Мудрый Юрист

Современное валютное регулирование в российском банковском праве *

<*> Настоящая статья подготовлена при поддержке Правовой информационно-справочной системы "КонсультантПлюс".

Доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой международного частного права факультета права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Н.Ю. Ерпылева дает подробный комментарий действующего банковского законодательства в части валютного регулирования.

Банковское регулирование как система норм государственно-властного характера, имеющее целью ограничение и упорядочение банковской деятельности, в любом обществе представлено в двух видах - пруденциального и валютного регулирования. Пруденциальное регулирование имеет своей целью обеспечение стабильного и надежного функционирования банковской системы государства в целом, а также защиту интересов вкладчиков. Эта цель достигается с помощью государственной регистрации банков и лицензирования банковской деятельности, установления экономических нормативов функционирования банков, а также осуществления банковского надзора, главным инструментом которого выступает применение мер воздействия (санкций) со стороны государства.

Цель валютного регулирования - проведение разумной денежно-кредитной политики в условиях рыночной экономики, выступающей инструментом достижения макроэкономических целей государства. В этом смысле можно утверждать, что валютное регулирование и валютный контроль как составная часть регулирующего механизма объективно способствуют поддержанию сбалансированного движения финансовых потоков в экономике страны и, как следствие, достижению стабильного функционирования банковской системы, через которую движение финансовых ресурсов реально осуществляется. Таким образом, несмотря на разницу в целях оба вида банковского регулирования имеют один и тот же результат в своем действии, выражающийся в оптимизации функционирования банков и других кредитных организаций, выполняющих банковских функции <1>.

<1> В теоретическом контексте валютное регулирование представляет собой предмет валютного права, которое рассматривается отечественной юридической наукой как комплексная отрасль национальной правовой системы. См., например: Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Сапожников Н.В. и др. Валютное право: Учеб. пособие. М., 2007.

Структура механизма валютного регулирования: правовые основы

Переход российской экономики на рыночные отношения, ее постепенная интеграция в мировое хозяйство и международные валютно-финансовые организации, последовательная децентрализация внешнеэкономических связей российских предприятий с зарубежными партнерами делают крайне актуальными знания механизма регулирования валютных отношений на территории России и за ее пределами. Данный механизм, имеющий экономическую природу (в его основе лежат объективно обусловленные экономические процессы), выступает в любом государстве в правовой форме.

Существующая система нормативных правовых актов представляет собой юридический механизм регулирования валютных отношений, имеющий двойное функциональное назначение. Во-первых, он выполняет статическую функцию, закрепляя уже сложившийся комплекс валютных отношений; во-вторых, ему присуща динамическая функция, выражающаяся в том, что создаются предпосылки для дальнейшего развития и трансформации данного комплекса, т.е. возможность его эволюционирования и изменения. Вне рамок существующей системы нормативных правовых актов вообще невозможно говорить о механизме регулирования валютных отношений в любом государстве. В научной литературе вышеупомянутая система получила название "валютное законодательство". Этот термин употребляется в широком смысле и охватывает не только законы, но и любые другие подзаконные акты нормативного характера (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, инструкции Центрального банка РФ и т.д.). Механизм валютного регулирования можно представить в виде таблицы (табл. 1).

Таблица 1. Механизм валютного регулирования

    Валютное       
законодательство
 Регулятивное воздействие 
 Валютные отношения  
Акты валютного     
законодательства
(нормативный
аспект)
Валютное законодательство 
осуществляет регулятивное
воздействие на валютные
отношения в форме
предписаний, дозволений и
запретов, осуществления
валютного контроля и
возложения
ответственности на
субъектов валютных
отношений за нарушение
ими норм валютного
законодательства <2>
Субъекты валютных    
отношений
Объекты валютных     
отношений
Органы, издающие   
акты валютного
законодательства
(институционный
аспект)
Валютные операции    
<2> Регулятивное воздействие всегда предполагает наличие элемента принуждения в регулятивном механизме, который выражается главным образом в юридической ответственности субъектов валютных отношений за совершаемые ими действия. См. более подробно: Саттарова Н.А. Принуждение в механизме валютно-правового регулирования // Банковское право. 2006. N 2.

