Мудрый Юрист

Юридическая безопасность потребителей медицинских услуг: анализ угроз

Решетов Г.А., кандидат юридических наук, член правления Региональной общественной организации "Общество защиты прав потребителей "Резонанс".

В статье автор анализирует юридическую безопасность потребителей медицинских услуг и предлагает пути усовершенствования законодательства в сфере медицинских услуг.

Ключевые слова: медицинские услуги, юридическая безопасность, потребители медицинских услуг.

The author examines the legal safety of consumers of health services and proposes ways to improve the legislation in the field of health services.

Сегодня социально-экономическая ситуация, в которой пребывает Россия, выдвигает в число приоритетных задач обеспечение безопасности личности, общества и государства. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года <1> выражает продолжающуюся с начала реформ обеспокоенность политического руководства страны фактическим положением граждан, государственности и всего общества, наличием процессов, ставящих под угрозу основные социальные ценности, провозглашенные Конституцией РФ, судьбу как реформ, так и России в целом. В механизме обеспечения национальной безопасности ключевым звеном является право, правотворчество и правоприменение, которые в совокупности выделяются в самостоятельную сферу безопасности - юридическую безопасность <2>.

<1> Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537.
<2> См.: Толкаченко А.А. Юридическая безопасность человека в РФ. ФСБ России. Правовое регулирование деятельности Федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: Научно-практический комментарий. М.: Эксмо, 2006. С. 490.

На рубеже веков у истоков социально-правовой концепции безопасности человека и ее составляющей - безопасности юридической стоял профессор А.А. Тер-Акопов (1940 - 2003) <3>, подвижническое учение которого продолжается в его переиздаваемых трудах, работах и творчестве его соратников, учеников и последователей.

<3> См.: Тер-Акопов А.А. Безопасность человека. Социальные и правовые основы. М.: Норма, 2005.

Предлагаемая вашему внимания статья, исходную основу которой составляют ранее изданные материалы А.А. Тер-Акопова и его соратника профессора А.А. Толкаченко, является попыткой анализа, на основе обобщения практики Общества "Резонанс" и других общественных объединений потребителей, угроз юридической безопасности человека в сфере предоставления медицинских услуг в России. Под юридической безопасностью человека понимается состояние защищенности человека в связи с вступлением его в сферу правовых отношений. Предметом защиты являются жизнь, здоровье (физическое и психическое), законные права и интересы, вытекающие из данных отношений <4>. Основанием выделения юридической безопасности является высокая степень наличия юридической составляющей в базисных сферах жизнедеятельности общества, и в этом смысле юридическая безопасность рассматривается как проблема противодействия угрозам безопасности в этих сферах юридическими средствами <5>. Системное и предметное рассмотрение юридической безопасности не входит в нашу задачу, которая ограничена вниманием лишь на некоторые явные опасности "юридического" характера, основанном на общем анализе проблем, возникающих в сфере правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей медицинских услуг.

<4> См.: Тер-Акопов А.А. Там же. С. 192.
<5> См.: Толкаченко А.А. Там же. С. 491.

Сегодня практически все учреждения здравоохранения оказывают населению платные медицинские услуги, Правила предоставления которых утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 N 27. Они до настоящего времени не претерпели никаких изменений. Юридическая сила этого документа распространяется на медицинские учреждения независимо от их формы собственности, в том числе на лечебно-профилактические учреждения.

