтов выступают на первый план различные неимущественные лишения, которые, однако, по своей тяжести для правонарушителя ничуть не легче, чем гражданско-правовые имущественные санкции в виде уплаты штрафов или компенсации убытков <9>.

<9> См.: Там же. С. 172.

В.А. Рясенцев считал, что лишение родительских прав - это санкция, которая имеет троякое значение: защита интересов ребенка, наказание родителей за их общественно вредное поведение и превентивное воздействие на других неустойчивых в семье и быту граждан <10>.

<10> См.: Советское семейное право: Учебник / Под ред. В.А. Рясенцева. М.: Юридическая литература, 1982. С. 168.

Исключительной мерой и одновременно высшей семейно-правовой мерой ответственности за виновное невыполнение родительского долга является лишение родителей родительских прав <11>.

<11> См.: Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник. 6-е изд., перераб. М.: Норма, 2009. С. 348.

Действующее российское законодательство предусматривает различные виды ответственности родителей за неисполнение своих обязанностей по воспитанию детей: уголовную (ст. 156 УК), гражданско-правовую (ч. 2 ст. 91 ЖК), административно-правовую (ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), семейно-правовую (ст. 69, 73 СК РФ).

Семейно-правовая ответственность - это обязанность лица претерпеть лишение субъективного права или иные дополнительные неблагоприятные последствия своего противоправного виновного поведения <12>.

<12> См.: Муратова С.А. Семейное право. М.: Новый Юрист, 1998. С. 34.

Содержание семейной ответственности за ненадлежащее воспитание детей заключается в устранении обязанных лиц от личного воспитания детей, воплощающемся в различных формах, зависящих от основания возникновения правоотношений по воспитанию <13>.

<13> См.: Казанцева А.Е. Обязанности и права родителей (заменяющих их лиц) по воспитанию детей и ответственность за их нарушение. Томск, 1987. С. 109.

В соответствии со ст. 61 - 63 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. В теории права под обязанностью понимается мера необходимого и должного поведения <14>.

<14> См.: Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1961. С. 224. Теория государства и права / Под ред. А.В. Малько. М., 2000. С. 354.

Родительские права тесно связаны с соответствующими обязанностями. Как полагает А.М. Нечаева, "фактически права и обязанности неотделимы друг от друга, представляют собой две стороны одного целого" <15>.

<15> Нечаева А.М. Пределы осуществления родительских прав // Социалистическая законность. 1986. N 7. С. 19.

А.М. Нечаева обращает внимание на своеобразие родительских прав и обязанностей по воспитанию своих детей, что вызывает трудности в обозначении пределов осуществления этих прав, сложности в определении четких границ между правомерными и неправомерными действиями родителей как воспитателей, от чего во многом зависит применение к ним мер ответственности за ненадлежащее воспитание. Тем более что вмешательство в семейные дела допустимо лишь в случаях крайней необходимости <16>.

<16> См.: Там же. С. 20.

Причем особо следует подчеркнуть, что родители могут быть привлечены к указанным видам ответственности одновременно при наличии в их действиях нескольких различных составов правонарушений.

В правоприменительной практике чаще всего в действиях родителей обнаруживаются признаки семейно-правового и гражданско-правового правонарушения.

Для привлечения родителей к семейно-правовой ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а точнее - за совершение правонарушения, выразившееся в плохом воспитании детей, необходим полный состав этого правонарушения, что и будет являться основанием юридической ответственности родителей.

Объективными элементами (или признаками) состава такого правонарушения служит противоправное действие (бездействие) родителя, наносящее (или могущее нанести) серьезный ущерб делу воспитания ребенка, а субъективным его признаком - виновность родителя, проявившаяся в форме его умысла или грубой небрежности <17>.

<17> См.: Матвеев Г.К. Советское семейное право. М.: Юридическая литература, 1978. С. 171.

Интересным представляется опыт правового регулирования родительских прав, обязанностей и ответственности по Гражданскому кодексу Франции (Кодекс Наполеона), поскольку в этой области права есть не только сходные положения с российским семейным законодательством, но и отличия.

