Мудрый Юрист

Международно-правовые аспекты тибетского конфликта

Безбородов Юрий Сергеевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры иностранного государственного и международного права Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

Работа посвящена анализу одной из значительных гуманитарных катастроф XX в. За основу оценки обстоятельств взяты результаты работы Подкомиссии ООН по предотвращению дискриминации и защите национальных меньшинств, Международной комиссии юристов, а также резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по данной проблеме. Кроме того, в рамках статьи рассмотрены вопросы признания тибетской нации, а также некоторые исторические аспекты проблемы.

Ключевые слова: гуманитарный конфликт, тибетский конфликт, признание, нация, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.

International legal aspects of Tibet conflict

Yu.S. Bezborodov

The article is devoted to analysis of one of the most significant humanitarian catastrophe of XX c. The results of Subcommission on Prevention of Discrimination and Protection of Minorities, International commission of lawyers workout, General Assembly of the UN resolutions are the basis for factual circumstances evaluation. The problem of Tibet nation recognition and some historical aspects are disclosed.

Key words: humanitarian conflict, Tibet conflict, recognition, nation, General Assembly of the UN resolutions.

Самая значительная гуманитарная катастрофа XX в. - Вторая мировая война - продолжалась менее десяти лет, унесла больше 30 млн. человек и оставила неизгладимый след в памяти человечества. Последние сто лет изобиловали множеством разнообразных конфликтов, большинство из которых нарушали основополагающие принципы международного права, такие как суверенное равенство государств и право нации на самоопределение. Однако самым продолжительным гуманитарным конфликтом XX в. является так называемый тибетский конфликт. Конфликт, который многие именуют "медленно кровоточащей раной на теле планеты", уже оставил более миллиона жертв. В 2009 г. этому конфликту, связанному с уничтожением тибетской культуры, самобытности, языка и тибетского генофонда, исполнилось 60 лет.

В настоящей работе мы ставим две цели. Во-первых, в очередной раз обратить внимание правоведов, юристов-международников и всей прогрессивной общественности на продолжающиеся в XXI в. жуткие преступления, совершаемые на территории Тибетского плато <1>. Во-вторых, показать, что в международном праве существует определенная позиция по этому вопросу, которой уже 50 лет. Оценка названной проблемы, связанной с грубейшими нарушениями основных принципов и норм международного права, была дана в рамках Генеральной Ассамблеи ООН еще в 1959 г. Однако в настоящее время совершенно очевидно, что главным регулятором отношений, связанных с гуманитарными конфликтами, является не право, а экономические интересы участвующих субъектов. Ситуация усугубляется еще и особым положением Китая в мировой экономике нашего времени.

<1> Тибетскому вопросу посвящено множество работ. См., например: Абашидзе А.Х. Защита прав меньшинств по международному и внутригосударственному праву. М., 1996; Андреев А.И. Тибет в политике царской, советской и постсоветской России. СПб., 2006; Богословский В.А. Тибетский район КНР (1949 - 1976). М., 1978; Клинов А.С. Политический статус Тибета и позиция держав (1914 г. - конец XX в.). Майкоп, 2000; Кулешов А.С. Китай - пригималайские страны и Индия // Китай и соседи. М., 1982; Кулешев Н.С. Пекин против национально-освободительного движения. М., 1981; Кычанов Е.И., Мельниченко Б.Н. История Тибета с древнейших времен до наших дней. М., 2005; Мартынов А.С. Статус Тибета в XVII - XVIII вв. в традиционной китайской системе политических представлений. М., 1978 и др.

Вторжение армии коммунистического Китая в Тибет произошло в 1949 г. Это общеизвестный факт. После вторжения тибетское правительство незамедлительно обратилось в ООН с просьбой оказать помощь в противодействии этой агрессии <2>. Несмотря на то что Великобритания <3> и Индия предложили некоторое время не предпринимать никаких действий, чтобы не спровоцировать Китай на полномасштабную военную акцию, большинство членов ООН восприняли это как агрессию, что подтвердилось в трех принятых на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН Резолюциях: 1959, 1961 и 1965 гг.

