Мудрый Юрист

Современные механизмы раскрытия и предоставления информации на рынке ценных бумаг

Мухаметшин Т., преподаватель кафедры "Финансовое право" Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), кандидат юридических наук.

Статья посвящена системе раскрытия информации на российском рынке ценных бумаг в контексте последних законодательных изменений. Освещаются такие вопросы, как раскрытие информации эмитентами, отчетность профессиональных участников, информационная функция государства, особенности инсайдерской информации и рекламы на рынке ценных бумаг.

Ключевые слова: раскрытие информации, рынок ценных бумаг, существенные факты, отчетность, профессиональные участники рынка ценных бумаг, акционеры, инсайд, реклама.

The article is devoted to the system of information disclosure in the Russian securities market within the scope of latest legislation amendments. The author covers such questions as information disclosure by issuers, accounting reports by professional securities market-makers, state's informational function, peculiarity of "inside" and advertisement in the securities market.

Key words: information disclosure, securities market, essential facts, accounting reports, professional securities market-makers, shareholders, inside, advertisement.

Информационная прозрачность и доступность - один из важнейших принципов функционирования современного рынка ценных бумаг. Реализация данного принципа достигается путем установления законодательных требований по раскрытию информации субъектами рынка ценных бумаг.

В самом общем виде к таким субъектам относятся эмитенты, профессиональные участники рынка ценных бумаг, их владельцы (инвесторы), регулирующие органы. В свою очередь, под информацией на рынке ценных бумаг следует понимать совокупность данных о ценных бумагах, об эмитентах и их финансово-хозяйственной деятельности, о профессиональных участниках рынка и об их операциях/услугах, владельцах, сделках и т.п.

Таким образом, на рынке ценных бумаг раскрытию подлежит колоссальный объем информации. Совокупность устанавливаемых правил и процедур по своевременному публичному информационному обеспечению рынка ценных бумаг формирует так называемую систему раскрытия информации на рынке ценных бумаг <1>.

<1> См. также: Ясус М. Новые стандарты раскрытия информации на рынке ценных бумаг // Хозяйство и право. 2011. N 3. С. 78 - 85. (Примеч. ред.)

Правовое регулирование механизмов раскрытия и предоставления информации существенно обновилось благодаря прежде всего вступившим в силу с апреля 2011 года изменениям в главу 7 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг). Речь главным образом идет об изменениях, внесенных Федеральным законом от 4 октября 2010 года N 264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 264-ФЗ). В обобщенном виде система раскрытия информации состоит из следующих элементов.

1. Раскрытие информации эмитентами (на примере акционерных обществ). Обязанность акционерных обществ раскрывать информацию об их деятельности связана в первую очередь с необходимостью соблюдения прав акционеров. Кроме того, прозрачность ведения бизнеса привлекает потенциальных инвесторов, поскольку дает им возможность оценивать риски при принятии инвестиционных решений.

Согласно п. 4 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг в обязанности эмитентов на рынке ценных бумаг входит раскрытие и предоставление информации в форме:

  1. ежеквартального отчета. Требования к его содержанию и оформлению содержатся в п. п. 6 - 11 ст. 30;
  2. сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности. В данном случае отчетность разделена на годовую и промежуточную, установлены порядок и сроки ее опубликования. Квартальная и годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность также входят в состав упомянутого ежеквартального отчета эмитента;
  3. сообщений о существенных фактах. На законодательном уровне впервые дано определение понятия "существенный факт" - сведения, которые в случае их раскрытия или предоставления могут оказать существенное влияние на стоимость или котировки эмиссионных ценных бумаг эмитента (п. 13 ст. 30). Количество существенных фактов, подлежащих раскрытию в форме сообщений, составляет теперь 50 (п. 14 ст. 30). При этом фактически данный список является открытым.

Примечательно, что в целях раскрытия и (или) предоставления информации введены новые понятия - "контролирующее лицо" и "подконтрольное лицо". Это нововведение нашло отражение в положениях о раскрытии сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности: в нее теперь должны быть включены данные об указанных лицах. Кроме того, эмитенты обязаны раскрывать информацию, касающуюся деятельности подконтрольных им и контролирующих их лиц, в ряде сообщений о существенных фактах.

Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России) от 10 октября 2006 года N 06-117/пз-н (далее - Положение о раскрытии информации), конкретизирует порядок раскрытия в форме сообщений о существенных фактах (список которых продублирован из Закона о рынке ценных бумаг), а также устанавливает обязанность акционерных обществ раскрывать информацию об иных сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг таких обществ.

Эмитенты размещают информацию на сайтах в сети Интернет, в лентах новостей уполномоченных ФСФР России информационных агентств, на страницах периодических печатных изданий. При этом для различных категорий информации и сведений предусмотрены разные способы их опубликования.

