Мудрый Юрист

Привлечение финансирования в сферу жилищно-коммунального хозяйства

Чернов А.В., советник государственной гражданской службы РФ 3 класса.

Семина Т.А., к.ю.н., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса.

За предшествующие годы формирования в Российской Федерации рыночной экономики в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) накопились серьезные нерешенные проблемы.

ЖКХ является одной из важнейших отраслей обслуживания и представляет собой наиболее крупную часть народного хозяйства нашего государства. Производственная структура ЖКХ в настоящее время интегрирует более 30 видов деятельности, ведущие из которых жилищное хозяйство, теплоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод.

На сегодняшний день сложилась ситуация, при которой системы ЖКХ большинства российских муниципальных образований (в первую очередь системы водоснабжения и канализации) морально и физически изношены на 80 - 90% и требуют капитального ремонта или даже полной замены. Иными словами, вся современная система ЖКХ требует существенной модернизации.

Основная причина сложившегося положения - хроническая нехватка финансовых ресурсов у органов местного самоуправления и органов власти субъектов Российской Федерации, приводящая к недостаточному бюджетному финансированию ЖКХ, а также низкие частные инвестиции в указанной сфере. Еще одной причиной кризиса следует назвать отсутствие в данной сфере отлаженной и эффективной системы контроля за освоением и целевым расходованием имеющихся финансовых средств. Наконец, кризис системы ЖКХ во многом обусловлен недостаточным использованием органами местного самоуправления современных инструментов, позволяющих оптимизировать работу в этой сфере. В целом можно утверждать, что на современном этапе в сфере ЖКХ отсутствуют эффективные экономические отношения.

Как показывает практика, основным современным направлением преодоления кризиса в сфере ЖКХ является изменение системы финансирования, т.е. переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания.

Зачастую органы местного самоуправления принимают решения об увеличении тарифов оплаты жилищно-коммунальных услуг потребителями, не проводя никаких преобразований и мероприятий в сфере ЖКХ с целью снижения себестоимости жилищно-коммунальных услуг и выявления необоснованных затрат в сфере ЖКХ. Однако даже при оплате потребителями жилищно-коммунальных услуг в полном объеме получаемых органами местного самоуправления финансовых средств хватает лишь на проведение текущего ремонта, и они практически не используются на осуществление столь необходимой комплексной модернизации и коренного обновления технической базы ЖКХ.

С началом экономических реформ ЖКХ было той отраслью экономики, где преобладала государственная и муниципальная собственность на средства производства, а управление такой собственностью передано государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Доля частных компаний в общем объеме производства и реализации услуг ЖКХ длительное время была незначительна.

Однако современный опыт реформирования жилищно-коммунального хозяйства показывает положительную динамику по переходу от муниципальной к частной форме собственности обслуживающих жилищный фонд организаций. Вхождение частного бизнеса в жилищно-коммунальный сектор экономики является на сегодня приоритетом для публичного собственника имущества ЖКХ.

Задача органов местного самоуправления заключается в разработке комплекса мер, способствующих повышению инвестиционной привлекательности ЖКХ муниципального образования, в том числе созданию благоприятной среды по инвестиционному проектированию в сфере ЖКХ, учитывающей территориальные особенности, осуществлению контроля за процессом реализации инвестиционных проектов, а также практического содействия в их реализации.

Состояние и специфика ЖКХ делают актуальным поиск новых механизмов привлечения кредитного финансирования на модернизацию и замену изношенных элементов ЖКХ на приемлемых для предприятий ЖКХ условиях.

Как представляется, оптимальным механизмом практической реализации данной задачи является структурное финансирование проектов, связанных с привлечением инвестиций в ЖКХ, позволяющее объединить характеристики одного или нескольких активов предприятий ЖКХ, участвующих в проектном финансировании, в единый базовый актив - инструмент, обладающий оптимальными параметрами доходности и риска. Суть заключается в упаковке финансовых активов одного или нескольких предприятий ЖКХ для создания более привлекательного инвестиционного инструмента по сравнению с отдельными составляющими финансовых активов этих предприятий ЖКХ.

В общем виде базовый актив может состоять из таких ожидаемых денежных потоков, как обязательства по возврату кредитов одного или нескольких заемщиков, будущие денежные поступления от реализации продукции/услуг одного или нескольких производителей, будущие денежные поступления от использования принадлежащих одному или нескольким субъектам прав собственности на движимое и недвижимое имущество, а также патенты, лицензии и ноу-хау, а также иные денежные потоки.

Для муниципальных образований структурное финансирование дает ряд преимуществ, среди которых расширение круга вовлекаемых в оборот залоговых активов, существенное увеличение объемов привлекаемого капитала, улучшение условий предоставления средств и удешевление кредитных ресурсов.

С помощью структурного финансирования могут быть преобразованы в рыночные многие качественные, но слабо используемые в настоящее время активы российских муниципалитетов. Так, прогнозируемые будущие финансовые потоки (поступления от коммунальных платежей и т.п.) или неликвидные активы (например, задолженность) могут быть превращены в финансовый инструмент, привлекательный по своим инвестиционным параметрам как для российских, так и для западных финансовых инвесторов.

