Мудрый Юрист

Отдельные вопросы превенции нарушения законодательства о налогах и сборах * м.н. Кобзарь-фролова

<*> Kobzar'-Frolova M.N. Certain issues of prevention of violation of legislation on taxes and charges.

Кобзарь-Фролова М.Н., доцент кафедры финансового и налогового права ВГНА Минфина России, кандидат юридических наук.

Термин "превенция" широко применяется в криминологии и предполагает предупреждение преступлений. Автор статьи утверждает, что данный термин может быть применим и к финансово-правовым (налоговым) и административным правоотношениям, говорит о целях превенции.

Ключевые слова: превенция, налоги, правонарушение, преступление, предупреждение, выявление, деликтность, деятельность, проверки, ФНС России.

The term "prevention" is widely used in criminology and presupposes prevention of crimes. The author of the article states that the said term might be applied to financial law (tax) and administrative legal relations writes about the aims of prevention.

Key words: prevention, taxes, violation, crime, prevention, detection, delictness, activity, audits, Federal Tax Service of the RF.

Термин "превенция" не распространен и не закреплен в российском законодательстве, однако широко используется и применяется учеными-криминологами и теоретиками уголовного права.

В английском языке prevent <1> означает "предотвращать, предохранять, предупреждать, не допускать, оберегать". Соответственно prevention (сущ.) - "предотвращение, предохранение, предупреждение".

<1> URL: http://www.slovari/Academic.ru//Словари на Академке.

Термин "превенция" в праве используется для обозначения системы мер, направленных на предупреждение преступлений. Превенция - это: 1) совокупность мероприятий, содействующих устранению причин для совершения преступлений; 2) действие уголовного наказания в борьбе с преступлением <2>.

<2> Толковый словарь русского языка / Под ред. Т.Ф. Ефремовой. М.: Русский язык, 2000.

Длительное время существовало мнение о том, что термин "превенция" не может быть применим к финансово-правовым (налогово-правовым) и административным отношениям, поскольку носит ярко выраженный уголовно-правовой характер. Позволим себе не согласиться с данным утверждением.

После вступления в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях термин "превенция" стал широко применяться теоретиками финансового и административного права: Н.В. Витруком, Л.Г. Востриковой, А.Н. Козыриным, Л.Л. Поповым, Н.Г. Салищевой, А.А. Ялбулгановым и другими в отношении целей налогового и административного наказания и ответственности.

Административное наказание преследует цель предупреждения (превенции), которая по большей части характерна для административно-предупредительных мер. Данная правовая ситуация вполне допустима с точки зрения степени определенности и реальности постановки самой цели. Целями административного наказания являются: предупреждение совершения новых правонарушений как правонарушителями (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция) <3>. Аналогичной точки зрения придерживается коллектив авторов, издавший комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях под редакцией Н.Г. Салищевой: "Содержанием целей административных наказаний является соблюдение установленного правопорядка и обеспечение правомерного поведения граждан и юридических лиц. С помощью административных наказаний осуществляются цели общего и специального предупреждения правонарушений (общая и частная превенция)" <4>.

<3> Максимов И.В. Административные наказания. М.: Норма, 2009. С. 93.
<4> Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / Под ред. Н.Г. Салищевой. М.: Проспект, 2009. С. 27.

КоАП РФ сохраняет преемственность в вопросах превенции и в ч. 1 ст. 3.1 закрепляет цели административных наказаний. Частная превенция (специальное предупреждение) заключается в таком воздействии административного наказания на правонарушителя, когда он в будущем не будет побуждаем к совершению новых правонарушений, хотя бы из-за страха перед самим наказанием. Отсюда очевидно, что специальная превенция представляет собой предупреждение нового правонарушения со стороны лица, уже привлеченного либо привлекавшегося к административной ответственности. Поэтому частное предупреждение желает показать правонарушителю, что за его противоправное поведение он в обязательном и незамедлительном порядке будет наказан <5>.

<5> Максимов И.В. Указ. соч. С. 91.

Общая превенция (общее предупреждение) представляет собой предупреждение правонарушений со стороны других лиц, склонных к совершению правонарушений (неустойчивых, незаконопослушных граждан), которых от совершения правонарушений удерживает реальное административное наказание конкретного правонарушителя. Устрашение административным наказанием сохраняется в угрозе лишения человека каких-либо благ: свободы, определенного образа жизни, к которому он привык; отрыва от работы; материальных потерь и т.д. <6>.

