Мудрый Юрист

Принцип "одно государство, две системы" и действие законов КНР в особых административных районах * сюй цзайпэн

<*> Syuj Czajpehn. Principle "one state, two systems" and operation of laws of the CPR in special administrative districts.

Сюй Цзайпэн, аспирант кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

В статье рассматривается принцип "одно государство, две системы", согласно которому признается сосуществование двух систем (т.е. капиталистической и социалистической) в одном государстве - Китайской Народной Республике. Однако реализация данного принципа неизбежно сталкивается с проблемой действия законов КНР на территории особых административных районов.

Ключевые слова: принцип, "одно государство, две системы", КНР, Гонконг, Макао, Тайвань, особые административные районы, действие законов.

The article considers the principle "one state, two systems", in accordance with this principle the existence of two systems (i.e. capitalist and socialist) is possible in one state - the Chinese People's Republic. However the realization of this principle infallibly faces the problem of operation of laws of the CPR on the territory of special administrative districts.

Key words: principle, "one state, two systems", CPR, Hong Kong, Macao, Taiwan, special administrative districts, operation of laws.

1. Принцип "одно государство, две системы"

Принцип "одно государство, две системы" должен служить стимулом для объединения государства. КНР и Коммунистическая партия Китая считают его основой политики урегулирования взаимоотношений между КНР и Гонконгом, Макао и Тайванем. Сущность этого принципа состоит в признании сосуществования двух систем (т.е. капиталистической и социалистической) в одном государстве - Китайской Народной Республике. Этот принцип включает в себя два элемента: одно государство и две системы.

"Одно государство" означает, что в мире существует только один Китай, т.е. КНР, а особые административные районы являются ее неотъемлемой частью. При регулировании взаимоотношений центра и этих районов местная власть особых административных районов подчинена центру, хотя основные отношения местной власти особых административных районов и центра уже были закреплены Основными Законами об особом административном районе. Иначе говоря, КНР завершает дело объединения государства созданием особых административных районов, а их создание не изменило сущность КНР.

Кроме политики "одно государство, две системы" были другие планы объединения государства, с которыми КНР и Коммунистическая партия Китая не смогли согласиться. Принципиальная разница между ними состоит не в том, существует ли автономия у особых административных районов, а в статусе этих районов в государстве. Общая черта этих планов состоит в том, что не признается ведущая роль центра в решении внешних и внутренних проблем и подчеркивается равноправие КНР и особых административных районов. Однако руководители КНР стремятся к установлению подчиненной роли особых административных районов относительно власти центра.

Например, по плану "одно государство, три системы" <1> Тайвань должен приобрести более широкие полномочия, чем особые административные районы Сянган и Аомэнь, в осуществление которых КНР не вправе вмешаться, и имеет право на использование названия "Китай". КНР и Коммунистическая партия Китая не против предоставления более широкой автономии Тайваню, чем другим особым административным районам, но с равным использованием названия "Китай" КНР и Коммунистическая партия Китая не смогли согласиться, потому что здесь нет исключительного тождества КНР и Китая.

<1> Электронная газета "Чжун Ши". 2001. 6 июля. URL: http://news.chinatimes.com//.

Кроме того, есть план федерации <2>, сущность которого состоит в реорганизации центра. Он тоже не получил поддержки со стороны КНР и Коммунистической партии Китая в силу отсутствия определения подчинения особых административных районов центру при ведении внутренних дел.

<2> По данному плану Китай должен соединяться как федерация. В так называемой Китайской федерации особые административные районы, национальные автономные районы и провинция становятся ее равноправными субъектами. См.: Цзяньсинь Я. Одно государство, две системы и будущее Тайваня. Пекин: Изд-во "Хуа Вэнь", 1989. С. 115 - 116.

Недостаток всех этих планов состоит в отсутствии указания на ведущую роль центра в решении внешних и внутренних проблем государства, или, иначе говоря, они не придерживаются принципа "одного государства".

"Две системы" означает, что центр и особые административные районы не вмешиваются во внутренние дела друг друга. С одной стороны, центр уважает автономию особых административных районов. С другой стороны, особые административные районы не должны стремиться распространять свой политический строй и правовые институты на материке, где действует социализм. О первой стороне данного вопроса исследователи и на материке, и в особых административных районах говорили много, но по ряду причин исследователи на материке отмечают вторую сторону реже, чем их коллеги в особых административных районах. Один исследователь в Гонконге показал с дальновидностью, что никакая внешняя сила не может стать спасителем демократии Китая и развитие демократии в материковом Китае зависит от усилия народа в КНР. Это (т.е. идея о спасителе демократии) вредит интересу Гонконга и его населения <3>. Эти слова помогают нам всесторонне понимать политику "одно государство, две системы".

