Мудрый Юрист

Теоретический аспект изучения процесса легитимации государственной власти в Российской Федерации на современном этапе развития

Склифус С.В., аспирант кафедры теории государства и права Ростовского государственного университета путей сообщения.

Обращение к проблеме исследования легитимности государственной власти обусловлено повышающимся интересом общественности к изучению вопросов, касающихся взаимоотношения государственной власти и общества.

Целью настоящей статьи является изучение теоретического аспекта процесса легитимации государственной власти в Российской Федерации в современный период развития нашей страны и выявление основных условий, влияющих на данный процесс.

В России особую актуальность изучение феномена легитимности государственной власти приобретает после распада СССР в постсоветский период. Отечественные исследователи стали уделять все большее внимание проблеме политической легитимности.

Проблема легитимности государственной власти является одной из основополагающих направлений в системе любой организации. Чем выше уровень определенного социального института, тем более значим данный вид проблемы. Если проследить историю практически любой страны, то можно обнаружить, что любая новая власть старается в первую очередь узаконить свой приход и укрепить свое положение. При этом, с точки зрения некоторых авторов, "понятия легитимности и власти сущностно совпадают" <1>. Легитимность государственной власти должна соответствовать прежде всего тем ценностям, на которые опирается политический режим и которые разделяются народом. Государственная власть легитимна тогда, когда она уважаема своим народом, когда отсутствует чиновничий произвол, соблюдается законность, а население чувствует свою безопасность.

<1> Дибиров А.-Н.З. Теория политической легитимности: Курс лекций. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. С. 8.

Легитимация государственной власти имеет огромное и очень важное значение для любого государства, для установления стабильности как в политической жизни страны, так и в жизни общества, обеспечения правопорядка и безопасности государства, повышения уровня и качества жизни граждан, ведь понятие легитимации представляет собой "положительное отношение общественности к власти, ее субъектам, форме правления, политическому порядку, принятым законам, иными словами, власть добровольно признается народом" <2>, в этом и есть основная цель легитимности государственной власти. "Образ легитимной власти создается в атмосфере веры и убежденности граждан в том, что субъекты власти принимают решения и отдают приказания, соответствующие должному уважению человеческого достоинства и в соответствии с демократическими представлениями о политической свободе и правах личности" <3>. При этом "государственная власть должна быть легитимной как по происхождению (установлению), так и по способам и методам реализации своих функций и полномочий" <4>.

<2> Хомелева Р.А. Политология. СПб.: Издательский дом "Нева", 2003. С. 65.
<3> Там же.
<4> Иванников И.А. Государственная власть в России: проблемы гуманизации. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2006. С. 41.

Необходимо отметить, что термин "легитимация" не связан напрямую с законностью, хотя, конечно, законность - один из ее необходимых компонентов. Поэтому следует различать понятия "легитимность" и "легальность" власти. Легитимность государственной власти является больше "социальной, политической категорией, основанной на эмоциях, оценке и внутренних установках общества" <5>. Легальность государственной власти представляет собой юридическую категорию - регламентированную законодательством деятельность публичной власти и ее законное установление.

<5> Пугачев В.П. Политология. Высшее образование. М.: Филол. о-во "СЛОВО"; ООО "Изд-во "ЭКСМО", 2003. С. 112.

Следует различать внутреннюю и внешнюю легитимность государственной власти. Внутренняя легитимность государственной власти - это ее добровольное признание основной частью населения страны. Во многом уровень внутренней легитимации определяется через политический режим, действующий в государстве, и адаптированность общества к нему. Внешняя легитимность - это признание государственной власти со стороны других государств и международных организаций. Необходимо отметить, что во многом внешняя легитимность государственной власти определяется при помощи внутренней легитимности. "Основная направленность, связанная с внешним признанием государственной власти, проистекает из характера политического режима, устанавливающегося в государстве" <6>.

<6> Дибиров А.-Н.З. Теория политической легитимности: Курс лекций. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. С. 246.

Д.Ю. Шапсугов в качестве четырех элементов, обеспечивающих легитимность государственной власти, называет:

<7> См.: Шапсугов Д.Ю. Проблемы теории и истории власти, права и государства. М., 2003. С. 110 - 111.

