Мудрый Юрист

Наследование по закону: очередность и субъектный состав *

<*> Vavilin E.V. Intestate succession: order and composition of the subjects.

Вавилин Евгений Владимирович, доцент кафедры гражданского права Саратовской государственной академии права, заведующий сектором отраслевых проблем Саратовского филиала ИГП РАН, кандидат юридических наук, доцент.

В статье рассматриваются очередность и субъектный состав наследования по закону. Проанализированы современные недостатки правового регулирования наследственных отношений. Автор обосновывает конкретные предложения по совершенствованию действующего гражданского права.

Ключевые слова: наследственное право, наследование по закону, наследники, принятие наследства.

The article considers order and composition of the subjects of intestate succession. The author analyzed the fouls of legal regulation of inheritance relations. The author grounded concrete motions for improvement of existing civil rights.

Key words: inheritance law, intestate succession, inheritor, acceptance of an inheritance.

Возрождение и законодательное закрепление частного права положены в основу государственного строительства, в фундамент глобального формирования нового законодательства. Данные конституирующие доктринальные положения отражаются на всех без исключения юридических институтах <1>, в том числе и на наследственных правоотношениях. За всю историю развития рассматриваемого института в настоящее время в Российской Федерации создаются самые благоприятные условия для реального осуществления субъективных прав на имущество, переходящее в порядке наследования, в основе которых лежит принцип справедливости.

<1> См.: Вавилин Е.В. Тенденции развития отечественной правовой доктрины: механизм осуществления гражданских прав // Гражданское право. 2008. N 1. С. 4 - 6.

Так было не всегда. За последние девяносто лет институт наследования претерпел кардинальные изменения в вопросе круга наследников по закону и их распределения по очередям. В соответствии с Декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета от 27 апреля 1918 г. "Об отмене наследования" почти все имущество умерших граждан переходило к государству. Исключение составляла не превышающая определенную сумму часть имущества либо обозначенный в Декрете перечень предметов "трудового хозяйства в городе или в деревне". Выделенные из имущества вещи умершего передавались перечисленному в документе ограниченному кругу лиц - близким умершего <2>. Этот порядок наследования был сохранен в Гражданском кодексе РСФСР 1922 г. <3>. В ст. 416 ГК РСФСР 1922 г. было указано, что наследование по закону и по завещанию допускается. Последнее слово - "допускается" - отражает в целом правовую политику государства на тот период в отношении института наследования.

<2> См.: Эйдинова Э.Б. Наследование по закону и по завещанию. М., 1985. С. 6.
<3> См.: Источники советского гражданского права: В 2 т. Т. II: Учеб. пособие для вузов. М., 1938. С. 335 - 349.

В 1926 г. система раздела имущества умершего между государством и родственниками была отменена <4>. Наследование как институт был восстановлен, хотя с определенными ограничениями, касавшимися как состава наследства, так и круга наследников.

<4> 18 ноября 1926 г. // СУ. 1926. N 91. Ст. 666.

Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. <5> устранил прежнюю формулировку ("наследование допускается") и утвердил актуальность института наследования. В ст. 527 Кодекса уже констатировалось: "наследование осуществляется". И в целом ГК РСФСР 1964 г. ликвидировал неясность и неопределенность, свойственные формулировкам прежнего Кодекса 1922 г. При этом правовая политика государства принципиально не изменилась. ГК РСФСР устанавливал всего две очереди наследников по закону. В первую очередь наследовали дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти; во вторую очередь - братья и сестры умершего, его дед и бабка как со стороны отца, так и со стороны матери (ст. 532 ГК РСФСР 1964 г.).

<5> Гражданский кодекс РСФСР. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. Кодекс о браке и семье РСФСР. М., 1979.

В дальнейшем в связи с принятием Федерального закона от 14 мая 2001 г. N 51-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 532 Гражданского кодекса РСФСР" <6> количество очередей возросло до четырех: в третью очередь могли становиться наследниками братья и сестры родителей умершего (дяди и тети наследодателя); в четвертую очередь - прадеды и прабабки умершего как со стороны деда, так и со стороны бабки.

<6> См.: СЗ РФ. 2001. N 21. Ст. 2060 (Федеральным законом от 26 ноября 2001 г. N 147-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 марта 2002 г.).

Одним из основных изменений в наследственном праве стало значительное расширение числа потенциальных наследников по закону. В третьей части нового Гражданского кодекса РФ учтены интересы практически всех родственников (ст. 1141 - 1150). В соответствии с принципом защиты интересов близких родственников количество очередей увеличилось до восьми.

