Мудрый Юрист

Финансовое право и финансовый кризис *

<*> Nazarov V.N. Financial law and financial crisis.

Назаров В.Н., старший преподаватель кафедры налогового права ВГНА Минфина России, кандидат технических наук.

Статья "Финансовое право и финансовый кризис" посвящена исследованию некоторых вопросов финансового права, которые приобретают актуальность в связи с мировым финансовым кризисом и изучение которых поможет выработать практические подходы для укрепления финансовой системы. В работе с позиций финансового права рассмотрены вопросы о возможности применения финансово-правовых инструментов на финансовых рынках, финансово-правового регулирования инфляционных процессов, становления международного финансового права. В работе сделан вывод о том, что в рамках предмета российского финансового права целесообразно сгруппировать в единый раздел особенной части финансового права все институты, так или иначе отвечающие за формирование необходимой правовой базы для стабилизации национальной денежной системы.

Ключевые слова: мировой финансовый кризис, финансовое право, инфляция, финансовые рынки, ипотека.

The article "Financial Law and Financial Crisis" deals with the study of certain issues of financial law which acquire topicality in connection with the world financial crisis; this study will help to work out practice approaches to strengthening of financial system. The author considers the issues on the possibility of application of financial law instruments on financial markets, financial law regulation of inflation processes, and formation of international financial law. The author concludes that within the frames of the subject of Russian financial law it is feasible to group into a uniform section of special part of financial law al the institutes related to formation of necessary legal base for stabilization of national monetary system.

Key words: world financial crisis, financial law, inflation, financial markets, mortgage.

Несмотря на определенную справедливость доводов, что имеющий место общемировой кризис не следует называть финансовым, так как подлинные его причины связаны не с финансами, тем не менее, наиболее подходящее название для этого кризиса именно "финансовый". Ж. Сапир объясняет это тем, что кризис, который зародился в ипотечной индустрии США, стал постепенно превращаться в мировой кризис именно в связи с процессом секьюритизации и стал результатом глобального кризиса финансовой системы в связи с общим недоверием к сложным долговым инструментам, разработанным за последние десять лет в ходе этого процесса. Корни же кризиса лежат, по мнению Ж. Сапира, в чрезмерной кредитной экспансии, которая сложилась в США, а также в Великобритании, Испании и Ирландии <1>. Ж. Сапир также указывает и на то, что значительную роль в развитии кризиса сыграли многочисленные недостатки международной монетарной системы <2>.

<1> J. Sapir. Financial crisis // IPG. 2009. N 1. P. 27.
<2> J. Sapir. Financial crisis // IPG. 2009. N 1. P. 32.

Что касается России, то наша экономика и население в полной мере расплачиваются за негативные последствия этого кризиса, и поэтому тема кризиса имеет большой общественный резонанс.

Мировой кризис вновь существенно, но уже на международном уровне, обострил вопрос о масштабе вмешательства государства в рыночную экономику, в том числе в части регулирования банковского сектора и рынка ценных бумаг. Поэтому в течение последнего года тема преодоления финансового кризиса является основной как на встречах мировой политической элиты, так и во внутренней политике всех государств. Направления дискуссий и конкретные действия, предпринимаемые для преодоления кризиса, показывают, что можно выделить два наиболее принципиальных вопроса, так или иначе, непосредственно связанные с вопросами права. Это, во-первых, вопрос о роли и степени участия государства в регулировании национальной финансовой сферы в самых разных аспектах: кредитование, регулирование рынка ценных бумаг и банковского сектора, стандарты бухгалтерского учета и отчетности. А во-вторых, вопросы международного сотрудничества в различных сферах в связи с процессами, которые можно назвать формированием глобального финансово-экономического пространства и которые ставят по-новому вопрос о формировании международного финансового права.

Кризис, вот уже более года оказывающий первостепенное влияние на жизнь во всех уголках мира, несомненно, дал пищу для размышления и правоведам, специализирующимся в сфере финансового права. В связи с мировым финансовым кризисом в российском финансовом праве обострилась дискуссия по фундаментальным вопросам и внутри отдельных его разделов.

Так, Т.В. Конюхова <3>, анализируя действующее законодательство и программу мероприятий по преодолению кризиса, дает предложения по совершенствованию бюджетного законодательства, которые, по ее мнению, могли бы создать предпосылки для более равномерного распределения тяжести негативных явлений не только на население, но и на производителей и торговую сеть.