Обращение к проблеме легитимации политической власти сегодня представляется весьма своевременным и актуальным, поскольку Российская Федерация идет по пути сложнейшего становления демократических институтов и построения правового государства.

На современном этапе в Российской Федерации важным фактором является процесс взаимоотношения власти и общества. Очень важно, чтобы государственная власть и общество не были отчуждены и оторваны друг от друга. Хотя, конечно, необходимо отметить, что легитимность государственной власти не может носить всеобщий характер, поскольку в обществе всегда существуют социальные группы, которые могут негативно относиться к политике, которую проводит власть. Если у большинства населения не сформировалось чувство принадлежности к своей стране, не развито политическое сознание, то имеют место "политическая индифферентность, абсентеизм, отчуждение населения от власти, раскол между обществом и властью, а следовательно, кризис" <8>. Поэтому необходимо отметить, что для достижения высокого уровня легитимности власти необходимо прежде всего, чтобы общество и государственная власть в России не находились отдельно друг от друга, а стали целостным единым механизмом, поскольку общество - это единый социальный организм, состоящий из множества социальных субъектов: индивидуальных (личность) и коллективных (социальные группы, социальные институты), государство же - важнейший социальный субъект, регулирующий общественные отношения, являющийся неотделимым от общества.

<8> Пугачев В.П. Политология. Высшее образование. М.: Филол. о-во "СЛОВО"; ООО "Изд-во "ЭКСМО", 2003. С. 576.

Легитимность государственной власти тесным образом связана с эффективностью и гуманностью политической власти. "Эффективность государственной власти - соотношение между фактическим социальным результатом и целями властвования, отражающими объективные потребности прогрессивного развития общества при минимальных затратах времени, средств, сил и минимальными негативными последствиями" <9>. "Гуманная государственная власть - это та власть, которая существует для народа, действует в его интересах, преследует цель народного блага, основывается на мировоззрении, любви к людям, уважении к человеческому достоинству" <10>.

<9> Иванников И.А. Государственная власть в России: проблемы гуманизации. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2006. С. 39.
<10> Там же. С. 3.

От государства требуется прежде всего эффективная и гуманная политика по отношению к населению, а от населения - повышение уровня политической и правовой культуры и уважительное отношение к власти и тем действиям, которые она предпринимает. "Иными словами, легитимность политической власти в Российской Федерации зависит от стратегической цели общественного развития, доверия масс к проводимому политическому курсу, его одобрения и поддержки" <11>.

<11> Пугачев В.П. Политология. Высшее образование. М.: Филол. о-во "СЛОВО"; ООО "Изд-во "ЭКСМО", 2003. С. 582.

Именно поэтому необходимо отметить, что важную роль при взаимоотношении власти и общества выполняет такая социально-правовая категория, как доверие. Категория доверия власти представляет собой сплав нравственных и правовых моментов, которые характеризуют результат справедливой организации власти. Доверие объекта политики субъекту является признанием возможности субъекта удовлетворять потребности объекта в политической деятельности. Доверие формируется на основе знаний о деятельности субъекта политики, проверенных прошлой практикой. При этом важную определяющую роль играет степень совпадения интересов объекта и субъекта политики, заложенная в предлагаемых субъектом планах и программах. Характер доверия к власти зависит от политической культуры объекта власти. При высоком уровне культуры объекта политической деятельности доверие субъекта базируется на основе убежденности и правильности его политики. Естественно, "уровень доверия граждан к власти зависит от уровня их социальной защищенности, тогда охотнее принимаются и поддерживаются политические и экономические преобразования, способствующие масштабным и прогрессивным изменениям в обществе" <12>. В данном контексте прошедшие 2 декабря 2007 г. выборы в Государственную Думу подтвердили актуальность категории доверия как необходимую составляющую легитимности государственной власти, "характеризуясь самой высокой явкой населения за последние восемь лет" <13>. По мнению Президента Российской Федерации В.В. Путина, "высокая явка на выборах говорит о том, что "граждане не допустят развития страны по "деструктивному сценарию". Президент отметил возросший уровень легитимности российского парламента: "Очень важно, что легитимность российского парламента, безусловно, возросла. Если прежний состав Государственной Думы опирался на 70 процентов избирателей, то нынешний - на 90 процентов, потому что только 10 процентов отдали голоса партиям, которые не вошли в парламент. Это высокая степень легитимности нашей Думы" <14>. По мнению российского Президента, "выборы убедительным образом показывают, что внутриполитическая ситуация стабильная, и главным гарантом этой стабильности является российский народ" <15>.