<2> Тибет. Правда, основанная на фактах: Издание Департамента информации и международных отношений Центральной тибетской администрации Его Святейшества Далай-ламы // URL: htpp:// www.tibet.com/ WhitePaper/ index.html.
<3> Великобритания в 1904 г. заключила Лхасскую конвенцию, затем подтвердила для Китая положения Конвенции, заключив с ним специальный договор в 1906 г., а в 1907 г. в договоре с Россией Британия признала, что Тибет находится в составе Китая.

Резолюции принимались тяжело. С одной стороны, прозвучали уже вошедшие в историю речи представителей Филиппин, Никарагуа, Таиланда, США, Ирландии <4> и других стран. С другой стороны, были страны коммунистического блока, которые открыто поддержали Китай в этом вопросе. Однако, несмотря на противодействие последних, а также "принимая во внимание самобытное культурное и религиозное наследие тибетского народа, его автономию, которой он пользовался в силу традиции" <5>, на 834-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН увидела свет Резолюция "Тибетский вопрос" от 21 октября 1959 г. N 1353, где подчеркивалось, что тибетский народ должен наравне с другими обладать гражданской и религиозной свободой, и признавалось, что "тибетский народ насильственно лишается основных прав и свобод человека". Тогда, 50 лет назад, мировая общественность впервые призвала "к уважению основных прав человека и культурной и религиозной самобытности тибетского народа".

<4> Представитель Ирландии заявил следующее: "В течение тысячелетий Тибет был свободен и полностью управлял своими делами, как и любая нация, представленная в этой Ассамблее, и был во много раз свободнее в этом, чем многие присутствующие здесь нации".
<5> URL: http:// www.un.org/ russian/ ga/ 14/ docs/ res14_1.htm.

В 1959 г. к работе по урегулированию тибетского конфликта приступила Международная комиссия юристов. В рамках Комиссии был создан Комитет по соблюдению законности в Тибете, который в докладе по правовому статусу Тибета сообщил следующее: "С 1913 по 1950 год Тибет обладал всеми признаками государственности в соответствии с международным правом. В 1950 году там были народ, и территория, и правительство, которое управляло этой территорией, ведя свои внутренние дела независимо от внешнего влияния. С 1913 по 1950 год внешние отношения Тибета определялись исключительно правительством Тибета, и страны, которые взаимодействовали с Тибетом, как показывают официальные документы, рассматривали Тибет как независимое государство" <6>.

<6> Tibet and Chinese People's Republic. Geneva, 1960. P. 5.

Сотни лет Тибет поддерживал дипломатические отношения с Непалом, Бутаном, Монголией, Китаем, Британской Индией, в ограниченный период - с Россией и Японией. Независимая внешняя политика Тибета наиболее наглядно, возможно, была продемонстрирована нейтралитетом страны во время Второй мировой войны, когда, несмотря на сильное давление, которое оказывали Великобритания, США и Китай, чтобы добиться от Тибета разрешения провезти по его территории военные поставки (в то время Япония блокировала "бирманскую дорогу"), Тибет твердо придерживался объявленного нейтралитета, который союзники были вынуждены уважать.

В 1913 г. Монголия и Тибет заключили договор о взаимном признании. Непал не только заключал мирные договоры с Тибетом, но и имел посла в Лхасе, а также заявил в 1949 г. при вступлении в ООН, что он поддерживает независимые дипломатические отношения с Тибетом, как и с несколькими другими странами: Великобританией, США, Индией и Бирмой. Непал, Бутан, Британия, Китай и Индия сохраняли дипломатические миссии в столице Тибета - Лхасе.