<6> Максимов И.В. Указ. соч. С. 92.

А.А. Ялбулганов поясняет: "В соответствии с п. 2 ст. 114 НК РФ налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ. Применение штрафных санкций выступает в качестве основного способа карательного воздействия налоговой ответственности, имеющего своей целью не только наказание виновного лица, но и предупреждение налоговых правонарушений (общая и частная превенция)" <7>.

<7> Налоговое право России в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. А.А. Ялбулганова. М.: Юстицинформ, 2007. С. 146.

Широкое применение теоретиками права, специалистами, консультантами, экспертами термина "превенция" повлекло за собой его применение в разъяснениях Конституционного Суда Российской Федерации и использование в практике арбитражных судов Российской Федерации. Например, в Определении Конституционного Суда РФ от 16 января 2009 г. N 146-О-О указано: "Закрепленная в пункте 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации санкция направлена, среди прочего, на обеспечение эффективной превенции правонарушений в сфере налогового контроля" <8>.

<8> Определение КС РФ от 16 января 2009 г. N 146-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Амирова Анвара Каримовича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации" (документ опубликован не был).

В Определении Конституционного Суда РФ от 12 мая 2005 г. N 186-О отмечено: "Положение части 2 статьи 16.2 КоАП Российской Федерации о мерах наказания за совершение предусмотренного в ней правонарушения, как следует из приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства предполагает, что при назначении мер наказания за предусмотренное в данной статье правонарушение должен соблюдаться принцип соразмерности. Оно не может рассматриваться как влекущее нарушение конституционных прав и свобод, поскольку направлено на обеспечение превенции в сфере особо охраняемых государством таможенных отношений и предоставляет правоприменителю право с учетом всех обстоятельств дела назначить наказание, соразмерное правонарушению" <9>.

<9> Определение КС РФ от 12 мая 2005 г. N 186-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Нойзидлер Сыктывкар" на нарушение конституционных прав и свобод частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. N 6.

Соответственно в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28 декабря 2006 г. по делу N А26-5806/2006-215: "...характер и степень общественной опасности конкретного деяния не позволяют говорить о наличии оснований для привлечения заявителя к административной ответственности. Напротив, привлечение общества к административной ответственности (с учетом нижнего предела санкции части 6 статьи 15.25 КоАП РФ) означало бы неполную реализацию ее принципов и умаление ее целей. Справедливость и целесообразность юридической ответственности не были бы соблюдены, а достижение частной превенции не могло бы рассматриваться как безусловное, поскольку предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем во многом обусловлено адекватностью санкций, ранее к нему примененных" <10>.

<10> Документ опубликован не был.

В основе позиции Европейского суда по правам человека лежат положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод: цели превенции не должны выходить за рамки правовой нормы, требования которой нарушены, а возмещения сочетаются с целями наказания и могут рассматриваться как составные части самого понятия наказания <11>.

<11> Информация о Постановлении ЕСПЧ от 17 декабря 2004 г. по делу "Кумпэнэ и Мазере (Cumpana и Mazare) против Румынии" (жалоба N 33348/96). По делу ставится вопрос о непропорциональности санкций, наложенных на журналистов за клевету в адрес государственного должностного лица. По делу допущено нарушение требований статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод // Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2005. N 5.

Следует отметить, что К. Маркс в одном из своих совместных сочинений с Ф. Энгельсом указывает на то обстоятельство, что долг законодателя "не превращать в преступление то, что имеет характер проступка...", потому что такая квалификация "...решает тысячи человеческих судеб и определяет нравственную физиологию общества" <12>.

<12> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 56.

Частная и общая превенция представляют собой потенциал принудительного воздействия, который может эффективно выражать силу его убеждения <13>.

<13> Максимов И.В. Указ. соч.

В условиях мирового экономического кризиса существенным образом снизились поступления от налогов в бюджет государства и государственные внебюджетные фонды.

Правительством РФ уделяется большое внимание не только вопросам своевременного и полного поступления в бюджет налогов и сборов, но и предупреждению нарушений законодательства о налогах и сборах. Так, например, принятием такого документа, как "Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" <14>, Правительством РФ взят курс не только на поддержание российского предпринимателя, но и превенцию правонарушений в сфере налогов и сборов.

<14> Примечание: Одобрено Правительством РФ 25 мая 2009 г. (документ опубликован не был).

