Мудрый Юрист

Правосудие в России в условиях судебной реформы *

<*> Fokov A.P. Justice in Russia in conditions of judicial reform.

Фоков А.П., главный редактор, доктор юридических наук, профессор.

Настоящая статья предлагает читателям ознакомиться с позицией автора о современной организации правосудия в условиях судебной реформы, предложенной Президентом РФ Д. Медведевым, в свете законопроектов, внесенных 4 и 5 января 2010 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Ключевые слова: правосудие, судебная реформа, Президент РФ, Государственная Дума, законопроекты "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", "Об арбитражных судах в Российской Федерации", ГПК, УПК.

The present article contains the author's position with regard to contemporary organization of justice in conditions of judicial reform proposed by D. Medvedev, President of the RF, in light of draft laws introduced January 4 and 5 2010 to the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation.

Key words: justice, judicial reform, President of the RF, State Duma, draft laws "On the Courts of General Jurisdiction in the Russian Federation", "On Arbitrazh Courts of the Russian Federation", Civil Procedure Code, Criminal Procedure Code.

Современное правосудие в России - это постоянный поиск оптимальной модели организации судебной власти, которая требует наличия научно обоснованных и качественно выверенных отечественной и зарубежной практикой законопроектов, обеспеченных волей к реформам политического руководства страны, органов государственной, исполнительной и законодательной власти, наконец, общественных (правозащитных) организаций и прежде всего российских граждан.

Неудивительно, что с принятием 23 октября 1996 г. Федерального конституционного закона Российской Федерации "О судебной системе Российской Федерации" появилась законодательная база для разработки и принятия многих новых законов и внесения изменений в действующее законодательство. Федеральным законом были решены наиболее важные для судов приоритеты: действующие суды были отнесены к федеральным (ст. 4); признано единство судебной системы Российской Федерации (ст. 3); определены суды субъектов Российской Федерации, в частности мировые суды (ст. 4); законодательно закреплены основные элементы судебной системы и органов, обеспечивающих их деятельность (ст. ст. 18 - 32); определен механизм финансирования судов (ст. 33).

В этих условиях невозможно было не предсказать дальнейшее развитие не только судебной системы в целом, но и судебных процедур, общественных институтов судебной власти, систему и качественное изменение подготовки кандидатов в судьи и многое другое.

Судебные реформы не возникают спонтанно, они получают свое развитие и надлежащее наполнение с учетом современных требований государства и общества в целом в условиях глобализации мирового пространства, создания совместных международных программ, обеспеченных надежным отечественным законодательством, максимально исключающим неправосудные решения в конфликтах граждан и юридических лиц, особенно в условиях мирового экономического кризиса.

На самом деле процесс обновления законодательства и продвижение судебных реформ в России - это классическое подтверждение страной незыблемости международных принципов справедливости осуществления правосудия в современном мире.

Подтверждением этому служит ратификация 14-го Протокола к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая обязательно сопровождается модернизацией судов общей юрисдикции. В противном случае, как полагает Председатель Конституционного Суда РФ В. Зорькин: "...Страсбург выступал бы не экстраординарной субсидиарной инстанцией наднационального характера, а в значительной степени заменял бы собой высшие национальные судебные инстанции" (Российская газета. 2009. N 18 (5097). 29 января).

Действительно, Россия единственная из 47 стран Европейского сообщества очень долго не спешила рассматривать вопрос упрощения процесса рассмотрения жалоб в Европейском суде по правам человека и ратификации 14-го Протокола, внесенного на рассмотрение в Государственную Думу еще в декабре 2006 г.

Тем не менее ратификация 14-го Протокола может способствовать и ратификации 6-го Протокола о запрете смертной казни в России, внесенного для рассмотрения Государственной Думой Президентом РФ еще в 1999 г. Более того, в 2009 г. Конституционный Суд РФ признал, что смертная казнь в России назначаться не может.

С нашей стороны полагаем, что вполне закономерно после этого Д. Медведев внес в Государственную Думу несколько законопроектов о реформировании судебной системы в России (Российская газета. 2010. N 1 (5080). 11 января).