До китайского военного вторжения 1949 г. Тибет обладал всеми признаками государственности: 1) установленная границами территория, соответствующая Тибетскому плато площадью 2,5 млн. кв. км, в отношении которой в разное время велись войны и подписывались договоры; 2) население - тибетский народ с особой историей, богатой культурой и духовными традициями; 3) правительство, способное вступать в международные отношения (размещалось в Лхасе). Оно состояло из главы государства - Далай-ламы, Кабинета министров - Кашага, Национальной ассамблеи - Цонгду, а также выборной бюрократии для управления обширной территорией Тибета.

Позиция официального Китая по тибетскому вопросу следующая <7>: Тибет - это не часть собственно Китая, а так называемая некитайская территория, которой Китай имеет право владеть и которую может эксплуатировать на основании отношений, существовавших последние семьсот лет. В выпущенном китайским правительством документе "Белая книга", полностью посвященном тибетскому вопросу, заявляется о том, что Китай "владеет" Тибетом <8>. Одним из доказательств справедливости и верности своей позиции Китай считает Симлскую конвенцию 1914 г., которая установила статус Тибета как автономного государства под сюзеренитетом Китая. Но Китай не ратифицировал эту конвенцию, что придало такому сюзеренитету неопределенный характер <9>. В "Белой книге" коммунистический Китай многое рассказал о Тибете и тибетском народе, забыв, однако, о самом главном: о праве этого народа на самоопределение.

<7> URL: http://eng.tibet.cn.
<8> URL: http:// www.china.org.cn/ e-white/ tibet.
<9> Клинов А.С. Указ. соч. С. 328.

Такое упущение было исправлено 20 декабря 1961 г. на 1085-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, которая, "будучи серьезно озабочена продолжением событий в Тибете, включая нарушение основных прав тибетского народа и подавление самобытной культуры и религиозной жизни, которые он сохранял по традиции, отмечая с глубокой тревогой тяжелые лишения, которым подвергается тибетский народ в результате этих событий, как об этом свидетельствует непрерывный поток тибетских беженцев в соседние страны" <10>, в очередной раз Резолюцией N 1723 (XVI) повторила "призыв к прекращению практики, которая лишает тибетский народ его основных прав и свобод, включая его право на самоопределение (выделено мной. - Ю.Б.)".

<10> URL: http:// www.un.org/ russian/ ga/ 16/ docs/ res16_1.htm.

Постоянный Трибунал народов, собравшийся в ноябре 1992 г. в Страсбурге, в течение недели разбирал многие свидетельства и аргументы и пришел к выводу, что тибетцы отвечают общепринятому юридическому понятию "народ" и потому имеют право на самоопределение. Трибунал сделал заключение, что "нынешняя китайская администрация на территории Тибета должна рассматриваться как иностранное господство над тибетским народом" <11>.

<11> Session on Tibet. Verdict I Permanent Tribunal of Peoples. Strasbourg, 1992. P. 15.

Нам остается согласиться как с указанным вердиктом, так и с мнением представителей большинства государств в Генеральной Ассамблее ООН, проголосовавших за две представленные выше резолюции, а также с результатами Международной конференции юристов, проходившей в Лондоне в январе 1993 г., где положение Тибета было квалифицировано как положение независимой страны, находящейся под китайской оккупацией, что основывается на выводе о том, что до вмешательства Китая "Тибет был независимым государством" <12>.

<12> Клинов А.С. Указ. соч. С. 440.

До настоящего времени Китай не услышал призыва остального мира к прекращению действий, которые лишают тибетский народ прав человека и основных свобод, "усиливают международную напряженность и отравляют отношения между народами" <13>, как это закреплено в последней в настоящее время Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по тибетскому вопросу N 2079 (XX) от 18 декабря 1965 г.

<13> URL: http:// www.un.org/ russian/ ga/ 20/ docs/ res20_2.htm.