Сведения, содержащиеся в нем, носят общий характер, и многие аспекты, касающиеся порядка предоставления платных услуг, их безопасности для жизни и здоровья граждан, в данном документе не освещены. Здесь основные источники юридической опасности связаны с качеством правового регулирования отношений: неполнота, пробельность, противоречивость, дублирование правовых норм. Эти недостатки правовой базы создают ситуации незащищенности законных интересов пациентов и соответственно их безопасности и другие блоки негативных отношений. Если до 90-х годов в СССР было два основных медицинских Закона ("Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении" и "О здравоохранении"), то сейчас более 50 федеральных и более 300 законов субъектов Федерации, многие из которых противоречат не только друг другу, но и Конституции России. Негативная тенденция в законодательстве - сокращение прав граждан на получение качественной медицинской помощи. Так, если ст. 42 Конституции СССР гарантировала бесплатную квалифицированную медицинскую помощь, то в ст. 41 Конституции РФ в словосочетании "бесплатная медицинская" убрали слово - "квалифицированная". Следовательно, получается, что за качество медпомощи государство ответственности не несет. Сейчас Россия занимает 135-е место по продолжительности жизни. Диагностика новообразований выявляется у нас на 3-й или 4-й стадии, мы занимаем лидирующие позиции по инфекционным патологиям. На здравоохранение в России тратится 3,5% ВВП (рекомендуется не менее 5%). Россия занимает по этому показателю 65-е место (между Ливией и Македонией) <6>. При этом медработников у нас на душу населения в 2 - 3 раза больше, чем в развитых странах. Острой проблемой становится безответственность медицинских работников, оказывающих в том числе платные услуги, по вине которых наступает смерть и инвалидность больных, причиняется иной вред здоровью. Здесь к угрозам юридической безопасности человека следует отнести корпоративную безответственность лиц, обязанных обеспечить безопасность граждан, но создающих опасные состояния. Обращение в этих случаях за компенсацией, как правило, заканчивается ничем из-за того, что медицинские учреждения не дают заключения о фактически допущенной врачебной ошибке, покрывая оплошность либо даже умысел своих работников <7>. Многие юристы признаются, что почти любое дело, направленное против медиков, обречено на провал.

<6> См.: http://www.rg.ru/2007/11/30/vvp-statistika-anons.html.
<7> См.: Пичугина Е. Белая халатность // МК. 15.01.2003.

В начале 2009 г. Государственная Дума приняла во втором и третьем чтениях законопроект, отменяющий уголовное наказание для медицинских работников, которые по неосторожности причинили вред средней тяжести здоровью пациента, вовремя не оказав ему надлежащую помощь. Депутаты надеются таким образом разгрузить переполненные российские колонии. Защитники пациентов полагают, что новая поправка будет способствовать массовым отказам в медпомощи. В связи с этим Россию "ждет пандемия молчаливой смертности", - заявил ответственный секретарь Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко <8>.

<8> См.: http://aleksman.siteedit.ru/pro1vrachei.

Практика проверок показывает, что в 95% учреждений отсутствует предоставляемая в наглядной и доступной форме информация об исполнителе платных медицинских услуг с указанием наименования организации, места ее нахождения, режима работы, о номере и сроке действия лицензии, сертификатах специалистов и расчете стоимости услуги. В подавляющей части учреждений (более 90%) выявлено отсутствие организации и обеспечения контроля за соответствием качества оказываемых платных медицинских услуг установленным требованиям. Сформированные в лечебно-профилактических учреждениях согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 14.03.2007 N 170 "Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации" врачебные комиссии фактически не осуществляют контроль качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий при оказании платных услуг. Среди нарушений лицензионных требований чаще всего встречается оказание платных медицинских услуг специалистами с ненадлежащей профессиональной подготовкой, не имеющими сертификата специалиста <9>.

<9> См.: Сильвестрова Т. // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. 2009. N 4.