В прошлом Д. Козак (руководитель рабочей группы, созданной Президентом РФ по реформированию судебной системы) в "Российской газете" и в интервью Б. Ямшанову вполне справедливо пояснил, что "реформирование судебной системы - это политическая задача. Осуществление внутренней политики за Президентом. Его решением была создана рабочая группа. Почему сами суды не занимаются судебной реформой? Я как раз считаю, что... судебная реформа не должна быть чисто ведомственной. Судебная реформа начиная с 1991 года твердо и неуклонно отстаивает механизмы независимости судебной власти. И подтверждением незыблемости этого принципа служит Федеральная целевая программа развития судебной системы, которая еще в 2006 году на развитие правовых механизмов независимости судей предусмотрела выделение 44 млрд. рублей" (www.rg.ru).

Таким образом, 5 января 2010 г. Д. Медведев внес в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов о судах общей юрисдикции в России и о внесении изменения в Федеральный конституционный закон об арбитражных судах в России.

Проекты Федеральных конституционных законов "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" и "О внесении изменения в статью 12 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" представлены на рассмотрение в соответствии с пунктом "г" статьи 84 Конституции Российской Федерации.

В пояснительной записке к проекту Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" Д. Медведев уточнил, что законопроект разработан во исполнение подпункта "а" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N Пр-2801 по итогам VII Всероссийского съезда судей.

Указанным подпунктом предусматривается разработка новой редакции федерального закона о судоустройстве в Российской Федерации, так как до настоящего времени вопросы судоустройства регулируются Законом РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР".

В этой связи образованная в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 20 мая 2008 г. N 279-рп рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации о судебной системе, проанализировав законодательство Российской Федерации о суде, а также приняв во внимание, что согласно статье 128 Конституции Российской Федерации полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом, пришла к выводу о необходимости разработки федерального конституционного закона, который устанавливал бы полномочия, порядок образования и деятельности судов общей юрисдикции. Указанное решение было принято рабочей группой также в связи с тем, что значительная часть положений, касающихся судоустройства в Российской Федерации, нашла отражение в Федеральных конституционных законах "О судебной системе Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации".

Законопроектом устанавливаются порядок формирования, состав и компетенция судов общей юрисдикции в Российской Федерации, за исключением военных судов и мировых судей, порядок формирования (создания) и компетенция которых устанавливаются иными законодательными актами.

В соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" законопроектом определяются порядок формирования, состав и компетенция Верховного Суда Российской Федерации, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также районных судов.

Проектом предусматривается учреждение процедуры апелляционного рассмотрения не вступивших в силу судебных решений, для чего в судах различного уровня предлагается создание апелляционных инстанций.

Так, взамен упраздняемой Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации предлагается создать Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, которая будет рассматривать в апелляционном порядке гражданские дела, дела об административных правонарушениях и уголовные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.

Пересмотр вступивших в силу судебных решений в кассационном и надзорном порядке предлагается возложить на Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации также предлагается наделить правом рассмотрения в апелляционном порядке не вступивших в силу судебных решений, принятых верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судом автономной области и судами автономных округов.

Пересмотр в апелляционном порядке не вступивших в силу решений районных судов, принятых ими в качестве судов первой инстанции, предлагается возложить на судебные коллегии верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов.

Время вступления в силу положений законопроекта, касающихся производства в апелляционных инстанциях, поставлено в зависимость от времени соответствующих федеральных законов, регулирующих порядок апелляционного судопроизводства по гражданским и уголовным делам.

По предложению Минфина России положения, касающиеся апелляционного производства по гражданским делам, вводятся в силу с 1 января 2012 г., по уголовным делам - с 1 января 2013 г.

Проект федерального закона, устанавливающий порядок рассмотрения гражданских дел в апелляционном порядке, представляется одновременно с законопроектом.

Законопроектом устанавливаются полномочия председателей федеральных судов общей юрисдикции и их заместителей, компетенция президиумов судов и судебных коллегий.

