Мудрый Юрист

Морские, воздушные суда, суда внутреннего плавания и космические объекты как разновидность недвижимости

С.П. ГРИШАЕВ

Гришаев Сергей Павлович, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права МГЮА.

Особым видом недвижимого имущества являются морские, воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Иногда применительно к ним используется такое понятие, как условная недвижимость <*>, или, как ее еще называют, недвижимость в силу закона. Следует отметить, что понятие недвижимости в силу закона характерно и для законодательства других стран. Так, согласно § 658 Гражданского кодекса штата Калифорния допускается возможность отнесения имущества к недвижимому в силу закона.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья А.М. Эрделевского "О государственной регистрации ипотеки" включена в информационный банк.

<*> Эрделевский А.М. Государственная регистрация ипотеки / Закон. 2002. N 10. С. 40.

Необходимость отнесения к недвижимому имуществу морских, воздушных судов, судов внутреннего плавания, космических объектов анализировалась как современными <*>, так и дореволюционными юристами.

<*> Фалилеев П.А. Правовые проблемы ипотеки морских судов. Залог и ипотека в российском и зарубежном праве. Материалы международной научной конференции. М., 2000. С. 27.

Так, А.С. Звоницким было отмечено следующее: "Также в особом положении при закладе находятся речные и морские суда. Тогда как строения, будучи по существу имуществами недвижимыми, при известных условиях причисляются юридически к движимым, суда, наоборот, являются по существу движимыми имуществами, но обладают некоторыми юридическими свойствами недвижимых" <*>.

<*> Звоницкий А.С. О залоге по русскому праву. Киев, 1912. С. 306.

Юридическое признание указанного имущества в качестве недвижимого (хотя оно по своей физической сути является движимым) объясняется различными причинами. В частности, существует мнение, что оно является дорогостоящим и поэтому требует особого порядка регистрации, который предусмотрен для недвижимости. При этом регистрирующие органы не только регистрируют права на них, но и осуществляют контроль за этими объектами.

В литературе высказывалось также мнение, что отличительной чертой такого имущества является его индивидуальная определенность, придаваемая регистрацией объектов (воздушных, морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов) и прав на них <*>.

<*> Орлова М. Недвижимое имущество и ипотека // Российская юстиция. 1998. N 11. С. 11.

Высказывалось также мнение, что на указанные объекты распространен правовой режим недвижимости в силу необходимости их государственной регистрации, цель которой состоит не столько в подтверждении прав на них, сколько в удостоверении их соответствия технико-эксплуатационным требованиям с точки зрения безопасности использования <*>. Действительно, институт государственной регистрации как институт публичной власти, являющийся средством легализации объектов недвижимости и оснований совершения операций с ними, регулируемый нормами административного и гражданского права, призван выполнять помимо легализующих учетно-контрольные функции <**>.

<*> Сыроедов Н.А. Регистрация прав на землю и другое недвижимое имущество // Государство и право. 1998. N 8. С. 92.
<**> Тихомиров Ю.А. Государственная регистрация статусов юридических и физических лиц // Право и экономика. 2000. N 1. С. 3.

Однако, представляется, что отнесение указанных объектов к недвижимости обусловлено тем, что у них присутствует такой признак, как связь с землей, хотя этот признак проявляется не непосредственно, а опосредованно. В частности, речь идет о том, что все морские суда и суда внутреннего плавания имеют порт приписки, а воздушные суда приписаны к определенному аэропорту.

Как отмечал А.В. Черных, необходим более гибкий подход к определению понятия недвижимости по закону, что во многом предопределено постоянным расширением нетрадиционных приемов предпринимательской практики и потребностями оборота. Так, самолет, используемый для пассажирских перевозок, является объектом недвижимости. Тот же самолет, приобретенный физическим лицом для личного пользования, превращается в движимую вещь, а если собственник перестанет использовать его как личное транспортное средство и откроет в нем кафе или музей, то движимая вещь снова превращается в недвижимую, даже при отсутствии прочной связи с землей <*>. С этим мнением вполне можно согласиться.

<*> Черных А.В. Залог недвижимости в российском праве. М., 1995. С. 57.

Понятие и виды упомянутых транспортных средств, рассматриваемых в качестве недвижимости, раскрываются в соответствующих транспортных уставах и кодексах. В транспортных уставах и кодексах также указывается, на какие транспортные средства регистрируются права, и устанавливается порядок их регистрации.