Поскольку для некоторых акционерных обществ раскрытие информации неактуально и обременительно (например, когда они вообще не стремятся к привлечению инвестиций и не размещают акции публично или число акционеров которых не превышает 500), ст. 30.1 Закона о рынке ценных бумаг в редакции Закона N 264-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2011 года, позволяет освобождать эмитента - акционерное общество от обязанности раскрытия или предоставления информации о ценных бумагах по решению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Указанное решение принимается ФСФР России на основании заявления эмитента при одновременном соблюдении ряда условий:

В случае освобождения общества от обязанности раскрывать информацию в форме ежеквартальных отчетов, сводной бухгалтерской отчетности и сообщений о существенных фактах у общества тем не менее сохраняется обязанность раскрывать обязательный минимум информации в количестве и порядке, которые установлены главой VIII Положения о раскрытии информации.

Помимо раскрытия и предоставления информации, предусмотренных Законом о рынке ценных бумаг, следует отдельно сказать о праве акционеров (как составной части их статуса) на информацию об акционерном обществе. ГК РФ закрепляет право участников хозяйственного общества получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном учредительными документами порядке (п. 1 ст. 67). В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 91 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) общество обязано обеспечить своим акционерам доступ к документам, указанным в п. 1 ст. 89. Речь, в частности, идет об уставных документах общества, о бюллетенях для голосования, протоколах общих собраний акционеров, заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, списках аффилированных лиц общества. Общество обязано также обеспечивать акционерам доступ к имеющимся у него судебным актам по спору, связанному с созданием общества, управлением им или участием в нем. Порядок и сроки предоставления данной информации установлены в п. п. 2, 3 ст. 91 Закона об АО.

Проблема раскрытия акционерными обществами информации перед их акционерами сохраняет актуальность, особенно применительно к взаимоотношениям между крупными публичными компаниями и их миноритарными акционерами. При этом общества, не предоставляя информацию, отталкиваются, в частности, от той позиции, что акционеры могут злоупотреблять своим правом (ст. 10 ГК РФ). О злоупотреблении может свидетельствовать то, что участник, обратившийся с требованием о предоставлении информации, является фактическим конкурентом общества (либо его аффилированным лицом), а запрашиваемая информация носит характер конфиденциальной, относится к конкурентной сфере, и ее распространение способно причинить вред коммерческим интересам общества. Отказы в предоставлении информации стали поводом для ряда важных судебных решений. В Определении Конституционного Суда РФ от 18 января 2011 года N 8-О-П указано, что конституционно-правовой смысл положения абз. 1 п. 1 ст. 91 Закона об АО является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ также были выработаны рекомендации по рассмотрению арбитражными судами подобного рода дел, в частности, судам следует учитывать, что при реализации своего права на получение информации участники хозяйственных обществ не обязаны раскрывать цели и мотивы, которыми они руководствуются, требуя предоставления информации об обществе, а также иным образом обосновывать наличие интереса в получении соответствующей информации, за исключением случаев, вытекающих из закона (п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 18 января 2011 года N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ").

Именно в целях соблюдения норм законодательства о раскрытии и предоставлении информации был расширен перечень лиц, которые могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение его требований. Согласно ст. 15.19 КоАП РФ (в ред. Закона N 264-ФЗ) административную ответственность за непредоставление (нераскрытие) или нарушение порядка и сроков предоставления (раскрытия) информации на рынке ценных бумаг теперь несут все лица, прямо или косвенно причастные к эмиссии ценных бумаг.

2. Предоставление информации (отчетности) профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Законодательством о рынке ценных бумаг на профессиональных участников возложена обязанность по раскрытию информации о проведенных операциях с ценными бумагами. Реализация данного требования происходит следующим образом.

Во-первых, посредством предоставления отчетности в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Детально порядок раскрытия профессиональными участниками указанной информации регламентирует Приказ ФСФР России от 19 ноября 2009 года N 09-49/пз-н "О порядке и сроках представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг". Состав отчетности профессиональных участников определяет Положение об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг (Постановление ФКЦБ РФ N 33 и Минфина РФ N 109н от 11 декабря 2001 года (в ред. от 16 ноября 2009 года)).

Согласно названным нормативным правовым актам в зависимости от вида осуществляемой профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг профессиональные участники представляют в регулирующий орган отчетность по одиннадцати различным формам. Наиболее содержательна так называемая форма N 1100 "Квартальный отчет профессионального участника рынка ценных бумаг". В ее состав включаются сведения о собственниках и органах управления организации, бухгалтерский баланс, подробные сведения о сделках с ценными бумагами, совершенных профессиональным участником за отчетный период в рамках брокерской деятельности, дилерской деятельности, деятельности по доверительному управлению, и другие сведения.