Предупредительную деятельность в сфере налогов и сборов осуществляют специально уполномоченные на то органы исполнительной власти, в числе которых Федеральная налоговая служба Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная таможенная служба Российской Федерации.

В соответствии с Положением от 30 сентября 2004 г. N 506 "О Федеральной налоговой службе Российской Федерации" <15>, Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

<15> Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961.

Согласно п. 6.6 указанного Положения с целью реализации полномочий, предоставленных налоговым органам, ФНС России имеет право: применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 82 Налогового кодекса РФ "налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном" Налоговым кодексом РФ.

А.А. Ялбулганов, основываясь на дефиниции ст. 82 НК РФ, с позиции научной доктрины определяет налоговый контроль как процессуальное действие налоговых органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов) <16>. Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится посредством: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); в иных формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

<16> Налоговый контроль: Научно-практический комментарий положений законодательства о налогах и сборах с обзором судебной практики / Под ред. А.А. Ялбулганова // Подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2007.

Сущность налогового контроля проявляется в том, что при его проведении проверяется соблюдение налогоплательщиками (плательщиками сбора) налоговыми агентами норм налогового законодательства. Тем самым осуществляется выявление, пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также предупреждение более серьезных нарушений правовой нормы в рамках выявленного нарушения и предупреждение новых нарушений (общая превенция). При выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах виновные лица привлекаются к налоговой (административной) ответственности (частная превенция).

В Концепции системы планирования выездных налоговых проверок <17> закреплено: "...основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должно одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых:

<17> Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" (ред. от 14 октября 2008 г.) // Экономика и жизнь. 2007. N 23. Июнь.

выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;

предупреждение налоговых правонарушений".

Согласно положениям ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. Налоговый контроль в России обеспечивают более 163 тыс. работников территориальных органов ФНС России. По этим же данным, в год проводится примерно 600 тыс. проверок юридических лиц и 400 тыс. проверок граждан и индивидуальных предпринимателей <18>.

<18> Соловьев И.Н. Налоговые преступления и преступность. М.: Изд-во "ЭКЗАМЕН", 2006. С. 179.

Следовательно, основным органом, ежедневно осуществляющим деятельность по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений законодательства о налогах и сборах, является Федеральная налоговая служба Российской Федерации и ее должностные лица.

Все нарушения законодательства о налогах и сборах подразделяются на три основных вида: собственно налоговые правонарушения; нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административного правонарушения (налоговые проступки), нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки преступления (налоговые преступления) <19>. Соответственно, мы говорим о трех видах юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах, собственно - налоговой (как разновидности финансовой), административной и уголовной.

<19> Кучеров И.И., Соловьев И.Н. Уголовная ответственность за налоговые преступления. М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2004. С. 13 - 14.

В совокупности все виды нарушений законодательства о налогах и сборах образуют понятие "налоговая деликтность". Под налоговой деликтностью мы понимаем совокупность всех деяний, запрещенных действующим законодательством о налогах и сборах, совершаемых в государстве, отдельном регионе, городе, за определенный отрезок времени <20>.

<20> См., напр.: Кобзарь-Фролова М.Н. Теоретические и прикладные основы налоговой деликтологии: Монография. М.: ВГНА, 2009.

Следовательно, говоря о превенции нарушений законодательства о налогах и сборах, нужно говорить: о превенции собственно налоговых правонарушений; превенции нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения; превенции нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления (налоговые преступления).

Налоговые преступления относятся к категории особо опасных и вредных для общества и посягают на финансовую стабильность и экономическую безопасность государства, они запрещены Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Это ст. ст. 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ. Налоговые правонарушения не являются согласно положениям НК РФ общественно опасными, однако также посягают на финансовую стабильность и экономическую безопасность государства. Поэтому предупреждать, пресекать налоговые правонарушения, выявлять лиц, виновных в нарушении норм законодательства о налогах и сборах, привлекать виновных к ответственности не менее важно, тем более в современном, кризисном этапе развития общества. Сопоставляя преступление, правонарушение и проступок, Н.И. Матузов, А.В. Малько приходят к выводу о том, что границы, разделяющие уголовно наказуемые деяния и проступки, условны, подвижны, они могут меняться вместе с изменениями условий <21>. Коллектив авторов под руководством А.С. Пиголкина утверждает: "Отнесение того или иного деяния к преступлению или проступку во многом зависит от того, насколько большой вред усмотрел законодатель в том или ином варианте поведения...". Правонарушения "не являются общественно опасными деяниями, хотя, безусловно, наносят вред охраняемым правом общественным отношениям" <22>. Рассуждая об общественной вредности административных (в том числе нарушений административного законодательства в области финансов, налогов и сборов) правонарушений, Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов обращают внимание на то, что необходимо в каждом конкретном случае выяснять обстоятельства: нарушают ли в своей совокупности в определенной исторической обстановке такие деяния условия существования данного общества <23>.

