Мудрый Юрист

Противодействие легализации автотранспортных средств, похищенных за рубежом

Е. Малышенко, старший прокурор Главного управления по надзору за процессуальной деятельностью органов прокуратуры, МВД, ФСКН, ФТС и юстиции Генеральной прокуратуры РФ, заслуженный юрист Российской Федерации.

С каждым годом автомобильный парк нашей страны существенно увеличивается, в том числе за счет автомобилей, похищенных за рубежом. В то же время крайне редки случаи привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом таких транспортных средств. Уголовные дела возбуждаются в основном в отношении сотрудников подразделений обеспечения безопасности дорожного движения (ОБДД) за совершение действий, связанных с незаконной государственной регистрацией таких автомототранспортных средств (АМТС), а также сотрудников таможенных органов - за пособничество в контрабандном перемещении на территорию России похищенного автотранспорта или проявленную халатность.

От такой практики страдают в первую очередь законопослушные граждане, которые при заключении в установленном порядке сделки купли-продажи машины ведать не ведали, что она похищена за рубежом. Об этом, а также о том, что автомобиль объявлен иностранным государством в международный розыск, новые владельцы узнают позже от сотрудника подразделения ОБДД, остановившего машину и проверившего ее идентификационный номер по базе данных Интерпола. А далее для российского гражданина начинается нервотрепка, связанная с угрозой запрета эксплуатации транспортного средства на территории России и его изъятия для возврата иностранному законному владельцу.

Налицо ситуация, способствующая мздоимству нечистоплотных сотрудников подразделений ОБДД, так как зачастую новый владелец похищенной иномарки не знает, что:

В соответствии с ч. 2 ст. 35 Конституции не вполне законными выглядят требования по запрету собственнику пользоваться своим имуществом - в данном случае автомобилем, если он технически пригоден к эксплуатации. По той же причине, на мой взгляд, любое АМТС должно быть зарегистрировано и поставлено на учет, если его владельцем предъявлены в соответствующий государственный регистрационно-учетный орган подлинные и законно выданные правоустанавливающие документы.

Поэтому в подобной ситуации стороны зачастую расстаются на взаимовыгодных условиях, после чего владелец перепродает "иномарку" и в лице ее нового владельца для сотрудников подразделений ОБДД появляется новая "дойная корова". И так до бесконечности.

Чтобы ликвидировать условия для такой "бесконечности" и обеспечить соблюдение конституционных прав граждан, целесообразно:

Считаю возможным использовать опыт Украины, где при выявлении автомототранспортного средства, похищенного за рубежом, новый владелец которого предъявил подлинные и законно выданные ему правоустанавливающие документы, эксплуатация этого АМТС не запрещается, а в регистрационных документах на транспортное средство проставляется отметка о том, что оно находится в международном розыске. Таким образом, если это средство будет перепродано, то новый владелец, приобретая его, будет знать, что его права собственности могут быть в последующем нарушены (в судебном порядке по иску иностранного владельца). Такой порядок должен резко сократить поставку в Россию автотранспорта, похищенного за рубежом, а также его покупательский спрос.

Тем не менее остается открытым вопрос: в чем же причины столь неудовлетворительной борьбы с незаконным оборотом автотранспортных средств, похищенных за рубежом?

Если ответить, что причина кроется в нежелании сотрудников органов внутренних дел и таможенных органов активно работать в этом направлении, то, несмотря на правдивость такого ответа, он будет неполным.

Результаты обобщений данных прокурорского надзора показывают, что основная причина - незнание сотрудниками уголовного розыска, ОБДД и иных подразделений органов внутренних дел своих обязанностей, а точнее - действий, которые необходимо предпринять при выявлении на территории России автомототранспортного средства, похищенного за рубежом (за исключением того, что об этом необходимо сообщить в Национальное центральное бюро Интерпола). По их мнению, поскольку относительно этого АМТС совершено лишь одно преступление, да и то на территории иностранного государства, постольку осуществлять оперативно-розыскные и иные мероприятия они могут лишь при поступлении соответствующего запроса компетентного органа иностранного государства, расследующего уголовное дело о хищении "иномарки".

Такая позиция ошибочна. На практике она приводит не только к бездеятельности, но и к укрытию от регистрации и учета преступлений, которые совершены с автотранспортом на территории нашей страны после его хищения за рубежом.