Одним из видов недвижимости в силу закона, как было отмечено выше, являются морские суда. Кодекс торгового мореплавания (КТМ) Российской Федерации определяет морское судно как "самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое для перевозки и иных целей" (ст. 7). Интересно отметить, что в свое время Г.Ф. Шершеневич определил морское торговое судно как особое сооружение, способное держаться и передвигаться по воде и предназначенное служить средством осуществления морского промысла <*>.

<*> Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. СПб., 1909. Т. 3. С. 252.

Согласно статье 12 КТМ суда могут находиться в собственности:

При этом суда с ядерными энергетическими установками могут находиться в собственности только Российской Федерации. Таким образом, любой субъект гражданского права может быть собственником морского судна.

Согласно статье 13 КТМ РФ собственник судна вправе по своему усмотрению совершать в отношении судна любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам Российской Федерации и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать судно в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения судном, устанавливать ипотеку судна и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с п. 1 ст. 14 КТМ собственник судна вправе также передать его доверительному управляющему по договору доверительного управления судном на срок, не превышающий пяти лет, для осуществления управления судном за вознаграждение в интересах собственника (за исключением судов, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, которые не могут быть переданы в доверительное управление). При этом сама по себе передача судна в доверительное управление не влечет за собой перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Такая передача судна подлежит обязательной регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге.

Различают следующие типы морских судов: пассажирские, грузопассажирские, нефтеналивные, буксируемые, спортивные и прогулочные суда, суда рыбопромыслового флота.

Каждое морское судно обладает определенной национальностью, которая состоит в исключительной юрисдикции государства, флаг которого несет судно в открытом море. Таким образом, под национальностью судна понимается его принадлежность к определенному государству, которая удостоверяется регистрацией судна. При этом судну выдаются соответствующие документы, которые дают ему право плавать под этим флагом. Соответственно, судно должно подчиняться законам того государства, флаг которого указан.

Несколько по-иному определяется судно внутреннего водного транспорта. Так, согласно ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта судном является самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряд, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

Суда внутреннего водного транспорта могут находиться в любой собственности. При этом право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге.

Собственник судна вправе передать его доверительному управляющему по договору доверительного управления судном на срок, не превышающий пяти лет. Передача судна в доверительное управление подлежит обязательной государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге. Доверительным управляющим может быть компетентный в области управления судами и их эксплуатации индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.

Определение воздушного судна дано в ст. 32 Воздушного кодекса РФ. Согласно указанной статье воздушное судно - это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

Как следует из ст. 7 Воздушного кодекса РФ имущество гражданской и экспериментальной авиации - воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства - в соответствии с законодательством Российской Федерации может находиться в государственной и муниципальной собственности, собственности юридических лиц, а то же имущество государственной авиации и объекты единой системы организации воздушного движения - только в федеральной собственности, за исключением имущества авиации органов внутренних дел, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации. В собственности граждан Российской Федерации могут находиться гражданские воздушные суда. Из смысла указанной статьи вытекает, что иностранные физические и юридические лица не могут иметь в собственности гражданские воздушные суда.

Российское законодательство не дает определения космического объекта <*>. Понятие космических объектов дается в международных конвенциях, относящих к ним любые объекты, запущенные или предназначенные для запуска в космос, доставленные на небесные тела либо сооруженные на них <**>.

<*> См.: Закон РФ от 20.08.93 "О космической деятельности".
<**> Конвенция ООН о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, от 14.01.1975.

Следует отметить, что сам термин "космический объект" страдает юридической неопределенностью. В частности, к космическим объектам могут быть отнесены любые небесные тела как естественного, так и искусственного происхождения. Кроме того, космический объект может включать объект, с помощью которого производится запуск с земли (ракета - носитель), так и объекты, вращающиеся вокруг Земли.

Согласно п. D ст. 1 Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам, понятие космического объекта включает его составные части, средства доставки космического объекта, части этого средства доставки. Попытки дать определение космического объекта делались и в научной литературе. Так, Э.Г. Василевская дала следующее определение космического корабля: "Космическим кораблем называется всякий корабль с экипажем или без него, способный двигаться по орбите или маневрировать в космическом пространстве, а также всякий корабль или сооружение, способное действовать как космическая станция" <*>.

<*> Василевская Э.Г. Космос и проблемы всеобщего мира. М., 1966. С. 71.

Государственная регистрация прав собственности и других вещных прав на морские, воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, их возникновение, переход и прекращение, а также установление порядка государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними осуществляются в соответствии со ст. 131 ГК РФ.