<3> См.: Хуан Вэньфан. Сянган будет лучше после 97-го года // Мин Бао. Сянган. 1997. 1 января.

В силу того что принцип "одно государство, две системы" появился для решения вопроса об объединении государства, исследование исторического пути формирования единой КНР, включающей особые административные районы, стало необходимым, чтобы понять его смысл. Особенности Гонконга и Макао вытекают из такого исторического факта, что они были освобождены от влияния бурной Третьей Гражданско-Революционной войны и демократической реформы в 50-х годах прошлого века. Этот исторический фон определяет разные пути общественного развития КНР и рассматриваемых районов. В силу того что западные капиталистические страны вначале являлись врагами революции Китая, в качестве последствий данной революции КНР не получала признание западных капиталистических стран долгое время. Соответственно в этот период у КНР остались лишь необходимые экономические отношения с западными странами через Гонконг и Макао <4>. Следовательно, развитие КНР опиралось главным образом на свои силы в условиях блокады и эмбарго зарубежных стран в течение первых 30 лет. В ходе данного процесса КНР создала свою систему управления и сформировала свои особые способы управления. Гонконг, Макао и Тайвань, освобожденные от влияния Третьей Гражданско-Революционной войны, оставались в капиталистической системе и развивались в условиях международных экономических связей. В ходе этого процесса они установили разные социальные системы. Разница в идеологии и мышлении управления определяет сложность проблемы объединения государства. При таких условиях возможны два пути образования единого китайского государства: мирный и военный. С учетом смягчения обстоятельств после окончания холодной войны КНР и Коммунистическая партия Китая предпочитают мирный путь. В этом случае политика "одно государство, две системы" играет решающую роль, что мы видим на примере Гонконга и Макао.

<4> Для Народно-Освободительной армии Китая "освобождение" Гонконга и Макао не было бы проблемой также в 1949 г. Однако, предвидя возможное политическое отношение западных капиталистических стран к КНР, руководители Коммунистической партии Китая в лице Мао Цзэдуна специально оставили их без изменения, чтобы они смогли служить каналами, по которым осуществлялся бы необходимый контакт КНР с Западом, при условиях блокады и эмбарго зарубежных стран. Исторически говоря, Гонконг и Макао действительно играли такую роль до 80-х годов прошлого века. См.: Хуан Вэнфан. Процесс принятия и осуществления Китаем решений о восстановлении суверенитета над Сянганом. Сянган, 1997. С. 34.

Принцип "одно государство, две системы" как основной принцип регулирования взаимоотношений особых административных районов и КНР закреплен в законах КНР. Статья 31 Конституции КНР гласит, что государство в случае необходимости создает особые административные районы. Режим особых административных районов устанавливается с учетом конкретной обстановки законами, принимаемыми ВСНП. В этой конституционной статье фактически воплощена основная идея этого принципа. Согласно этой статье ВСНП приняло два Основных Закона об особом административном районе - Аомэнь и Сянган. В их преамбулах прямо закреплено ведущее место принципа "одно государство, две системы" при регулировании взаимоотношений особых административных районов и КНР. Кроме преамбулы этот принцип выражен непосредственно в тексте <5>.

<5> Такие положения сосредоточены в главах 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9 Основных Законов об особом административном районе.

2. Действие законов КНР в особых административных районах

Реализация принципа "одно государство, две системы" неизбежно сталкивается с проблемой действия законов КНР на территории этих районов.

Кроме Основных Законов об особом административном районе все нормативные правовые акты, действующие в особых административных районах, разделены на три группы. В первую группу входят акты, разработанные и принятые соответствующими государственными органами особых административных районов. Вторая группа включает акты, действовавшие до создания особых административных районов. По Основным Законам об особом административном районе эти акты продолжают действовать, если они не противоречат Основным Законам об особом административном районе и не изменены законодательным органом особого административного района <6>. К третьей группе принадлежат акты КНР, указанные в приложениях к Основным Законам об особом административном районе, а также в специальных постановлениях Постоянного комитета ВСНП по данному вопросу. Согласно Основным Законам об особом административном районе нормативные правовые акты КНР не действуют в особых административных районах, за исключением тех актов, которые прямо указаны в приложениях к Основным Законам об особом административном районе <7>.

