Мудрый Юрист

Политико-правовые условия обеспечения внешних функций государства в эпоху глобализации

Виприцкий Николай Николаевич, аспирант кафедры государственного и международного права Ставропольского государственного университета.

В статье рассмотрены актуальные проблемы внешних функций государства. Особое внимание уделено таковым функциям в эпоху глобализации.

Ключевые слова: функции государства, внешние функции, глобализация, право.

This article contains the research of the field of external state functions. The main attention paid to these functions in globalization era.

Key words: state functions, external functions, globalization, law.

Как справедливо указывает Е.Ю. Винокуров, "парадигма национального государства, обладающая абсолютным суверенитетом, пресекла попытки взглянуть на мир вне пределов. Разработка нормативности моральности человеческого общежития ограничивалась пределами одной страны. Политико-философское видение мира как сложенного из автономных, абсолютно суверенных государств долгое время воспроизводилось в качестве должного и соответствующего нормативным рамкам политической философии. Современная философия международных отношений уже имеет ориентиры, данные концепцией международных отношений Томаса Гоббса и Иммануила Канта [3. С. 6].

Факторы времени и пространства оказывают существенное воздействие на динамику и внутреннюю структуру любых процессов и явлений. Не является исключением феномен внешних функций государства в условиях глобализации не только экономики, культуры, но и такого консервативного явления, как права. Парадоксально, что социологи и экономисты, политологи и культурологи написали множество трудов по данной тематике, а юридическая наука старается почти не замечать данное явление. Исключение составила статья Л.А. Морозовой "Влияние глобализации на функции государства", опубликованная в журнале "Государство и право" в 2006 г.

Автор справедливо указывает на совершенную очевидность глобальных процессов, их влияние на саму концепцию цивилизации, на невозможность решения государствами в одиночку таких проблем, как борьба с международным терроризмом, наркобизнесом, решение экологических проблем, защиты общечеловеческих ценностей, в том числе прав и свобод человека. Понятно, что даже простое перечисление этих факторов актуализирует саму проблему правового регулирования внешних функций государства. Интересно и то, что автор рассматривает вопросы выживания человечества в органической связи с задачей формирования нового миропорядка, основанного на безопасности всех народов и стран, сотрудничестве на основе гармонизации национальных и международных интересов [4. С. 101].

Автор констатирует наличие и негативных моментов, вызванных глобализацией. Прежде всего, по мнению Л.А. Морозовой, они связаны с неравномерностью экономического развития богатых и бедных стран, с неэффективным управлением. Ею справедливо критикуется "интегративный" подход, в соответствии с которым провозглашается необходимость объединения внутренних и внешних функций, равно как и внутренней и внешней политики. Л.А. Морозова, полемизируя с предложенной позицией, приводила такие доказательства: "...несмотря на усиление взаимозависимости государств, приобретение внутренними и внешними функциями государства международных аспектов, национальные интересы продолжают доминировать во внутренних функциях... Надо также подчеркнуть, что каждое государство имеет внутренние потребности и интересы, которые во многом определяют его внешнюю политику. Формы и методы реализации внутренних и внешних функций существенно различаются. Так, как действует государство внутри своей страны, оно не может действовать во взаимоотношениях с другими государствами" [4. С. 106].

Этот спектр различий детерминирует дифференциацию правовых основ внешней политики различных государств, обусловливает необходимость осмысления платформы внешнеполитической деятельности государств при взаимодействии с другими государствами, межгосударственными образованиями и различными международными организациями.

Во-первых, глобализация не сбрасывает со счетов проблематику национального суверенитета. Напротив, глобализация еще больше подчеркивает проблему сохранения и упрочения суверенитета в условиях неравномерного экономического и политического развития богатых и бедных стран, развития международных контактов и усиления роли международных организаций.

Для России эти проблемы приобретают особое значение в связи с необходимостью достойного развития в условиях осмысления уроков из распада СССР, необходимости противостояния стремлению США создать однополярный мир. Вспоминая свой разговор с первым заместителем госсекретаря США С. Тэлботтом 23 февраля 1999 г., Е.М. Примаков писал: "Мы получаем от вас сигналы такого содержания: либо будем пересматривать договор по ПРО с вами, либо США в одностороннем порядке примут решение по созданию национальной системы ПРО. Что это, ультиматум? Или по вопросу о Косово. Мадлен Олбрайт сама убеждается, что далеко не одни сербы виноваты. Вы нас опять загоняете в угол. К тому же этот готовящийся удар не обоснован ни с какой точки зрения. Не знаю, может быть, я отстал от жизни, но я многого не понимаю" [5. С. 137].

В теоретическом плане еще Х.Л. Харт отмечал трудности осознания наличия прав и обязанностей государств перед международным правом при наличии государственного суверенитета. Ученый даже фиксировал растущий скептицизм относительно обязывающего характера норм международного права в условиях неразвитости санкций, вытекающих из международного права [1. С. 220 - 222].

