Мудрый Юрист

Причины и условия, способствующие совершению краж из нефтепровода, нефтепродуктопровода и газопровода, на примере южного федерального округа РФ

Усачев А.Г., советник юстиции, аспирант Волгоградской академии МВД России.

По данным ГИАЦ МВД России, в 2006 г. выявлено около 350 преступлений, связанных с хищениями в системе магистральных нефтепроводов. Наиболее криминогенными в этом плане являются Приволжский и Южный федеральные округа. Острейшая криминальная ситуация сложилась в нефтегазовом комплексе Южного федерального округа России (далее - ЮФО).

Например, в ходе оперативно-профилактических мероприятий по борьбе с преступлениями в нефтегазовом комплексе органами внутренних дел субъектов ЮФО привлечено к административной ответственности 5742 человека (+30% к аналогичному периоду). Возбуждено 556 уголовных дел (в 3 раза больше, чем за АППГ). Выявлено и демонтировано 336 врезок в нефтепроводы (+17% к АППГ). Из незаконного оборота изъято 5130 тонн нефти и нефтепродуктов (+8%).

По официальным данным, на имеющихся трубопроводах наблюдается рост аварийности, составляющий около 60% от общего количества аварий на промышленных объектах округа. Материальный ущерб от таких аварий составляет до 96% от общего ущерба в сфере промышленного производства. Более половины аварий на магистральных нефтепроводах связано с несанкционированными врезками в нефтепроводы. В результате отрасль и непосредственно субъекты Федерации, входящие в ЮФО, несут значительные экономические потери.

Южный федеральный округ - нефтедобывающий регион, добыча нефти осуществляется в 70% его субъектов. С уверенностью можно прогнозировать, что с увеличением числа нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов в регионе и охвата ими территории округа число преступных посягательств на эти объекты лишь возрастет.

Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 283-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса" в ч. 3 ст. 158 УК РФ было внесено изменение, в соответствии с которым устанавливалась повышенная уголовная ответственность именно за кражу, совершенную из нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода. В то же время изменялась редакция абз. 2 п. 3 примечаний к ст. 158 УК РФ, в соответствии с которой к понятию "хранилища" относились все трубопроводы, предназначенные для постоянного или временного хранения материальных ценностей, а не только магистральные, как это было в прежней редакции упомянутого абз. 2.

Безусловно, действия законодателя необходимо оценить как серьезный шаг в сфере борьбы с хищениями нефти и нефтепродуктов, совершаемыми при их транспортировке из трубопроводов, решивший ряд практических задач по совершенствованию уголовно-правовой регламентации ответственности за кражи нефти и нефтепродуктов из трубопроводов. Тем не менее сохраняет актуальность вопрос о ряде причин и условий, до настоящего времени активно влияющих на уровень рассматриваемого вида правонарушений.

Проанализировав некоторые аспекты деятельности предприятий нефтеперерабатывающей промышленности, а также организаций, занимающихся хранением, перевозкой и реализацией нефтепродуктов, можно выделить основные причины, способствовавшие увеличению количества краж данной продукции. К числу таких причин относятся: нестабильность экономической ситуации, сложившейся в России при перераспределении форм собственности; недостаточный контроль над соответствующими объектами со стороны государства; отсутствие эффективных методик контроля над нефтепродуктопроводами и иными хранилищами; недостаточная разработанность нормативно-правовой базы, регулирующей круг прав и обязанностей субъектов, осуществляющих деятельность в данной области. Так, хотя наибольшее количество преступлений, предметом преступного посягательства которых стали нефтепродукты, было совершено свободным доступом, виновные не понесли наказание в полном объеме из-за недоказанности факта выполнения врезки. Только в 24,6% случаев следствие сумело доказать нарушение виновными целостности трубопровода или иного хранилища.

По данным МВД, ГУВД и УВД субъектов Южного федерального округа, на состояние раскрытия и расследования хищений нефти из нефтепроводов путем несанкционированной врезки непосредственно влияют следующие обстоятельства:

  1. Подавляющее большинство хищений нефти и нефтепродуктов из магистральных нефтепродуктопроводов через криминальные врезки совершается на линейной части. Свою роль играют наличие постоянных дорог, в том числе расположенных вдоль трассы трубопровода, а также опознавательные и сигнальные знаки местонахождения нефтепродуктопровода, километровые указатели, предупредительные плакаты и знаки. Все это не только указывает преступникам, где расположен трубопровод, но и облегчает организацию хищения и транспортировку похищенных продуктов.
  2. Обычно нефтепроводы находятся на значительных расстояниях от населенных пунктов и имеют неглубокое залегание ниток (от 0,5 до 2 метров глубиной). К тому же встречаются наземные (по поверхности земли в насыпи) и надземные участки (на опорах).
  3. Редко проводятся обходы участков трубопроводов, что влечет несвоевременное обнаружение мест несанкционированных врезок и, как следствие, несвоевременное сообщение о них в органы внутренних дел.
  4. Низкий уровень взаимодействия сотрудников ОВД со службами безопасности нефтеперерабатывающих предприятий, из-за чего сообщения об обнаружении сотрудниками служб безопасности несанкционированной врезки поступают в ОВД несвоевременно.
  5. В случае обнаружения факта хищения нефти из нефтепровода сотрудниками предприятий по показанию приборов, свидетельствующих о падении давления в трубопроводе, нередко сотрудники охраны данных предприятий, не сообщая в ОВД, предпринимают экстренный осмотр магистрали нефтепродуктов и попытку самостоятельного задержания похитителей. Положительных результатов не зафиксировано.
  6. Отсутствие должной эффективности деятельности частных охранных структур, обеспечивающих безопасность объектов нефтяной отрасли.
  7. При расследовании уголовных дел по фактам хищения нефти из магистральных нефтепродуктопроводов возникают сложности с определением количества похищенного и установлением размера ущерба, причиненного в результате незаконных врезок, в связи с тем, что из-за больших объемов нефти, перекачиваемой по нефтепроводу, и значительной протяженности линии оператор не имеет возможности установить количество похищаемой нефти.

В деятельности органов внутренних дел, направленной на раскрытие, расследование и предотвращение преступлений, связанных с хищениями нефтепродуктов, также существует ряд упущений, снижающих общую эффективность принимаемых мер по борьбе с данным видом преступных посягательств.

  1. Недостатки в организации процесса раскрытия и расследования преступлений, "отсутствие постоянно осуществляемого взаимодействия между органами внутренних дел и другими правоохранительными органами, службами ведомственного контроля, таможенными органами, администрацией предприятий и организаций нефтехимического комплекса".
  2. Проблемы при проведении отдельных следственных действий по уголовным делам данной категории, вызванные спецификой способа совершения преступления, сложностью доказывания конкретных эпизодов преступной деятельности.
  3. Неразработанность методик оценки размера ущерба, причиненного действиями похитителей.
  4. Слабая оснащенность сотрудников милиции специальными средствами, автотранспортом и т.п., а также невозможность проведения специальных экспертиз. Это обстоятельство подтверждается тем, что на протяжении ряда лет у правоохранительных органов из-за отсутствия специалистов и специального оборудования действительно нет возможности проведения дорогостоящих исследований качества изъятых нефтепродуктов. В настоящее время проведение этой дорогостоящей операции обходится примерно в 5 тыс. рублей, необходим хроматограф стоимостью 400 тыс. рублей.
  5. Отсутствие в ЭКЦ при МВД, ГУВД и УВД специалистов по проведению химических анализов нефтепродуктов и материально-технической базы для хранения вещественных доказательств.
  6. Возможность скрытной эксплуатации миницехов по переработке похищенных нефтепродуктов, зачастую смонтированных в безлюдных, труднодоступных местах, и отсутствие в ОВД необходимых материально-технических сил и средств для их выявления и демонтажа.
  7. Отсутствие у субъектов государственной системы охраны правопорядка на объектах нефтяной отрасли соответствующих правовых механизмов профилактического воздействия на данные правонарушения, в том числе мер специально-криминологического предупреждения.
  8. Низкий уровень профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов по данному направлению оперативно-служебной деятельности.

Данные положения в полной мере соответствуют результатам опроса сотрудников правоохранительных органов ЮФО о том, что основными причинами недостаточной эффективности борьбы с преступлениями, совершаемыми в топливно-энергетическом комплексе, являются: недостаточная правовая проработка этой сферы деятельности - 60,9%; отсутствие должного взаимодействия между подразделениями ОВД и иными структурами, занимающимися вопросами безопасности топливно-энергетического комплекса, - 39,1%; низкая квалификация кадров данных подразделений - 32,6%; отсутствие методических рекомендаций с кражами из нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов - 17,4%; недобросовестность сотрудников - 8,7%.

Как одну из наиболее значимых можно выделить группу факторов, касающихся непосредственно деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Так, изучение уголовных дел, возбужденных по фактам хищений нефти и нефтепродуктов, в Ставропольском крае показало, что основными причинами прекращения и приостановления уголовных дел являются:

Одна из главных причин сложившейся ситуации, на наш взгляд, заключается в необходимости совершенствования современной методики раскрытия и расследования преступной деятельности, связанной с хищениями нефтепродуктов, при широком использовании современных достижений науки и обеспечении комплексного подхода к решению данной проблемы. Это и обусловливает актуальность рассматриваемой темы.