<3> Конюхова Т.В. Некоторые вопросы развития финансового права в условиях мирового экономического кризиса // Законодательство и экономика. 2009. N 9. (Ссылка приводится по тексту статьи, размещенному в СПС "КонсультантПлюс".)

В статье Т.А. Гусевой и Н.Г. Афониной <4> на основе анализа причин кризиса обосновывается концепция создания эмиссионного права.

<4> Гусева Т.А., Афонина Н.Г. Экономический кризис и финансовое право // Финансовое право. 2009. N 8. С. 9 - 11.

Несколько особняком стоит статья Н.М. Казанцева <5>, в которой финансовый кризис используется в качестве аргумента против наиболее распространенной в современном российском финансовом праве позиции, согласно которой финансовое право - это публично-правовая отрасль российского права.

<5> Казанцев Н.М. Принцип юрисдикции в развитии догматики финансового права // Журнал российского права. 2009. N 5. (Ссылка приводится по тексту статьи, размещенному в СПС "Гарант".)

Что касается анализа правового содержания социальных процессов, приведших к кризису, то, к сожалению, наука финансового права сегодня не может ответить на вопрос, является ли мировой кризис результатом недостаточного или неправильного правового регулирования именно финансовой сферы и являются ли отношения, породившие финансовый кризис, финансовыми правоотношениями, т.е. входящими в предмет финансового права вообще.

Сегодня в науке финансового права актуальным является изучение предлагаемых на международном уровне и реализуемых на внутригосударственном уровне мер, направленных на преодоление финансового кризиса и укрепление финансовой системы.

В России принципиальным вопросом, входящим в предмет российского финансового права, в связи с финансовым кризисом является вопрос формирования стабильной национальной денежной системы. Эта составляющая предмета финансового права приобретает первостепенное значение при наличии многочисленных недостатков международной монетарной системы, которые сыграли не последнюю роль в развитии кризиса, о чем было сказано выше.

Хотя, по-видимому, этот вопрос уже полностью нельзя решить в рамках национального права, а только при наличии правового регулирования на наднациональном уровне, тем не менее необходимо более четко решать текущие задачи защиты национальной денежной системы на уровне российского национального финансового права.

В связи с этим в рамках системы финансового права целесообразно выделить раздел (совокупность институтов особенной части финансового права), регулирующий отношения, направленные на формирование стабильной денежной системы в государстве. Этот раздел должен включать не только эмиссионное право, а также валютное регулирование и валютный контроль, регулирование правил функционирования банковской системы и системы расчетных отношений. По-видимому, в этот раздел должны войти также нормы, касающиеся регулирования финансовых рынков, которые обеспечивали бы защиту денежной системы от явлений, подобных тем, которые спровоцировали современный финансовый кризис.

Также в рамках финансового права необходимо изучить возможность применения финансово-правовых инструментов к ряду актуальных вопросов современной финансовой системы. В рамках современной финансовой системы, как национальной, так и международной, действуют оба механизма правового регулирования (и публично-правовой, и частноправовой), но в связи с финансовым кризисом и конкретными действиями правительств разных стран вопрос о границах применения публично-правового и частноправового регулирования, очевидно, подвергается ревизии. В связи с этим в рамках науки финансового права необходимо исследовать вопрос о границах применения финансово-правовых инструментов в финансовой системе в целом.

Рассмотрим, например, в чем финансовое право могло бы содействовать в регулировании финансовых рынков. Под финансовым рынком понимается совокупность рыночных форм торговли финансовыми активами: иностранной валютой, ценными бумагами, кредитами, депозитами, производными финансовыми инструментами. Понятие "финансовый рынок" включает в себя рынок денег и фондовый рынок или, иначе, рынок капиталов.

Изначально, по крайней мере, фондовые рынки возникли как источник средств для инвестирования, и, конечно, сегодня в принципе переход денег с финансовых рынков в реальный сектор экономики возможен, и можно представить, что часть денег с фондового рынка туда попадает. Но представляется, что сегодня денежные средства, обращающиеся на финансовых рынках, служат в основной массе для обеспечения функционирования самих финансовых рынков, и для своего существования финансовые рынки требуют все большего и большего количества денег, без шансов, что эти деньги будут эффективным элементом создания ВВП в процессе расширенного воспроизводства. И представляется невозможным, по крайней мере до ее опровержения в экономической науке, в рамках финансового права игнорировать марксову теорию денег как товара и всеобщего эквивалента, поскольку при создании реального прибавочного капитала деньги функционируют именно в таком виде.

