Мудрый Юрист

Мусульманское право как разновидность религиозного права

Рассказов Леонид Павлович, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Кубанского государственного аграрного университета.

Кангезов Марат Русланович, соискатель кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России.

В статье рассматриваются основные источники мусульманского права, различные школы, каждая из которых предлагает свои методы и приемы толкования Корана и Сунны.

Ключевые слова: Ислам, религиозные нормы, Коран, Сунна, мусульманская правовая доктрина, шариат, фирманы, кануны, адат, урф, иджтихад.

In the article the basic sources of the Moslem law, various schools are considered, each of which offers the methods and receptions of interpretation of the Koran and Sunny.

Key words: Islam, religious norms, the Koran, Sunna, the Muslim legal doctrine, Sheriyat, firmans, eves, an adat, yrf, idgtihad.

Несмотря на достижения научно-технического прогресса и информационных технологий, развитие культуры и образования, религия не исчерпала своей регулятивной роли. Религиозные нормы в той или иной степени продолжают оказывать воздействие на общественные отношения во всех государствах современного мира. При этом все существующие религии можно разделить на три группы: мировые религии; национальные и региональные религии; родоплеменные религии или культы. Каждая из этих групп религий оказывает влияние на право. В некоторых случаях (христианство, буддизм, родоплеменные культы и др.) это влияние незначительно и сказывается лишь на особенностях правосознания, в других (ислам, иудаизм, индуизм) - право, возникнув в рамках самой религии, продолжает существовать и развиваться в неразрывной связи с ней, образуя такое явление, как религиозное право.

К категории мировых религий относятся христианство, ислам и буддизм. Особенностями этих религий являются: широкое распространение по всему миру; большой исторический период формирования; охват представителей многих этносов; особая социальная гибкость, т.е. способность функционировать в различных исторических и социальных средах, привлекать к себе разные социальные слои. Каждая мировая религия оказала значительное влияние на правовое развитие человечества. Ислам сформировал крупнейшую религиозную правовую систему - мусульманское право, которая продолжает функционировать по сей день. Ислам как мировую религию нельзя рассматривать без его правовой основы - мусульманского права, так как оно регулирует основные сферы общественных отношений мусульманской общины.

Процесс развития этой религии тесно связан с эволюцией арабской государственности от небольших протогосударств в начале VII в. до одной из крупнейших империй VIII - X вв. - Арабского халифата. Возникло огромное государство - многочисленная религиозная община. Это было новое объединение людей, которое скрепляла вера в единого бога [1]. Они считали, что законы жизни ниспосылаются Аллахом. В этих законах разъяснялось, как надо строить жизнь правоверным и их общине, как вести себя по отношению к пророку, как делить имущество и военную добычу [2]. Постепенно сложились обязательные правила благочестивого поведения, права и обязанности мусульман, то есть мусульманское право.

Основным источником мусульманского права является Коран. Правовая значимость Корана выражена в нем самом в словах: "И так Мы ниспослали его как арабский судебник" [3]. Вторым по значимости источником мусульманского права является Сунна - "Священное предание", состоящее из рассказов - хадисов - о поступках и высказываниях пророка Мухаммеда. Следует отметить, что при жизни пророка его высказывания передавались преимущественно устно, и оба источника в письменной форме были составлены уже после смерти Мухаммеда.

Наличие пробелов в праве поставило всех мусульманских правоведов перед необходимостью разработки собственной правовой доктрины, основой которой стал иджтихад - относительно свободное усмотрение, которое применялось при толковании норм Корана или Сунны или при формулировании новых правил поведения в случае их отсутствия в источниках. С развитием мусульманской теории права иджтихад стал обозначать достижение высшей ступени знания, дающей право самостоятельно решать вопросы, обойденные в Коране и Сунне, а муджтахиды - лица, обладающие таким правом, стали законодателями [4. С. 126, 127].

К началу VIII в. мусульманско-правовая доктрина, ликвидируя правовые пробелы в основных источниках - Коране и Сунне, сформулировала нормы, составившие вторую группу источников мусульманского права.

В качестве относительного источника права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само право в период его становления, но не противоречащие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе - урф, а также адат, сложившийся у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся мусульманскому влиянию в более позднее время.

Наконец, производными от шариата источниками мусульманского права были указы и распоряжения халифов - фирманы. Позже, в других мусульманских государствах, в частности в Османской империи, с развитием законодательной деятельности султанов в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы - кануны. Фирманы и кануны также не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственных органов и регулирующих административно-правовые отношения государственной власти с населением.

Все вышеперечисленные источники и институты являются документально-догматической базой, на которой и в настоящее время основывается вероучение ислама, мировоззрение и поведение мусульман. На них и держится вся система шариата - мусульманского права в широком понимании [5].

Следует отметить позицию некоторых ученых (Л.Р. Сюкияйнен), которые полагают, что мусульманское право и шариат не идентичные понятия. По их мнению, шариат включает все обращенные к людям предписания Корана и Сунны, а к мусульманскому праву относятся лишь те принципы и нормы, которые были разработаны или истолкованы доктриной и отвечают требованиям права [6. С. 17]. Шариат состоит из двух частей: теологии - акида и непосредственно права - фикха. Именно фикх и является мусульманским правом. Фикх, в свою очередь, делится на две части: первая указывает мусульманину, какой должна быть его линия поведения по отношению к себе подобным (муамалат), а вторая предписывает обязательства по отношению к Аллаху (ибадат). Эти две части шариата составляют предмет юридической науки в том виде, в каком она была определена и изучена различными правовыми школами-толками [7. С. 30].

Итогом активной работы мусульманских богословов-правоведов по ликвидации пробелов в праве явилось возникновение различных школ-толков (мазхабов) суннитского и шиитского направлений, каждая из которых предлагала свои методы и приемы толкования Корана и Сунны и на этой основе разрабатывала собственную систему правовых норм.

Появление школ-толков фактически закрепило положение мусульманско-правовой доктрины в качестве основного источника мусульманского права, которое стало практически правом той или иной школы, применяемым разными народами и государствами. В этом и заключается оригинальность мусульманской правовой системы, основанной не на конкретных, строго фиксированных источниках, а на гибкой, подверженной изменениям системе толкования. Мусульманская правовая доктрина признана официальным источником права во многих странах, правовые системы которых содержат элементы мусульманской правовой традиции.

Литература

  1. Большаков О.Г. История халифата. М., 1993. Т. 2.
  2. Коран. М., 1990. С. 82, 83, сура 4, аяты 8, 9, 13 - 16.
  3. Коран. М., 1990. С. 155, сура 13, аят 37(37).
  4. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1996.
  5. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1983; Керимов Г.Н. Ислам и его влияние на общественно-политическую мысль народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1983; Крывелев И.А. История религий. М., 1988; Хасан Зайд М. бен Акил. Учение об иджтихаде: его исторические корни и эволюция: Автореферат. М., 1987.
  6. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.
  7. Хидоя. Комментарии мусульманского права. Ташкент, 1994. Т. 1.