Мудрый Юрист

Практические меры и законодательство по борьбе с накоплениями твердых отходов: опыт китая

Бирюлин Евгений Васильевич, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра политических исследований Китая Института Дальнего Востока РАН.

В статье анализируются проблемы накопления твердых отходов в Китае, обострившиеся на фоне высоких темпов экономического развития этой страны, а также влияние этих проблем на экологию и здоровье населения. Впервые публикуются авторские переводы двух китайских законов - о предотвращении загрязнения окружающей среды твердыми отходами и о содействии рециркуляционной экономике.

Ключевые слова: рециркуляционная экономика, проблемы утилизации отходов в Китае, охрана окружающей среды.

Practical measures and legislation to combat the accumulation of solid wastes: experience of China

E.V. Birjulin

The article analyzes the problems of accumulation of solid wastes in China, aggravated by the background of rapid economic development of the country, as well as the impact of these issues on the environment and the health of the people. Original translations of two Chinese acts were published for the first time: the prevention of pollution of solid waste act, and the promotion of recirculation economy act.

Key words: recirculation economy, combat the accumulation of solid wastes in China.

Проблема борьбы с накоплениями твердых отходов является одной из сложнейших в сфере экологии. Задача полной, безопасной и достаточно эффективной их утилизации практически не поддается решению, процессы естественного разложения этого вида загрязнителей идут крайне медленно. Твердые отходы не только загрязняют окружающую среду, но и существенно сокращают жизненное пространство, которое для перенаселенных стран является важнейшим условием выживания, а КНР является типичной страной такого рода.

В Китае к 1987 году, когда было проведено широкое обследование, накопленный объем твердых отходов составил 5,6 млрд. т, и вся эта масса поглотила территорию в 900 тыс. му (15 му = 1 га). Четверть этой территории приходится на плодородные сельскохозяйственные земли, к 1990 году цифра накопления возросла до 6,5 млрд. т <1>. С тех пор ежегодно уровень годового накопления оставался высоким, и теперь он превышает миллион тонн.

<1> Бирюлин Е.В. Охрана окружающей среды в КНР: экологическая ситуация, политика, право. М., 1994. С. 110.

Заместитель председателя Постоянного комитета ВСНП Шэн Хуажэнь на сессиях ПК ВСНП неоднократно отмечал, что, несмотря на значительное увеличение ассигнований, улучшить ситуацию с твердыми отходами пока не удается. Объем их годового накопления неуклонно увеличивается. Тенденция роста общего объема выработки промышленных твердых отходов по годам такова (в млн. т):

 1995 г.
 1999 г.
 2000 г.
 2005 г.
 2006 г.
 2007 г.
 2008 г.
  640   
  780   
  820   
  1340  
  1520  
  1758  
  1901  

Значительная часть этих объемов не разлагается и не утилизируется, поэтому идет экспоненциальный рост общей массы накапливаемых твердых отходов. Перерабатывается или хотя бы рационально размещается в последние годы около 770 - 1200 млн. т, что, очевидно, недостаточно, так как оставшиеся неутилизированные объемы превышают все количество произведенных отходов в начале 1990-х годов, когда проблема уже была признана весьма острой <1>.

<1> Годовые отчеты Министерства охраны окружающей среды КНР.

Проблема использования промышленных твердых отходов усугубляется ситуацией, складывающейся с бытовыми отходами и мусором, а также опасными отходами. Показатель накопления мусора фактически удваивается каждое десятилетие и в настоящее время весьма приблизительно оценивается в 250 млн. т в год. Некоторые оценки специалистов многократно выше. Высокий уровень этого рода отходов существенно снижает эффективность мер, направленных на утилизацию промышленных твердых отходов. Еще более трудноразрешимой проблемой являются опасные отходы, к которым относятся твердые и жидкие ядовитые вещества, используемые в производстве и в бытовой технике, в частности такие, как свинец, кадмий, ртуть и токсические соединения. В 14 городах Китая действуют центры утилизации таких веществ. Возлагаются надежды на их узкую специализацию. Так, первый в Китае специализированный центр сбора батареек и других элементов электропитания открылся в 2003 году в провинции Хэйлунцзян <1>.

<1> Синьхуа. 16.06.2003; 25.06.2003; 26.06.2003.

Тем не менее опасность воздействия твердых и опасных промышленных отходов на население возрастает. Это показали события сентября 2009 года в городе Даньян провинции Чжэцзян, где складирование твердых отходов с опасными компонентами фабрики пластмасс привели к гибели трех человек и потери здоровья многих людей, в том числе детей. Кстати, дети не имели никаких контактов с хранящимися отходами, а лишь играли неподалеку <1>.

<1> China Daily. September 16. 2009.

