Мудрый Юрист

Правовые меры по предупреждению хищений мобильных телефонных аппаратов *

<*> Koval'chuk R.S. Legal Measures Aimed at Prevention of Stealing of Mobile Phones.

Ковальчук Р.С., аспирант Краснодарского университета МВД России, адвокат адвокатской консультации Ленинского района N 1 г. Воронежа.

По мнению автора, помимо требований об учете данных о личности и сведений о продаваемом мобильном телефоне также необходимо возложить ответственность на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за неисполнение правовых предписаний.

Ключевые слова: кража, мобильный телефон, преступление, сбыт краденого.

The author believes that apart from the requirement on the record of personal data and information on the mobile phone, it is also necessary to impose the responsibility on juridical persons and individual entrepreneurs for non-execution of legal instructions.

Key words: stealing, mobile phone, crime, sale of stolen property.

Хищения мобильных (сотовых) телефонных аппаратов приобрели за последние годы значительную распространенность, особенно в крупных городах. В структуре всей преступности их удельный вес составляет, как показал анализ данных уголовной статистики по ряду субъектов Российской Федерации, от 17,2 до 20,5%, а в структуре хищений - от 25,6 до 30,5%.

Меры, принимаемые по предупреждению хищений мобильных телефонов, остаются пока малоэффективными. Опыт предупреждения данных преступлений в науке и на практике в достаточной мере еще не обобщен и не проанализирован, поскольку рассматриваемая категория хищений представляет собой относительно новое явление для правоохранительной практики.

Предупреждение преступности представляет собой прежде всего воздействие на ее причины и осуществление мер, направленных на исправление выявленных преступников <1>. Предупреждение преступности традиционно подразделяется на общесоциальное и специальное (криминологическое) <2>. Общесоциальные меры обладают радикальными свойствами и направлены на причинный комплекс всех либо большинства видов преступлений. Они относительно полно освещены в литературе. Подробного рассмотрения в связи с этим требуют меры, специально направленные на предупреждение хищений мобильных телефонных аппаратов. В литературе им до сих пор не уделено должного внимания.

<1> См.: Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. М.: Логос, 2004. С. 141.
<2> См.: Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М.: Юристъ, 2007. С. 271.

В системе мер специального предупреждения, направленных на устранение, ослабление и нейтрализацию причин рассматриваемого вида хищений, а также способствующих им условий, меры правового воздействия являются необходимой основой. Это обусловлено спецификой предмета преступного посягательства. В отличие от других видов материальных ценностей (денег, ювелирных изделий и т.д.) мобильный телефон как предмет хищений представляет интерес для похитителей именно как широко распространенное и доступное средство связи. Изучение материалов уголовных дел показало, что мобильные телефонные аппараты похищаются в основном в целях сбыта. При невозможности использования похищенного телефонного аппарата по назначению его сбыт в дальнейшем становится невозможным, и он теряет всякую привлекательность для лиц, совершающих хищения, и приобретателей похищенных телефонных аппаратов. Между тем правовыми мерами можно было бы обязать операторов сотовой связи блокировать использование похищенных мобильных телефонных аппаратов по назначению и тем самым предупредить их хищение.

Для обоснования предлагаемых правовых мер следует рассмотреть некоторые технические аспекты вопроса об оказании услуг операторами сотовой связи.

Пользование услугами средств сотовой связи технически возможно при наличии непосредственно мобильного телефонного аппарата и SIM-карты сотового оператора.

SIM-карта выдается оператором сотовой связи и содержит индивидуальный номер абонента. Любой сотовый телефон также имеет свой собственный международный идентификатор мобильного оборудования - IMEI (International Mobile Equipment Identity), число (обычно 15-значное), являющееся уникальным для каждого выпущенного мобильного телефона. IMEI устанавливается на заводе при изготовлении и служит для идентификации в GSM-сети.

