Мудрый Юрист

Подследственность следователя следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по делам частно-публичного обвинения *

<*> Suprun S.V. Jurisdiction of Investigator of the Investigatory Committee attached to the Procurator's Office of the Russian Federation on the Cases of Private Prosecution.

Супрун С.В., доцент кафедры организации раскрытия и расследования преступлений Омской академии МВД России, кандидат юридических наук.

В ч. 4 ст. 20 УПК следователю предоставляется право при обнаружении преступления, относящегося к делам частно-публичного обвинения, в случае беспомощного состояния пострадавшего возбудить уголовное дело, провести предварительное расследование и защитить его законные интересы. Системный анализ норм, содержащихся в ч. 4 ст. 20, п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК, показал, что такое право имеет только следователь Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Следователи иных органов предварительного следствия такими полномочиями не наделены, что существенно снижает правовую эффективность действия ч. 4 ст. 20 УПК.

Ключевые слова: подследственность, следователь Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, дела частно-публичного обвинения.

P. 4 of article 20 of the Criminal Procedure Code gives the investigator the right in case of detection of the crime related to the cases of private-public prosecution and in case of helpless state of the victim to bring criminal action, conduct preliminary investigation and defend his legitimate interests. The systemic analysis of the norms of p. 4 of article 20 and p. 1 of article 151 of the Criminal Procedure Code shows that only investigator of the Investigatory Committee attached to the Procurator's Office of the Russian Federation has such a right. The investigators of other agencies of preliminary investigation do not have such powers and this fact considerably reduces the legal efficiency of the action of p. 4 of article 20 of the Criminal Procedure Code.

Key words: jurisdiction, investigator of the Investigatory Committee attached to the Procurator's Office of the Russian Federation, cases of private-public prosecution.

Согласно ч. 4 ст. 20 УПК следователь вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении частно-публичного обвинения. К делам частно-публичного обвинения относятся преступления: изнасилование (ч. 1 ст. 131 УК), насильственные действия сексуального характера (ч. 1 ст. 132 УК), нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 136 УК), нарушение неприкосновенности частной жизни (ч. 1 ст. 137 УК), нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 1 ст. 138 УК), нарушение неприкосновенности жилища (ч. 1 ст. 139 УК), необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145 УК), нарушение авторских и смежных прав (ч. 1 ст. 146 УК), нарушение изобретательских или патентных прав (ч. 1 ст. 147 УК). Всего девять видов преступлений частно-публичного обвинения. Уголовное дело по преступлению частно-публичного обвинения возбуждается в отношении конкретного лица путем подачи заявления потерпевшего или его законного представителя в суд (ч. 1 ст. 318 УПК). При отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы, уголовное дело вправе возбудить руководитель следственного органа или следователь (ч. 4 ст. 20 УПК).

Право следователя возбуждать уголовные дела частно-публичного обвинения, спроецированное на предметный вид подследственности следователя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, позволяет обоснованно утверждать о его наличии только у следователя этого комитета (п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК). Все виды преступлений частно-публичного обвинения законодателем отнесены к его подследственности. По делам частно-публичного обвинения проводится предварительное следствие. Возбуждение и производство предварительного следствия по делам частно-публичного обвинения следователем органов внутренних, федеральной службы безопасности или органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ законом не предусмотрено.

Орган внутренних дел или орган по контролю за оборотом наркотических средств или психотропных веществ, реализуя полномочия органа дознания, вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении частно-публичного обвинения и провести по нему неотложные следственные действия, если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния не способно самостоятельно защитить свои права и законные интересы (п. 1 ч. 2 ст. 157 УПК). При этом согласие прокурора на возбуждение уголовного дела частно-публичного обвинения не требуется. По смыслу ч. 4 ст. 20 УПК согласие прокурора обязательно при возбуждении дознавателем дела частного обвинения.

Вместе с этим, учитывая общественную опасность отношений зависимости, сложившихся между пострадавшим и лицом, совершившим преступление, а также обстоятельства, указывающие на беспомощность пострадавшего, неспособность самостоятельно защищать свои права и законные интересы, следователь любого органа предварительного следствия должен иметь право на возбуждение и производство предварительного следствия по уголовному делу частно-публичного обвинения. По нашему мнению, в этом случае предпочтение необходимо отдавать не предметному, а альтернативному виду подследственности. Его сущность заключается в правиле: кто из органов предварительного следствия первым обнаружил преступление частно-публичного обвинения, тот и проводит его расследование. Правовой основой альтернативного вида подследственности является ч. 5 ст. 151 УПК.

Визуальное ознакомление с содержанием ч. 5 ст. 151 УПК позволяет обнаружить, что к альтернативной подследственности законодателем отнесено одно преступление частно-публичного обвинения - нарушение авторских и смежных прав (ч. 1 ст. 146 УК). Остальные восемь из девяти преступлений частно-публичного обвинения (ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132, ч. 1 ст. 136, ч. 1 ст. 137, ч. 1 ст. 138, ч. 1 ст. 139, ст. 145, ч. 1 ст. 147 УК) в альтернативную подследственность не вошли. Уголовные дела по этим видам преступлений возбуждаются и расследуются следователем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Представляется, что уголовно-процессуальные нормы, закрепленные в ч. 4 ст. 20 УПК и п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК, в системном толковании исключающие право следователя иных органов предварительного следствия на возбуждение уголовного дела частно-публичного обвинения, нуждаются в дальнейшем развитии. Для этого целесообразно расширить компетенцию иных органов предварительного следствия в части подследственности по делам частно-публичного обвинения. Каждый орган предварительного следствия, на наш взгляд, должен иметь право возбуждения уголовного дела о любом преступлении частно-публичного обвинения, если оно совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния не может защищать свои законные интересы.

В этой связи предлагаем предметную подследственность преступлений частно-публичного обвинения перевести в альтернативную и предоставить право возбуждения уголовного дела следователю органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В целях оперативного реагирования на совершенное преступление и обеспечения квалифицированной защиты пострадавшим лицам считаем уместным дополнить ч. 5 ст. 151 УПК, регулирующую альтернативный вид подследственности, преступлениями частно-публичного обвинения, что позволит существенно повысить правовую эффективность ч. 4 ст. 20 УПК.