Как видно из таблицы, механизм валютного регулирования включает в себя три структурных элемента:

Структурные элементы механизма валютного регулирования находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии, что предполагает их системообразующее видоизменение и функциональное эволюционирование. Статичные по сути валютные отношения, представляющие собой константу механизма валютного регулирования, перманентно находятся в состоянии развития в силу регулятивного воздействия на них со стороны динамичного по сути валютного законодательства, играющего в силу своей особенности роль двигателя в данном механизме.

Валютное законодательство представляет собой первый структурный элемент механизма валютного регулирования, и именно оно выполняет регулятивную функцию в этом механизме <3>. Валютное законодательство Российской Федерации в настоящее время представляет собой крайне неоднородный нормативный комплекс, включающий акты различной юридической природы, принятые государственными органами, которые находятся на различных ступеньках государственной иерархии. Согласно Конституции РФ <4> валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации (п. "ж" ст. 71). Это означает, что принятие валютного законодательства входит в исключительную компетенцию федеральных государственных органов и не находится в компетенции субъектов Федерации.

<3> Лушникова М.В. К вопросу о системе источников валютного права // Банковское право. 2005. N 2.
<4> СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445. Новая редакция Конституции РФ вступила в силу с 31 декабря 2008 г.

Основным актом валютного законодательства является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. от 21 ноября 2011 г.) <5> (далее - Закон). Закон состоит из пяти глав, логически связанных между собой (гл. 1 "Общие положения", гл. 2 "Валютное регулирование", гл. 3 "Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации и обязательная продажа части валютной выручки", гл. 4 "Валютный контроль" и гл. 5 "Заключительные положения"). Последняя редакция Закона содержит большое число новелл правовой регламентации, что позволяет говорить о введении в России кардинально иного механизма валютного регулирования взамен существовавшего ранее <6>. Во-первых, в Законе впервые четко сформулированы основные принципы валютного регулирования и валютного контроля, в том числе:

<5> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859; Российская газета. 2011. 26 нояб. Новая редакции Закона вступает в силу с 1 января 2012 г.
<6> Ивашкова Т.В. Выявление и профилактика нарушений валютного законодательства // Международные банковские операции. 2011. N 1; Селивановский А.С. Новое валютное законодательство: суть понятий // Закон. 2005. N 4; Эрделевский А.М. Об изменениях в валютном законодательстве России // Деньги и кредит. 2007. N 2.
<7> Крохина Ю.А. Актуальные проблемы законодательного обеспечения принципов валютного регулирования и валютного контроля // Российское правосудие. 2010. N 7.

Во-вторых, в Законе по-новому обозначены органы валютного регулирования, в число которых ныне входят Центральный банк РФ и Правительство РФ, причем последнему отводится весьма важная роль в принятии актов валютного регулирования (ст. 5) <8>. В-третьих, в Законе по-иному определены методы регулирования валютных операций, включая требования о репатриации резидентами иностранной и российской валюты (ст. 19), а также о совершении резидентами и нерезидентами валютных операций через банковские счета, открытые в уполномоченных банках (ст. ст. 13 и 14).

<8> Центральный банк РФ, Правительство РФ, а также специально уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций без ограничений (п. 5 ст. 5). В качестве последних выступают Министерство обороны РФ, Министерство иностранных дел РФ, Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки РФ, Федеральное казначейство.

Акты валютного законодательства в широком смысле слова включают в себя наряду с законами акты органов валютного регулирования (ЦБ РФ и Правительства РФ), а также нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в пределах их компетенции. Акты валютного законодательства применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.

Акты валютного законодательства, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Акты валютного законодательства, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Акты валютного законодательства подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные акты не применяются.

Органы валютного контроля могут издавать акты по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов (п. п. 3 - 6 ст. 4).

Выступая как органы валютного регулирования, Банк России и Правительство РФ обладают нормотворческой функцией, т.е. вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, обязательные для резидентов и нерезидентов. Закон различает исключительную компетенцию Банка России, исключительную компетенцию Правительства РФ и совместную компетенцию Банка России и Правительства РФ по принятию актов валютного законодательства. Например, нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной и российской валюте только в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории России, в том числе специальных счетов, устанавливает Банк России (п. п. 1 и 2 ст. 13). Расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России (п. 2 ст. 14). Расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России (п. 3 ст. 14).