При включении в мобильную сеть номер SIM-карты и номер IMEI автоматически передаются оператору. Таким образом, оператор сотовой связи, зная IMEI похищенного телефона, может блокировать его использование с любой SIM-картой. При невозможности регистрации в сотовых сетях лица, обладающие похищенными мобильными телефонами, лишаются возможности использования аппаратов по прямому назначению.

В соответствии с общими положениями гражданского законодательства о праве собственности и ст. ст. 301, 302 и 304 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый потерпевший от хищения мобильного телефона имеет право требовать от любого из сотовых операторов запрета на использование своего мобильного телефонного аппарата третьими лицами, а также право его истребования из чужого незаконного владения и от добросовестного приобретателя. Однако операторам сотовых сетей, исходя из коммерческих интересов, невыгодно брать на себя полицейские функции, так как для них любой абонент - это прежде всего клиент, который платит за предоставляемые услуги связи. В связи с этим вопрос о порядке и условиях блокирования использования сотовых телефонных аппаратов операторами сотовой связи требует регулирования на законодательном уровне.

Представляется необходимым внесение изменений в Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи". Целесообразно обязать операторов сотовой связи по заявлению законного владельца или по требованию правоохранительных органов запретить регистрацию IMEI похищенных мобильных телефонов во всех сотовых сетях, действующих на территории России.

Помимо этого, в Федеральном законе "О связи" необходимо предусмотреть создание единого информационного массива с данными IMEI - кодов похищенных мобильных телефонов. В марте 2006 г. в Комитете Государственной Думы Российской Федерации по энергетике, транспорту и связи обсуждался законопроект, касающийся вопроса о создании Федерального реестра утраченных средств сотовой связи. Однако до настоящего времени этот вопрос законодательно не урегулирован.

Оптимальным представляется вариант, когда реестр будет представлять собой электронную базу данных, содержащую информацию об утраченных и похищенных сотовых телефонных аппаратах, и операторы сотовых сетей будут иметь право и обязаны на основе этой информации блокировать использование этих аппаратов. По заявлению потерпевших и требованию правоохранительных органов в указанный реестр будут вноситься IMEI-коды похищенных мобильных телефонов, и операторы будут иметь право предоставлять услуги связи обладателям только тех средств связи, которые не внесены в этот список. Кроме того, такая база данных обеспечит более оперативное взаимодействие между правоохранительными органами и операторами сотовой связи для получения информации об утраченных и похищенных сотовых телефонных аппаратах.

Необходимо отметить, что в настоящее время существует специальное оборудование, которое позволяет изменять программное обеспечение практически любого мобильного телефонного аппарата, а вместе с тем и IMEI-кода. При сбыте похищенных мобильных телефонов IMEI преступника иногда меняется. Проблема противодействия внесению изменений в программное обеспечение сотовых телефонных аппаратов поднималась в различных государственных органах. В частности, в Московской городской Думе еще в 2005 г. обсуждались предложения о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, в том числе предложение о дополнении Уголовного кодекса Российской Федерации ст. 181.1 "Несанкционированное изменение международного идентификатора мобильного сотового телефона (IMEI)". Однако этот вопрос остался нерешенным.

На наш взгляд, учитывая высокую стоимость специального оборудования и ограниченный доступ к нему, а также тенденцию на увеличение степени защиты программного обеспечения производителями мобильных телефонов, внесение изменений в Уголовный кодекс нецелесообразно.

В ходе исследования проводилось анкетирование 100 сотрудников оперативных подразделений МВД России. По мнению большинства из них (76%), затраты на изменение IMEI-кодов некоторых марок мобильных телефонных аппаратов, в частности Nokia, Soni Ericson, вполне соизмеримы со стоимостью новых телефонов этих марок и, соответственно, для лиц, совершающих их хищения, экономически нецелесообразны.