<12> Наумов С.Ю. Власть и социальное здоровье российского общества // Власть. 2005. N 9.
<13> Лашкина Е. Разговор на "Лавочкине" // Российская газета. N 271(4534). 2007. 4 декабря.
<14> Там же.
<15> Там же.

Важным условием во взаимоотношении государственной власти и общества является уровень политической ответственности и правовой культуры у людей, стоящих у власти и ее осуществляющих, и населения. "Политическая ответственность - это осознание ответственной зависимости политического лидера, субъекта властных отношений от государства, гражданского общества, политической организации, населения в деятельности по осуществлению коллективно выработанного курса, выполнению предвыборной программы перед электоратом, неуклонное следование в своей деятельности конституционным положениям и политико-правовым нормам" <16>. Если говорить о правовой культуре, то "правовая культура - это определенный уровень правовой образованности и правовой воспитанности общества. Ее главные показатели - уровень развитости правового пространства, совершенство правовых актов и законодательства в целом; качество законодательной и правоприменительной практики в государстве; уровень осознания прав, обязанностей и взаимной ответственности государства и гражданина" <17>. "Естественно, уровень правовой культуры правящего слоя зависит от различных социально-правовых и организационно-управленческих факторов. Это осознанное исполнение государственными деятелями и политической элитой юридических установлений, ориентированность не столько на свои собственные оценки и интересы, а на правовые и нравственные нормы во всех жизненных, а тем более государственно-значимых ситуациях" <18>.

<16> Агапонов А.К. Проблемы ответственности в политико-административном управлении // Государство и право. 2000. N 3. С. 20.
<17> Охотский Е.В. Высокая правовая культура - основа эффективной административно-управленческой элиты // Властные элиты современной России. Ростов-на-Дону: Изд-во "СКАГС", 2004. С. 329.
<18> Там же. С. 329.

Немаловажным фактором является и правовое воспитание граждан. "Правовое воспитание - это основанная на принципах педагогики целенаправленная систематическая деятельность государства, общественных и религиозных организаций, трудовых коллективов, отдельных граждан по передаче юридического опыта, формирование и повышение уровня правосознания и правовой культуры населения, формирование у граждан позитивного отношения к праву, правосудию, законности. Но правовое воспитание должно начинаться с нравственного воспитания" <19>. "Правовое воспитание должно являться составляющей частью идеологической функции государства. Образовательные учреждения обязаны постоянно заниматься вопросами повышения уровня правосознания и правовой культуры молодого поколения, формировать у них позитивное отношение к праву, правосудию, законности" <20>. Отсутствие достаточного уровня политической ответственности и правовой культуры может вести к коррумпированности во властных структурах. Коррупция порождает негативное отношение к государству и государственной власти со стороны общества, подрывает авторитет и создает угрозу демократическим ценностям, стимулирует рост преступности.

<19> Иванников И.А. Эффективность государственной власти в России: проблемы теории и практики: Монография. Приложение к "Южнороссийскому обозрению" ЦСРИП ИППК РГУ и ИСПИ РАН. Изд-во СКНЦ ВШ, 2004. С. 41.
<20> Иванников И.А. Государственная власть в России: проблемы гуманизации. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2006. С. 83.

Необходимо отметить, что от вышеперечисленных факторов и условий напрямую зависит процесс легитимности государственной власти в Российской Федерации, влияя на политическую, государственную и общественную стабильность.

Подводя итог сказанному, необходимо сделать вывод о том, что вопрос изучения проблемы легитимности государственной власти в Российской Федерации очень актуален на сегодняшний день и несет в себе сверхважное значение, осуществляя взаимосвязь и постоянный диалог между народом, государством, государственной властью. Только легитимная власть может являться действительной властью. Вполне естественно, что процессы, связанные с формирующимся гражданским обществом и правовым государством в Российской Федерации на современном этапе, приобретают все более серьезный интерес у ученых, политиков, рядовых граждан, которым небезразлична судьба собственного государства. Проблема легитимации государственной власти в России требует дальнейшего детального изучения, разработки и анализа.