Поэтому ситуацию с твердыми отходами в Китае нельзя характеризовать иначе как кризисную. Одним из путей решения проблемы считается строительство мусоросжигающих заводов. В настоящее время такого рода предприятия функционируют в большинстве крупных городов, но они способны переработать только часть огромной части отходов. Подготовлен проект строительства большого числа мусоросжигательных заводов в большинстве городов и даже в сельской местности. В частности, в Пекине имеется 23 разных вида мусороперерабатывающих предприятий, и предполагается к 2015 году увеличить их число до сорока. Однако горожане крайне настороженно относятся к таким планам и даже организуют мероприятия активного протеста.

Такого рода акции весной 2009 года проходили даже в Шанхае, хотя считается, что шанхайцы находятся в привилегированном положении по многим направлениям, в том числе и экологическом. 11 апреля сотни жителей этого города вышли на демонстрацию протеста в связи с планами строительства крупнейшего мусоросжигательного завода в районе Цзянцяо. По мнению независимых экспертов, положение в этом городе гораздо хуже, чем считается: годовые объемы мусора в пять раз больше объема крупнейшего в Китае небоскреба Цзиньмао Тауэр. Нечто подобное происходило и в Нанкине. Еще острее конфликты в сельской местности. Так, поселок Цзясин неподалеку от города Чжэцзян 9 ноября 2008 года был окружен деревенскими жителями, протестовавшими против нарастающего загрязнения местности. Жители заблокировали проезд мусоровозов, протест такого рода продолжался несколько дней <1>.

<1> http:// www.chinadaily.com.cn/ china/ 2009-06/ 11/ content_8270865.htm; Синьхуа. 09.11.2008; 11.11.2008.

Непростая ситуация складывается с нашумевшим проектом строительства крупнейшего мусоросжигающего завода в пекинском пригороде Асувэй. Специалисты-экологи считают, что предложенное технологическое решение предприятия не отвечает необходимым требованиям, и пуск такого завода приведет к отравлению окружающей среды на большой территории, угрожая здоровью населения столицы <1>.

<1> China Daily. September 2. 2009.

Продуманное законодательство с реальным механизмом исполнения существенно облегчает решение труднейшей задачи противодействия росту накопления твердых отходов. Интенсивная работа по разработке такого правового направления шла в Китае с конца 1980-х годов, и в конце октября 1995 года был принят Закон КНР о предотвращении загрязнения окружающей среды твердыми отходами.

Особенностью этого документа является более глубокий и, самое главное, практический подход к роли государства в решении данной проблемы. Административно-запретительная роль государственных органов в этой сфере полностью сохраняется, повышается значимость научных и изыскательских работ по данному направлению, но самое главное - выдвинуто требование максимального участия и помощи государства в деле утилизации твердых отходов с тем, чтобы это было выгодно конкретным хозяйствующим организациям.

Комплексное передовое использование твердых отходов, даже уже приносящее реальные доходы и выгоду, согласно Закону все равно будет дополнительно поощряться. Особенно это касается безотходных технологий. В этом должны участвовать и местные народные правительства всех уровней, а также все хозяйствующие организации и, по возможности, отдельные граждане.

Четко расписаны функции всех органов по охране окружающей среды, иных заинтересованных ведомств, отраслевых министерств, муниципальных ведомств и даже органов общественной безопасности в деле предотвращения загрязнения среды обитания всеми видами твердых отходов, включая бытовой и иной мусор, особо опасные отходы и радиоактивные материалы.

В число твердых отходов включены парниковые и иные полимерные пленки. Строго регламентируется режим перемещения твердых отходов. Запрещается хранение большей части твердых отходов под открытым небом. Вводится плата за опасность загрязнения. За многие виды нарушений предусматривается строгая правовая ответственность, вплоть до уголовной <1>.

<1> Жэньминь жибао. 10.11.1995.

Однако существенным недостатком Закона о твердых отходах является его некомплексность. Для того чтобы избежать ответственности, руководители предприятий начали сжигать отходы на своей территории, а часть отходов растворять или измельчать и спускать в водоемы. В результате воздушное и водное загрязнение усугубилось.

Так, общекитайское звучание приобрела целая серия событий лета 2009 года. В начале июня в провинции Юньнань компания по производству удобрений отравила сбросами, содержащими большое количество мышьяка, соседнее озеро - основной источник питьевой воды для большого густонаселенного района. Три руководителя компании были приговорены к длительным срокам тюремного заключения, сама компания - к штрафу в размере 16 млн. юаней. Менее чем через неделю подобная история повторилась на реке Луньцзян Гуанси-чжуанского автономного района, где кроме пострадавших были и погибшие. Примерно через неделю из-за отравления вод пострадали многие жители провинции Хэбэй, а еще через неделю более чем 3 тыс. жителям населенного пункта Етан провинции Гуандун из-за хронического промышленного загрязнения пришлось брать питьевую воду в трех километрах от места жительства. В августе в нескольких провинциях произошли массовые отравления детей свинцом. Общее число пострадавших исчисляется тысячами. Возмущенные жители провинции Шэньси разгромили виновное предприятие. В провинции Фуцзянь массовые протесты против отравлений свинцовыми отходами с аккумуляторного завода продолжались до конца сентября <1>.

