Мудрый Юрист

Методологические принципы познания среды права *

<*> Sigalov K.E. Methods principles and studies of research of the sphere of law.

Сигалов Константин Елизарович, профессор кафедры теории государства и права Московского университета МВД России, доцент, кандидат философских наук.

В статье рассматриваются философско-правовые и теоретико-правовые основания методологии познания среды права как правовой категории и философско-правового феномена.

Ключевые слова: среда права, парадигма, ценности, синтетичность, аналитичность, фрагментарность, всеобщность, универсальность, априорное знание.

In article are considered filosofsko-legal and teoretiko-legal grounds of methodology of knowledge of the environment of the right as legal category and filosofsko-legal phenomenon.

Key words: the right environment, a paradigm, values, synthetical character, analyticity, a fragmentariness, generality, universality, aprioristic knowledge.

В ряду категорий правовой науки категория "среда права" занимает особое место. Во-первых, эта категория в настоящий момент не является общепризнанной и полностью воспроизводит свое содержание исключительно в параметрах широкого понимания права. Во-вторых, в отечественной науке ее рассмотрение происходит исключительно фрагментарно или в рамках других категорий и понятий. Тем не менее среда права - это онтологическое измерение права, наиболее адекватное и целостное представление о его бытии, формах и способах его существования и развития. Среда права - это, с одной стороны, совокупность условий, факторов, обстоятельств, форм жизни и деятельности, в которых действует право, а с другой стороны - это осуществление всей совокупности форм и содержания действительного права в пространстве, времени и социальном движении. Среда права характеризуется полифонией правовой жизни как в историческом развитии, так и в географическом разнообразии, как в индивидуальной неповторимости, так и в целостной универсализированности.

Методологические принципы познания среды права являют собой осмысление сущности его бытия. Среда права понимается в первую очередь в философско-правовом смысле, ибо ее назначение - показать, что постижение существа права невозможно вне контекста постижения как можно более широкого пласта социальной действительности, в которой право существует. В то же время среда права - это "реально действующая" правовая категория, значимость которой обусловлена широким пониманием права. Поэтому методологические принципы исследования среды права нацелены на рассмотрение всего многообразия смыслов и определений не только существа права как такового, но и всего того, что право окружает. То, что окружает право, порой правом не является, не является зачастую и правовым вообще, но без чего право существовать не может. В праве отражается логика бытия цивилизации, его основные параметры определяются господствующей производственно-экономической технологией, доминирующей религией, национально-расовой идентичностью, ментальностью, проявляющейся в особенностях мышления, языка, принципах письменности той или иной культуры.

Выведение методологических принципов познания среды права обусловлена рядом особенностей. С одной стороны, представление о среде права подразумевает некую предметность, т.е. существование права в определенной сфере, окружении, характеризуемой конкретным содержанием, реальными и зримыми причинами явлений действительности.

Таковыми могут быть основания общественно-производственной технологии, требующие правовой регламентации (например, регулирование воды при поливе пахотных земель, правила мореплавания, условия выпаса скота, корпоративные правила ведения ремесла и т.п.), религиозные установки, носящие нормативный характер (ритуалы религиозных церемоний и служб, семейно-брачные отношения, принципы наследования и завещания, условия взаимодействия с иноверцами и др.), параметры государственно-политического регулирования общественной жизнью (формы государства, законы, практика государственного, муниципального, корпоративного и общественного управления). С другой стороны, среда права - это абстрактность, умозрительная категория, которую мы формируем специально для того, чтобы в нашем сознании сложилось целостное представление о праве. Среду права можно рассматривать сквозь призму философских законов и категорий, которые также формируют целостное представление о праве, как некую открытую систему, "вбирающую" в себя явления, характеризующие право в разных аспектах и сущностях. Философско-правовое представление о среде права в целом отличается от теоретико-правового представления прежде всего на уровне методологических принципов исследования проблемы. Понятие "среда права" является своего рода метафорой, выражающей то, что общественные отношения объективируются в праве не непосредственно, а системно опосредуясь всей структурной целостностью <1>.

<1> См.: Малинова И.П. Философия правотворчества. Екатеринбург, 1996. С. 110.

В рамках данной статьи решено было посмотреть, как методологические принципы исследования права в целом, при сравнении философско-правового и теоретико-правового подходов, предложенные В.П. Малаховым <2>, позволяют понять существо исследуемой проблемы.

<2> См.: Малахов В.П. Философия права: формы теоретического мышления о праве. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 12.

