Мудрый Юрист

Повышение эффективности деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации *

<*> Panteleev V.Yu. Improvement of efficiency of activity of the constitutional (charter) courts of the subjects of the Russian Federation.

Пантелеев Вадим Юрьевич, председатель Уставного суда Свердловской области, кандидат юридических наук, доцент.

В материале сделан обзор мнений участников круглого стола, проведенного в рамках повышения квалификации судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации "Повышение эффективности деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации".

Ключевые слова: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации; курсы повышения квалификации судей конституционных (уставных) судов субъектов Федерации; исполнение решений; правовое просвещение граждан.

The article considers the review of the opinions of the participants of the judges of the constitution (charter) courts of the subjects of the Russian Federation "improvement of the organization and activity of the constitution (charter) courts of the subjects of the Russian Federation".

Key words: constitution (charter) courts of the subjects of the Russian Federation; courses of improvement of qualification judges of the constitution (charter) courts of the subjects of the Russian Federation; execution of decisions; legal education of the citizens.

За 20-летнюю историю конституционное правосудие доказало свою востребованность как в сфере защиты прав граждан, так и в сфере укрепления российской государственности. Создание конституционной юстиции не только на уровне Федерации, но и в ее субъектах послужило необходимым условием существования правового государства, выступает средством для решения вопросов, связанных с формированием единого правового пространства, гарантированием основных прав и свобод человека и гражданина. Для обеспечения надежной защиты граждан необходимо постоянное совершенствование конституционного (уставного) правосудия в субъектах Российской Федерации, в том числе путем повышения профессиональной подготовки судей.

Поэтому в соответствии с положениями федерального законодательства на базе Уставного суда Свердловской области с участием профессорско-преподавательского состава Уральской государственной юридической академии с 30 мая по 8 июня 2011 г. были проведены курсы повышения квалификации судей конституционных (уставных) судов из шести субъектов Российской Федерации: Республики Бурятия, Республики Марий Эл, Республики Татарстан, Республики Тыва, Чеченской Республики, Свердловской области. В качестве лекторов были приглашены высококвалифицированные преподаватели, ведущие ученые в области публичного права: судья Конституционного Суда Российской Федерации д.ю.н., профессор А.Н. Кокотов, проректор по учебной работе УрГЮА, заведующий кафедрой конституционного права УрГЮА д.ю.н., профессор М.С. Саликов, председатель Федерального арбитражного суда Уральского округа д.ю.н., профессор И.В. Решетникова, заведующий кафедрой гражданского процесса УрГЮА д.ю.н., профессор В.В. Ярков, директор Института государственного и международного права УрГЮА д.ю.н., профессор С.Э. Несмеянова, заведующий кафедрой административного права УрГЮА к.ю.н., доцент С.Д. Хазанов, директор Уральского института регионального законодательства к.ю.н., доцент М.В. Кучин и ряд других преподавателей Уральской государственной юридической академии.

По итогам работы курсов повышения квалификации было организовано проведение круглого стола "Повышение эффективности деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации". Круглый стол прошел в активной рабочей обстановке с обсуждением наиболее острых вопросов, с которыми сталкиваются судьи конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в своей деятельности.

Обсуждение началось с проблем, обозначенных в решении Консультативного совета председателей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, принятом 3 ноября 2010 г. в городе Казань.

В первую очередь был затронут вопрос повышения информатизации судов в рамках реализации Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" и соответствующих законов субъектов Федерации. В качестве положительного примера его решения отмечалось заключение Соглашения между Конституционным судом Республики Татарстан и Уставным судом Свердловской области о сотрудничестве, в том числе об обмене информацией о принятых решениях и других материалах. Участники круглого стола поддержали идею расширения использования данной формы сотрудничества конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Следующим приоритетным вопросом, рассмотренным на круглом столе, стало повышение эффективности правового просвещения граждан, в том числе по защите своих прав в конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации. Судья Конституционного Суда Республики Бурятия Елена Рыкова поделилась опытом совершенствования информационной политики, проводимой судом. В целях правового просвещения граждан были подготовлены и направлены главным редакторам официальных изданий, имеющихся в муниципальных образованиях, расположенных на территории республики, информационные и аналитические материалы. Большинство из них с желанием разместили представленный материал. Эффективность такого способа правового просвещения граждан анализируется аппаратом данного Конституционного суда, он готов проинформировать конституционные (уставные) суды других субъектов Российской Федерации о результатах этой работы.

