Мудрый Юрист

Советская судебная система: исторический период 1921 - 1941 гг. *

<*> Grigor'ev O.V. Soviet judicial system: historical period 1921 - 1941.

Григорьев О.В., преподаватель кафедры теории и истории государства и права Новосибирского института ВВ МВД России, кандидат юридических наук.

Автор статьи исследует деятельность судебной системы страны в исторический период развития общественных отношений с 1921 по 1941 г., проводит анализ становления и развития законодательства, формирует авторскую позицию по многим вопросам обеспечения законности по борьбе с преступностью в стране.

Ключевые слова: военные трибуналы, судебная реформа, дисциплинарная коллегия, подсудность, компетентность, начальствующий состав.

In article digression of dynamics of military-judicial system to the period between Civil and great domestic wars is given. The analysis of the all-union legislation is carried out and the characteristic of activity of the authorities on maintenance of legality and struggle against criminality in ranks of the army of the USSR is given.

Key words: military courts, judicial reform, disciplinary board, jurisdiction, the competence, commanding structure.

Новое законодательное оформление военно-судебная система Советской России получила в период Судебной реформы 1922 г. благодаря принятию 4-й сессией ВЦИК 9-го созыва 31 октября 1922 г. Положения о судоустройстве РСФСР (введенного в действие с 1 января 1923 г.) <1>. В соответствии с этим законодательным актом на территории РСФСР устанавливалась трехзвенная система судебных органов общей юрисдикции: народный суд, губернский суд, Верховный Суд РСФСР.

<1> СУ РСФСР. 1922. N 69. Ст. 902.

Регулированию организации военно-судебных органов (и иных специализированных судов) была посвящена заключительная, 12-я глава Положения "О специальных судебных учреждениях для рассмотрения дел особых категорий" (ст. ст. 85 - 94). Согласно ст. 86 систему военно-судебных органов образовывали: военные трибуналы округов или фронтов (при реввоенсоветах военных округов или фронтов); военные трибуналы корпусов (при корпусах); дивизионные отделы окружных трибуналов (при дивизиях). В той же статье оговаривалось, что "в военное время или в районах боевых действий", сверх того, могли учреждаться военные трибуналы армий или укрепрайонов и отделы корпусного военного трибунала при дивизиях действующей армии.

Согласно ст. 86 количество действующих военных трибуналов (как в военное, так и в мирное время) определялось Президиумом Верховного Суда РСФСР - по представлению Военной коллегии Верховного Суда. Согласно ст. 88 Положения военные судьи военных трибуналов округов, фронтов и корпусов утверждались приказом Военной коллегии из числа кандидатов, выдвигаемых соответствующими военными советами. Члены военных трибуналов дивизий утверждались приказами военных трибуналов округа или фронта. Состав всех военных трибуналов был одинаков: председатель, его заместитель и четыре члена трибунала.

Военно-судебная система, созданная Судебной реформой 1922 г., возглавлялась Военной коллегией Верховного Суда РСФСР, организация которой закреплялась в ст. 65 Положения о судоустройстве. Согласно ст. 65 Военная коллегия состояла из председателя, его заместителя и четырех членов Верховного Суда. При Военной коллегии имелся один помощник прокурора Верховного Суда. Соответственно Верховный Суд РСФСР (начавший свою деятельность с 1 января 1923 г.) был учрежден в составе: Президиума, Пленума, кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам, Судебной, Военной, Военно-транспортной и Дисциплинарной коллегий.

Согласно ст. 90 Положения Военная и Военно-транспортная коллегии Верховного Суда РСФСР наделялись правом смещения, перемещения председателей и членов военных и военно-транспортных трибуналов - с доведением об этом до сведения соответствующих реввоенсоветов или наркома путей сообщения. Согласно ст. 91 в порядке дисциплинарного производства военные трибуналы округов, корпусов и армий были подчинены Дисциплинарной коллегии Верховного Суда, а военные трибуналы дивизий - дисциплинарным коллегиям трибуналов округов и корпусов.

Таким образом, ко времени образования Союза ССР благодаря проведению Судебной реформы 1922 г. было завершено построение новой отечественной судебной системы, в которой в качестве подсистемы начали функционировать военные суды, призванные осуществлять правосудие в воинских формированиях страны. Выполняя общие для всех судов государства задачи, военные трибуналы обеспечивали оперативную борьбу с преступлениями в армии и на флоте, оказывали помощь командованию в укреплении законности, воинского правопорядка, поддержании воинской дисциплины.