В философско-правовом смысле познание среды права предзаданно. Это обусловлено тем, что право обладает теми же качествами, которые характерны для всех явлений и процессов действительности, что право постоянно развивается, существуя в пространстве и во времени.

На теоретико-правовом уровне познание среды права рассматривается с учетом того, что право - это постоянно формирующийся и формируемый феномен. Это постоянное формирование происходит в определенном пространстве (как конкретно-территориальном, так и мыслительном, обусловленном духовно-познавательными границами) и в определенное физическое, социально-историческое время, т.е. в реальной среде, которая порождает именно такое право, которое характерно для данной цивилизационной определенности, именно на данном историческом этапе.

В философско-правовом смысле категория "среда права" самодостаточна. Философский смысл определяет ту общую основу происхождения права, которая существует безусловно и не зависит от конкретных условий функционирования права.

Теоретико-правовой смысл познания среды права определяется ее функциональностью, наполненностью конкретным содержанием. Среда права - важнейшая характеристика проявления права, то, без чего право существовать не может. Даже те элементы среды права, которые собственно правовыми не являются (например, язык, логика мышления, эстетические воззрения и т.п.), составляют черты конкретного права, возможности его функционирования. Представление о среде права в философско-правовом смысле, как и о других правовых феноменах, определено широким пониманием права, а потому безусловно.

Теоретико-правовой аспект познания среды права предполагает обусловленность права комплексом материальных и духовных факторов, придающих ему предметность и определенность. Познание среды права в теоретико-правовом плане обусловлено реальными факторами, которые имеют основание не только в духовных отношениях, но и в тех конкретных возможностях, которые права реализует, регулируя материальные отношения.

Для теории права представление о ценностях как таковых перерастает в представление о правовых ценностях. Человеческое сообщество обладает множеством потребностей и способов их реализации, что объясняет огромный диапазон оценок значимости социальных норм. В одних случаях право, его отдельные отрасли и институты имеют большую социальную ценность, в других случаях - меньшую. При этом теория права в силу своей праксиологичности всегда оперирует понятием целесообразности, ибо теория сопряжена с необходимостью целостного, законченного представления о предмете или явлении. По своему происхождению целесообразность обусловлена целеполаганием - важнейшим элементом социальной деятельности человека, характеризующим духовные и предметные основы его существования. Поэтому теория права "ответственна" за стройность и внутреннюю логику собственно теоретических построений правовой науки, а также за методологическое обоснование всего юридического знания, т.е. за такое отношение, которое выступает в качестве научного принципа исследования структуры и функций саморегулируемых и эквифинальных систем, что позволяет достигать принципиально одинаковых конечных результатов вне зависимости от "стартовых" условий. Теория права, таким образом, может дать ответ, почему, несмотря на различные условия формирования цивилизаций, сам феномен права при всем своем разнообразии, понимается и принимается всеми.

Философско-правовое познание среды права обусловлено принципом компенсации. Среда права в таком понимании демонстрирует уравновешенное положение всех параметров, которые характеризуют таксис и космос права, представление о праве как конвенции, на способности права устанавливать отношения, которые в принципе должны устраивать всех.

Теоретико-правовой параметр среды права характеризует права в вечном и постоянном движении и развитии. Право в этом смысле ничем не отличается от всех явлений окружающей действительности. Постоянно развивается и само право, и представления о праве. При всей значимости римского права невозможно сравнивать первоначальное право с современным правом по своим задачам, принципам, функциям, внутреннему строению и т.п. "Право постоянно трансформируется, подстраиваясь к ритму истории, затормаживая или питая его; благодаря этому право передает особенности своего времени и несет на себе стигматы этой эпохи, когда трансформировалось" <3>. Развитие среды права в теоретико-правовом смысле есть естественное и закономерное явление - как развитие самого феномена среды права, так и развитие представлений о нем. Феномен среды права в философско-правовом аспекте парадоксален, ибо противоречит сложившимся стереотипам и представлениям о праве, хотя с точки зрения формальной логики верен.

<3> Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М.: NOTA BENE, 2000. С. 198.

Для теоретико-правового подхода к познанию среды права характерна непротиворечивость. Непротиворечивость - это основное требование к любому научному знанию и любой строгой теории. Если мы выстраиваем такого рода теорию, которая относительно обособлена от другого знания, то в ней соблюдены определенные правила, в частности, не могут выводиться одновременно некоторое предложение и его отрицание.