Валютный контроль в России осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля являются Банк России, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ (в настоящее время таковым является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора). Агенты валютного контроля - уполномоченные банки, подотчетные Банку России, Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы <9>. Контроль над осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Банк России. Контроль над осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля <10>.

<9> Новикова И.П. Финансово-правовой статус органов валютного регулирования и валютного контроля // Государство и право. 2009. N 10.
<10> Владимиров И.П. Валютный контроль за операциями физических лиц в современных условиях // Международные банковские операции. 2010. N 4.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Банком России. Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Банком России <11> (п. п. 1 - 6 ст. 22). Резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами ее территории, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных и межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории России с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с Банком России (п. 7 ст. 12) <12>.

<11> См. Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 166 "О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством РФ, необходимых для осуществления его функций документов и информации" // СЗ РФ. 2007. N 9. Ст. 1129.
<12> См. Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. N 819 "Об утверждении Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ" (в ред. от 15 июля 2008 г.) // СЗ РФ. 2006. N 2. Ст. 188; 2008. N 29 (ч. II). Ст. 3527.

Акты валютного законодательства принимаются Банком России в форме инструкций, положений и указаний, а Правительством РФ - в форме постановлений и распоряжений. Акты валютного законодательства, принимаемые федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, имеют форму главным образом приказов, инструкций и положений. Порядок их принятия и регистрации регулируется Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 (в ред. от 29 июля 2011 г. <13>).

<13> СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3895; 2011. N 32. Ст. 4834. Новая редакция настоящего постановления вступила в силу с 13 августа 2011 г.

Согласно этому документу нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по их инициативе в пределах их компетенции (п. 1). Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание таких актов в виде писем и телеграмм не допускается <14>. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты (п. 2).

<14> В нарушение данного требования Правил сохраняется практика принятия нормативных правовых актов в виде писем, которым ввиду очевидного несоответствия требованиям Правил стараются придать методический или рекомендательный характер. См., например, письмо ФТС России от 10 января 2008 г. N 01-11/217 "О направлении методических рекомендаций по квалификации нарушений валютного законодательства" (в ред. от 6 июня 2011 г.) // Таможенный вестник. 2008. N 3.

Акты валютного законодательства, принимаемые Президентом РФ как органом общей компетенции в области валютного регулирования в форме указов, представляют собой в настоящее время весьма узкую группу актов. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 15 октября 1993 г. N 1634 "Об освобождении нефтегазодобывающих объединений от обязательной продажи части валютной выручки при поставках нефти для погашения иностранного кредита" <15>. Такое положение вещей обусловлено следующим: большая группа валютных операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, регулирование которых входило ранее в компетенцию Президента РФ, ныне вообще выведена из сферы валютного регулирования и рассматривается как группа операций на финансовом рынке.

<15> САПП РФ. 1993. N 42. Ст. 3996.

Наряду с нормативным аспектом, представленным актами валютного законодательства, в структуре механизма валютного регулирования можно выделить и институционный аспект. Он представлен государственными органами, осуществляющими принятие актов валютного законодательства и контроль над их соблюдением, как органами специальной компетенции в области валютного регулирования. Наделение Законом Банка России и Правительства РФ функций по принятию актов валютного законодательства означает придание им статуса органов специальной компетенции. Институционный аспект механизма валютного регулирования можно представить следующим образом (табл. 2).

Таблица 2. Институционный аспект механизма валютного регулирования

  N  
п/п
      Наименование      
государственного органа
   Правовая основа функционирования  
государственного органа
  1  
   Центральный банк РФ  
(Банк России)
 Федеральный закон от 10 июля 2002 г.
"О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)" (в ред. от
21 ноября 2011 г.) <16>
  2  
 Федеральная таможенная 
служба
Положение о Федеральной таможенной  
службе, утв. Постановлением
Правительства РФ от 26 июля 2006 г.
N 459 (в ред. от 20 июня 2011 г.)
<17>
  3  
 Федеральная налоговая  
служба
Положение о Федеральной налоговой   
службе, утв. Постановлением
Правительства РФ от 30 сентября 2004
г. N 506 (в ред. от 24 марта 2011
г.) <18>
  4  
 Федеральная служба по  
финансовым рынкам
Положение о Федеральной службе по   
финансовым рынкам, утв.
Постановлением Правительства РФ от
29 августа 2011 г. N 717 "О
некоторых вопросах государственного
регулирования в сфере финансового
рынка Российской Федерации" <19>
  5  
 Федеральная служба по  
финансовому мониторингу
Положение о Федеральной службе по   
финансовому мониторингу, утв.
Постановлением Правительства РФ от
23 июня 2004 г. N 307 (в ред. от 24
марта 2011 г.) <20>
<16> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790; Российская газета. 2011. 26 нояб.
<17> СЗ РФ. 2006. N 32. Ст. 3569; 2011. N 26. Ст. 3804.
<18> СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961; 2011. N 14. Ст. 1935.
<19> СЗ РФ. 2011. N 36. Ст. 5148.
<20> СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2676; 2011. N 14. Ст. 1935.