<6> Статья 8 Основных Законов об особом административном районе.
<7> См.: ст. 18 Основных Законов об особом административном районе.

В соответствии с названными документами в особом административном районе Сянган действуют следующие акты КНР: Постановление Народного политического консультативного совета Китая от 27 сентября 1949 г. "О столице, летосчислении, государственном гимне, государственном флаге"; Закон КНР от 2 марта 1991 г. "О государственном гимне"; Закон КНР от 28 июня 1996 г. "О государственном флаге"; Постановление Комитета центрального народного правительства от 2 декабря 1949 г. "О национальном празднике"; Закон КНР от 10 сентября 1980 г. "О гражданстве"; Постановление Постоянного комитета ВСНП от 30 октября 1990 г. "О привилегиях и иммунитетах консульских представительств"; Постановление Постоянного комитета ВСНП от 4 сентября 1958 г. "Об одобрении декларации Правительства КНР о территориальном море"; Закон КНР от 25 февраля 1992 г. "О территориальном море и прилежащей зоне"; Закон КНР от 26 июня 1996 г. "Об исключительной экономической зоне и континентальном шельфе"; Закон КНР от 30 декабря 1996 г. "О гарнизоне в особом административном районе Сянган".

Все эти акты действуют и в особом административном районе Аомэнь. Вместо Закона КНР от 30 декабря 1996 г. "О гарнизоне в особом административном районе Сянган" в особом административном районе Аомэнь действует Закон КНР от 28 июня 1999 г. "О гарнизоне в особом административном районе Аомэнь".

Следует рассмотреть еще одну важную проблему - о действии Конституции КНР на территории особых административных районов. В соответствии с принципом "одно государство, две системы" общность этих районов в отношении материковой части Китая состоит в том, что в этих особых административных районах социализм, в особенности социализм с китайской спецификой <8>, не проводится. В юридическом смысле это означает, что некоторые установленные Конституцией КНР принципы не действуют в этих районах. Например, принцип демократического централизма и принцип руководства Коммунистической партии Китая.

<8> См.: преамбула Конституции КНР.

Таким образом, действие социалистической Конституции в капиталистических районах КНР строится на основе признания существования общности особых административных районов, принципа "одно государство, две системы" и учитывает, что разное историческое развитие этих районов дало им разнообразие политического режима и правовой системы. Соответственно КНР уважает такую реальность и не пытается свести их к одной унитарной системе, отличающейся от социализма с китайской спецификой.

Все эти требования выражены в ст. 31 Конституции КНР, в соответствии с которой ВСНП уполномочено на принятие законов о статусе особых административных районов с учетом конкретных условий. Особого внимания заслуживает отсутствие слов "на основании Конституции и законов КНР" и иных аналогичных выражений. По законодательной традиции КНР обязательно должно быть указано, что законы ВСНП должны быть приняты на основании Конституции КНР или в соответствии с установленными Конституцией КНР принципами. Например, в ст. 95 Конституции КНР предусмотрено: "Организация и порядок работы органов самоуправления определяются законом в соответствии с основными принципами, установленными в разделах 5 и 6 главы III Конституции". Причем в соответствующих законах, принятых ВСНП и (или) его Постоянным комитетом, в большинстве случаев указано, что эти законы разработаны на основе Конституции КНР. Например, в ст. 1 Закона КНР "О национальной районной автономии" предусмотрено, что Закон КНР "О национальной районной автономии" разработан на основе Конституции КНР.