Первостепенной задачей привлечения долгосрочного кредитного финансирования в сферу ЖКХ является структурирование доходной части используемого для этого финансового инструмента.

Оптимальным представляется механизм формирования этой доходной части, основанный на введении в выбранных муниципальных образованиях целевого сбора (например, в размере 5 - 7% от существующих тарифов) на услуги, оказываемые с использованием подлежащих модернизации элементов городского хозяйства. В тех случаях, когда в структуре тарифа заложена функция развития, целесообразно осуществлять пропорциональное выделение части поступающих средств в целевой модернизационный сбор. Эти средства будут переводиться напрямую на счет, обслуживающий инструмент привлечения финансирования в жилищно-коммунальную сферу.

После введения в строй новой инфраструктуры доходная часть финансового инструмента может увеличиться за счет экономии средств, выделяемых на ежегодный текущий и капитальный ремонт, поскольку текущий ремонт новой инфраструктуры будет явно менее дорогостоящим и менее частым, чем ежегодный ремонт старой, изношенной инфраструктуры. Часть сэкономленных таким образом платежей будущих периодов также может быть использована для обслуживания структурированного долгового инструмента.

В целях минимизации инвестиционных рисков особый интерес представляет конструирование базового актива из денежных потоков 5 - 10 различных муниципальных образований. Это обеспечит географическую диверсификацию рисков и, соответственно, снизит стоимость финансирования (среднюю процентную ставку инструмента), а также уменьшит фиксированные расходы по организации проекта по привлечению финансирования в сферу ЖКХ, приходящиеся на каждое отдельное муниципальное образование. Кроме того, это увеличит общий объем финансирования, что повысит потенциальную ликвидность структурного инструмента на вторичном рынке.

Следует отметить, что наиболее привлекательными для инвесторов являются активы, обладающие характеристикой устойчивости, мало подверженные влиянию различных рыночных факторов. Именно такую характеристику имеют потоки платежей за пользование коммунальными услугами. Еще одной значимой характеристикой активов является защищенность от инфляции.

При формировании базового актива важно, чтобы доля каждого финансового актива одного или нескольких предприятий ЖКХ не превышала 10 - 20%. В этой связи принципиально возможны два подхода: либо рассматривать несколько муниципалитетов по одному направлению, (например, реконструкция системы водоснабжения), либо один муниципалитет - по нескольким направлениям (вода, газ, мусор, телефон).

На этапе структурирования базового актива, как правило, должен быть решен ряд задач. В частности, каждый из выбранных муниципалитетов подготавливает смету модернизации инфраструктуры ЖКХ, включающую технико-экономическое обоснование и анализ периода окупаемости проекта по привлечению средств с учетом ожидаемых поступлений коммунальных платежей. При этом смета и технико-экономическое обоснование подлежат проверке независимыми экспертами. Помимо этого, каждый выбранный муниципалитет должен достичь предварительного соглашения с поставщиками оборудования, предназначенного для осуществления модернизации системы ЖКХ, и подрядчиками по установке и наладке такого оборудования. Затем на основе технико-экономического обоснования рассчитывается необходимое увеличение тарифа для обслуживания процентов и выплаты принципала по привлекаемому долговому финансированию. И наконец, уполномоченные лица принимают решение о реализации проекта по модернизации системы ЖКХ или отдельных ее составляющих, определяют источники финансирования, ими уточняются нормативно-правовые акты, определяющие размеры тарифов и платежей (в случае необходимости), и устанавливаются размеры и порядок зачисления целевого сбора на модернизацию ЖКХ.

Для реализации структурного инструмента муниципалитетом, в том числе с использованием частного капитала, организуется специальная целевая компания (Special Purpose Vehicle), в которую будут направлены все денежные потоки базового актива.

Помимо разнообразных путей формирования базового актива, в зависимости от предпочтений инвесторов возможны варианты и в структуре пассивов специальной целевой компании. В частности, структура подобного инструмента муниципального займа может выглядеть следующим образом (см. схему на следующей странице).

                           -----------------¬Старший транш
¦ +------------------->
¦ ¦Первоочередные
---------------¬ проценты и¦ ¦ выплаты
¦ ¦ принципал ¦ ¦
¦ +---------->¦Целевая компания¦Младший транш
¦ ¦ ¦ (SPV) +------------------->
¦Базовый актив/¦ ¦ ¦(необеспеченный)
¦ заемщик ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Плавающий транш
¦ ¦ ¦ +------------------->
¦ ¦<----------+ ¦Например, LIBOR + %
¦ ¦ плата ¦ ¦
L--------------- заемщику/ ¦ ¦ Обратный
продавцу базового¦ ¦плавающий транш
актива, $¦ +------------------->
¦ ¦Например, % - LIBOR
¦ ¦
¦ ¦Акционерный транш
¦ +------------------->
L--------T--------
¦
¦
¦
Контракт на обслуживание платежей
¦
¦
V
------------------¬
¦ ¦
¦ Платежный агент ¦
¦ (Trustee) ¦
¦ ¦
L------------------

Входящие в специальную целевую компанию потоки коммунальных платежей распределяются на транши, которые продаются отдельным категориям инвесторов в зависимости от их статуса.