Характер и цели объекта сделок - "игры" <6> - на финансовых рынках, на примере рынка акций, представляют собой борьбу за правомочия собственника, т.е. 1) дивиденды; 2) право на долю имущества; 3) право голоса при принятии решений собственниками. Как видно из правомочий собственника, при приобретении акций речи нет об инвестировании и даже о получении денег предприятием, кроме случая первичной эмиссии. Сделки по инвестированию заключаются не на финансовом рынке. Многочисленные примеры сегодняшнего дня говорят о том, что сделки с намерением инвестировать заключаются чаще всего за пределами финансовых рынков и, как правило, с участием и под гарантии государства, и это характерно не только для России. Причем это характерно не только для ситуации, возникшей в результате мирового финансового кризиса, но и в докризисный период, имеется много-много примеров, когда сделки, направленные на инвестирование, заключались не в результате обращения акций на финансовом рынке, а под давлением того или иного государства, и государство препятствовало свободному обороту акций, так как эти акции скупались бы не с целью инвестирования и восстановления производства, а с целью последующей продажи предприятия как имущественного комплекса по частям или с целью их продажи, когда стоимость этих акций возрастет после того, как реальный инвестор вложит в предприятие деньги.

<6> Термин, который используют сами участники финансовых рынков.

Финансовые рынки - это область, где деньги и другие финансовые инструменты рассматриваются только как товар, что полностью соответствует гражданско-правовому пониманию денег как вида имущества. Поэтому говорить об отношениях, складывающихся на финансовых рынках, как предмете финансового права нельзя.

Поэтому наиболее последовательной представляется позиция, согласно которой финансовый рынок должен быть предоставлен самому себе, и отвечать должны прежние и новые собственники, приобретающие акции на свой риск, профучастники и организаторы финансовых рынков, а задача государства - ограничить влияние состояния финансового рынка, в том числе с использованием инструментов средств финансового права, на другие составляющие экономики и денежную систему. В противоположность этой позиции все ведущие государства направили значительные суммы, полученные в виде налогов, на решение проблем как на самих финансовых рынках, так и в реальный сектор экономики, пострадавший в результате финансового кризиса, что следует рассматривать лишь как вопрос о выборе меньшего из зол.

Сегодня, хотя бы в силу того, что финансовый сектор придал внутреннему ипотечному кризису в США общемировой всепроникающий характер и породил проблемы в экономике, а не наоборот, можно говорить о том, что финансовый рынок не отражает или далеко не непосредственно отражает состояние реальной экономики. Основное правило финансовых рынков: деньги делают деньги. Можно добавить, что в этом случае "прибавочная стоимость" образуется без прохождения классического цикла товар - деньги - товар, т.е. фактически никакой прибавочной стоимости не образуется, а операции на финансовом рынке следует рассматривать как азартную игру со специфическими предметами: деньгами (не как цель, а как предмет игры), акциями и т.д. Представляется, что возможность получить прибавочную стоимость путем обмена денег на другие деньги или финансовые инструменты, без прохождения предпринимательских рисков, связанных с производством и реализацией товаров, а равно, выполнением работ и оказанием услуг отсутствует в принципе, а скорее, наоборот, финансовый рынок забирает деньги из реального сектора экономики.

Таким образом, финансовые рынки - это сфера торговли деньгами, сектор финансового бизнеса, предпринимательской деятельности, а точнее, вид азартной игры, регулирование которой должно осуществляться в рамках гражданских правоотношений.

И все же финансовое право, по-видимому, может найти применение в регулировании финансовой системы в части, относящейся к финансовым рынкам.

Во-первых, финансы (деньги и другие финансовые инструменты) имеют обязательно денежный измеритель, поэтому обеспечение стабильности денег в рамках финансового права будет способствовать стабильности и развитию финансовых рынков.

Во-вторых, финансовым рынкам необходима прозрачная система учета реального и гарантированного текущего "материального" содержания финансовых инструментов, продаваемых на финансовых рынках, основанная на денежной оценке.

В-третьих, возможно, на финансовых рынках необходимо внедрение определенных форм финансового контроля, в том значении, в каком финансовый контроль понимается в рамках финансового права. Данное обстоятельство имеет и определенное значение для самого финансового права, так как в этом случае можно говорить о том, что финансовый контроль выйдет за пределы собственно финансового права, что будет способствовать формированию финансового контроля как подотрасли финансового права и составной части особенной части финансового права, в противовес наиболее распространенной сегодня позиции, рассматривающей финансовый контроль как институт общей части финансового права <7>.