Андрей Хромов - председатель совета общественной организации "Общество защиты пациентов", которая делает акцент в своей работе на такие отрасли частной медицины, как пластическая хирургия, косметология и стоматология, утверждает <10>, что государство никаким образом не регулирует деятельность частнопрактикующих врачей. Количество пациентов, не удовлетворенных качеством медицинских услуг в стоматологии, переходит все разумные пределы. 80% стоматологов не обладают достаточной квалификацией для оказания квалифицированной стоматологической помощи. Абсурдность данной ситуации, по его мнению, заключается в том, что пациенты платят, и платят достаточно большие деньги за услуги, которые ведут к смерти, увечью или нравственным страданиям. Порядка 30 - 40% пациентов, сделавших пластическую операцию в России, недовольны конечным результатом - эти данные опубликовала Швейцарская медицинская ассоциация по данным последнего социологического исследования, проведенного исследовательским центром "ROMIR Monitoring". Следует отметить, что "Общество защиты пациентов" обращалось в Департамент науки, образования и кадровой политики с обоснованным предложением о внесении дополнений в Номенклатуру специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации в части введения специальностей "Косметология" и "Пластическая хирургия". Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 апреля 2009 г. N 210н Номенклатура была дополнена указанными специальностями, что, безусловно, снизит степень рисков в этом виде медицинских услуг. До внесения дополнений любой человек, имеющий диплом медицинского вуза и 2-недельных курсов, мог объявить себя пластическим хирургом и встать к операционному столу.

<10> http://www.mosmedicina.ru/static/org/

Врачи, возможно, имеют право на риск при оказании медицинской помощи. Однако для компенсации неизбежного в таких случаях ущерба здоровью пациентов необходимо заранее страховать профессиональную ответственность врачей. Ответственный секретарь Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко считает необходимым принять закон об обязательном страховании профессиональной ответственности медицинских работников. Компенсация морального вреда предусмотрена нашим законодательством. В то же время случаи, когда удается возместить этот вред, единичны. Обобщение практики показывает, что максимальная сумма компенсации пострадавшему не превышает 50 тысяч рублей. Сравним: в Англии фонд возмещения морального вреда пострадавшим от медиков оценивается в 2,8 миллиарда фунтов стерлингов <11>.

<11> См.: Пичугина Е. Там же.

Представляется, что в сфере народной медицины действующее законодательство на сегодня также неэффективно выполняет возложенную на него задачу. Об этом свидетельствуют многочисленные действующие и пользующиеся у населения большой популярностью центры традиционной и народной медицины, целители, маги, колдуны и пр., практикующие на свой страх и риск, не зарегистрированные в установленном порядке, предоставляющие "медицинские" услуги сомнительного свойства, как правило, на возмездной основе, абсолютно бесконтрольно, вне правового поля Российской Федерации и ее субъектов. Объяснение этому, как отмечает профессор А.А. Толкаченко и К.В. Харабет, - только в массовом опустошении народной души, из которой была выметена коммунистическая идеология и не была внесена новая <12>. Статья 13 Конституции РФ, установив идеологический плюрализм, добровольно отказалась от заполнения духовного вакуума, открыв двери страны для всего чуждого богопослушному духу. Получилось так, как говорил Иисус Христос о нечистом духе, который, воспользовавшись опустошением души, "идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого" (Лк. 11, 26). Процветают астрология и оккультизм во всех его проявлениях, экстрасенсорика, дианетика, саентология, сатанизм, магия и целительство, легализованное колдовство, за которое в Средние века занимающихся им отправляли на костер <13>. "Создается впечатление, что Россия постепенно превращается в новый мировой оккультный центр... На каждый открытый в России православный храм приходится множество зарегистрированных сектантских и оккультных групп. Экстрасенсы и маги рвутся к власти, их можно встретить и в Думе, теперь уже и в Правительстве России" <14>. Опасность такой деятельности заключается в возможности нанесения вреда здоровью людей, обращающихся за помощью к таким "целителям". Как отмечает профессор А.А. Тер-Акопов, особенно опасен фактор патологической зависимости, полное подчинение воли человека оккультным установкам, авторитету "учителя". Под оккультным воздействием наступает психическое расстройство, опустошенность, страх, уныние и, самое страшное, разочарование, которое порой ведет к сумасшествию, суициду, психозам, распаду сознания, преступлениям.