Обычная структура структурированного займа предусматривает старший транш с фиксированной доходностью, имеющий максимальную защищенность и, следовательно, минимальную доходность, который размещается среди наиболее консервативных инвесторов. За ним следует ряд подчиненных фиксированных траншей, которые обладают меньшей защищенностью от рисков и, соответственно, большей доходностью. В зависимости от объема выпуска общее количество траншей с фиксированной доходностью может достигать 4 - 5.

Далее следует назвать транши с плавающей доходностью, процентная ставка которых может расти прямо пропорционально выбранной базовой ставке, - прямой плавающий транш (Floater Tranche) или обратно пропорционально базовой ставке - обратный плавающий транш (Reverse Floater Tranche). В качестве базовой ставки может использоваться любая общепринятая процентная ставка, например LIBOR, US Treasuries или ставка рефинансирования ЦБ РФ.

Инвесторы, ожидающие подъема выбранной базовой ставки, будут покупать прямой плавающий транш, а инвесторы, ожидающие падения ставок, купят обратный плавающий транш. При этом при равности номиналов прямого и обратного плавающих траншей суммарная ставка, выплачиваемая целевой компанией в приведенном на рисунке примере, равна 10%, т.е. специальная целевая компания не подвергается риску при повышении или снижении процентных ставок (например, $10 млн. x (LIBOR + %) + $10 млн. x (% - LIBOR) = $10 млн. x 10%) = 10% независимо от уровня LIBOR.

Наконец, последним является акционерный транш, который наследует основные риски, связанные с базовым активом. В компенсацию за повышенный риск данный транш является самым высокодоходным.

Спрос на различные транши возникает вследствие того, что каждая категория инвесторов имеет свою собственную уникальную ситуацию. Так, инвестор, доход которого от других инвестиций прямо пропорционально зависит от ставки LIBOR и который ожидает снижения LIBOR, может захеджировать свой будущий доход путем приобретения обратного транша. С другой стороны, инвестор, который фондируется по LIBOR и также ожидает повышения ставок, может купить прямой транш. Возможен также выпуск подобной пары траншей, привязанных к инфляции. Иностранные инвесторы могут приобрести транш, защищенный от инфляции, в то время как российские инвесторы, ожидающие снижения темпов инфляции, могут купить транш с большей доходностью, но не индексированный к инфляции.

В отдельных случаях для оптимизации структуры пула выполняются внутренние операции хеджирования. Например, если среди российских инвесторов есть спрос на прямой транш, деноминированный в рублях и привязанный к ставке рефинансирования ЦБ РФ, а иностранного инвестора интересует обратный транш, привязанный к LIBOR, то специальная целевая компания может войти в своп-контракт (Basis Swap) с третьей стороной (Swap Counterparty), для того чтобы захеджировать разницу в данных базовых ставках.

Основной целью организатора пула является привлечение в пул максимального объема средств. В связи с этим окончательная структура пула и точные процентные ставки по отдельным траншам определяются непосредственно перед запуском проекта по привлечению средств в систему ЖКХ в результате тщательного анализа рынка и инвесторского спроса.

Что касается размещения структурированных инструментов, то в Российской Федерации размещение обычно проводится банком - организатором пула, в то время как для размещения крупного выпуска за пределами Российской Федерации может потребоваться формирование андеррайтерского синдиката. В этом случае структурные продукты размещаются в виде глобальных депозитарных расписок (Global Depositary Receipts - GDR). Основными инвесторами структурированных инструментов являются банки, инвестиционные и пенсионные фонды, страховые компании и другие финансовые институты, а также крупные корпорации, хеджирующие свои прочие обязательства. В Европе подобные выпуски размещаются без ограничений, в то время как в США требуется их регистрация в Комиссии по ценным бумагам США (SEC).

Среди основных преимуществ предлагаемой схемы привлечения финансирования в систему ЖКХ можно назвать следующие. Во-первых, предлагаемая схема обеспечивает долгосрочное кредитное финансирование модернизации инфраструктуры ЖКХ на условиях, привлекательных как для муниципальных заемщиков, так и для российских и зарубежных инвесторов. Во-вторых, данная схема превращает в эффективный финансовый инструмент прогнозируемые платежи будущих периодов, ранее не использовавшиеся в качестве залогового актива. В-третьих, предлагаемая схема существенно увеличивает объемы привлекаемого капитала, улучшает условия предоставления средств и удешевляет кредитные ресурсы, а также значительно расширяет круг потенциальных инвесторов. В-четвертых, представленная схема позволит муниципальным образованиям повысить их кредитный рейтинг. И наконец, в-пятых, эта схема, на наш взгляд, создает для муниципалитетов практическую возможность заменить изношенную инфраструктуру городского хозяйства и существенно улучшить качество услуг ЖКХ без увеличения нагрузки на местный бюджет и при незначительном увеличении коммунальных платежей для населения и организаций.