Так, французское законодательство предусматривает полное и частичное лишение родительских прав (раздел IV Кодекса), "вместо полного лишения родительских прав решение суда может предусматривать частичное их лишение, ограниченное лишь указываемыми в нем полномочиями" (ст. 379-1 Гражданского кодекса Франции) <18>.

<18> См.: Гражданский кодекс Франции / Пер. с франц. В. Захватаев; Отв. ред. А. Довгерт. Киев, 2006. С. 189.

В соответствии со ст. 371-1 Гражданского кодекса Франции "родительские права являются совокупностью правомочий и обязанностей, имеют конечной целью защиту интересов ребенка", однако возникающие споры, связанные с разногласиями по вопросам воспитания детей, рассматриваются судьей по семейным делам (ст. 373-2 Гражданского кодекса Франции).

Заслуживающими внимания являются положения, касающиеся права судьи принять меры, позволяющие обеспечить непрерывность и эффективность поддержания ребенком отношений с каждым из родителей. Он может, в частности, распорядиться о внесении в паспорт родителей запрета вывозить ребенка с французской территории без разрешения обоих родителей (ст. 373-2-6 Гражданского кодекса Франции).

Если здоровье, безопасность или нравственность несовершеннолетнего находятся под угрозой или если серьезно нарушены условия его воспитания, суд может распорядиться о принятии мер по оказанию помощи в его воспитании по совместному заявлению отца и матери или одного из них, лица или службы, которой ребенок был вверен, или опекуна самого несовершеннолетнего, или органов прокуратуры. В порядке исключения судья может рассмотреть этот вопрос по своей инициативе.

Причем в соответствии со ст. 375-7 "отец и мать, к ребенку которых была применена мера по оказанию помощи в воспитании, сохраняют в отношении его родительские права и осуществляют все полномочия, которые не являются несовместимыми с принятой мерой" <19>.

<19> Там же. С. 185.

В период применения мер по оказанию помощи в воспитании они не вправе освободить ребенка от родительской опеки без разрешения судьи по делам несовершеннолетних (ст. 375-7 Гражданского кодекса Франции).

"Если возникла необходимость забрать ребенка из родительского дома, родители сохраняют права переписки и общения с ним. Судья определяет порядок осуществления этих прав и может, если того требуют интересы ребенка, постановить о временном приостановлении осуществления этих прав или одного из них" (ч. II ст. 375-7).

Французское законодательство, так же как и российское, не допускает отказ от родительских прав (ст. 376 Гражданского кодекса Франции), но предоставляет возможность родителям обратиться к судье с просьбой о передаче, полной или частичной, своих полномочий по осуществлению родительских прав третьему лицу, члену семьи, близкому родственнику, достойному доверия, учреждению, уполномоченному принимать детей, или службе социальной помощи детям департамента <20>.

<20> См.: Там же. С. 186.

Указанные положения французского законодательства свидетельствуют о некоторых различиях, касающихся вопросов прав, обязанностей и ответственности родителей. Во-первых, во Франции возможно не только полное лишение родительских прав, но и ограничение родительских прав, которое именуется частичным.

Во-вторых, примечательным следует признать то обстоятельство, что закон предлагает дать детальное определение перечня прав, которых родители лишаются. Тем самым создаются предпосылки для устранения неопределенности, присущей российскому семейному законодательству, что препятствует в России более широкому употреблению ст. 73 СК, посвященной ограничению родительских прав.

В-третьих, во Франции законодательно закреплена всяческая помощь родителям по вопросам воспитания детей (психологическая, социальная, медицинская, юридическая и т.д.).

В-четвертых, законодательство Франции допускает применение крайней меры ответственности к родителям лишь в исключительных случаях, причем приоритетным считается решение вопроса о временной приостановке родительских прав либо о частичной передаче родительских полномочий третьему лицу, что, на наш взгляд, способствует более эффективному способу защиты интересов ребенка, сохраняя при этом ему привычную среду - семью.