Валютные отношения как структурный элемент механизма валютного регулирования представляют собой не однородную массу, а имеют логическую систему построения, включающую субъекты, объекты и валютные операции, т.е. действия, которые субъекты валютных отношений имеют право совершать применительно к объектам <21>. Специфика валютного законодательства состоит в том, что общеправовые категории субъектов не совсем подходят к данному вопросу. Валютное законодательство использует совершенно новые категории субъектов, неизвестные гражданскому праву в целом, - резиденты и нерезиденты. Важность выделения этих категорий субъектов заключается в следующем: в зависимости от их вида различается правовой режим осуществления ими валютных операций. В категорию резидентов Закон включает следующих лиц:

<21> Емелин А.В. Основы правового регулирования валютных отношений // Закон. 2005. N 4; Смирникова Ю.Л. Валютные правоотношения как элемент механизма финансово-правового регулирования // Международное публичное и частное право. 2006. N 6.

К нерезидентам Закон относит:

Закон не раскрывает в деталях характеристики резидентов и нерезидентов <22>, поэтому для точного уяснения сути этих категорий необходимо обращаться к иным нормативным правовым актам. Так, Закон относит к резидентам физических лиц - иностранных граждан и лиц без гражданства, которые постоянно проживают в России на основании вида на жительство. Этот вопрос регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в ред. от 16 ноября 2011 г.) <23>. Согласно данному Закону все иностранные граждане, находящиеся на территории России, делятся на три категории:

<22> Смирникова Ю.Л. Валютно-правовой статус резидентов и нерезидентов // Внешнеторговое право. 2007. N 1.
<23> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032; 2011. N 47. Ст. 6608. Новая редакция закона вступает в силу с 1 февраля 2012 г.

В каждом из трех случаев предусмотрены определенные основания и сроки нахождения иностранных граждан на территории России. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток (п. п. 1 и 2 ст. 5). Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (п. 1 ст. 6).

В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган Федеральной миграционной службы не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (п. п. 1 - 3 ст. 8). Основания для отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство содержатся в статье 9 Закона, причем их перечень является исчерпывающим. Эта и только эта категория иностранных граждан, находящихся на территории России, будет признана резидентами в значении, придаваемом валютным законодательством <24>.

<24> Пыхтин С. Валютный статус индивидуального предпринимателя // Хозяйство и право. 2006. N 10.

В основе отнесения к категории резидентов и нерезидентов юридических лиц лежат общепризнанные в международном частном праве критерии инкорпорации и оседлости. Резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (т.е. учрежденные в России). Создание юридического лица по российскому праву предполагает его регистрацию и внесение в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа. Регистрация осуществляется в настоящее время Федеральной налоговой службой в соответствии с требованиями Федерального закона от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. от 18 июля 2011 г.) <25> (ст. 13).

<25> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431; 2011. N 30 (ч. I). Ст. 4576. Новая редакция настоящего закона вступает в силу с 1 января 2012 г.

Нерезидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации. В МЧП под местонахождением юридического лица имеется в виду расположение его управленческих органов. Таким образом, при определении круга физических лиц - резидентов как субъектов валютных отношений принимаются во внимание критерии гражданства и постоянного местожительства (известного в МЧП как домицилий). В отношении же юридических лиц при определении их статуса резидентства используются критерии инкорпорации и оседлости.