<7> Грачева Е.Ю. Финансовый контроль - подотрасль финансового права // Финансовое право. 2002. N 2. (Ссылка приводится по тексту статьи, размещенному в СПС "КонсультантПлюс".)

Следует отметить, что приоритетом должен быть именно поиск эффективных методов контроля за функционированием финансовых рынков, а не "механический" ответ на кризис в форме создания "регулирующего органа", эффективность деятельности которого без решения вопроса о методах контроля и двух других указанных обстоятельств не может быть обеспечена на уровне, необходимом для предотвращения серьезных кризисов в будущем.

Другой важный вопрос, который может быть и непосредственно не связан с финансовым кризисом, но имеет очень важное значение в экономическом и в социальном отношении для современной России, это инфляция, так как высокий на протяжении уже почти двух десятилетий уровень инфляции заметно усугубляет последствия кризиса и для экономики, и для населения. Кроме того, инфляция имеет самое непосредственное отношение к вопросу стабильности финансовой системы.

Исходным положением экономической теории для ответа на поставленный вопрос является то, что источниками инфляции могут быть как денежные, так и неденежные факторы.

К предмету ведения финансового права следует относить денежные факторы инфляции. Так, например, на уровень инфляции существенное влияние оказывает, например, величина ставки рефинансирования <8>. Ставка рефинансирования определяется как размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям. Установление той или иной величины ставки рефинансирования является финансовым правовым положением (актом).

<8> Казанцев Н.М. Принцип юрисдикции в развитии догматики финансового права // Журнал российского права. 2009. N 5. (Ссылка приводится по тексту статьи, размещенному в СПС "Гарант".)

Включение денежных факторов инфляции в предмет финансового права основано на том, что в финансовое право входит не только эмиссионное право, а в целом правовое регулирование деятельности государства, направленной на формирование стабильной финансовой системы в государстве.

Таким образом, категория инфляции имеет финансово-правовую составляющую. В связи с этим важно определить, в какой степени и какими правовыми средствами можно сформировать необходимую законодательную базу как основание проведения антиинфляционной политики в рамках предмета финансового права.

Сегодня правовые нормы, непосредственно касающиеся инфляции, закреплены в финансовом законодательстве в следующем виде.

В ст. 199 Бюджетного кодекса РФ <9> закреплено, что при утверждении основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период указываются прогнозируемый в соответствующем финансовом году объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции (потребительских цен) (декабрь к декабрю предыдущего года).

<9> Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3823 (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) (см. Собрание законодательства РФ. 30.04.2007. N 18. Ст. 2117).

В ст. 22 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России) <10> установлено, что Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.

<10> Собрание законодательства РФ. 15.07.2002. N 28. Ст. 2790.

Кроме того, к рассматриваемому вопросу имеет самое непосредственное отношение положение ст. 75 Конституции РФ, в котором закреплено, что защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти <11>.

<11> Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. N 4. Ст. 445.

Таким образом, основополагающие акты в сфере финансового права содержат правовые положения, позволяющие рассматривать инфляцию как публично-правовую категорию, по крайней мере, в определенной части, относимую к предмету финансового права.

В то же время значительная инфляция, характерная для современной России, которая даже сегодня, в условиях сокращения спроса, сохраняется на уровне 10%, позволяет ставить вопрос о том, что является причиной сложившейся ситуации. Чтобы определить эти причины, необходимо получить ответы на ряд вопросов: 1) достаточно ли существующих законодательных положений, чтобы проводить эффективную антиинфляционную политику; 2) выполняют ли уполномоченные органы государства, прежде всего Банк России, возложенную на них задачу защиты и устойчивости рубля; 3) какие действия, в том числе в части принятия новых законоположений, должны быть предприняты для изменения ситуации.

С учетом имеющегося нашего российского опыта <12> можно сказать, что первый шаг, который необходимо сделать в сфере законодательства в целях разработки эффективной правовой базы для борьбы с инфляцией, мог бы заключаться в изменении ст. 22 Закона о Банке России с целью полного запрета денежной эмиссии, направленной на покрытие дефицита федерального бюджета.

<12> Озеров И.Х. Основы финансовой науки. М.: ЮрИнфоР-Пресс, 2008. С. 493.