Предусматривается проведение совместных заседаний Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в связи с чем одновременно с законопроектом представляется проект федерального конституционного закона о внесении соответствующего изменения в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации".

Кроме того, согласно законопроекту в Верховном Суде Российской Федерации создаются органы судейского сообщества - общее собрание судей Верховного Суда Российской Федерации и Совет судей Верховного Суда Российской Федерации. Проект федерального закона о внесении соответствующего изменения в Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" представляется одновременно с законопроектом.

В пояснительной записке к проекту Федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" внесены уточнения о том, что дополняется пункт 4, согласно которому в случае необходимости могут проводиться совместные заседания Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Указанное изменение корреспондирует с проектом Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".

4 января 2010 г. Д. Медведев внес в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов о внесении изменений в законы о статусе судей в России и об органах судейского сообщества в России.

Проекты Федеральных законов "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и "О внесении изменений в статьи 3 и 11 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" внесены на рассмотрение в соответствии с пунктом "г" статьи 84 Конституции Российской Федерации.

В пояснительной записке к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" Д. Медведев уточнил, что в статью 16 предлагается внести изменения, направленные на устранение существующего противоречия между положениями статьи 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и пунктами 4 и 5 части первой статьи 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК).

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" мотивированное решение по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается соответствующей квалификационной коллегией судей после поступления представления председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и заключения судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления.

Однако согласно пунктам третьему и четвертому части первой статьи 448 УПК решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

Таким образом, особый порядок возбуждения уголовных дел в отношении судей и привлечения их в качестве обвиняемых по уголовным делам, закрепленный в статье 448 УПК, не предусматривает получения заключения судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления.

В целях устранения существующего противоречия проектом Федерального закона соответствующие положения из статьи 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предлагается исключить.

В пояснительной записке к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 11 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" Д. Медведев уточнил, что в статью 3 предлагается внести изменение, согласно которому в качестве органов судейского сообщества в Верховном Суде Российской Федерации будут формироваться общее собрание судей Верховного Суда Российской Федерации и Совет судей Верховного Суда Российской Федерации.

Указанное изменение корреспондирует с проектом Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", которым предусматривается создать в Верховном Суде Российской Федерации указанные органы судейского сообщества.

Изменением в статью 11 предлагается установить, что представителями Президента Российской Федерации в квалификационных коллегиях судей могут быть граждане Российской Федерации, состоящие на государственной службе Российской Федерации.

Внесение изменения обусловлено необходимостью уточнить требования, предъявляемые к кандидатам в представители Президента Российской Федерации в квалификационных коллегиях судей.

По информации Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации на создание апелляционных инстанций в судах общей юрисдикции потребуется увеличение численности судей на 1765 человек, а численности служащих в аппаратах судов - на 3671 человек. Федеральной казне придется дополнительно предусмотреть 4,4 миллиарда рублей на реализацию судебной реформы. В бюджете же на 2010 г. эти средства не предусмотрены, поэтому новации вступят в силу не раньше 2012 г. по гражданским делам, а по уголовным делам - не ранее 2013 г.

Автор отдает себе отчет в глубине и многоаспектности проблемы законодательного обеспечения оптимальной модели правосудия в современной России. Термин "судебная власть" получил официальное закрепление в пункте 13 одобренной 12 июня 1990 г. Съездом народных депутатов РСФСР Декларации "О государственном суверенитете РСФСР", в котором было провозглашено: "Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти", как важнейший принцип функционирования правового государства.

С наступлением 2010 г. Россия вступила в новую полосу эффективного развития судебной власти, и это неотделимо от общих проблем с необходимостью реформирования и укрепления иных правоохранительных органов с целью полновесной защиты прав и законных интересов гражданина и человека в условиях демократического общества.

Мы рассчитываем, что авторы журнала примут самое активное участие в обсуждение законопроектов, внесенных Президентом РФ Д. Медведевым, в обсуждении которых должна принять участие юридическая общественность, заинтересованная в решении проблем судебной власти.