Рассмотрев специфику субъектов валютных отношений, остановимся на характеристике их объекта. Именно объект определяет особенности отношений между субъектами, которые мы называем "валютными". В самой общей форме особенность валютных отношений состоит в том, что их объектом всегда являются валюта <26> и ценные бумаги. Ни драгоценные металлы, ни драгоценные камни не квалифицируются как объекты валютного регулирования. Закон относит к числу объектов валютных отношений следующие категории:

<26> Ражков Р.А. Безналичная иностранная валюта как объект гражданского права // Банковское право. 2006. N 2. С. 55 - 57. По мнению автора, законодатель в одном термине "иностранная валюта" объединил два вида имущества: вещи (наличная иностранная валюта) и права требования к банку (безналичная иностранная валюта). Аналогичным образом законодатель поступил применительно и к национальной валюте (с. 55).
  1. валюта Российской Федерации:
  1. иностранная валюта:
  1. внутренние ценные бумаги:
<27> Зеленин А.Д. Валютное регулирование и рынок ценных бумаг // Закон. 2005. N 4.
  1. внешние ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся к внутренним ценным бумагам;
  2. валютные ценности - иностранная валюта и внешние ценные бумаги (п. п. 1.1 - 1.5 ст. 1).

Понятие и виды валютных операций банков: общая характеристика

Среди всех видов банковских операций валютные операции занимают особое место. Это связано с тем фактором, что содержательный аспект таких операций (будь то расчетные, гарантийные, вексельные и иные операции) неизбежно испытывает влияние валютного регулирования, приводящего в конечном итоге к удвоению структуры банковской операции: с одной стороны, по содержанию она остается чисто банковской операцией (например, кредитовый перевод; выдача банковской гарантии; акцепт векселя), а с другой стороны, по форме она приобретает характер валютной операции (кредитовый перевод иностранной валюты с банковского счета клиента-резидента в уполномоченном банке на его счет в банке-нерезиденте за рубежом; выдача банковской гарантии в качестве банка-гаранта в пользу бенефициара-нерезидента в иностранной валюте; акцепт векселя, выставленного трассантом-нерезидентом в иностранной валюте).

Валютные операции являются важнейшей составляющей валютных отношений. Наиболее общая характеристика валютных операций отражает следующий факт: они всегда связаны с движением валютных ценностей и иных объектов валютных отношений <28>. Более детальное определение валютных операций может быть дано в следующей формулировке. Валютные операции - это комплекс действий резидентов и нерезидентов, совершаемых с валютой и ценными бумагами, как правило, в форме различного рода сделок, существенной чертой которых выступает движение валюты и ценных бумаг в виде перехода права собственности на них и (или) их физического перемещения. Можно выделить три основания классификации валютных операций - по содержанию, по форме и по субъектному составу. По содержанию, т.е. по существу, можно выделить следующие виды валютных операций:

<28> Балабанов И.Т. Валютные операции. М., 1994. С. 16; Селивановский А. Валютная операция - проблемы законодательного определения // Хозяйство и право. 2002. N 11. С. 49.<29> Сапожников Н.В. Правовой режим валютных операций // Закон. 2005. N 4.

По форме, т.е. по порядку осуществления, в теории валютного права среди всех разновидностей существующих валютных операций выделяется их обособленная группа - валютные операции движения капитала между резидентами и нерезидентами. В ранее действовавшем валютном законодательстве России по этому основанию классификации все операции четко разделялись на две группы: текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. Необходимость именно такой классификации объяснялась существенным различием правового режима осуществления в отношении каждой группы: текущие валютные операции осуществлялись резидентами без ограничений, а операции, связанные с движением капитала, требовали получения лицензии (разрешения) Банка России на совершение такой операции. В предыдущей редакции нового Закона жесткая классификация валютных операций на текущие и связанные с движением капитала отсутствовала (Закон даже не употреблял термин "текущая валютная операция"), однако особая группа валютных операций движения капитала все-таки была выделена в Законе. Это объяснялось следующим обстоятельством: Закон устанавливал отдельный правовой режим осуществления валютных операций движения капитала, который определялся Правительством РФ и Банком России, однако данная разновидность валютных операций просуществовала до 1 января 2007 г.

По субъектному составу, т.е. по характеру участвующих в валютной операции субъектов все разновидности валютных операций можно разделить на три категории: валютные операции между резидентами и нерезидентами; валютные операции между резидентами; валютные операции между нерезидентами <30>. Остановимся на их правовом регулировании более подробно.

