Мудрый Юрист

Конституционный принцип равенства общественных объединений перед законом в Российской Федерации *

<*> Ivanova M.I. Constitutional principle of equality of public associations before law in the Russian Federation.

Иванова М.И., аспирантка кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

Статья посвящена исследованию принципа равенства общественных объединений перед законом в Российской Федерации. Автором предпринята попытка анализа законодательных актов об общественных объединениях с целью изучения правового регулирования данного института.

Ключевые слова: общественные объединения, принцип равенства, равенство требований, равенство перед законом.

Article is devoted research of a principle of equality of public associations before the law in the Russian Federation. The author undertakes attempt of the analysis of acts for public associations for the purpose of studying of legal regulation of the given institute.

Key words: public associations, an equality principle, equality of requirements, equality before the law.

Неотъемлемым элементом гражданского общества является развитая система общественных объединений - добровольных, самоуправляемых, некоммерческих формирований, созданных по инициативе граждан на основе общности интересов для реализации общих целей и способных влиять на общественную жизнь. Конституционное право на объединение, провозглашенное в статье, включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей; право вступать либо не вступать в существующие общественные объединения, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Часть 2 ст. 30 Конституции Российской Федерации закрепляет эту одну из важнейших гарантий свободы объединений, соблюдения принципа добровольности в создании и деятельности общественных объединений. Никто не может быть принужден как к вступлению в какое-либо объединение, так и к пребыванию в нем. Участие или неучастие в общественных объединениях - личное дело каждого. Любые действия или решения, направленные на принуждение к вступлению в объединение или препятствующие выходу из него, являются противоправными.

В п. 4 ст. 13 Конституции Российской Федерации закреплен принцип равенства общественных объединений перед законом. Кроме того, на принцип равенства общественных объединений перед законом независимо от их организационно-правовых форм указано в ст. 15 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" <1>.

<1> Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с изм. от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня, 2 ноября 2004 г., 10 января, 2 февраля 2006 г., 23 июля 2008 г.) // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; 1997. N 20. Ст. 2231; 1998. N 30. Ст. 3608; 2002. N 11. Ст. 1018; 2002. N 12. Ст. 1093; 2002. N 30. Ст. 3029; 2003. N 50. Ст. 4855; 2004. N 27. Ст. 2711; 2004. N 45. Ст. 4377; 2006. N 3. Ст. 282; 2006. N 6. Ст. 636; 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3616.

Принцип равенства в деятельности общественных объединений опирается на ст. 19 Конституции РФ и ст. 7 Всеобщей декларации прав человека <2>, провозгласивших, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона, ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах <3> и ст. 4 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод <4>.

<2> Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 A (III) 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1998. 10 дек.
<3> Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17. Ст. 291.
<4> Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ, с оговоркой и заявлениями). Конвенция вступила в силу 3 сентября 1953 г. Для Российской Федерации Конвенция вступила в силу 5 мая 1998 г. Текст Конвенции в редакции Протокола N 11 опубликован в СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.

В Конституции Российской Федерации закреплено равенство всех перед законом и государственные гарантии осуществления равноправия независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, а также принадлежности к общественным объединениям. Это означает, что участие или членство в общественном объединении не порождает защищенных законом дополнительных правомочий при осуществлении субъективных прав, предоставленных гражданам законодательством РФ, например, при совершении имущественных сделок, поступлении на работу, участии в выборах или выезде за границу, а также не освобождает от обязанностей, например, несения военной службы или ответственности за совершенное уголовное преступление. Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Кроме того, закрепленный принцип равноправия касается всех сфер жизни и означает одинаковый подход при решении вопроса о правах и свободах, об обязанностях и ответственности всех людей, относящихся к той или иной категории, указанной в законе. Таким образом, ст. 19 Конституции Российской Федерации гарантируется равенство правовых возможностей, предоставляемых государством, равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от принадлежности к общественным объединениям.

Конституция Российской Федерации гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Это предполагает равенство прав граждан при создании общественных объединений, т.е. по своему выбору без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, они могут регистрироваться в органах юстиции и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения таких прав. Кроме того, не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных организаций, равно как и вмешательство последних в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, за исключением предусмотренных законом случаев.

Равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве требований государства к порядку создания общественных объединений. Так, учредители, члены и участники общественного объединения имеют равные права и несут равные обязанности в соответствии с требованиями норм устава.

Кроме того, равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве требований государства к уставам общественных объединений, к порядку их регистрации и прекращения их деятельности. Так, устав, положение или иной основополагающий акт общественного объединения должен указывать название, цели, организационно-правовую форму, задачи, структуру, территорию деятельности общественного объединения, условия, порядок приема новых членов и выхода, права и обязанности участников, порядок образования и сроки полномочий руководящих органов, источники образования средств и иного имущества общественного объединения и его организаций. Что касается равенства требований к порядку регистрации общественных объединений, то для определенного вида общественного объединения предусмотрен соответствующий исчерпывающий перечень документов для принятия решения о государственной регистрации общественного объединения.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений. Однако есть и исключения. Так, законодательством предусмотрена государственная поддержка молодежных и детских объединений <5> в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав. Так или иначе, такое положение законодательства можно рассматривать как позитивную дискриминацию.

<5> См.: Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (с изм. от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.) // СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2503; 2002. N 12. Ст. 1093; 2004. N 27. Ст. 2711; 2004. N 35. Ст. 3607.

Кроме того, равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве оснований ответственности общественных объединений за нарушение законодательства Российской Федерации, поскольку свобода объединения имеет свои пределы и не может использоваться в асоциальных целях. Конституция запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Действующие в России общественные объединения весьма разнообразны по своему характеру. Они отличаются друг от друга по разным параметрам: социальной базе, структуре и методам деятельности, месту и роли в политической системе страны, идеологическим и программным установкам, однако на законодательном уровне достаточно четко определено их равенство перед законом. Равенство общественных объединений перед законом выражается, во-первых, в равенстве членов данных организаций, во-вторых, в равенстве прав и обязанностей объединений в общественной и экономической деятельности и, в-третьих, в равенстве общественных объединений в их отношениях с государством и его органами.