<12> См.: Толкаченко А.А., Харабет К.В. Христианское учение о преступлении и наказании. М.: Норма, 2009. С. 90.
<13> См.: Тер-Акопов А.А. Христианство. Государство. Право. М.: МНЭПУ, 2000. С. 68.
<14> См.: Что делать пострадавшему от колдунов, "целителей" и экстрасенсов. М., 2001. С. 7, 9 - 10.

На авторитете православия, духовном невежестве и беспечности людей паразитирует сегодня великое множество целителей, стремящихся в лидеры на рынке мистических услуг, мутная волна которых - общество победившего атеизма после разрушения СССР, от мелких колдунишек, выставляющих атрибуты православной веры напоказ, до "дипломированных" оккультистов, стремящихся перещеголять друг друга в "клятвах" верности Богу. Но те, кто идут к оккультным целителям, действующим под маской православия, понятия не имеют, каким силам на самом деле служат эти люди, как ради полученных незаконным путем из дьявольских рук "способностей" отрекаются от Бога <15>. Христианство не случайно ставит грех оккультизма выше обычного греха. "Не бойся убивающих тело, души не могущих убить" (Мф. 10, 28); "Какая польза человеку, если он приобретает весь мир, а душе своей повредит" (Мф. 16, 26). Памятуя об этом, наши предки ограждали себя от подобной деятельности. Статья 31 Устава о предупреждении и пресечении преступлений Свода законов Российской империи гласила: "Запрещается выдавать себя за колдуна или чародея и употреблять подобные обманы, основанные на суеверии, невежестве или мошенничестве" <16>. Прошли столетия, а наше общество вновь "прогибается" перед нечистой силой, пользующейся поддержкой государства, которое выдает лицензии на деятельность колдунов, гадалок, ворожей, астрологов, и законодательство никак не ограничивает эту деятельность. Если язычество возвращается, причем обновленным и усиленным, общество должно реагировать на этот процесс возвращением Ветхозаветного Закона: "Ворожей не оставляй в живых", - требовал Закон (Исх. 22, 18). Смертью каралось обращение к волшебникам (Лев. 20, 6) и волхование (Лев. 20, 27). Уже тогда существовало понимание чрезвычайной опасности для духа, души и тела человека подобных явлений, связанных с обращением к темным силам, силам тьмы, уничтожающих в человеке Богочеловека, подменяющих Бога богами, лишающих человека будущей жизни и обрекающих его на страдания в жизни нынешней <17>.

<15> См.: Берастов А., Печерская А. Православные колдуны - кто они? Сретенский монастырь. Новая книга. 1998.
<16> См.: Свод законов Российской империи. Т. IV. Свод Устава о предупреждении и пресечении преступлений. СПб., 1900. Ст. 31.
<17> См.: Толкаченко А.А., Харабет К.В. Христианское учение о преступлении и наказании. М., Норма. 2009. С. 89 - 90.

В этой связи сомнительными представляются инициативы по легализации деятельности оккультных услуг с введением их лицензирования и контроля <18>. "Если государство желает придать официальный статус непонятным для естествознания явлениям, то не становится ли оно на сторону чертовщины и мракобесия, утверждая это как приемлемое явление?" - размышляет директор клиники "Семейный врач" Владимир Лукьянченко <19>. Полагаем необходимым упомянуть в этом контексте позицию коварной религиозной политики Гитлера в отношении оккупированных восточных территорий: "Если некоторые деревни в результате захотят практиковать черную магию, как это делают негры и индейцы, мы не должны ничего делать, чтобы воспрепятствовать им. Коротко говоря, наша политика на широких просторах должна заключаться в поощрении любой и каждой формы разъединения и раскола" <20>.

<18> См.: Жилинский А.Э., Козловская А.Э. О возможности правового регулирования деятельности по оказанию оккультных услуг // Журнал российского права. 2006. N 11.
<19> См.: Рожков Р. Магия бессмертна // Деньги. 2009. N 6(711).
<20> Цит. по: Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. М., 1996. С. 510.