<30> Валютное право использует два термина - "валютная операция" и "валютная сделка". Первый несет публично-правовой смысл, а второй - частноправовой. Тем не менее их взаимосвязь не представляется столь прямолинейной. См.: Ражков Р.А. "Валютные операции" и "валютные сделки": проблемы соотношения дефиниций // Банковское право. 2006. N 3.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций по купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. В отношении таких операций устанавливаются ограничения в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса российской валюты, а также для поддержания устойчивости платежного баланса. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление (ст. 6). Установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

К числу таковых относится Федеральный закон от 7 августа 2001 г. "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в ред. от 8 ноября 2011 г.) <31>, согласно которому организации, осуществляющие операции с денежными средствами (в том числе покупку или продажу наличной иностранной валюты физическим лицом), обязаны идентифицировать физическое лицо - клиента или выгодоприобретателя. При осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 600000 руб. либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600000 руб., идентификация клиента - физического лица, установление и идентификация выгодоприобретателя не проводятся (п. 1 ст. 6, п. 1.2 ст. 7). Сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков по просьбе самого физического лица (п. 2 ст. 11 Закона).

<31> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3418; 2011. N 46. Ст. 6406. Новая редакция Закона вступила в силу с 21 ноября 2011 г.

Валютные операции между резидентами. Основной постулат правового регулирования валютных операций между резидентами заключается в том, что такие операции запрещены Законом <32> (п. 1 ст. 9). Вместе с тем из общего правила есть целый ряд исключений, который и по смыслу, и по содержанию представляет собой не что иное как перечень разрешенных на законодательном уровне валютных операций между резидентами. Их можно классифицировать по нескольким категориям.

<32> Сливкин И.В. Валютные ограничения на использование иностранной валюты в качестве средства платежа по законодательству Российской Федерации // Закон. 2008. N 8.

Валютные операции юридических и физических лиц - резидентов:

<33> В последнем случае согласно пункту 1 Указания ЦБ РФ от 20 июля 2007 г. N 1868-У "О представлении физическими лицами-резидентами уполномоченным банкам документов, связанных с проведением отдельных валютных операций" вышеуказанные физические лица представляют уполномоченному банку, через который осуществляются валютные операции по переводу иностранной валюты, документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками // Вестник Банка России. 2007. N 46.<34> СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 904; Российская газета. 2011. 26 нояб. Новая редакции Закона вступает в силу с 1 января 2012 г.

Валютные операции физических лиц - резидентов:

Валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемые ими от своего имени и за свой счет:

Валютные операции, не включенные в данный перечень, осуществляются уполномоченными банками в порядке, установленном для юридических лиц - резидентов, не являющихся уполномоченными банками (п. п. 1 и 2 Указания ЦБ РФ от 28 апреля 2004 г. N 1425-У "О порядке осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками" <35>).

<35> Вестник Банка России. 2004. N 33.

Валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные:

<36> СЗ РФ. 1997. N 11. Ст. 1238.

Существенная детализация некоторых из вышеуказанных валютных операций была проведена в отдельном нормативно-правовом акте Банка России, а именно в Инструкции ЦБ РФ от 16 сентября 2010 г. N 136-И "О порядке осуществления уполномоченными банками (филиалами) отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" <37>. В главе 3 Инструкции "Операции с наличной иностранной валютой и чеками" перечислен 21 вид таких операций, в число которых включаются:

<37> Вестник Банка России. 2010. N 55. Инструкция вступила в силу с 1 ноября 2010 г.

Уполномоченный банк (его филиал) может осуществлять все или некоторые операции с наличной иностранной валютой и чеками из числа предусмотренных выше. Перечень осуществляемых операций с наличной иностранной валютой и чеками устанавливается уполномоченным банком (филиалом) в целом по уполномоченному банку (филиалу), а также по каждому внутреннему структурному подразделению уполномоченного банка (филиала) исходя из перечня делегированных этому подразделению операций в соответствии с требованиями Инструкции ЦБ РФ от 2 апреля 2010 г. N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" (в ред. от 15 сентября 2011 г.) <38>.

<38> Вестник Банка России. 2010. N 23; 2011. N 54. Новая редакция Инструкции вступает в силу с 1 января 2012 г.