Однако ст. 31 Конституции КНР и Основные Законы об особом административном районе предусматривают исключение из данных правил. С одной стороны, сама Конституция КНР не содержит положения о конституционном основании Основных Законов об особом административном районе, как это устанавливается в обычном случае. С другой стороны, в Основных Законах об особом административном районе слова "в соответствии с Конституцией КНР" лишь означают, что эти законы разработаны на основании уполномочия Конституции КНР вместо установленных Конституцией КНР принципов, проведенных на материковой части Китая <9>. В преамбулах Основных Законов об особом административном районе указано, что в соответствии с Конституцией КНР ВСНП приняло Основные Законы об особом административном районе. На самом деле ВСНП само считает, что при осуществлении этого уполномочия оно не ограничивается данными принципами. Поэтому в Основных Законах об особом административном районе предусмотрено, что согласно ст. 31 Конституции КНР проводимая в особых административных районах политика, система защиты прав личности, деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти должны соответствовать положениям, установленным Основными Законами об особом административном районе <10>. Проанализировав ст. 31 Конституции КНР и ст. 11 Основных Законов об особом административном районе, можно сделать вывод, что при разработке Основных Законов не руководствовались установленными Конституцией КНР принципами, проводимыми на материковой части Китая. Напротив, проблема действия этих принципов в рассмотренных районах решена только на основе Основных Законов об особом административном районе. В этом смысле ст. 31 Конституции КНР, уполномочивая ВСНП на принятие Основных Законов об особом административном районе, определяет принцип применения Конституции КНР в особых административных районах. Без всякого сомнения, этот принцип, установленный ст. 31 Конституции КНР, является обязательным для всех конституционных положений.

<9> См.: ст. 11 Основных Законов об особом административном районе. Они действительно определили ведущую роль Основных Законов об особом административном районе в этих районах. Конституционное основание этих Основных законов отмечено только в их преамбуле. Но анализируя эти положения вместе, мы сможем делать только вышеуказанный вывод.
<10> См.: ст. 11 Основных Законов об особом административном районе.

Следует объяснить, почему Конституция КНР как целое действует в особых административных районах. У наших оппонентов "как целое" - значит, что не все положения Конституции КНР могут быть применены в рассмотренных районах.

Но здесь следовало бы видеть другой смысл. Известно, что все социалистические принципы, установленные Конституцией КНР, фактически не действуют в особых административных районах. Однако это не значит, что Конституция КНР сама тоже не действует там. Напротив, такая ситуация - именно последствие действия Конституции КНР. Все положения Конституции КНР с точки зрения принципа "одно государство, две системы", могут быть разделены на две противостоящие группы. Статья 31 занимает один полюс, а остальные положения находятся на противостоящем полюсе. В этом смысле их взаимодействия определяют общую функцию Конституции КНР. В чем состоит общее последствие этого взаимодействия в соответствии с Конституцией КНР? В том, что действие всех положений Конституции КНР зависит от Основных Законов об особом административном районе. Или, как мы указали выше, ст. 31 Конституции КНР вместе со ст. 11 Основных Законов об особом административном районе "фактически" отрицают прямое применение Конституции КНР в особых районах. Здесь "как целое" - значит общее последствие взаимодействия ст. 31 и остальных положений Конституции КНР. В этом смысле Конституция КНР "как целое" дает возможность сосуществования двух систем, а Основные Законы об особом административном районе фактически осуществили такую возможность. Таким образом, достигнута цель, поставленная политикой "одно государство, две системы". В этом смысле надо согласиться с тем, что Конституция КНР "как целое" <11> действует в особых административных районах.

<11> Здесь Конституция КНР "как целое" - значит, что Конституция КНР состоит из двух частей, т.е. ст. 31 и остальные положения.

Некоторые авторы считают, что Основные Законы об особом административном районе есть особая конституция, действующая в особых административных районах <12>. По их мнению, Конституция КНР должна иметь свою особую, отличающуюся от Основных Законов об особом административном районе форму осуществления в этих районах. Следовательно, принципы Конституции КНР могут быть применены в рассмотренных районах.

<12> См.: Хаожань Ли, Цзюньхао Чэн. Основные Законы об особом административном районе являются специальными законами Конституции КНР// Сборник работ конференции "Воспоминания и перспективы Основного Закона". Сянган: Изд. исследовательский центр "Одно государство, две системы", 2008. С. 398.

С этим трудно согласиться. По собственному мнению данных авторов, осуществление Основных Законов об особом административном районе является последствием и единственной формой осуществления Конституции КНР в особых административных районах. В силу существования ст. 11 Основных Законов об особом административном районе осуществление Конституции КНР в этих районах означает, что все принципы Конституции КНР фактически стали не обязательными для правовой системы, действующей в рассмотренных районах. Это соответствует требованию принципа "одно государство, две системы", который является основным критерием отношения Конституции КНР к вопросу о статусе особых административных районов. Следовательно, чрезвычайно трудным вопросом для оппонентов является то, в чем же состоит эта отличающаяся от осуществления Основных Законов об особом административном районе форма реализации Конституции КНР. Для нас это совсем не проблема, поскольку такой формы мы не видим.