По неофициальным оценкам, этот рынок в Москве оценивается приблизительно в 30 млн. долл. в год. Справедливо полагая, что маги и чародеи, деятельность которых никак не нормирована и зачастую при удовлетворении квазипотребностей клиентов наносит непоправимый вред их здоровью, в рамках рассматриваемой проблемы Московская городская Дума предлагала запретить оказание оккультных услуг по всей территории страны. Автор законопроекта народный артист РСФСР, последний министр культуры СССР, а ныне парламентарий в Мосгордуме от КПРФ Николай Губенко объявил войну темным силам, а точнее фальшивым чародеям, магам, колдунам, экстрасенсам, прорицателям, ясновидящим и гадалкам. "Эта сфера деятельности (астрологов, гадалок, целителей) до такой степени криминализирована, что крайне отрицательно влияет на нравственные и моральные начала нации", - говорит Губенко. Духовные устои необходимо укреплять, следовательно, меры к колдунам и магам надо применять незамедлительно, считает он. Помощники депутата рассказывают, что после обнародования планов относительно законопроекта на адрес его электронной почты несколько раз приходили письма с угрозами и предостережениями, которые, к чести депутата, не воспринимались им всерьез. Однако такая инициатива не получила законодательной поддержки в Государственной Думе, которая ограничилась лишь одобрением законопроекта о запрете рекламы оккультных услуг и целительства <21>. Очевидно, потусторонние силы оказывались сильнее депутатов, и документ в итоге был похоронен Аппаратом Госдумы.

<21> См.: Колдунов и магов загонят в сеть // Российская газета (Бизнес). 2009. N 707.

Столичные парламентарии 16.09.2009 все-таки приняли в первом чтении законопроект "О психологической помощи населению в Москве", цель которого - оградить москвичей от разного рода шарлатанов. Подобных законов нет ни на федеральном уровне, ни в регионах. Будущий столичный проект отличается краткостью - в нем всего 16 статей. Но среди них есть одна важная норма: в городе будет создан специальный реестр организаций, предоставляющих психологические услуги. А членов этого реестра будут регулярно контролировать госорганы. Несколько лет назад на федеральном уровне власти уже делали попытку ввести систему добровольной сертификации - так называемый "реестр целителей". Однако практика показывает, что большинство знахарей, в первую очередь в деревнях, и слышать не слышали ни о каком реестре. "Вряд ли закон, который сейчас обсуждают столичные депутаты, защитит москвичей от гадалок и прочих целителей и даже от неквалифицированных психологов", - считает независимый эксперт "Российской газеты" Марина Юденич <22>.

<22> И к гадалке не ходи // Российская газета (Неделя). 2009. N 5004.

С учетом важности и злободневности вопроса, положение, на наш взгляд, может выправить поддержка инициативы о принятии основанного на действующем законодательстве об охране здоровья граждан и защите прав потребителей специализированного закона, регулирующего деятельность народной медицины и целительства <23>. В данном законодательном акте, помимо обязательного закрепления научно обоснованных понятий целительской деятельности и народной медицины, следует выделить категории таких целителей и ввести обозначение деятельности, которой они занимаются. Это должно быть сделано с целью отсечения специалистов в области народной медицины от магов, колдунов и прочих субъектов, практикующих сомнительные методы воздействия на людей, деформирующих духовное и психическое здоровье граждан отнюдь не с целью целительской помощи. Кроме того, в данном законе следует указать организационные формы, в рамках которых народные целители могут осуществлять свою деятельность, и урегулировать иные аспекты неофициальной фармацевтической, лечебной и оздоровительной деятельности, способные сделать ее безопасной и полезной для человека.

<23> См.: Ковригина К.Д. Правовое регулирование целительской деятельности в России: история вопроса и современные общеюридические начала // Медицинское право. 2008. N 4.