Уполномоченный банк (филиал) определяет перечень иностранных валют, операции с которыми осуществляются уполномоченным банком (филиалом). Уполномоченный банк (филиал) самостоятельно решает вопрос о необходимости работы с монетой иностранных государств (группы иностранных государств) при осуществлении операций с наличной иностранной валютой и чеками. Если уполномоченным банком (филиалом) принято решение об отсутствии необходимости работы с монетой иностранных государств (группы иностранных государств), выплата физическим лицам при осуществлении операций с наличной иностранной валютой и чеками суммы менее номинала минимального денежного знака иностранного государства (группы иностранных государств) в виде банкноты осуществляется в российской валюте по курсу, установленному уполномоченным банком (филиалом), если иное не предусмотрено договором при осуществлении операций по банковскому счету, счету по вкладу физического лица (п. п. 1.1 - 1.3 Инструкции N 136-И).

Валютные операции между нерезидентами. Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или с банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках. Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой на российской территории переводы иностранной и российской валюты без открытия банковских счетов, а также осуществлять переводы иностранной и российской валюты без открытия банковских счетов с территории Российской Федерации и получать на этой территории переводы иностранной и российской валюты без открытия банковских счетов.

Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством и законодательством о рынке ценных бумаг. Валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в российской валюте осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории России. Они осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 13 Закона, за исключением случаев перевода иностранной и российской валюты без открытия банковских счетов (ст. 10 Закона).

Нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной и российской валюте только в уполномоченных банках. Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную и российскую валюту со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на свои банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках. Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в уполномоченных банках на свои счета (во вклады) в банках за пределами территории России (п. п. 1 - 4 ст. 13 Закона).

Открытие и ведение счетов в российской и иностранной валюте резидентами и нерезидентами в уполномоченных банках на территории России, а также счетов в российской и иностранной валюте за границей. Резиденты и нерезиденты (физические и юридические лица, а также физические лица - индивидуальные предприниматели) вправе открывать банковские счета в российской и иностранной валюте в уполномоченных банках на территории России <39>. Кроме того, резиденты вправе открывать счета в иностранной валюте в банках, расположенных за пределами территории России <40>. Правовой режим таких счетов установлен в Законе и нормативных правовых актах Банка России. Определяющий элемент правового регулирования применительно к рассматриваемому вопросу заключается в требовании осуществления всех валютных операций между резидентами и нерезидентами, связанных с безналичными расчетами, через банковские счета.

<39> Алексеева Д.Г. Банковские счета резидентов и нерезидентов // Закон. 2005. N 4. С. 41 - 49.
<40> Алексеева Д.Г. Правовой режим счетов резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации // Банковское право. 2006. N 4. С. 10 - 14.

Правовой режим счетов физических лиц-резидентов в банках, расположенных за пределами территории России. Физические лица - резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (п. 1 ст. 12 Закона). Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации (п. 2 ст. 12). Положение об уведомительном порядке открытия физическим лицом - резидентом счета в банке за границей вступило в силу с 1 января 2007 г.

До этого времени данный вопрос регулировался Указанием ЦБ РФ от 30 марта 2004 г. N 1411-У "Об открытии физическими лицами - резидентами счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации" (в ред. от 25 августа 2005 г.) <41>, согласно которому физические лица - резиденты открывали банковские счета (вклады) в российской и иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, не являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, а также банковские счета (вклады) в российской валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, после предварительной регистрации открываемого счета (вклада) в налоговых органах по месту учета резидента (п. 1). Таким образом, регистрационный порядок открытия физическим лицом - резидентом банковского счета за границей действовал до 1 января 2007 г.

<41> Вестник Банка России. 2004. N 22; 2005. N 51. Данное Указание утратило силу с 25 июля 2010 г.

Физические лица - резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории России, средства со своих счетов (вкладов) в уполномоченных банках или других своих счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории Российской Федерации. Переводы резидентами средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами российской территории, со своих счетов (вкладов) в уполномоченных банках осуществляются при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления (п. 4 ст. 12 Закона).

Следовательно, общий вывод в отношении правового режима счетов физических лиц - резидентов в банках за пределами территории России заключается в том, что такие счета с 1 января 2007 г. открываются в уведомительном порядке. Физические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации, с использованием средств, зачисленных на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории России (п. 6 ст. 12).