Философско-правовое знание о среде права синтетично, теоретико-правовое знание аналитично. Различение аналитических и синтетических суждений восходит еще к кантовской "Критике чистого разума" и основывается на возможности различного отношения между субъектом и предикатом суждений. Логика развития любой науки создает семантические правила языка данной отрасли знания. И правовая наука, и практическая юриспруденция имеют свой специфический язык, свою терминологию, и даже свои жаргонизмы, что обусловлено особенностями мышления юристов, спецификой их понимания окружающей действительности, поэтому правовая "картина мира" в огромной мере задана семантической составляющей языковой системы науки о праве. Тем не менее любое знание, и в первую очередь знание правовое, основывается на онтологических установках, оно содержательно наполнено реальным смыслом и практической значимостью. Все семантические постулаты юридического языка имеют вспомогательное значение и предполагают "служение" правовой онтологии. Правовое знание необходимо для правовой практики, реализующей социально-экономические, политические, культурологические задачи, поставленные цивилизацией, те социальные нормы, которыми оперирует общество, устанавливая свои правила.

Если аналитичность проявляется в факторах, выявляющихся и проясняющихся в результате логического анализа, что заключено в содержании тех или иных имеющихся в наличии, устоявшихся, "готовых" правовых феноменах, то синтетичность проявляется в расширении и умножении познания действительности. Теоретико-правовое знание - начальный этап постижения сути правовых явлений, философско-правовое знание - заключительный этап этого постижения.

Собственно возможность синтетизма обусловлена наличием в сознании исходных мыслительных структур, задающих совершенно определенный способ рассмотрения мира. Они синтезируют, структурируют в чувственном познании и организованный посредством априорных форм созерцания во времени и пространстве материал восприятия и придают синтетическим суждениям априори характер всеобщности и необходимости.

В теоретико-правовом аспекте познание среды права подчинено как принципу фрагментарности, так и принципу всеобщности. Теория права, будучи методологией для всех отраслей права, осуществляет принцип всеобщности, предлагая общую для всех основу, общий язык, без которого представители различных отраслей права слабо понимали бы друг друга. "Именно проявление целого феноменально; нецелое только явлено в отдельности, которая требует связи, ее нахождения или порождения. Эти связи задает не опыт, а наличность целостности, феноменальности существования предмета. Целостность - это на самом деле отождествление схваченной частности, момента с предметом, явлением, процессом в целом" <4>.

<4> Малахов В.А. Философия права: идеи и предположения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 50.

В то же время теория права как бы "раздает" теоретико-методологическую основу различным отраслям и тем самым распадается на отдельные фрагменты, каждый из которых обладает своей особенностью, имеет свой предмет, свою сферу интересов и в определенной мере если не собственный юридический язык, то собственный "юридический диалект". Принцип фрагментарности "позволяет" различным правовым семьям руководствоваться различными феноменами социального бытия для установления собственных порядков в "своем доме" и т.д.

Философско-правовое познание среды права оперирует принципами универсальности и неуниверсальности и при этом не руководствуется исключительно правовыми категориями, в рамках его рассмотрения исследуется широкий круг вопросов, как имеющих к праву непосредственное отношение, так и весьма далеко отстоящих от чисто правовой тематики. При узкопозитивистском подходе к пониманию права, которое "действует здесь и сейчас", действительно не имеет никакого отношения. Но для того, чтобы понять, почему это право здесь и сейчас действует именно так, а не иначе, следует применить исследование широкого круга вопросов истории, экономики, производственной технологии, религии, морали, национальной ментальности, географических и природно-климатических особенностей, геополитического и военного положения, без которых целостной картины права не будет.

В то же время философско-правовой подход предусматривает рассмотрение лишь определенного круга вопросов именно общего характера, не вдаваясь в частности правовой проблематики, особенно в тех случаях, когда речь идет о совершенно конкретных юридических проблемах. Задачи объять необъятное в рамках философско-правового подхода не стоит, поэтому-то и принцип неуниверсальности столь же актуален, как и принцип универсальности.

В рамках теоретико-правового представления о среде права широко используется принцип системности. Согласно этому принципу буквально все явления, предметы, действительности - суть системы различной степени организованности, строения, сложности и целостности. Принцип системности явно или имплицитно всегда использовался наравне с другими принципами в теории права и юридической практике.

Философско-правовой подход при изучении феномена среды права кроме принципа системности использует принцип калейдоскопичности. Восприятие правовой действительности в целом совершенно не предусматривает рассмотрение каждой отдельной детали и принцип калейдоскопичности, подобно восприятию художников-импрессионистов, способен дать определенный ракурс восприятия мира права.

Таким образом, сравнение философско-правовых и теоретико-правовых познания среды права позволяет выявить закономерности его развертывания как открытой системы, проанализировать возможности широкого понимания права для определения самого феномена среды права.