Проблемы противоречивого единства внутренней структуры государства и внешней политики рассматривались и в трудах Г. Киссинджера. Рассуждая об этом, он писал о том, что "конечно, внутренняя структура не всегда диссонирует с внешней политикой. Как минимум она определяет тот размер социальных издержек, который государство направит на цели внешней политики" [2. С. 13]. Г. Киссинджер рассуждал также в этом ключе о взаимных оценках государств относительно друг друга, о том, что действительный выбор определяется интерпретацией государством внешнего окружения и наличием у государственных лидеров концепции альтернатив.

Так, применительно к России Киссинджер писал о том, что она пытается окружить себя кольцом дружественных государств Восточной Европы как результат влияния факторов, лежащих в исторической и географической плоскости. Эта установка связана, по мнению Киссинджера, со стремлением упрочить внутреннюю структуру государства: "Достижение международного консенсуса при существенных различиях внутренних структур могло бы стать главной целью при условии сопоставимости внутренних структур. Это становится особенно затруднительным, когда внутренние структуры слишком различаются и когда универсальные заявления выдвигаются вопреки им" [2. С. 16].

Заметим, что современные библиографические указатели, изобилующие работами экономистов и политологов по проблемам глобализации, обходят молчанием аналогичные работы юристов. А ведь именно в данном ключе обнаруживаются противоречия реализации внешнего суверенитета государств, при включении их в мировые процессы, подпадающие под определение глобализации.

На наш взгляд, вначале проблема должна быть предметно изучена, вне абсолютизации стиля, способа мышления и изложения. Поскольку еще не существует базисных знаний о взаимодействии глобализации и права, мы полагаем, что глобализация реконструирует традиционные юридические дисциплины в более широкий подход, подкрепленный политическими императивами, способствует пересмотру традиционного подхода к изложению проблемы верховенства права и международного правосудия. Заметим, что поиски новой методологии анализа правовых явлений не могут быть плодотворными вне включения в анализ тех превращений, которые претерпевает право, включенное в мировые глобальные процессы.

На предыдущем этапе развития общественных отношений, предшествовавших распаду СССР, с задачей системного анализа успешно справлялся диалектико-материалистический метод. В настоящее время методология правовой науки претерпевает изменения в связи с развитием синергетического подхода, уточнением вариантов его применения в юриспруденции, в связи с модернизацией методологии права.

Право в условиях глобализации является неотъемлемой частью построения глобальных институтов, которые прямо связаны с международной стабильностью, жизнеспособностью мировой торговли и достоинством людей. Право тесно связано с деятельностью международных организаций, которые стремятся регулировать международный рынок и организовывать глобальную арену, в которой экономический обмен направлен на достижение взаимных преимуществ.

Как специфический юридический, экономический и социальный порядок глобализация характеризуется в аспекте перехода от колониальных империй "старой" Европы к международному порядку, определенному в конце Второй мировой войны. В то же время эта эра характеризуется нарастающей гегемонией США, а также европейских и азиатских торговых блоков. Формально эти процессы не отрицают значения имевшей место деколонизации. Однако, по мнению современного английского исследователя А. Джирея, послевоенный мир, по большому счету, так и остался отмеченным разделением между развитыми и развивающимися странами.

Международное право стремительно развивается. Глобальное значение приобретает международное экономическое право и международная правозащитная доктрина. Последняя становится одной из мощных опор в "борьбе за демократическое право". Приобретает существенное значение и международное гуманитарное и военное право. Международное экономическое право может быть понято как "комплекс норм (непосредственно или косвенно), основанных на соглашениях публичного международного права, вытекающих из международных экономических отношений".

Глобализация актуализирует сложные вопросы национального суверенитета и вызовов для правовой теории в части национальных правовых компетенций. Данной гранью данная проблема затрагивает понимание функциональной природы суверенных государств, проблему соотношения внутренних и внешних функций, внутренней и внешней правовой политики.

Таким образом, можно заключить, что глобализация - это способ описания тех институтов, с помощью которых международные организации все явственнее делят власть с этническими, суверенными государствами. Данный процесс многими понимается как необратимый, предполагающий возможности участия в нем межнациональных корпораций, с их новыми обязательствами по борьбе с мировой бедностью на международном уровне. В ежегодном Докладе Всемирного Банка еще в 2002 г. было заявлено, что уже на тот период было зарегистрировано в ООН более чем сорок тысяч двусторонних и пятьсот многосторонних соглашений.

Литература

  1. Hart H.L.A. The Concept of Law. 2nd ed. Oxford, 1994.
  2. Kissinger H. A. American Foreign Policy. 3rd ed. New York, 1977.
  3. Винокуров Е.Ю. Иммануил Кант и немецкая философия XVIII века. Калининград, 2002.
  4. Морозова Л.А. Влияние глобализации на функции государства // Государство и право. 2006. N 6.
  5. Примаков Е.М. Восемь месяцев плюс... М., 2001.