Мудрый Юрист

Соотношение административной и бюджетной ответственности

Архипенко Т.В., помощник судьи Арбитражного суда Читинской области.

Макаров А.В., директор Юридического института Читинского государственного университета, кандидат юридических наук.

Регулирование ответственности за совершение налоговых правонарушений осуществляется на уровне Налогового кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях. Сегодня дела о нарушениях законодательства о налогах и сборах занимают большую часть среди дел, рассматриваемых арбитражными судами РФ. В общем объеме дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции мировых судей и судей районных судов, рассмотрение дел о нарушениях в области налогов и сборов также составляют значительную часть. В связи с этим является целесообразным рассмотрение соотношения административной и налоговой (финансовой) ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах, процедур привлечения к данным видам юридической ответственности.

В соответствии с п. 4 ст. 23 НК РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах - это обязанность лица, нарушившего законодательство о налогах и сборах, претерпевать лишения имущественного или личного характера в результате применения к нему государством в лице соответствующих органов налоговых и иных санкций. Налоговая ответственность предусмотрена Налоговым кодексом РФ.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (или бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Основанием привлечения к административной ответственности является совершение административного правонарушения.

Из действующих правовых норм видно, что нарушение законодательства о налогах и сборах может расцениваться в качестве как налогового, так и административного правонарушения.

Отличие налоговой ответственности от других видов ответственности, в том числе и от административной, заключается в особенностях ее процессуальной формы. Порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном главами 14, 15 Налогового кодекса РФ. Эти процедуры отличаются от тех, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях.

Производство по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом, заключается в вынесении решения по результатам рассмотрения материалов проверок в соответствии со ст. 100, 101 НК РФ.

По результатам проверки должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки. В случае несогласия налогоплательщика с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, он вправе представить в налоговый орган в двухнедельный срок со дня получения акта проверки возражения по акту. В случае представления возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из следующих решений:

В случае несогласия налогоплательщика с вынесенным налоговым органом решением он имеет право оспорить его в судебном порядке. Процедура обжалования юридическими лицами и предпринимателями ненормативных актов налогового органа (чем, по сути, и являются решения, вынесенные должностными лицами налоговых органов по результатам рассмотрения материалов проверки) предусмотрена Арбитражным процессуальным кодексом РФ в главе 24.

В соответствии с п. 7 ст. 101 НК РФ в случае выявления нарушений, за которые налогоплательщики - физические лица или должностные лица налогоплательщиков-организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, должно составить протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применении административных санкций в отношении должностных лиц организаций и физических лиц, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством. Субъектом административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах являются должностные лица организаций.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ при привлечении правонарушителей к административной ответственности содержит ссылки на Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административное взыскание за нарушение законодательства о налогах и сборах налагается в соответствии с процедурой, установленной КоАП РФ. Данная процедура включает в себя составление протокола об административном правонарушении, возбуждение административного дела, подготовку и рассмотрение дела об административном правонарушении, вынесение постановления. При несогласии с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении данное постановление также может быть обжаловано в судебном порядке.

Составы административных правонарушений в области налогов и сборов предусмотрены ст. 15.3 - 15.11 КоАП РФ, при этом некоторые административные правонарушения дублируют налоговые правонарушения, определенные Налоговым кодексом РФ:

Встает вопрос о целесообразности дублирования данных норм налоговой и административной ответственности, о правовом соответствии одновременного применения двух видов юридической ответственности при совершении одного правонарушения.

Как уже отмечалось выше, процедуры привлечения к административной и к налоговой ответственности значительно различаются. В Налоговом кодексе РФ данная процедура практически сводится к вынесению решения руководителем (его заместителем) по результатам налоговой проверки. Налоговым кодексом в отличие от КоАП РФ не предусмотрены такие понятия, как "возбуждение дела", "участник производства", "доказательства" и "доказывания", не определены процессуальные права и обязанности участников производства. В то же время указанные вопросы достаточно обстоятельно регламентированы в КоАП РФ, что, на мой взгляд, дает большую возможность для защиты своих прав лицам, привлекаемым к административной ответственности, по сравнению с лицами, привлекаемыми к налоговой (финансовой) ответственности. Определенной защитой интересов лиц, привлекаемых к налоговой ответственности, являются положения Налогового кодекса РФ, регламентирующие судебный порядок взыскания налоговых санкций, обязательное соблюдение налоговыми органами досудебного порядка взыскания налоговых санкций (выставление требования с предложением уплатить их добровольно), срок давности взыскания санкций.

Давность взыскания налоговых санкций установлена ст. 115 НК РФ: налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговых санкций не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Давность привлечения к административной ответственности определена в ст. 4.5 КоАП РФ: постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся правонарушении данный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Мы видим, что срок давности привлечения к административной ответственности значительно короче срока давности привлечения к налоговой ответственности.

На несовпадение налоговой и административной ответственности дополнительно указывает п. 4 ст. 108 Налогового кодекса РФ, из которого следует, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной ответственности.

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В Примечании ст. 2.4 КоАП РФ определено, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. В ст. 15.3 КоАП РФ в целях исключения двойного привлечения индивидуальных предпринимателей как должностных лиц одновременно к налоговой и к административной ответственности предусмотрено, что в отношении индивидуальных предпринимателей исключается применение административной ответственности, закрепленной в ст. 15.4 - 15.9, 15.11 КоАП РФ (то есть по составам правонарушений в области налогов и сборов). Таким образом, индивидуальные предприниматели за нарушение законодательства о налогах и сборах несут только налоговую ответственность и не привлекаются к административной ответственности как должностные лица.