Помимо упомянутых трех Резолюций Генеральной Ассамблеи ООН тибетскому вопросу и поддержке тибетской нации в разное время были посвящены следующие акты и мероприятия международного уровня: 1) решения Европарламента (от 14 октября 1987 г., 15 марта 1989 г., 15 сентября 1993 г., 17 мая и 13 июля 1995 г., 18 апреля и 23 мая 1996 г., 16 января и 13 мая 1998 г., 13 апреля 2000 г.); 2) Декларация N 173 от 5 октября 1988 г., подготовленная Парламентской ассамблеей Совета Европы; 3) работа Международной комиссии юристов <14> и др.

<14> The Questions of Tibet, the Rule of Law. Geneva, 1959; Report on Tibet and the Chinese People's Republic.

Кроме того, непрерывно в течение последних десятилетий обеспокоенность тибетским конфликтом и призывы к китайским властям уважать права тибетского народа высказывают национальные законодательные органы Германии, Италии, Австралии, США, Чехии, Лихтенштейна, Индии, Швейцарии и др.

С чем связана такая активность международных и государственных органов? Долгое время международные организации (в большей степени неправительственного характера) и правительство Тибета в изгнании собирали фактические данные о нарушениях Китаем всех мыслимых и немыслимых гуманитарных стандартов и норм международного права в отношении тибетского народа. Далее мы осветим некоторые из них <15>.

<15> Tibet: Proving Truth from Facts // URL: http:// www.tibet.com/ WhitePaper/ index.html.

Последняя "глава" в истории тибетской нации, начавшаяся в середине XX в., написана, что называется, под принуждением, поскольку двустороннее Соглашение из 17 пунктов 1951 г. было принято официальным Тибетом именно для того, чтобы прекратить агрессию многомиллионной армии Китая против малочисленной тибетской армии и населения Тибета. С тех пор Китаем было проведено большое количество массовых карательных операций, направленных против тибетских повстанцев. В общей сложности в результате "демографических реформ" к началу XXI в. было уничтожено более миллиона тибетцев (при нынешней численности Тибетской автономии в 6 млн.). Средства уничтожения были различные: избиение, пытки, бомбардировки лагерей беженцев и старейших в мире монастырей. Проведенные Китаем продовольственные реформы унесли больше трехсот тысяч жизней. И это в стране, которая до вторжения захватчика обеспечивала себя всем необходимым.

Тибетский народ был ограничен в свободе передвижения (такое положение вещей знакомо нам из истории советской России). В результате "присоединения" в Тибете были полностью разрушены системы здравоохранения и образования, существовавшие ранее при монастырях. При этом тибетский народ утратил свое суверенное право на язык. Серьезно пострадал генофонд нации: тысячи тибетских женщин были подвергнуты принудительной стерилизации и абортированы.

Одно из самых значительных достояний тибетской нации - природа Тибетского плато - подверглось существенной "модернизации": за время китайской оккупации были вырублены редчайшие реликтовые высокогорные леса и уничтожены некоторые виды животных-эндемиков. В конце концов на территории нынешней автономии были размещены радиоактивные отходы, серьезно отравившие окружающую среду. И все это на земле, принадлежащей одной из самых миролюбивых наций в мире!

В настоящее время по классификации развития народов ООН Тибет занимает 153-е место среди 160 наций, находясь между Республикой Чад и Джибути.

В мире остается множество неразрешенных гуманитарных конфликтов, связанных с территориальными претензиями и основанных на нарушении права нации на самоопределение. Нужно акцентировать внимание общественности на таких конфликтах, чтобы противоборствующие стороны знали, что такие конфликты вызывают обеспокоенность. Это может стать своеобразным импульсом для решения проблемы. Что касается тибетского конфликта, то особого внимания заслуживают идеи о предоставлении территории Тибета статуса зоны мира, чтобы сохранить тот потенциал, культурное и духовное наследие, которые имеют мировое значение и на которые покушаются более сильные соседи.