С образованием Союза ССР военно-судебная система претерпела изменения, связанные прежде всего с учреждением Верховного Суда СССР.

Фактически свою деятельность Верховный Суд СССР начал 19 апреля 1924 г., когда состоялось первое пленарное заседание, на котором были обсуждены организационные вопросы, а также формы деятельности суда. Согласно отмеченным Положению о Верховном Суде СССР 1923 г. и Наказу Верховному Суду СССР 1924 г. на Военную коллегию возлагалось как рассмотрение дел исключительной важности, так и руководство деятельностью военных трибуналов. Военной коллегии было предоставлено право проводить ревизии трибуналов, издавать циркуляры, давать руководящие указания и инструктировать трибуналы по всем вопросам судебной практики, решать организационные и кадровые вопросы. Тем самым система военных трибуналов всецело перешла из ведения РСФСР в союзное ведение.

Окончательно основные принципы организации военно-судебной системы СССР нашли закрепление в Основах судоустройства Союза ССР и союзных республик, принятых на 2-й сессии ЦИК СССР 2 созыва 29 октября 1924 г. <2>. Согласно ст. 3 Основ вопросы регулирования деятельности и организации военных трибуналов передавались в исключительное ведение Союза ССР. По ст. 21 Основ "для рассмотрения дел о воинских преступлениях" предусматривалось функционирование трибуналов военных округов, корпусов, фронтов, отдельных армий, флотов и дивизий.

<2> СЗ СССР. 1924. N 23. Ст. 203.

В союзных республиках, территории которых совпадали с территорией военного округа, судьи военных трибуналов по решению ЦИК республики могли вводиться в состав верховного суда республики с правом решающего или совещательного голоса. Это положение преследовало цель поддержания единства судебной практики всеми судами, расположенными на территории республик. Тем более что руководство судебной практикой военных трибуналов при помощи кассационных определений и толкования соответствующего законодательства союзных республик принадлежало верховным судам союзных республик.

Дальнейшее развитие нормативной основы функционирования системы военно-судебных органов было связано с принятием Постановления ЦИК и СНК СССР от 20 августа 1926 г., утвердившего "Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре" <3>. В соответствии со ст. 2 названного Положения общее руководство деятельностью военных трибуналов принадлежало Верховному Суду Союза ССР, а непосредственное руководство деятельностью военных трибуналов и управление ими осуществляла Военная коллегия Верховного Суда. Сама система военных трибуналов, по Положению, не претерпела изменений: сохранялись военные трибуналы округов, фронтов, отдельных армий, корпусов и дивизий.

<3> СЗ СССР. 1927. N 12. Ст. 128.

Порядок организации новых и ликвидации действующих военных трибуналов, назначения судей военных трибуналов и их увольнения также остался прежним. Изменился лишь порядок согласования с военным ведомством - вместо Реввоенсовета СССР стал действовать Народный комиссариат по военным и морским делам, с которым и согласовывала Военная коллегия названные вопросы.

Военные трибуналы всех уровней состояли: из председателя, его заместителя и членов, число которых определялось Военной коллегией по согласованию с Народным комиссариатом по военным и морским делам. Согласно ст. 4 Положения военные трибуналы рассматривали дела в составе председателя или его заместителя и двух членов. По ст. 28 приговоры, выносимые военными трибуналами, провозглашались именем Союза ССР.

Кассационной инстанцией для всех военных трибуналов определялась Военная коллегия Верховного Суда. По ст. 33 Положения председателю и прокурору Верховного Суда, председателю Военной коллегии Верховного Суда и старшему помощнику прокурора Верховного Суда по Военной коллегии предоставлялось право истребования судебных дел из всех военных трибуналов для рассмотрения их в порядке надзора, а также право приостановки приговоров по таким делам.

По Положению 1926 г. заметно менялась компетенция военных трибуналов. Согласно ст. 8 Положения к подсудности военных трибуналов были отнесены дела: 1) о воинских преступлениях; 2) о некоторых государственных, должностных и имущественных преступлениях, "если при этом они были совершены военнослужащими и угрожали крепости и мощи Красной армии или воинской дисциплине"; 3) об иных преступлениях, угрожавших крепости и мощи РККА, по решению ВЦИК СССР или ЦИК союзной республики; 4) обо всех преступлениях, совершенных кем бы то ни было в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не функционируют общие суды.

При наличии в деле обвинения по нескольким преступлениям, связанным между собой единством действия или намерения или в отношении нескольких исполнителей, из которых одно преступление, один обвиняемый или несколько подсудны военному трибуналу, а другие - судам общей юрисдикции, и в случае невозможности его разделения оно также подлежало рассмотрению военным трибуналом.