Отрицательной позиции по данному вопросу придерживается и Верховный Суд Российской Федерации. В официальном отзыве Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2005 г. указано, что "вводить специальную норму, устанавливающую уголовную ответственность за несанкционированное изменение Международного идентификатора сотового телефона, необходимости не имеется. Общая часть Уголовного кодекса Российской Федерации (глава 7 "Соучастие в преступлении") позволяет решить вопрос об ответственности тех лиц, которые помогают сбывать краденые сотовые телефоны, в том числе путем изменения или подделки Международного идентификатора сотового телефона (IMEI)" <3>.

<3> Письмо Верховного Суда РФ от 7 июля 2005 г. N 1088-5/общ. "Официальный отзыв на проект федерального закона "О внесении изменений и Федеральные законы "О связи", "Об оперативно-розыскной деятельности" и Уголовный кодекс Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. N 28.

Мобильные телефонные аппараты, в том числе и бывшие в употреблении, имеют достаточно высокую стоимость. Одним из обстоятельств, способствующих совершению хищений мобильных телефонов, является относительная доступность рынков сбыта сотовых телефонных аппаратов и легкость обогащения. Возможность неправомерного обогащения путем продажи и покупки похищенных сотовых телефонов проявляется в двух взаимосвязанных формах: возможности свободного и легкого сбыта похищенного и возможности безнаказанного приобретения телефонных аппаратов у лиц, совершающих хищения, по цене значительно ниже, чем в местах законной продажи.

Будучи обусловленной целым рядом обстоятельств, возможность неправомерного обогащения выступает в то же время как самостоятельный фактор, влияющий на совершение хищений мобильных телефонов. Как показало исследование, такая возможность нередко толкает неустойчивых лиц на преступление. Отсутствие должного контроля со стороны государства за незаконным оборотом мобильных телефонов облегчает сбыт добытого преступным путем имущества.

В настоящее время почти во всех городах действует широкая сеть небольших магазинов и киосков, в которых организована скупка у населения и реализация бывших в употреблении мобильных телефонных аппаратов. При этом скупка осуществляется предпринимателями без документального оформления сделки и без предъявления к сбытчикам требований представлять соответствующие документы на телефонные аппараты и документы, удостоверяющие личность. Анонимность сделок позволяет похитителям без страха реализовать похищенное имущество, избежать правовой ответственности и продолжать свою противоправную деятельность.

В связи с этим целесообразно принять правовые меры, направленные на защиту имущественных прав граждан, посредством установления административной ответственности за реализацию бывших в употреблении средств сотовой связи без надлежащего оформления. Причем по территориальному масштабу, учитывая территориальную специфику отдельных регионов и местностей, необходимо применить правовые меры регионального и местного уровня.

Примером принятия эффективных правовых мер противодействия незаконной реализации сотовых телефонных аппаратов на региональном уровне может служить Постановление главы Орловской области от 8 февраля 2008 г., которым определен порядок приобретения для последующей реализации бывших в употреблении средств сотовой связи. Согласно данному Постановлению "бывшие в употреблении средства сотовой связи принимаются на реализацию от граждан только при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. Продавцы ведут учет паспортных данных или данных иных документов, удостоверяющих личность граждан, а также наименований и серийных номеров бывших в употреблении средств сотовой связи и предоставляют учетные данные по требованию правоохранительных органов в соответствии с федеральным законодательством" <4>.

<4> Постановление главы Орловской области от 8 февраля 2008 г. N 752-03 "О порядке приобретения для последующей реализации бывших в употреблении средств сотовой связи на территории Орловской области".

Принятие нормативных правовых актов подобного содержания в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и контроль за их исполнением в значительной мере могут усложнить организацию сбыта похищенного и тем самым оказать существенное влияние на снижение уровня хищений мобильных телефонных аппаратов.

Помимо требований об учете данных о личности и сведений о продаваемом мобильном телефоне, на наш взгляд, в нормативных актах регионального и местного уровня необходимо определить форму и сроки хранения учетных данных, а также ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за неисполнение правовых предписаний.

Принятие указанных правовых мер может существенно снизить уровень хищений мобильных сотовых аппаратов и устранить их общественно опасные последствия.