<21> Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. С. 205 - 206; См. также: Кобзарь-Фролова М.Н. Теоретические и прикладные основы предупреждения налоговой деликтности: Монография. М., 2009.
<22> Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.С. Пиголкина. М.: ОАО "Издательский Дом "Городец", 2003. С. 164.
<23> Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2004. С. 491.

На этом основании мы делаем вывод о том, что неубедительными выглядят и могут быть опровергнуты доводы отдельных ученых о том, что термин "превенция" может быть применим исключительно к отношениям в рамках уголовно-правовых отношений. Зачастую от правонарушения до преступления только один шаг.

В этой связи заслуживает внимания мнение И.И. Кучерова <24> о том, что общность задач, выполняемых налоговыми органами и органами внутренних дел по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений законодательства о налогах и сборах, обусловливает необходимость их взаимодействия и обмена информацией, с целью предотвратить деструктивные явления в области финансов, налогов и сборов, связанные с неисполнением (недолжным исполнением) налоговой обязанности.

<24> См.: Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: Центр "ЮрИнфоР", 2006. С. 303.

Предупреждение в теории права есть комплекс мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными на то субъектами исполнительной власти с целью недопущения противоправных явлений, формирования у граждан сознания действовать в рамках правовой нормы. Предупреждение есть универсальная мера государственного управления, посредством которой осуществляется правовое воздействие на волю, сознание, поведение людей в любой сфере деятельности, в том числе в сфере налоговых правоотношений. С помощью средств предупредительной деятельности регулируется и стимулируется должное поведение участников отношений <25>.

<25> Кобзарь-Фролова М.Н. Направления предупредительной деятельности в налоговой сфере // Налоги и налогообложение. 2008. N 5.

Предупреждение правонарушений и преступлений в сфере налогов и сборов неразрывно связано с последовательным осуществлением принципа законности и обеспечивается всесторонним правовым регулированием (общая превенция). Предупреждение налоговых правонарушений предполагает, с одной стороны, защиту интересов государства и общества в целом от нестабильности в сфере экономики, с другой - стабильность функционирования бюджетной системы. Как известно, поступления от налогов составляют весомую часть в бюджете Российского государства. В этой связи разработка мер предупредительного характера, направленных на предотвращение (нейтрализацию) нарушений законодательства о налогах и сборах, изучение опыта, накопленного правоохранительными органами по применению мер не только карательного, но и профилактического характера, является насущной необходимостью.

Стимулируя социально-нравственное, позитивное поведение личности, противодействуя факторам, влияющим негативно на ее формирование, правовые предписания обеспечивают и оптимальное осуществление предупредительной деятельности, определяя задачи и меры этой деятельности, порядок, формы и методы ее осуществления, закрепляют функции субъектов предупредительной деятельности, осуществляют координацию и взаимодействие между субъектами. Предупредительная деятельность должна быть обеспечена, с одной стороны, мерами ответственности должностных лиц при исполнении ими своих обязанностей за строгое соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций, подпадающих под сферу предупредительной (профилактической) деятельности, с другой - мерами государственного принуждения к лицам с девиантным поведением (частная превенция).

Предупреждение налоговых правонарушений представляет собой сложный, постоянно совершенствующийся и обновляющийся комплекс разнообразных мер предупреждающего воздействия, оказывающих правовое воздействие на волю и сознание налогоплательщика (плательщика сборов). Предупреждение налоговых правонарушений направлено также на предотвращение совершения новых правонарушений, предотвращение совершения налоговых преступлений.

Предупредительная деятельность есть комплекс мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными на то субъектами исполнительной власти с целью недопущения противоправных явлений, формирования у граждан сознания действовать в рамках правовой нормы.