По данным правоохранительных органов иностранных государств, российские граждане очень редко участвуют в непосредственном хищении автотранспортных средств. В основном они стараются купить по максимально дешевой стоимости "иномарку", зная или догадываясь, что она похищена либо с ней совершено так называемое страховое мошенничество, поскольку при продаже российские покупатели предупреждаются о необходимости в кратчайший срок вывезти из иностранного государства автомобиль. Иногда такие машины покупаются вместе с подложными документами.

Нередки случаи, когда наши соотечественники, въехавшие в чужую страну на машине, зарегистрированной в России, покупают похищенный автомобиль такой же марки. После этого переставляют на него российский государственный номер и вывозят через таможенный пост, который ранее использовался для выезда из России, предъявляя сотрудникам таможни документы на машину, фактически временно оставленную ими в иностранном государстве. Такому способу контрабандного ввоза похищенного автотранспорта способствует то, что российские таможенники не всегда сличают, в том числе и по корыстным мотивам, идентификационные номера перемещаемого автомобиля с данными, указанными в документах на АМТС, а также не знают (и не имеют образцов) правоустанавливающих документов на машины, оформляемые в иностранных государствах.

Кроме того, для вывоза российскими покупателями похищенных автомобилей иногда используются автофургоны и контейнеры, которые также не всегда проверяются на таможенной границе России. Случаи выявления рассматриваемого вида контрабанды очень редки и в основном связаны с задержанием перевозчиков непосредственно на таможенной границе. Если же похищенная в другом государстве машина была выявлена сотрудниками органов внутренних дел, то никакой работы по выявлению ими признаков контрабандного ее перемещения на территорию России не ведется.

Крайне редко ведется работа и по проверке правоустанавливающих документов, послуживших основанием для первичной государственной регистрации (учета) такого АМТС в России, с целью установления признаков их подделки и использования, а также легализации (отмывания) доходов, полученных иными лицами преступным путем.

Поэтому, в случае полного совпадения идентификационного номера обнаруженного АМТС с номером находящегося в международном розыске транспортного средства органу внутренних дел, на территории обслуживания которого выявлено такое транспортное средство, следует осуществить оперативную проверку в порядке, установленном Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности". При этом проверка должна быть направлена на установление:

Если уничтоженный идентификационный номер АМТС, похищенного за рубежом и обнаруженного в России, был восстановлен в результате экспертного исследования, должны быть приняты меры по установлению признаков преступления, предусмотренного ст. 326 УК.

Результаты прокурорского надзора за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью российских правоохранительных органов в сфере международного сотрудничества в борьбе с хищениями автотранспортных средств показывают, что существуют условия, способствующие беспрепятственной легализации в России автотранспортных средств, похищенных за рубежом.

Так, приобретя похищенную "иномарку" на территории другого государства, российские граждане в максимально короткий срок перегоняют ее в Россию, где по подложным документам регистрируют (легализуют) ее в подразделениях ОБДД, а затем перепродают через подставных лиц. Как правило, иностранные государства объявляют машины в международный розыск спустя два месяца со дня поступления заявления о ее похищении. Поэтому такие машины выявляются в России, когда уже сменилось несколько ее владельцев и последний из них имеет на руках подлинные документы (иногда даже и судебные решения), удостоверяющие факт законного владения этим автотранспортным средством. Розыскные мероприятия по определению цепочки новых собственников такого автомобиля замыкаются, как правило, на подставном лице.

Нередки случаи, когда похищенная за рубежом "иномарка" управляется российскими гражданами по доверенности, зачастую выданной "бомжем", т.е. лицом без определенного места жительства. Потом оказывается, что государственная регистрация АМТС действительно осуществлена в органах ОБДД на это подставное лицо, местонахождение которого никому не известно. Поэтому установить обстоятельства легализации такой машины, а также подлинность предъявленной доверенности, не удостоверенной нотариально, как правило, не представляется возможным. Такая ситуация может создать серьезные проблемы при рассмотрении российскими судами исков иностранных граждан о возврате похищенного имущества.

Чтобы устранить условия, способствующие совершению преступления, а также нарушению законных прав и интересов иностранных граждан, необходимо, на наш взгляд, внести в федеральное законодательство нормы, согласно которым поступивший (доставленный) из-за рубежа автотранспорт должен предварительно временно регистрироваться на трехмесячный срок без права снятия с учета, в течение которого лицу, на имя которого он зарегистрирован, было бы запрещено отчуждать это средство передвижения. Целесообразно также законодательно установить, чтобы осуществлялась государственная регистрация не только автомототранспортных средств и их владельцев, но и других лиц, пользующихся этими средствами по доверенности.