Мудрый Юрист

Меры противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, в кредитных организациях ЕС *

<*> Golec G.A. Measures of counteraction of laundering revenues received by criminal means in credit organizations of the European Council.

Голец Г.А., адъюнкт Московского университета МВД РФ.

На сегодняшний день отмывание денег и финансирование терроризма преобразовались в глобальное преступление, зачастую осуществляемое с использованием финансовых учреждений, ряда нефинансовых предприятий и профессий. Доступ к таким организациям и лицам позволяет переводить активы в другие финансовые учреждения как внутри страны, так и за ее пределами, обмен валюты и иные операции, которые значительно затрудняют отслеживание.

Представленная статья посвящена основным мерам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, рекомендованным Группой ФАТФ и Европейским Парламентом. К данным принципам относятся: "идентификация клиента", меры "надлежащей проверки", учета и хранения данных, сообщения о подозрительных сделках компетентным органам.

Вместе с тем статья рассматривает практику имплементации необходимых превентивных мер в национальное законодательство на примере Германии.

Ключевые слова: отмывание доходов, кредитные организации, ЕС, клиент.

At present laundering revenues and financing terrorism have transformed into global crime which is executed with the use of financial institutions, a number of non-financial enterprises and professions. The access to such organizations and persons allows to transfer assets into other financial institutions both inside the country and abroad, currency exchange and other operations which considerably embarrasses tracking.

The article also deals with basic measures of counteraction of legalization of revenues received by criminal means recommended by Group FATF and the European Parliament. These principles include: "identification of client", measures of "due verification", record and storage of data, messages about suspicious transactions addressed to competent agencies.

At the same time the article considers the practice of implementation of preventive measures at the example of Germany.

Key words: laundering revenues, credit organization, European Council, client.

Отмывание денег и финансирование терроризма зачастую осуществляются с использованием финансовых учреждений, ряда нефинансовых предприятий и профессий. Доступ к таким организациям и лицам позволяет переводить активы в другие финансовые учреждения как внутри страны, так и за ее пределами, обмен валюты и иные преобразования доходов, что значительно затрудняет их отслеживание.

В Сорока рекомендациях по борьбе с отмыванием денег ФАТФ <1> предусмотрен ряд мер, которые следует принять финансовым учреждениям и ряду профессий (таким, как агенты по операциям с недвижимостью, дилеры драгоценных камней и металлов, адвокаты, нотариусы), для предотвращения использования их для целей данного преступления <2>.

<1> ФАТФ (FATF) - межправительственная структура, устанавливающая стандарты, а также разрабатывающая и внедряющая меры по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.
<2> См.: Рекомендации 5 - 25 Сорока рекомендаций ФАТФ по противодействию отмыванию доходов.

К основной из предусмотренных для коммерческих и публичных органов, организаций и учреждений мер относится процедура "due diligence" <3>. В переводе, использованном на официальном сайте Росфинмониторинга <4>, процедура обозначена как "надлежащая проверка клиента". В состав процедуры включены:

<3> В переводе с английского языка означает:
  1. комплексную проверку;
  2. должную осмотрительность.
<4> URL: http://www.fedsfm.ru/files/40recom.pdf.

а) идентификация клиента и проверка его личности с использованием надежных, полученных из независимых источников и представленных документов, информационных данных;

б) идентификация бенефициарного собственника <5> и принятие таких разумных мер по проверке его личности, которые позволят финансовому учреждению считать, что ему известно, кем он является. Для юридических лиц процедура должна включать также принятие финансовыми учреждениями разумных мер по выяснению происхождения средств своего клиента;

<5> Бенефициарным собственником юридического лица считается физическое лицо, прямо или косвенно владеющее 25% долей или голосов.

в) получение информации о цели и предполагаемом характере деловых отношений с клиентом;

г) проведение на постоянной основе проверок деловых отношений клиента и тщательного изучения его операций, осуществляемых в ходе таких отношений с целью подтверждения сведений о клиенте, его контрагентах и характере риска.

На уровне Евросоюза данная превентивная мера установлена Директивой 2005/60/EC от 26 октября 2005 г. "О предотвращении использования финансовой системы с целью отмывания доходов и финансирования терроризма" (Directive 2005/60/EC of the European Parliament and of the Council of 26 October 2005 on the prevention of the use of the financial system for the purpose of money laundering and terrorist financing) <6>, которая содержит описание процедуры "due diligence". В соответствии с Директивой в ее составе предусмотрено три требования:

<6> Официальное опубликование - OJ L 309, 25.11.2005, p. 15 - 36 / Третья Директива ЕС.