Некоторые исследователи считают, что действие Конституции КНР в особых административных районах выражается в восполнении правовых пробелов Основных Законов об особом административном районе ее положениями <13>. С этим трудно согласиться, так как восполнение правовых пробелов Основных Законов положениями Конституции КНР не соответствует требованиям самых Основных Законов и Конституции КНР. Основные Законы являются основными конституционными законами, действующими по Конституции КНР в особых административных районах для осуществления политики "одно государство, две системы". Сущность восполнения правовых пробелов Основных Законов об особом административном районе положениями Конституции КНР состоит в отрицании общего применения Основных Законов об особом административном районе в особых административных районах и установлении исключений принципа "одно государство, две системы". Надо сказать, что это представляет собой и важный политический вопрос, и важный юридический вопрос.

<13> См.: Хаожань Ли, Цзюньхао Чэн. Указ. соч. С. 424.

По принципу верховенства закона такая проблема должна быть решена лишь полномочным государственным органом в закрепленном законом порядке. Без соответствующего поручения ни государственный орган, ни должностное лицо, ни гражданин не вправе подтвердить существование правовых пробелов Основных Законов об особом административном районе и восполнить их. На самом деле такой порядок и такое поручение отсутствуют и в Конституции КНР, и в Основных Законах об особом административном районе. Ошибка оппонентов заключается именно в том, что они, не учитывая сложность государственного устройства КНР, намерены восполнить так называемые правовые пробелы в Основных Законах об особом административном районе Конституцией КНР по требованию общей теории о взаимоотношении общего нормативного правового акта и специального нормативного правового акта.

Оппоненты могут возразить, что мы не можем игнорировать наличие правовых пробелов из-за отсутствия положений о порядке их восполнения в законах. Если Конституция КНР не может быть применена при наличии правовых пробелов в Основных Законах об особом административном районе, что нужно делать в этом случае? В этом случае, по нашему мнению, надо возбуждать процедуру толкования Основных Законов об особом административном районе для их восполнения <14>. В Основных Законах об особом административном районе четко предусмотрен порядок их толкования, чтобы обеспечить уточнение сложных конституционных проблем в рамках самих Основных Законов. Постоянный комитет ВСНП три раза осуществлял свое полномочие на толкование Основного Закона об особом административном районе Сянган, но никогда не отмечал возможности прямого применения норм Конституции КНР в особом административном районе Сянган. Юридическая практика в особом административном районе Сянган уже ответила на поставленный оппонентами вопрос.

<14> В соответствии со ст. 158 Основного Закона об особом административном районе Сянган и ст. 143 Основного Закона об особом административном районе Аомэнь полномочие на толкование Основных Законов об особом административном районе принадлежит Постоянному комитету ВСНП.

3. Заключение

Принцип "одно государство, две системы" нацелен в конечном счете на то, чтобы решить такую проблему, как урегулирование взаимоотношений между центром и особыми административными районами в КНР, где действуют две по сущности противоположные политические системы. В соответствии с данным принципом особые административные районы, как провинция и национально-автономные районы, подчинены центру. Их особенность состоит в их широкой автономии, переданной центром по Основным Законам об особом административном районе. Вся их компетенция определена в приложениях к Основным Законам об особом административном районе.

Основным вопросом при осуществлении принципа "одно государство, две системы" в особых административных районах является регулирование взаимоотношений "одного государства" и "двух систем". Правовое решение данного вопроса тесно связно с определением положения законов КНР в правовой системе особых административных районов. От решения этого вопроса Основные Законы об особом административном районе не уклонялись. В приложениях к Основным Законам об особом административном районе перечислены нормативные правовые акты КНР, действующие в особых административных районах. Эти списки изменяются постановлением Постоянного комитета ВСНП.

Что касается действия Конституции КНР в особых административных районах, она действует там лишь через Основные Законы, принятые ВСНП по уполномочию Конституции КНР. Только в этом смысле действие Конституции КНР служит правовым обеспечением принципа "одно государство, две системы". Все остальные ответы на этот вопрос противоречат Конституции КНР и не способствуют стабилизации особых административных районов.