В Кодексе нет аналогичной оговорки о привлечении к ответственности физических лиц, не являющихся предпринимателями. Данная ситуация могла бы привести к двойному привлечению физических лиц к ответственности по Налоговому кодексу и Кодексу РФ об административных правонарушениях за совершение правонарушения, предусмотренного обоими Кодексами. Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 закреплено положение, что при решении вопросов о разграничении налоговой и иной ответственности физических лиц (п. 7 ст. 101 НК) судам следует исходить из того, что одно и то же правонарушение не может одновременно квалифицироваться как налоговое и иное, в связи с чем налогоплательщик - физическое лицо за совершенное им деяние не может быть одновременно привлечен к налоговой и иной ответственности. При решении вопроса об ответственности должностных лиц организаций-налогоплательщиков необходимо принимать во внимание, что указанные лица не являются субъектами налоговых правоотношений и не могут быть привлечены к ответственности в соответствии с положениями Налогового кодекса. Названные лица при наличии оснований могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности.

Как и административная ответственность, налоговая ответственность применяется только при наличии вины лица, совершившего правонарушение. Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим его привлечение к налоговой ответственности (ст. 109 НК РФ). Налоговые правонарушения, как и административные, могут быть совершены умышленно или по неосторожности. Аналогично Кодексу РФ об административных правонарушениях Налоговый кодекс устанавливает презумпцию невиновности налогоплательщика - п. 6 ст. 108 НК РФ.

Пункт 4 ст. 110 НК РФ определяет вину организации в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действие (бездействие) которых обусловили совершение налогового правонарушения. Формы вины должностных лиц устанавливаются в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, следовательно, форма вины организации в налоговом правонарушении будет соответствовать вине должностных лиц в административном правонарушении.

Статья 2.1 КоАП РФ содержит определение вины юридического лица: юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелись возможности для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, мы видим, что Налоговый кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях содержат различные подходы к определению вины юридических лиц в совершении налогового и административного правонарушения. В правоприменительной практике зачастую виновность юридического лица сводится к противоправности его действий. Вина юридического лица в настоящее время является одной из самых сложных проблем в практике привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. На практике также трудно определить формы вины (умысел и неосторожность) к правонарушениям, совершенным юридическими лицами. Налоговый кодекс РФ не содержит процессуальной основы, опираясь на которую налоговый орган должен доказать обстоятельства, свидетельствующие о виновности лица в совершении налогового правонарушения. В п. 6 ст. 108 НК РФ указано лишь то, что виновность лица в совершении налогового правонарушения должна быть доказана в предусмотренном федеральным законом порядке, но не указано, какой это закон.

Налоговый кодекс РФ в ст. 112 устанавливает обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. К первым относятся: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность. Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Кодекс РФ об административной ответственности также определяет обстоятельства, смягчающие (ст. 4.2) и отягчающие (ст. 4.3) административную ответственность. Они не совпадают с обстоятельствами, установленными Налоговым кодексом, за исключением повторного совершения правонарушения - данное обстоятельство отягчает как административную, так и налоговую ответственность.

В соответствии со ст. 107 НК РФ физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста. Такой же возраст установлен КоАП РФ для наступления административной ответственности - ст. 2.3.

Мерой ответственности к нарушителю законодательства о налогах и сборах являются санкции, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, которые подразделяются на правовосстановительные (пени) и карательные (штрафы). Законодательство об административных правонарушениях не предусматривает применение правовосстановительных санкций в отношении нарушителей законодательства о налогах и сборах, поэтому административная ответственность выражается только карательными санкциями в виде штрафов. Таким образом, такой вид ответственности, как штраф, в рассматриваемом случае является как видом административной, так и видом налоговой ответственности.

Кодексом РФ об административных правонарушениях штраф за нарушение законодательства о налогах и сборах устанавливается в кратном размере от установленной законом минимальной оплаты труда и указываются минимальный и максимальный размеры штрафных санкций, в пределах которых может быть назначено административное наказание.

Налоговый кодекс устанавливает наложение штрафных санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах по другому принципу: в определенной денежной сумме (ст. 116 НК РФ - пять тысяч рублей за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе); в процентном выражении (ст. 122 НК РФ - 20 процентов от неуплаченной суммы налогов); а также в определенной сумме за каждый не представленный в налоговый орган документ и (или) иные сведения (ст. 126 НК РФ - в размере 50 рублей за документ). При установлении судом наличия смягчающих ответственность обстоятельств размер налогового штрафа в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ подлежит уменьшению не меньше чем в два раза.

Взимание пени является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и имеет восстановительный характер. Данная мера ответственности применяется при несвоевременной уплате налогов и сборов и призвана компенсировать ущерб, понесенный государством в результате недополучения налогов в срок в случае задержки их уплаты налогоплательщиком. Принудительное взыскание пеней не требует производства, предусмотренного при наложении штрафных санкций. Пени с организаций взыскиваются в бесспорном порядке, с физических лиц - в судебном порядке.

Сравнительный анализ административной и налоговой ответственности позволяет выявить проблемы, возникающие в связи с применением на практике данных видов ответственности, изучение которых создает предпосылки для дальнейшего совершенствования законодательства. Наиболее актуальной проблемой является регулирование процессуальных норм, регламентирующих порядок привлечения к административной ответственности. Данная задача может быть решена путем разработки Административного процессуального кодекса, который регулировал бы общественные отношения, связанные с осуществлением судебного контроля за деятельностью органов, наделенных полномочиями привлекать к административной ответственности, а также установлением порядка защиты прав и интересов граждан в суде.

Литература

  1. Кучеров И.И. Налоговое право России. Курс лекций. М., 2001.
  2. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. М.: Юрист, 2002.
  3. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5.