Разница в содержании процедуры "due diligence" между Сорока рекомендациями ФАТФ и Директивой ЕС формальна, так как не включенные в процедуру Директивы проверка личности бенефициарного собственника и информирование уполномоченных органов установлены ею в составе превентивных мер как дополнительные к надлежащей проверке клиента.

Политика идентификации клиентов не только призвана помочь финансовым учреждениям в выявлении, пресечении и предупреждении отмывания денег и финансирования терроризма, но также направлена на оздоровление финансовой системы в целом. В частности, она содействует прозрачности бизнеса, управлению и регулированию рисков финансовых структур, способствует сохранению целостности финансовой системы и ее развитию, значительно сокращает число случаев мошенничества и других финансовых преступлений, а также повышает деловую репутацию финансовых организаций в лице общественности.

Идентификация клиента на практике не просто представляет собой требование по предъявлению удостоверения личности клиента, а включает в себя процесс верификации данных, полученных на основе официальных документов и из независимых источников. Идентификация клиента осуществляется соответственно уровню риска для каждого конкретного клиента, который, в свою очередь, может определяться исходя из личности клиента, страны его происхождения, типа сделки или других критериев.

Директива 2005/60/EC ввела три варианта процедуры идентификации: стандартный, упрощенный и усиленный - в зависимости от категории, под которую подпадает клиент субъекта финансового мониторинга.

Как справедливо отмечают в своем исследовании В.Ю. Буланцев, И.А. Зарипов, Д.Б. Куреньков, за последние два десятилетия понятие "due diligence" серьезно изменило мир финансов. Эта процедура способна как открыть доступ в мир международных финансов, так и закрыть его. Без нее сегодня не может функционировать ни одно кредитное или финансовое учреждение ЕС, ни один аудитор, бухгалтер, юрист и даже продавец недвижимости или автомобиля. Но главное, что эта процедура сегодня оказывает самое непосредственное влияние и на кредитно-финансовые институты других стран, желающих вступить в деловые отношения с европейскими партнерами <7>.

<7> Буланцев В.Ю., Зарипов И.А., Куреньков Д.Б. Due diligence в кредитных и финансовых институтах стран ЕС и российские банки // Международные банковские операции. 2007. N 5-6. С. 1.

Одновременно со стандартными проверками рядовых клиентов Третья директива ЕС устанавливает для финансовых учреждений и ряда профессий необходимость усиленной проверки клиентов, вовлеченных в политическую и общественную деятельность, - так называемых публичных должностных лиц, а также членов их семей, как лиц, наиболее подверженных данному виду преступлений <8>.

<8> См.: пункт 4 ст. 13 Directive 2005/60/EC.

Помимо мер надлежащей проверки, превентивные меры включают также необходимость хранения полученных данных. Рекомендация 10 Сорока рекомендаций ФАТФ устанавливает обязанность финансовых учреждений хранить данные о внутренних и международных операциях, возможно, необходимые компетентным органам, по меньшей мере в течение пяти лет. При этом предусмотрена возможность увеличения срока хранения внесением соответствующих норм в национальное законодательство.

Главным требованием превентивных мер в европейской концепции является информирование уполномоченного органа государства - члена ЕС. Финансовые учреждения, определенные нефинансовые предприятия и профессии не осуществляют подозрительные сделки до того, как сообщить в соответствующий орган <9>. Такими национальными органами являются подразделения финансовой разведки (ПФР) <10>.

<9> См.: статья 22, п. 1(a), Директивы по предотвращению использования финансовой системы для целей легализации преступных доходов и финансирования терроризма (Directive 2005/60/EC of the European Parliament and of the Council of 26 October 2005 On the Prevention of the Use of the Financial System for the Purpose of Money Laundering and Terrorist Financing // Official Journal L 309. 25.11.2005. P. 15 - 36).
<10> FIU: financial information units - органы финансовой информации или financial intelligence units - органы финансовой разведки.

Аналогично и 13-я рекомендация ФАТФ возлагает на финансовых субъектов обязанность сообщать о своих подозрениях подразделению финансовой разведки, независимо от суммы и характера операции, а рекомендация 14 (b) ФАТФ запрещает финансовым учреждениям, их директорам, должностным лицам разглашать тот факт, что сообщение о подозрительной операции или связанная с этим информация направляется в ПФР.

