Мудрый Юрист

Федерализм и гражданское общество

Григорьева Александра Валериевна - аспирант кафедры конституционного и муниципального права института государства и права Тюменского государственного университета (Тюмень).

Автор рассматривает федерализм и гражданское общество в современной России как взаимодополняющие, поддерживающие друг друга явления.

Ключевые слова: федерализм, гражданское общество, права человека, правовое государство, субъект федерации.

Federalism and civil society

A.V. Grigoryeva

The author considers federalism and civil society in modern Russia to be two inseparable things supporting each other.

Key words: federalism, civil society, human rights, lawful state, the subject of federation.

Под гражданским обществом понимают систему добровольных самоуправляющихся объединений людей, обладающих основными правами и свободами. Стабильность гражданского общества и его поступательное движение в значительной степени зависят от возможностей различных групп, в том числе этнических, по удовлетворению своих интересов.

Опора на ценности гражданского общества влечет превращение государства в инструмент общественного согласия, компромисса названных групп, создающий определенный баланс индивидуальных, групповых интересов, в средство достижения социального партнерства и гражданского мира <1>. Именно так воплощается в жизнь идея единства сильного государства и правовой гарантированности свободы личности. Суть этого подхода изложил П.А. Сорокин, считавший необходимым создание условий, "при которых различным народностям, входящим в состав одного государства, жилось бы свободно и хорошо. От этого порядка выиграли бы и государство в целом, и отдельные национальности. Раз в данном государстве каждой народности предоставлено полное самоуправление, раз каждая национальность ни в чем не ограничена, то в единстве и процветании такого государства будут заинтересованы все его народности. В таких условиях каждая национальность не только не будет желать отделенности от него, но, напротив, будет стремиться теснее сплотиться с другими народностями под крышей этого государства" <2>. Представляется, что важнейшим средством обеспечения такого состояния многонационального российского общества является федерализм как идеология и практика политико-территориальной децентрализации власти. Именно федерализм, воплощаемый в федеративной форме государственного устройства, позволяет обеспечить стратегическое согласие и компромисс разных российских народов.

<1> Дробижева Л.М. Завоевания демократии и этнонациональные проблемы России (что может и чего не может дать демократизация) // Общественные науки и современность. 2005. N 2. С. 23 - 24.
<2> Сорокин П.А. Автономия национальностей и единство государства // Государство и право. 2000. N 10. С. 95.

В то же время эффективность федеративной модели напрямую зависит от силы гражданского общества, его влияния на власть. Указанная сила требует проведения в жизнь ряда мер, раскрепощающих граждан, обеспечивающих их свободу. В их числе укрепление института частной собственности и рыночного механизма, обеспечение подлинной независимости средств массовой информации, идеологического и политического плюрализма. Осуществление названных мер - процесс длительный, поэтапный, определяемый политической повесткой дня, уровнем межэтнического согласия, толерантности граждан, культурного плюрализма и освоения общечеловеческих ценностей.

В юридической литературе, обращающейся к проблемам российского федерализма, все зачастую сводится к "параду суверенитетов", воле этнических элит <3>. Между тем сепаратизм в России - и этнический, и региональный - закономерность модернизационных циклов, вызываемая распадом государства, ростом дезорганизации и конфликтом составных частей государства, особенно когда оно громадно по размеру и количеству народов <4>.

<3> Мелкумов А.А. Федеративные принципы государственного устройства: концептуальный аспект // Общественные науки и современность. 2001. N 4. С. 66.
<4> Там же.

Приоритет интересов гражданского общества перед интересами государственного аппарата видится в реализации подхода к суверенитету субъектов Федерации как выражению воли части народа федеративного государства - территориальной общности людей, обладающих своими интересами, проблемами <5>. Поэтому подлинный федерализм связан с признанием центральной властью и ее федеральными представителями конкурирующей легитимности региональной государственной власти и ее политических лидеров. Но в ком бы ни воплощалась публичная власть в государстве, гарантии прав личности и ее свободы должны составлять фундамент зрелого гражданского общества. В действительности без создания отлаженного механизма вертикального разделения властей невозможно решить проблему модернизации общества.

<5> Ершов Ю.Г. Гражданское общество - основа федерализма // URL: http://www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n14-15/27.

Стратегия развития Российской Федерации включает ряд взаимосвязанных направлений, для которых разграничение предметов ведения и полномочий - сложный процесс выработки оптимальной конституционно-правовой конструкции, в которой свою долю публичной власти должны иметь субъекты РФ, муниципальные образования <6>.

<6> Там же.

Оптимизация перераспределения властных полномочий между федеральным и региональным уровнями государственной власти и местного самоуправления влечет за собой передачу соответствующим органам власти имущества, необходимого для реализации этих полномочий. Подобно тому как частная собственность обеспечивает независимость и автономность гражданина, определенная бюджетная независимость субъектов Федерации от федерального бюджета должна поощрять и развивать конкуренцию между субъектами <7>. Становление субъектов Федерации и их объединений в качестве полноправных субъектов рыночных отношений должно сопровождаться перераспределением объектов собственности по критерию эффективности их использования во благо населения и страны в целом.

<7> Там же.

Осуществляя регулятивные полномочия по предметам совместного ведения, федеральные органы государственной власти должны руководствоваться принципом "разумной сдержанности", согласно которому они не должны регулировать те отношения, которые без ущерба для качественного выполнения задач публичной власти может урегулировать субъект РФ. Это позволит повысить самостоятельность субъектов РФ, особенно при регулировании тех полномочий, которые должны финансироваться за счет их бюджетов <8>. Возникает ясная и прозрачная, проверенная опытом конституционно-правовая конструкция, в которой в ведении федерального центра находятся вопросы, связанные с защитой прав и свобод граждан, а в ведении субъектов РФ - более частные формы реализации этих прав и свобод, на уровне же местного самоуправления гражданам предоставляются публичные услуги, производные от полномочий предыдущих уровней власти <9>. При таком подходе достигается главная цель - российский народ как единая нация, определяемая единым гражданством не только формально, но и через субъективную идентификацию большинством населения себя как единого народа, обладателя незыблемых прав и свобод.

<8> Черепанов В.А. О принципах разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами // URL: http://com.lawmix.ru/index.php?id=3701.
<9> Там же.

Таким образом, складывание подлинно гражданского общества в России невозможно без укрепления федеративных основ российской государственности. Но и повышение эффективности федеративных отношений предполагает усиление институтов гражданского общества, увеличение влияния граждан на все уровни власти.