В ней сказано, что порядок государственной регистрации прав на недвижимость и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Однако в ст. 4 указанного Федерального закона предусмотрено, что он не распространяется на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Таким образом, в вопросе регистрации прав на них и сделок с ними возникает правовой вакуум. Тем самым предполагается некий особый порядок регистрации прав на эти вещи.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется только к недвижимости, которая является таковой по своей физической сути. Таким образом, Закон не распространяется на воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, для которых предусмотрены особые правила регистрации, прописанные главным образом в транспортных уставах и кодексах, а также в ведомственных нормативных актах, принятых в соответствии с ними.

Хуже всего процедура государственной регистрации прав и сделок предусмотрена в отношении воздушных судов. Это привело к значительным сложностям в деятельности лиц, владеющих воздушными судами, и в их отношениях с контрагентами.

Государственная регистрация прав собственности и иных вещных прав на воздушное судно, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение, а также установление порядка государственной регистрации и оснований для отказа в государственной регистрации прав на воздушное судно и сделок с ним осуществляется в соответствии со ст. 131 ГК РФ, п. 9 ст. 33 Воздушного кодекса, Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденными Приказом Минтранса РФ от 12.10.1995 N ДВ-110 <*>, а также в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 28 ноября 2002 г. N 460, утвердившим Федеральные авиационные правила государственной регистрации государственных воздушных судов.

<*> Официально эти Правила не были опубликованы.

Действующие в настоящее время указанные Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации регулируют только регистрацию гражданских воздушных судов. В данных Правилах прямо предусмотрено, что вопросы прав собственности и других прав ими не решаются.

Для осуществления подобной регистрации предусмотрено создание специального реестра. В частности, гражданские воздушные суда подлежат регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ с выдачей свидетельства о государственной регистрации.

Регистрацию воздушных судов осуществляет Главная инспекция по безопасности полетов гражданских воздушных судов РФ. Собственнику воздушного судна выдается свидетельство о регистрации воздушного судна, в котором указывается, кто является собственником. При изменении собственника согласно п. 3.1 Правил в свидетельство о регистрации воздушного судна делается соответствующая запись. Для этого необходимо предоставить ряд документов, в частности копию договора купли-продажи судна и копию передаточного акта.

Имеющиеся Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов РФ регламентируют вопросы регистрации самих воздушных судов, но не прав на них. Внесение в Государственный реестр гражданских воздушных судов РФ сведений о собственнике судна не может считаться регистрацией права собственности. В пункте 3.6 Правил прямо указано, что акт регистрации воздушного судна не является актом регистрации сделки по отчуждению имущества, а свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна не может удостоверять право собственности лица на соответствующее судно.

Согласно названным Правилам и сложившейся практике внесение изменений в свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна в связи со сменой его собственника может быть произведено только по заявлению эксплуатанта судна. Заявление собственника, не являющегося одновременно эксплуатантом, не служит основанием для внесения в реестр записи о новом собственнике. Такой порядок, безусловно, нарушает интересы данной категории собственников. Дело в том, что любое заинтересованное лицо может получить информацию из реестра о собственнике воздушного судна. Такую информацию все, как правило, считают достоверной, поскольку она исходит из официального источника. Но если информация в реестре уже устарела, то у нового собственника воздушного судна могут возникнуть проблемы с доказыванием своих прав.

Государственные воздушные суда регистрируются в порядке, установленном специально уполномоченными органами в области обороны по согласованию со специально уполномоченными органами подразделений государственной авиации.

Так, согласно п. 3 Федеральных авиационных правил государственной регистрации государственных воздушных судов, утвержденных Приказом Министра обороны РФ от 28 ноября 2002 г. N 460, Государственной регистрации подлежат все государственные воздушные суда отечественного или иностранного производства, предназначенные для выполнения полетов.

Государственную регистрацию государственных воздушных судов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет Главное командование Военно-воздушных сил (Управление технической эксплуатации и войскового ремонта авиационной техники и вооружения Военно-воздушных сил), а государственных воздушных судов других федеральных органов исполнительной власти и организаций проводят федеральные органы исполнительной власти и организаций, осуществляющие организацию деятельности и оперативное управление деятельностью подведомственной им государственной авиации.

Государственная регистрация государственных воздушных судов федеральных органов исполнительной власти и организаций, не имеющих органа государственной регистрации, осуществляется в других федеральных органах исполнительной власти и организаций на основании заключенных соглашений.

