Причины и условия, способствующие совершению краж из нефтепровода, нефтепродуктопровода и газопровода, на примере южного федерального округа РФ
Усачев А.Г., советник юстиции, аспирант Волгоградской академии МВД России.
По данным ГИАЦ МВД России, в 2006 г. выявлено около 350 преступлений, связанных с хищениями в системе магистральных нефтепроводов. Наиболее криминогенными в этом плане являются Приволжский и Южный федеральные округа. Острейшая криминальная ситуация сложилась в нефтегазовом комплексе Южного федерального округа России (далее - ЮФО).
Например, в ходе оперативно-профилактических мероприятий по борьбе с преступлениями в нефтегазовом комплексе органами внутренних дел субъектов ЮФО привлечено к административной ответственности 5742 человека (+30% к аналогичному периоду). Возбуждено 556 уголовных дел (в 3 раза больше, чем за АППГ). Выявлено и демонтировано 336 врезок в нефтепроводы (+17% к АППГ). Из незаконного оборота изъято 5130 тонн нефти и нефтепродуктов (+8%).
По официальным данным, на имеющихся трубопроводах наблюдается рост аварийности, составляющий около 60% от общего количества аварий на промышленных объектах округа. Материальный ущерб от таких аварий составляет до 96% от общего ущерба в сфере промышленного производства. Более половины аварий на магистральных нефтепроводах связано с несанкционированными врезками в нефтепроводы. В результате отрасль и непосредственно субъекты Федерации, входящие в ЮФО, несут значительные экономические потери.
Южный федеральный округ - нефтедобывающий регион, добыча нефти осуществляется в 70% его субъектов. С уверенностью можно прогнозировать, что с увеличением числа нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов в регионе и охвата ими территории округа число преступных посягательств на эти объекты лишь возрастет.
Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 283-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса" в ч. 3 ст. 158 УК РФ было внесено изменение, в соответствии с которым устанавливалась повышенная уголовная ответственность именно за кражу, совершенную из нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода. В то же время изменялась редакция абз. 2 п. 3 примечаний к ст. 158 УК РФ, в соответствии с которой к понятию "хранилища" относились все трубопроводы, предназначенные для постоянного или временного хранения материальных ценностей, а не только магистральные, как это было в прежней редакции упомянутого абз. 2.
Безусловно, действия законодателя необходимо оценить как серьезный шаг в сфере борьбы с хищениями нефти и нефтепродуктов, совершаемыми при их транспортировке из трубопроводов, решивший ряд практических задач по совершенствованию уголовно-правовой регламентации ответственности за кражи нефти и нефтепродуктов из трубопроводов. Тем не менее сохраняет актуальность вопрос о ряде причин и условий, до настоящего времени активно влияющих на уровень рассматриваемого вида правонарушений.
Проанализировав некоторые аспекты деятельности предприятий нефтеперерабатывающей промышленности, а также организаций, занимающихся хранением, перевозкой и реализацией нефтепродуктов, можно выделить основные причины, способствовавшие увеличению количества краж данной продукции. К числу таких причин относятся: нестабильность экономической ситуации, сложившейся в России при перераспределении форм собственности; недостаточный контроль над соответствующими объектами со стороны государства; отсутствие эффективных методик контроля над нефтепродуктопроводами и иными хранилищами; недостаточная разработанность нормативно-правовой базы, регулирующей круг прав и обязанностей субъектов, осуществляющих деятельность в данной области. Так, хотя наибольшее количество преступлений, предметом преступного посягательства которых стали нефтепродукты, было совершено свободным доступом, виновные не понесли наказание в полном объеме из-за недоказанности факта выполнения врезки. Только в 24,6% случаев следствие сумело доказать нарушение виновными целостности трубопровода или иного хранилища.
По данным МВД, ГУВД и УВД субъектов Южного федерального округа, на состояние раскрытия и расследования хищений нефти из нефтепроводов путем несанкционированной врезки непосредственно влияют следующие обстоятельства:
- Подавляющее большинство хищений нефти и нефтепродуктов из магистральных нефтепродуктопроводов через криминальные врезки совершается на линейной части. Свою роль играют наличие постоянных дорог, в том числе расположенных вдоль трассы трубопровода, а также опознавательные и сигнальные знаки местонахождения нефтепродуктопровода, километровые указатели, предупредительные плакаты и знаки. Все это не только указывает преступникам, где расположен трубопровод, но и облегчает организацию хищения и транспортировку похищенных продуктов.
- Обычно нефтепроводы находятся на значительных расстояниях от населенных пунктов и имеют неглубокое залегание ниток (от 0,5 до 2 метров глубиной). К тому же встречаются наземные (по поверхности земли в насыпи) и надземные участки (на опорах).
- Редко проводятся обходы участков трубопроводов, что влечет несвоевременное обнаружение мест несанкционированных врезок и, как следствие, несвоевременное сообщение о них в органы внутренних дел.
- Низкий уровень взаимодействия сотрудников ОВД со службами безопасности нефтеперерабатывающих предприятий, из-за чего сообщения об обнаружении сотрудниками служб безопасности несанкционированной врезки поступают в ОВД несвоевременно.