Подсудность дел военным трибуналам различных звеньев устанавливалась (как и ранее) в зависимости от должностного положения обвиняемых. Положение о военных трибуналах 1926 г. по сравнению с нормативными правовыми актами периода Гражданской войны значительно сузило юрисдикцию военных трибуналов. Это подтверждается тем, что большинство дел о совершении общеуголовных преступлений военнослужащими подлежали рассмотрению не в военных трибуналах, а в общих судах страны. Дела же гражданских лиц, как отмечалось выше, могли быть рассмотрены в военном трибунале лишь о преступлениях, совершенных в местностях, где не действуют общие суды, а также о лицах, совершивших преступления в соучастии с военнослужащими, если дело о них нельзя выделить в отдельное производство.

Необходимо отметить, что в Положении 1926 г. указаны некоторые объективно обусловленные особенности деятельности военных трибуналов в особый период. Так, по ст. 30 Положения приговоры военных трибуналов, действующих в местностях, объявленных на военном положении в театре военных действий, кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены лишь в порядке надзора. Право приостановки исполнения в этих условиях приговоров, по которым обвиняемые были осуждены к расстрелу, принадлежало также реввоенсоветам фронта, флота или армии, о чем они не позднее 24 часов сообщали лицам, имеющим право опротестования приговора в порядке надзора: председателю и прокурору Верховного Суда СССР, председателю Военной коллегии и старшему помощнику прокурора Верховного Суда СССР по Военной коллегии.

В конце 1920-х - первой половине 1930-х годов было принято значительное количество законодательных и иных нормативных правовых актов (прежде всего Постановлений ЦИК и СНК), в которых дополнительно регулировались вопросы, связанные с организацией и функционированием военно-судебных органов, в частности, значительно расширялся круг дел и лиц, подсудных военным трибуналам. Следует отметить следующие Постановления ЦИК и СНК СССР: от 18 сентября 1930 г. "О передаче в подсудность военных трибуналов всех дел о похищениях огнестрельного оружия, частей к нему и огневых припасов из складов и хранилищ РККА и военизированных охран и мест расположения воинских частей и частей военизированных охраны"; от 11 апреля 1934 г. "Об установлении подсудности военным трибуналам должностных преступлений начальствующего состава гражданского воздушного флота"; от 7 октября 1934 г. "О распространении Постановления ЦИК и СНК СССР от 11 апреля 1934 г. ... на работников воздушной службы Главного управления Северного морского пути при СНК Союза ССР" <4>.

<4> Сборник документов по истории советской военной юстиции. С. 279 - 280, 283 - 284, 285.

Наконец, необходимо упомянуть о Постановлении ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. "О рассмотрении дел о преступлениях, расследуемых Народным комиссариатом внутренних дел Союза ССР и его местными органами" <5>. Согласно ст. 2 названного Постановления расследованные НКВД СССР и его местными органами дела об измене Родине, о шпионаже, терроре, взрывах, поджогах и иных видах диверсий подлежали рассмотрению Военной коллегией Верховного Суда СССР и военными трибуналами округов по подсудности.

<5> СЗ СССР. 1934. N 36. Ст. 284.

В соответствии с названными законодательными актами военным трибуналам стали подсудны нижеследующие дела: 1) о совершении гражданскими лицами государственных преступлений (контрреволюционных и особо опасных преступлений против порядка управления), если эти деяния имели "своим предметом сведения военного характера"; 2) о преступлениях, направленных против установленного порядка несения службы, совершенных лицами военизированной охраны путей сообщения, предприятий и сооружений, имеющих особое государственное значение; 3) о похищении огнестрельного оружия, частей к нему, боеприпасов из складов и хранилищ Красной армии и военизированной охраны; 4) об измене Родине, шпионаже, терроре, взрывах, поджогах и других видах диверсий; 5) о совершенных военнослужащими убийствах гражданских лиц; 6) о должностных преступлениях начальствующего состава гражданского воздушного флота (а также работников воздушной службы Главного управления Северного морского пути); 7) о воинских, государственных должностных и имущественных преступлениях, совершенных лицами: оперативно-строевого и административно-хозяйственного состава милиции, исправительных учреждений; строевого и административно-хозяйственного состава военизированной и пожарной охраны; начальствующего и рядового состава частей тылового ополчения и трудовых частей, а также работниками Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН).