Важным элементом предупреждения является его цель. Знание того, на что именно ориентирована предупредительная деятельность, безусловно, необходимо, так как позволяет осуществлять осмысленную целенаправленную борьбу <26>. По мнению И.И. Кучерова, общей целью предупреждения совершения налоговых правонарушений является достижение и последующее сохранение тенденции к их сокращению. Предупредительные меры осуществляются в первую очередь в профилактических целях, т.е. имеют профилактическую направленность <27>.

<26> См.: Кучеров И.И. Налоги и криминал (историко-правовой анализ). М., 2000. С. 262.
<27> См., напр.: Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России. М.: Проспект, 2006. С. 26.

Развитие правового регулирования предупредительной деятельности необходимо как для совершенствования ее системы, программно-целевого подхода к разработке и применению предупредительных мер, обеспечения соответствия задач и возможностей субъектов предупредительной и профилактической деятельности, так и для последовательной охраны прав и законных интересов граждан и организаций.

Многосторонняя деятельность по предупреждению налоговой деликтности выражает сущность потребностей общества на современном этапе его развития. Она не может быть стихийной, произвольно-самотечной, а должна быть плановой и обеспечена надлежащим правовым регулированием со стороны государства.

Подводя итог нашим рассуждениям, мы делаем вывод о том, что термин "превенция" нарушений законодательства о налогах и сборах может быть применим как в рамках финансово-правовых (налоговых) отношений, так и в рамках административных отношений.

Превенция нарушений законодательства о налогах и сборах осуществляется с целью нейтрализации налоговой деликтности и увеличения поступлений налогов и сборов в бюджет государства и государственные внебюджетные фонды. Достижение этих целей возможно посредством: гармонизации налоговых отношений, правовой регламентации предупредительных мер, использования средств убеждения (профилактика, пропаганда, обучение, критика и др.), изучения международного опыта предупредительной работы и др. <28>.

<28> См. подробнее: Кобзарь-Фролова М.Н. Теоретические и прикладные основы предупреждения налоговой деликтности: Монография. М., 2009.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961.
  6. Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" (ред. от 14 октября 2008) // Экономика и жизнь. 2007. N 23. Июнь.
  7. Определение Конституционного Суда РФ от 16 января 2009 г. N 146-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Амирова Анвара Каримовича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации" (документ опубликован не был).
  8. Определение Конституционного Суда РФ от 12 мая 2005 г. N 186-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Нойзидлер Сыктывкар" на нарушение конституционных прав и свобод частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // Вестник Конституционного Суда РФ. N 6. 2005.
  9. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 декабря 2006 г. по делу N А26-5806/2006-215 (документ опубликован не был).
  10. Информация о Постановлении ЕСПЧ от 17 декабря 2004 г. по делу "Кумпэнэ и Мазере (Cumpana и Mazare) против Румынии" (жалоба N 33348/96) // Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2005. N 5.
  11. "Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов". Одобрены Правительством РФ 25 мая 2009 г. (документ опубликован не был).
  12. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2004.
  13. Кобзарь-Фролова М.Н. Направления предупредительной деятельности в налоговой сфере // Налоги и налогообложение. 2008. N 5.
  14. Кобзарь-Фролова М.Н. Теоретические и прикладные основы налоговой деликтологии: Монография. М.: ВГНА, 2009.
  15. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / Под ред. Н.Г. Салищевой. М.: Проспект, 2009.
  16. Кучеров И.И. Налоги и криминал (историко-правовой анализ). М., 2000.
  17. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: Центр "ЮрИнфоР", 2006.
  18. Кучеров И.И., Соловьев И.Н. Уголовная ответственность за налоговые преступления. М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2004.
  19. Максимов И.В. Административные наказания. М.: Норма, 2009.
  20. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13.
  21. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004.
  22. Налоговое право России в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. А.А. Ялбулганова. М.: Юстицинформ, 2007.
  23. Налоговый контроль: Научно-практический комментарий положений законодательства о налогах и сборах с обзором судебной практики / Под ред. А.А. Ялбулганова // Подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2007.
  24. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России. М.: Проспект, 2006.
  25. Соловьев И.Н. Налоговые преступления и преступность. М.: Изд-во "ЭКЗАМЕН", 2006.
  26. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.С. Пиголкина. М.: ОАО "Издательский Дом "Городец", 2003.
  27. Толковый словарь русского языка / Под ред. Т.Ф. Ефремовой. М.: Русский язык, 2000.
  28. URL: http://www.slovari/Academic.ru//Словари на Академке.
  29. Правовая база "КонсультантПлюс".