Государственные воздушные суда подлежат государственной регистрации в Реестре с выдачей свидетельства о государственной регистрации государственного воздушного судна.

Поскольку речь идет о государственных воздушных судах, то указанные Правила не предусматривают государственной регистрации сделок с ними или перехода прав на них. Однако согласно п. 23 Правил государственное воздушное судно, занесенное в Реестр, подлежит исключению из него в следующих случаях:

В соответствии со ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (КВВВТ) судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге. Порядок государственной регистрации судов в Государственном судовом реестре РФ установлен Приказом Минтранса РФ от 26.09.2001 N 144, которым утверждены Правила государственной регистрации судов. В соответствии с указанными Правилами государственной регистрации в Государственном судовом реестре подлежат суда на всей территории РФ, в том числе строящиеся на территории Российской Федерации, за исключением иностранных судов, которые регистрируются в реестре арендованных иностранных судов. Государственный судовой реестр Российской Федерации и реестр арендованных иностранных судов ведутся в органах государственной регистрации. Ими являются государственные речные судоходные инспекции бассейнов, а также капитаны речных портов, расположенных в устьях рек (для судов смешанного (река - море) плавания). Указанные органы вносят в Реестр данные о судне, присваивают судну регистрационный номер, выдают свидетельство, удостоверяющее право плавания судна под флагом РФ, и свидетельство, подтверждающее право собственности на судно. В случае изменения судовладельца, в том числе в результате заключения гражданско-правовых сделок, происходит перерегистрация судов с выдачей новых свидетельств.

Согласно п. 3 ст. 16 КВВТ под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. Эта формулировка идентична формулировке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, данной в ст. 2 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Государственной регистрации подлежат также право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов.

Регистрация морских судов, вещных прав на эти суда, обременения этих прав и сделок с ними осуществляется в Государственном судовом реестре или судовой книге (п. 2 ст. 33, ст. 376 КТМ). Она осуществляется в соответствии с Правилами регистрации судов и прав на них в торговых портах, утвержденными Приказом Минтранса РФ от 29 ноября 2000 г. N 145, и Правилами регистрации судов в рыбных портах, утвержденными Приказом Госкомрыболовства РФ N 30 от 31 января 2001 г.

Судно, зарегистрированное в реестре судов иностранного государства, может быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре после исключения из реестра судов иностранного государства и представления свидетельства, удостоверяющего, что судно исключено из такого реестра.

Датой регистрации является день внесения соответствующих записей в Государственный судовой реестр. Ипотека судна или строящегося судна регистрируется на день получения заявления о регистрации.

Регистрация осуществляется в одном из торговых портов Российской Федерации по выбору собственника судна или фрахтователя иностранного судна, зафрахтованного по бербоут-чартеру. Регистрация права собственности на строящееся судно осуществляется в ближайшем к судостроительной организации торговом порту. Ипотека строящегося судна регистрируется в реестре строящихся судов, в котором зарегистрировано право собственности на строящееся судно.

Регистрации подлежат суда, право собственности и другие вещные права на суда, а также ограничения (обременения) прав на них.

Реестры судов носят открытый характер. Сведения, содержащиеся в Государственном судовом реестре, бербоут-чартерном реестре и реестре строящихся судов, предоставляются любому заинтересованному лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).

Выписки из указанных реестров, оформленные в установленном порядке, должны содержать сведения о судне, зарегистрированных правах на него, а также об ограничениях (обременениях) прав.

Регистрация морских судов осуществляется капитаном морского торгового порта, который также осуществляет выдачу документов, подтверждающих регистрацию. Работу по приему, регистрации и проверке входящих документов, подготовке к оформлению свидетельств и других исходящих документов выполняют работники соответствующей службы капитана торгового порта.

Что касается космических судов, то система их государственной регистрации пока отсутствует. Вместе с тем следует упомянуть о Нью-Йоркской конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство от 14 января 1975 г., к которой СССР присоединился 13 января 1978 г. Согласно п. 1 ст. II указанной Конвенции регистрация космического объекта, запускаемого на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, осуществляется запускающим государством путем записи в соответствующий реестр. Возможность государственной регистрации предусмотрена также Законом РФ от 20 августа 1993 г. N 5663-1 "О космической деятельности в Российской Федерации". Согласно п. 1 ст. 15 этого Закона предусмотрено, что использование (эксплуатация) космической техники в целом осуществляется ее собственником или уполномоченным лицом при условии государственной регистрации прав на эту технику.