Третья Директива ЕС обращает внимание субъектов ЕС на хозяйственные взаимоотношения с финансовыми учреждениями третьих стран, подчеркивая высокую вероятность легализации преступных доходов и финансирования терроризма. Для этого в Директиву введено определение "шелл-банк" <11>. Это определение касается кредитно-финансовых образований, которые не находятся в пределах соответствующей юрисдикции существенного интеллектуального и административного руководства. В соответствии с Третьей директивой кредитным и финансовым институтам стран ЕС запрещено вести хозяйственную деятельность с такими банками.

<11> "Shell bank" - англ. "банк-прикрытие".

В соответствии с Законом "О банковской деятельности" (Kreditwesengesetz) Германии превентивные меры по предупреждению легализации доходов, полученных преступным путем, возложены на финансовые предприятия, долевые инвестиционные компании и ряд страховых компаний <12>.

<12> См.: ст. 1 части I Kreditwesengesetz, 1998.

На финансовые учреждения Германии возложена обязанность по сбору достоверных данных о личности своих контрагентов при заключении с ними долгосрочных договоров. Исключением являются сделки открытия банковского счета, где клиентов идентифицируют вне зависимости от срока договора.

Вместе с тем обязанности по осуществлению превентивных мер возложены также и на участников определенного вида сделок и ряд профессий:

индивидуальных юристов, адвокатов и нотариусов, в случае их участия от имени своих клиентов в операциях:

бухгалтеров, налоговых консультантов и налоговых агентов;

агентов по продаже недвижимости;

казино, клиенты которых покупают или продают игровые жетоны на сумму от 1000 евро.

Коммерческие организации, осуществляющие транспортировку денежных средств, исключены из круга субъектов, обязанных осуществлять превентивные меры по борьбе с отмыванием доходов.

Субъекты финансового мониторинга должны также осуществлять сбор данных о личности клиента при осуществлении сделки с денежными средствами, ценными бумагами или драгоценными металлами на сумму от 15 000 евро или более, как в случае одного платежа, так и нескольких, произведенных одним лицом, при наличии связи между платежами. Это, в частности, относится и к операциям обмена валюты, денежных переводов на счета иностранных банков. Исключение составляют переводы средств с одного банковского счета на другой в случае, когда клиенты уже были идентифицированы при открытии счета. Следует отметить, что понятие "связь между несколькими платежами" немецким законодательством не определено по причине невозможности охватить все формы такой взаимосвязи. Обязательной идентификации подлежит любая наличная либо безналичная сделка в случае, если есть подозрение в осуществлении отмывания преступных доходов либо финансирования терроризма.

Идентификационными данными, необходимыми для сбора, немецкое законодательство признает полученные на основании удостоверения личности или паспорта имя, дату рождения, место рождения, гражданство и адрес клиента, а также наименование выдавшей документы инстанции. Как правило, клиент должен физически присутствовать для идентификации. Однако если по уважительной причине фактическое присутствие личности не представляется возможным, то такая идентификация может осуществляться через нотариусов, представителей посольств или консульств от других государств ЕС.

Что касается сбора данных юридических лиц, он проводится с использованием данных государственных реестров, таких, как, в частности, Реестр коммерческих предприятий (Handelsregister) или Реестр ассоциаций. Лица, действующие от имени организаций, при этом должны быть определены аналогично физическим лицам. Исключения допускаются в соответствии с Циркуляром надзорного за банками органа Германии (BaFin) и выражаются в разрешении не проводить идентификацию лиц, представляющих компании, если лицо зарегистрировано в качестве представителя компании в государственном регистре или в случае, когда банковским счетом распоряжаются более пяти лиц, в отношении которых уже проведена идентификация. Для идентификации иностранной организации используются данные соответствующих регистров иностранных государств.

Срок хранения полученных данных по немецкому законодательству составляет шесть лет с момента осуществления сделки, для страховых компаний - до конца года истечения договора страхования. В каком виде хранить данные - в бумажном или электронном, остается на усмотрение субъектов финансового мониторинга. При этом, исходя из того что подобные данные относятся к коммерческой тайне, они могут быть использованы лишь с целью противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма.

Превентивными мерами организационного характера в соответствии с немецким законодательством обременены кредитные учреждения, учреждения сферы финансовых услуг, аукционные компании и казино. Руководство данных субъектов несет ответственность за осуществление следующих мер:

По данным отчета германского ПФР, в 2008 г. наблюдалось снижение на 19% количества подозрительных сделок по сравнению с предыдущими годами <13>. Что демонстрирует значительные успехи Германии в противодействии легализации денежных средств, достигнутые во многом благодаря имплементации норм ЕС в национальное законодательство.

<13> См.: Annual Report 2008. Financial Intelligence Unit (FIU) GERMANY. C. 8.