Во-вторых, это обязанность профессиональных участников по раскрытию информации о расчете собственных средств. Основанием для этого служит Приказ ФСФР России от 11 февраля 2010 года N 10-7/пз-н "О порядке и сроках раскрытия профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов информации о расчете собственных средств в сети Интернет". Величина собственных средств - один из важнейших показателей, характеризующих финансовую устойчивость профессионального участника и его способность обеспечить исполнение обязательств перед его клиентами. Ее соответствие нормативам достаточности, устанавливаемым ФСФР России, является одним из основных лицензионных требований и условий осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

В-третьих, необходимость раскрытия информации связана с охранительными нормами Федерального закона от 5 марта 1999 года N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". Согласно п. п. 2 - 4 ст. 6 указанного Закона профессиональный участник, оказывающий инвестору услуги на рынке ценных бумаг, обязан по требованию инвестора предоставить ему:

3. Информационная функция федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. ФСФР России, будучи федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, помимо традиционной регулятивной выполняет важную информационную функцию, которая осуществляется как с помощью традиционных информационных источников - печатных изданий ("Вестник ФСФР России", информационный бюллетень "Приложение к Вестнику ФСФР России"), так и посредством сети Интернет - наиболее доступного и оперативного ресурса (ст. 8 Закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", п. 18 ст. 42 Закона о рынке ценных бумаг).

4. Понятие и правовые признаки инсайдерской информации. Перечисленные механизмы раскрытия и предоставления информации имели отношение главным образом к так называемой общедоступной информации. Общедоступной на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг (п. 2 ст. 30).

Наряду с "общедоступной" в названном Законе длительное время существовало понятие "служебная информация". Однако в связи с принятием Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 224-ФЗ) оно было заменено на понятие "инсайдерская информация" (глава 8 "Об использовании служебной информации на рынке ценных бумаг" Закона о рынке ценных бумаг утратила силу). В общем виде это информация, которая в состоянии оказать существенное влияние на биржевые цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (ст. 2).

Как справедливо указывает С. Гришаев, инсайдерская информация на финансовом и товарном рынках должна сохраняться недоступной для третьих лиц достаточно короткое время, но затем ее необходимо раскрыть <2>.

<2> Гришаев С.П. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

Следует уточнить, что российским законодательством предусмотрены случаи, когда инсайдерская информация раскрытию или опубликованию не подлежит (см., в частности, п. 14 Положения о порядке и сроках раскрытия инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 - 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", утвержденного Приказом ФСФР России от 12 мая 2011 года N 11-18/пз-н).

Законом N 224-ФЗ установлен перечень лиц, которые являются инсайдерами: эмитенты, управляющие компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг, информационные агентства, органы власти различных уровней, а также их работники и другие лица, имеющие доступ к инсайдерской информации в силу служебного положения в соответствии со ст. 4 Закона.

Исчерпывающий перечень информации, относящейся к инсайдерской информации, закреплен в Приказе ФСФР России от 12 мая 2011 года N 11-18/пз-н "Об утверждении Перечня информации, относящейся к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 - 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также порядка и сроков раскрытия такой информации". При этом указанные органы и организации также обязаны утвердить собственные перечни инсайдерской информации (то есть списки тех сведений, которые будут инсайдерской информацией) и опубликовать их на своих официальных сайтах в сети Интернет.

5. Реклама как разновидность информации на рынке ценных бумаг. Будучи особым видом общественных отношений, деятельность на рынке ценных бумаг предполагает и особый порядок рекламы финансовых услуг и ценных бумаг. В настоящее время правовое регулирование таких отношений строится на основе норм Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" и частично Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".

Нормы о рекламе финансовых услуг и ценных бумаг содержатся в ст. ст. 28 и 29 Закона о рекламе соответственно. Это, с одной стороны, нормы запрещающие, которые требуют воздерживаться от определенного рода действий (предоставления гарантий доходности и надежности инвестирования, прогнозов роста курсовой стоимости ценных бумаг и др.). С другой стороны, это нормы, обязывающие поступать в соответствии с установленными правилами (реклама ценных бумаг должна содержать сведения о лицах, обязавшихся по рекламируемым ценным бумагам, наименование эмитента и источник информации, подлежащей раскрытию, и др.).

Что касается охранительных норм Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", то их содержание направлено главным образом именно на защиту прав и законных интересов инвесторов при рекламировании ценных бумаг и финансовых услуг (ст. ст. 4, 5).

Итак, система раскрытия информации на рынке ценных бумаг претерпела существенные изменения. Указанные изменения согласуются с положениями, закрепленными Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 2043-р, а также Концепцией создания международного финансового центра в Российской Федерации (проект Концепции одобрен на заседании Правительства РФ 5 февраля 2009 года) <3>.

<3> www.economy.gov.ru