В настоящее время п. 2 ст. 1142 ГК РФ относит к наследникам первой, второй и третьей очередей внуков наследодателя и их потомков, детей полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя, т.е. племянников и племянниц наследодателя (п. 2 ст. 1144), двоюродных братьев и сестер. Данные лица наследуют по так называемому праву представления, когда наследники по закону соответствующих очередей (первой, второй или третьей) умерли до открытия наследства или одновременно с наследодателем (ст. 1146 ГК РФ).

В качестве наследников пятой очереди призываются родственники четвертой степени родства - дети родных племянников и племянниц наследодателя (двоюродные внуки и внучки) и родные братья и сестры его дедушек и бабушек (двоюродные бабушки и дедушки) (п. 2 ст. 1145 ГК РФ). Наследниками шестой очереди выступают родственники пятой степени родства - дети его двоюродных братьев и сестер (двоюродные племянники и племянницы) и дети его двоюродных дедушек и бабушек (двоюродные дяди и тети). В качестве наследников восьмой очереди выступают нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, которые не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении и проживали совместно с ним (п. 2, 3 ст. 1148 ГК РФ).

В целом круг и состав субъектов наследственных отношений значительно расширился. Данное принципиальное нововведение позволяет максимально полно обеспечить частные интересы, справедливо соотнести интересы граждан и государства при наследовании.

Если отсутствуют наследники предшествующих очередей, либо они отказались от наследования, либо признаны недостойными наследниками, то к наследованию в качестве наследников седьмой очереди по закону призываются пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя.

В этой ситуации обнаруживается некоторая непоследовательность законодателя. На сегодня ни Гражданский кодекс РФ, ни Семейный кодекс РФ не содержат определений понятий "отчим", "мачеха", "пасынок" и "падчерица".

Исходя из общего употребления, отчим - это неродной отец, муж матери по отношению к ее детям от предыдущего брака; мачеха - неродная мать, жена отца по отношению к его детям от прежнего брака; падчерица - неродная дочь одного из супругов; пасынок - неродной сын одного из супругов <7>.

<7> См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1987. С. 416, 294, 420, 426.

Также не в полной мере в законе определен круг их прав и обязанностей, за исключением отдельных случаев (см., в частности, ст. 97 СК РФ). При этом п. 1 ст. 1147 ГК РФ приравнивает усыновленных и усыновителей к кровным родственникам.

Как представляется, данное положение не вполне отражает значение перечисленных субъектов для наследодателя. Даже если отчим и мачеха не являются усыновителями, скорее всего, пасынки и (или) падчерицы находились в том числе и на их содержании, тесно общались друг с другом, помогали и уделяли друг другу особое внимание, делились переживаниями, личными и бытовыми проблемами. В свою очередь, отчим и (или) мачеха, по сути, заменили наследодателю родителей и несли бремя содержания, заботы и ответственности за его воспитание и образование. Их роль в жизни и взрослении наследодателя неоценима, как неоценима роль отца и матери для ребенка. Поэтому, исходя из фактического положения этих субъектов, согласно определяющему этическому и правовому принципу справедливости пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя должны быть отнесены законодателем не к одной из последних очередей наследников по закону, а по крайней мере ко второй очереди.

Более того, если говорить о справедливом балансе прав и обязанностей участников гражданско-правовых отношений, следует обратить особое внимание на категорию, в этом смысле обойденную законодателем. Речь идет о правовом статусе фактического воспитателя в отношениях, связанных с наследованием по закону.

В ГК РФ названное понятие отсутствует. Семейный кодекс РФ определяет фактических воспитателей как лиц, осуществлявших действительное (фактическое) воспитание и содержание несовершеннолетних детей, не включая в их число законных опекунов и приемных родителей (п. 3 ст. 96 СК РФ). При этом фактическим воспитателем может быть любой родственник или свойственник наследодателя, а также иное лицо, которое фактически несло на себе бремя материального содержания, моральной ответственности за воспитанника.

Поэтому необходимо, на наш взгляд:

а) включить в число наследников по закону фактических воспитателей;

б) отнести фактических воспитателей ко второй очереди наследования по закону.

Таким образом, наследственное законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании. В круг наследников по закону должны входить не только близкие и дальние родственники, а также лица, связанные отношениями свойства, но и лица, фактически заменившие наследодателю родителей. Это изменение позволит соблюсти необходимое равновесие прав и обязанностей указанных субъектов семейных отношений, что, в свою очередь, является частным воплощением справедливости в праве.