Председатель Уставного суда Свердловской области Вадим Пантелеев поделился опытом по информированию органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления по установленным Судом нарушениям прав граждан. Им было отмечено, что именно нормативные правовые акты органов местного самоуправления, как правило, страдают серьезными дефектами и чаще всего оспариваются в судах по мотивам нарушения прав граждан, и в первую очередь в области предоставления различных услуг и социальных гарантий, вторжения в "чужую" компетенцию, нарушения порядка принятия и опубликования акта и т.д. Анализ, проведенный аппаратом Суда, позволяет сделать вывод, что большое количество таких нормативных актов, принятых на территории Свердловской области, не соответствует федеральному или областному законодательству, в том числе и из-за недостаточно высокой квалификации юристов, работающих в органах местного самоуправления. С целью профилактики этих нарушений на основании решения Уставного суда о признании не соответствующим Уставу Свердловской области Соглашения между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и муниципальным образованием "О взаимодействии в сфере управления земельными участками и разграничения государственной собственности на земельные участки, расположенные на территории муниципального образования" администрация Губернатора Свердловской области подготовила методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления.

Также Уставный суд как орган государственной судебной власти в числе прочих задач стремится к повышению правового сознания рядовых граждан, их способности эффективно отстаивать свои права и законные интересы. На реализацию этой задачи направлены следующие меры:

Для проведения этой работы в Суде действует филиал кафедры конституционного права Уральской государственной юридической академии.

На постоянной и системной основе строится взаимодействие Уставного суда со средствами массовой информации: проводится ежегодный конкурс на лучшее освещение деятельности Уставного суда Свердловской области средствами массовой информации; судебные процессы регулярно освещаются журналистами; выстроено взаимодействие с пресс-секретарями органов государственной власти Свердловской области.

В рамках круглого стола развернулась дискуссия по механизму исполнения либо ненадлежащего исполнения решений конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. Заместитель председателя Конституционного суда Республики Татарстан Раиса Сахиева рассказала о норме регламента Конституционного суда, в соответствии с которой на заместителя Председателя Суда возложена обязанность по контролю за исполнением решений, принятых судом. В целях повышения исполнительской дисциплины она проводит встречи с представителями органов, которых касались решения Конституционного суда, однако индивидуальная работа не всегда приносит ожидаемые результаты. Механизм исполнения решений, по ее мнению, нуждается в совершенствовании через законодательство, например, требуется предусмотреть информирование глав субъектов Российской Федерации о неисполнении решений конституционных (уставных) судов руководителями органов. Судья Конституционного суда Республики Бурятия Елена Рыкова высказала мнение, что судебный орган не должен заниматься исполнением решений, а председателей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации необходимо наделить правом обращения к законодательным (представительным) органам с посланиями, в которых, в частности, должны отражаться случаи неисполнения решений суда. Председатель Уставного суда Свердловской области Вадим Пантелеев отметил, что неисполнение решений конституционных (уставных) судов субъектов Федерации влечет снижение в геометрической прогрессии авторитета самих судов. Поэтому в данном вопросе суды могут взаимодействовать с органами прокуратуры и другими правоохранительными органами.

В ходе обсуждения судьи рассмотрели вопросы сотрудничества между органами прокуратуры и конституционными (уставными) судами. По мнению заместителя Председателя Конституционного суда Республики Марий Эл Андрея Бабина, прокуратура не всегда заинтересована в заключении соглашений о сотрудничестве с конституционными (уставными) судами субъектов. Основными причинами такого состояния взаимодействия органов являются незначительный штат сотрудников подразделений прокуратуры, занимающихся этой работой, и приоритет осуществления надзора за исполнением федерального законодательства. Участники круглого стола высказали заинтересованность в усилении взаимодействия с органами прокуратуры в деле укрепления конституционной законности в части реализации предоставленного им законодательством субъектов права на обращение в конституционные (уставные) суды, а также путем создания научно-консультативных советов при конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации и приглашения для участия в них представителей органов прокуратуры.

Все участники круглого стола подчеркнули важность и своевременность проведения курсов повышения квалификации, а также отметили, что такая дискуссия за круглым столом является эффективной формой обмена теоретическими и практическими знаниями.