- В случае обнаружения факта хищения нефти из нефтепровода сотрудниками предприятий по показанию приборов, свидетельствующих о падении давления в трубопроводе, нередко сотрудники охраны данных предприятий, не сообщая в ОВД, предпринимают экстренный осмотр магистрали нефтепродуктов и попытку самостоятельного задержания похитителей. Положительных результатов не зафиксировано.
- Отсутствие должной эффективности деятельности частных охранных структур, обеспечивающих безопасность объектов нефтяной отрасли.
- При расследовании уголовных дел по фактам хищения нефти из магистральных нефтепродуктопроводов возникают сложности с определением количества похищенного и установлением размера ущерба, причиненного в результате незаконных врезок, в связи с тем, что из-за больших объемов нефти, перекачиваемой по нефтепроводу, и значительной протяженности линии оператор не имеет возможности установить количество похищаемой нефти.
В деятельности органов внутренних дел, направленной на раскрытие, расследование и предотвращение преступлений, связанных с хищениями нефтепродуктов, также существует ряд упущений, снижающих общую эффективность принимаемых мер по борьбе с данным видом преступных посягательств.
- Недостатки в организации процесса раскрытия и расследования преступлений, "отсутствие постоянно осуществляемого взаимодействия между органами внутренних дел и другими правоохранительными органами, службами ведомственного контроля, таможенными органами, администрацией предприятий и организаций нефтехимического комплекса".
- Проблемы при проведении отдельных следственных действий по уголовным делам данной категории, вызванные спецификой способа совершения преступления, сложностью доказывания конкретных эпизодов преступной деятельности.
- Неразработанность методик оценки размера ущерба, причиненного действиями похитителей.
- Слабая оснащенность сотрудников милиции специальными средствами, автотранспортом и т.п., а также невозможность проведения специальных экспертиз. Это обстоятельство подтверждается тем, что на протяжении ряда лет у правоохранительных органов из-за отсутствия специалистов и специального оборудования действительно нет возможности проведения дорогостоящих исследований качества изъятых нефтепродуктов. В настоящее время проведение этой дорогостоящей операции обходится примерно в 5 тыс. рублей, необходим хроматограф стоимостью 400 тыс. рублей.
- Отсутствие в ЭКЦ при МВД, ГУВД и УВД специалистов по проведению химических анализов нефтепродуктов и материально-технической базы для хранения вещественных доказательств.
- Возможность скрытной эксплуатации миницехов по переработке похищенных нефтепродуктов, зачастую смонтированных в безлюдных, труднодоступных местах, и отсутствие в ОВД необходимых материально-технических сил и средств для их выявления и демонтажа.
- Отсутствие у субъектов государственной системы охраны правопорядка на объектах нефтяной отрасли соответствующих правовых механизмов профилактического воздействия на данные правонарушения, в том числе мер специально-криминологического предупреждения.
- Низкий уровень профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов по данному направлению оперативно-служебной деятельности.
Данные положения в полной мере соответствуют результатам опроса сотрудников правоохранительных органов ЮФО о том, что основными причинами недостаточной эффективности борьбы с преступлениями, совершаемыми в топливно-энергетическом комплексе, являются: недостаточная правовая проработка этой сферы деятельности - 60,9%; отсутствие должного взаимодействия между подразделениями ОВД и иными структурами, занимающимися вопросами безопасности топливно-энергетического комплекса, - 39,1%; низкая квалификация кадров данных подразделений - 32,6%; отсутствие методических рекомендаций с кражами из нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов - 17,4%; недобросовестность сотрудников - 8,7%.
Как одну из наиболее значимых можно выделить группу факторов, касающихся непосредственно деятельности сотрудников правоохранительных органов.
Так, изучение уголовных дел, возбужденных по фактам хищений нефти и нефтепродуктов, в Ставропольском крае показало, что основными причинами прекращения и приостановления уголовных дел являются:
- поступление информации о совершенном преступлении спустя длительное время, что ведет к утрате или уничтожению доказательств и позволяет осуществить легализацию полученного преступным путем имущества;
- отсутствует должный контроль со стороны начальников криминальной милиции ОВД за полнотой и качеством сбора оперативных материалов и организацией оперативного сопровождения;
- не используется в полной мере весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных Законом "Об оперативно-розыскной деятельности", а также возможности других служб ОВД в обеспечении раскрытия и расследования преступлений;
- выезд на место происшествия СОГ осуществляется не в полном составе, что влияет на качество выполнения первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
- исполнение сотрудниками ОБЭП, ОУР отдельных поручений следователей часто носит поверхностный, формальный характер и направляется непосредственно исполнителем, а не начальником органа дознания.
Одна из главных причин сложившейся ситуации, на наш взгляд, заключается в необходимости совершенствования современной методики раскрытия и расследования преступной деятельности, связанной с хищениями нефтепродуктов, при широком использовании современных достижений науки и обеспечении комплексного подхода к решению данной проблемы. Это и обусловливает актуальность рассматриваемой темы.