Анализ проблемы подсудности уголовных дел военным трибуналам в конце 1920 - первой половине 1930-х годов позволяет сделать вывод о том, что их деятельность была в основном направлена на борьбу с преступностью в армии и на флоте. В то же время очевидно, что их компетенция была слишком расширена как по предметному, территориальному, так и по субъектному признакам и вышла за рамки их специфических задач.

В Конституции СССР, утвержденной на VIII съезде Советов СССР 5 декабря 1936 г. <6>, напрямую о военных судах не упоминалось. Вместе с тем в ст. 102 Конституции 1936 г. в общем виде было сформулировано, что "правосудие в СССР осуществляется... специальными судами СССР...". Кроме того, в ст. 104 говорилось, что "на Верховный Суд СССР возлагается надзор за судебной деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик".

<6> Конституция Союза СССР и Конституции Советских Социалистических Республик. М., 1937. С. 7 - 25.

Значительно более подробно о военно-судебных органах было сказано в первом Законе "О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик", принятом на 2-й сессии Верховного Совета СССР 1-го созыва 16 августа 1938 г. <7>. В названном Законе организация и функционирование военно-судебных органов регламентировались в особой главе 6 "Специальные суды СССР" (ст. ст. 53 - 62). Согласно ст. 53 Закона о судоустройстве СССР к специальным судам СССР наряду с линейными судами железнодорожного транспорта и линейными судами водного транспорта были отнесены военные трибуналы.

<7> Ведомости Верховного Совета СССР. 1938. N 11.

По ст. 57 данного Закона военные трибуналы функционировали "при военных округах, фронтах и морских флотах", а также при армиях, корпусах, "иных воинских соединениях и военизированных учреждениях". Во второй половине 1930-х годов изменилось организационное подчинение военных трибуналов. Вместо Верховного Суда СССР функции судебного управления в отношении военно-судебных органов стал выполнять Народный комиссариат юстиции СССР, учрежденный Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 г. <8>. Уже согласно ст. 4 Положения о Народном комиссариате юстиции Союза ССР, утвержденного Постановлением ЦИК и СНК СССР от 8 декабря 1936 г. <9>, в структуре Наркомата образовывался Отдел судебных учреждений, в который входил Сектор специальных судов (военных и транспортных). Несколько позднее, в соответствии с Положением о Народном комиссариате юстиции Союза ССР от 15 июня 1939 г. в структуре Наркомата было создано Управление специальных судов, в составе которого выделялся Отдел военных трибуналов. Наконец, Постановлением СНК СССР от 13 июня 1940 г. "Об изменении Положения о Народном комиссариате юстиции Союза ССР" Управление специальными судами было преобразовано в Управление военных трибуналов и Отдел линейных судов <10>.

<8> СЗ СССР. 1936. N 40. Ст. 338. Об организации и полномочиях Наркомата юстиции СССР в конце 1930-х гг. подробнее см.: Министерство юстиции России за 200 лет (1802 - 2002): Историко-правовой очерк. М., 2002. С. 204 - 220.
<9> СЗ СССР. 1936. N 62. Ст. 455.
<10> Министерство юстиции России за двести лет. С. 218.

Последним законодательным актом, прямо касавшимся военно-судебных органов, принятым до Великой Отечественной войны, явился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1940 г. "Об изменении подсудности военных трибуналов" <11>. Согласно ст. 1 данного Указа к подсудности военных трибуналов были отнесены дела обо всех преступлениях военнослужащих и военнообязанных во время прохождения последними военных сборов, независимо от их квалификации по уголовному закону. С другой стороны, в соответствии со ст. 2 Указа из юрисдикции военных трибуналов были изъяты дела о преступлениях, совершенных работниками военизированных организаций, за исключением преступлений лиц строевого и административно-хозяйственного состава милиции и оперативного состава органов государственной безопасности НКВД, "направленных против установленного для них порядка несения службы".

<11> Ведомости Верховного Совета СССР. 1940. N 51.

Таким образом, в предвоенный период компетентность военно-судебных органов существенно расширена в связи с происходящими в стране и за ее пределами событиями. Очевидно, что это расширение было во многом неоправданно как по предметному, территориальному, так и по субъектному признакам и вышло за пределы нормального состояния, т.е. за рамки их специфических задач. В то же время необходимо отметить, что подавляющее большинство репрессий в стране носили внесудебный характер и к военному правосудию никакого отношения не имели. Основное направление деятельности военных трибуналов оставалось прежним и было направлено на борьбу с преступностью в армии и на флоте.