Дальнейшие шаги, направленные на реализацию эффективной антиинфляционной политики, защиту и обеспечение устойчивости рубля, в том числе возможные законодательные инициативы, направленные на формирование эффективного правового механизма, гарантирующего стабильность покупательной способности рубля как валюты Российской Федерации, сейчас определить не представляется возможным по следующей причине.

Уполномоченные органы государства не ведут в рамках установленных законом полномочий активной деятельности, направленной на снижение инфляции и защиту покупательной способности рубля. Такой вывод можно сделать из следующих фактов. В статье С.Р. Моисеева обосновывается вывод, что "...ставка рефинансирования с запаздыванием реагирует на инфляцию, скорее следуя за изменениями цен, нежели определяя ее. Все это говорит о том, что процентная политика Банка России носит адаптивный характер, иными словами, она не столько формирует ценовую динамику, сколько приспосабливается к изменяющимся внешним условиям" <13>.

<13> Моисеев С.Р. Правила денежно-кредитной политики // Финансы и кредит. 2008. С. 16.

Также тезис о том, что Банк России не проводит политику на стабилизацию рубля, подтверждается, например, словами министра финансов России А.Л. Кудрина, который, выступая 07.11.2009, сообщил в беседе с журналистами после заседания министров финансов и глав центробанков G20 в шотландском г. Сент-Эндрюсе, что Банк России не ведет никакой целенаправленной политики по укреплению курса рубля, а курс рубля определяется не действиями Банка России, а внешними обстоятельствами <14>.

<14> URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20091107230223.shtml.

В таких условиях, когда органы государства не ведут борьбу с инфляцией в пределах своих полномочий и не поднимают вопрос о недостаточности этих полномочий для проведения эффективной антиинфляционной политики, говорить о разработке новых законоположений преждевременно.

С целью определения публично-правового аспекта инфляции необходимо также обратить внимание еще на одно обстоятельство.

Экономистами инфляция определяется как кризисное состояние денежной системы, обусловленное диспропорциональностью развития общественного производства, проявляющееся, прежде всего, в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги, что ведет к перераспределению национального дохода в пользу определенных социальных групп <15>. В приведенном определении инфляции в качестве негативного ее проявления отмечается, что она приводит к перераспределению национального дохода в пользу определенных социальных групп. При определенных обстоятельствах конкретным таким выгодоприобретателем становится эмитент денежных знаков - государство в лице Российской Федерации. В связи с этим публично-правовое содержание инфляции как эмиссии не обеспеченной товарами денежной массы, направленной на покрытие дефицита бюджета, заключается в том, что такую эмиссию следует рассматривать как форму обложения частной собственности (имущества), а также собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований, находящейся (хранящейся) в текущий момент в форме денежных средств. При этом такое обложение не основано на полноценном правовом регулировании, и его необходимо рассматривать как дополнительное обложение к взиманию налогов.

<15> Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2002. С. 518.

Еще один вопрос, который требует изучения в науке финансового права в связи с мировым финансовым кризисом, - это становление международного финансового права.

Активная деятельность ведущих мировых государств, прежде всего в рамках G20 <16>, является подтверждением необходимости более явного признания международного финансового права как составной части международного права. Подтверждением этого может служить то, что решения, принятые в рамках G20 о совместных действиях, направленных на противодействие негативному воздействию на финансовую систему "налоговых гаваней" или по вопросу о стандартах бухгалтерского учета и отчетности <17>, относятся к сфере финансового права. Справедливым для становления международного финансового права остается и сделанный выше вывод о возможности применения финансового контроля как раздела финансового права для контроля на финансовых рынках.

<16> URL: http://www.g20.org.
<17> Вопрос о принадлежности бухгалтерского учета к предмету финансового права является дискуссионным.

В части становления международного налогового права как части международного финансового права, кроме того, что участники лондонской встречи G20 договорились о введении с марта 2010 г. санкций против "налоговых гаваней", что уже сегодня приносит конкретные результаты в сфере противодействия уклонению от уплаты налогов, обращает на себя внимание предложение премьер-министра Великобритании Г. Брауна о введении международного налога на банковские операции (global tax on banks) <18>.

<18> URL: http://www.ft.com/cms/s/0/594673f2-cba8-11de-924d-00144feabdc0.html?nclick_check=1.

Таким образом, финансовый кризис дает большой стимул для активного изучения в рамках финансового права направлений, которым в науке до настоящего времени не уделялось сколько-нибудь заметного внимания.