<1> http:// www.china.org.cn/ environment/ news/ 2009-06/ 02/ content_17876531.htm; Shanghai Daily. June 9. 2009; Синьхуа. 01.07.2009; China Daily. July 2. 2009; http:// www.nytimes.com/ 2009/ 08/ 21/ world/ asia/ 21china.html?_r= 1&ref= asia; Синьхуа. 19.09.2009.

Одним из путей решения проблемы является развитие так называемой рециркуляционной экономики, которая предусматривает не просто требования снижения уровня и повышения коэффициента использования отходов на конкретном предприятии, но максимальную консервацию трудно утилизируемых отходов и передачу их иным предприятиям, располагающим возможностями и технологиями утилизации.

За короткий период Китай в этой области добился впечатляющих успехов, успешно реализуется государственный план по развитию рециркуляционной экономики. Из 4 трлн. юаней инвестиций в рамках пакета мер экономического стимулирования в значительной степени на эти цели предусматривается направить 210 млрд. юаней. В августе 2009 года представитель Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в КНР г-жа Чжан Вэньцзюань высоко оценила правительственную концепцию развитии рециркуляционной экономики в Китае. Китай стал мировым лидером в переработке отходов цветной металлургии и лома цветных металлов, заняв первое место в мире по потреблению вторичной меди за счет утилизации 2 млн. т, то есть 30% ежегодного потребления. Китай также использовал 3 млн. т вторичного алюминия (20% ежегодного потребления) и почти 1 млн. т вторичного свинца (25% потребления) <1>.

<1> Международное радио Китая. 26.08.2009; Синьхуа. 07.09.2009.

Создать правовую базу развития и повсеместного распространения принципов рециркуляционной экономики и исправить правовые недочеты Закона о твердых отходах призван принятый летом 2008 года Закон о содействии рециркуляционной экономике. Этот документ носит действительно комплексный характер и направлен на максимальную утилизацию всех видов промышленных отходов, а также на экономное использование в производстве всех ресурсов, включая земельные.

В документе содействие рециркуляционной экономике названо важнейшим направлением государственного экономического и социального развития, и разрабатываемая государством промышленная политика должна включать в себя требования развития рециркуляционной экономики. Государство поощряет и поддерживает научные разработки в сфере рециркуляционной экономики и усилия по развитию и стимулированию рециркуляционной экономики, содействует распространению знаний о рециркуляционной экономике, развитию образования и научных сведений, а также международному сотрудничеству в этой сфере, кроме того, поощряет и поддерживает предпринимательские ассоциации, занятые содействием и обслуживанием рециркуляционной экономики.

Все организации и граждане должны отдавать предпочтение материалам, которые легко использовать вторично и которые обладают свойствами быстрого разложения и старения и нетоксичны. В конструкциях электротехнических и электронных приборов и соответствующей аппаратуры недопустимо использование компонентов, запрещенных государственными постановлениями. Упаковка промышленной продукции обязана соответствовать требованиям по упаковке промышленной продукции и не должна допускать образования вредных веществ и нанесения ущерба окружающей среде.

Требования к горнодобывающим предприятиям по повышению коэффициента извлечения минеральных веществ резко ужесточаются. Государство поощряет и поддерживает использование вторичных очищенных вод.

Предусматривается использование широкого диапазона мер как поощрения (прежде всего разнообразные налоговые и ценовые льготы), так и правовой ответственности, включающие штрафы, конфискации, приостановление работы и закрытие предприятий.

Практическая реализация Закона о содействии рециркуляционной экономики - это весьма сложная задача, требующая кропотливой работы и времени. Тем не менее уже предпринимаются разнообразные меры в этом направлении. В апреле 2009 года состоялся форум по развитию рециркуляционной экономики, в котором принял участие вице-премьер Ли Кэцян. Он подчеркнул, что такое развитие не только повысит эффективность использования ресурсов и охраны окружающей среды, но и поможет компаниям увеличить свои прибыли. Вице-премьер дал указание направить ученых, экспертов и компетентных специалистов на предприятия с тем, чтобы форсировать практическую работу в этом направлении <1>.

<1> Синьхуа. 25.04.2009.

В Пекине каждая последняя суббота месяца объявлена "днем рециркуляции", в которой участвуют как предприятия, так и многие жители города. В этот день по специальным телефонным номерам можно бесплатно вызвать представителей специальных компаний для уборки и утилизации отходов. В результате в столице количество центров по переработке отходов возросло до трех тысяч <1>.

<1> Синьхуа. 30.08.2009.

Таким образом, в Китае подкрепленный продуманной законодательной базой активный курс на противодействие росту промышленных отходов и построение рециркуляционной экономики, несмотря на все трудности и многочисленные проблемы, поступательно претворяются в жизнь. Дальнейшее совершенствование системы правового регулирования даст дополнительную энергию развитию этого процесса.