Правовой режим счетов юридических лиц - резидентов в банках, расположенных за пределами территории России. Юридические лица - резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР и ФАТФ (п. 1 ст. 12 Закона). Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации (п. 2 ст. 12) <42>. Юридические лица - резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с Банком России (п. 7 ст. 12). Юридические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с Законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами (п. 6 ст. 12). Со средствами, зачисленными в соответствии с Законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории России, между резидентами без ограничений осуществляются следующие валютные операции:

<42> Данная норма начала действовать с 1 января 2007 г.

Расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России, а также переводами электронных денежных средств. Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами через счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с Законом. Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной российской валюте по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению. Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с нерезидентами в наличной иностранной и российской валюте за обслуживание воздушных судов иностранных государств в аэропортах, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате нерезидентами аэронавигационных, аэропортовых и портовых сборов на территории Российской Федерации.

Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной и российской валюте с нерезидентами за обслуживание воздушных судов таких юридических лиц в аэропортах иностранных государств, судов таких юридических лиц в речных и морских портах иностранных государств, иных транспортных средств таких юридических лиц во время их нахождения на территориях иностранных государств, а также при оплате такими юридическими лицами аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, связанных с обеспечением деятельности таких юридических лиц.

Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в иностранной и российской валюте с находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами - резидентами, а также филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, и физическими лицами - нерезидентами по договорам перевозки пассажиров, а также расчеты в иностранной и российской валюте с находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами - резидентами и нерезидентами по договорам перевозки грузов, перевозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Дипломатические представительства, консульские учреждения и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории России, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной валюте, переведенной в соответствии с пунктом 1.18 ст. 9 Закона, с представителями или сотрудниками представительств указанных в данной норме федеральных органов исполнительной власти и организаций. Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной валюте с находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами - резидентами по операциям в соответствии с пунктом 6.1 ст. 12 Закона (п. 2 ст. 14). Необходимо еще раз подчеркнуть: на смену регистрационному порядку открытия юридическими лицами - резидентами счетов в банках-нерезидентах с 1 января 2007 г. пришел уведомительный порядок.

Ввоз и пересылка в Россию, вывоз и пересылка из России валютных ценностей, российской валюты и внутренних ценных бумаг резидентами и нерезидентами. Ввоз в Российскую Федерацию иностранной и (или) российской валюты, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований российского таможенного законодательства. При единовременном ввозе в Российскую Федерацию физическими лицами - резидентами и нерезидентами наличной иностранной и (или) российской валюты, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10000 долл. США, они подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю их сумму (п. 1 ст. 15).

Физические лица - резиденты и нерезиденты имеют право вывозить из Российской Федерации иностранную, российскую валюту, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные или переведенные в Российскую Федерацию, при соблюдении требований российского таможенного законодательства в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз или перевод в Россию (п. 2 ст. 15).

Физические лица - резиденты и нерезиденты имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную и (или) российскую валюту в сумме, равной в эквиваленте 10000 долл. США или не превышающей этой сумму. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная и (или) российская валюта была ранее ввезена или переведена в Российскую Федерацию либо приобретена в нашей стране. При единовременном вывозе из России физическими лицами - резидентами и нерезидентами наличной валюты в сумме, равной в эквиваленте 3000 долл. США или не превышающей ее, вывозимая валюта не подлежит декларированию таможенному органу. При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и нерезидентами наличной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 3000 долл. США, вывозимая наличная валюта подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю ее сумму.

Единовременный вывоз из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и нерезидентами наличной иностранной и (или) российской валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10000 долл. США, не допускается, за исключением случаев, когда такая валюта ранее была ввезена или переведена в Россию. При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и нерезидентами дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте 10000 долл. США, они подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации (п. 3 ст. 15).

При единовременном вывозе из Российской Федерации резидентами и нерезидентами иностранной, российской валюты, дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме они подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации (п. 4 ст. 15).

В соответствии с пунктом 5 письма ФТС России от 26 июля 2005 г. N 01-06/25300 "О порядке перемещения валюты и ценных бумаг" <43>, которое полностью воспроизводит нормы статьи 15 Закона, специально предусматривается, что пересылка иностранной и (или) российской валюты в Российскую Федерацию не является основанием для ее последующего вывоза с территории России при вывозе указанной валюты сверх норм, установленных в пункте 3 ст. 15 Закона. Таким образом, основаниями для последующего вывоза валюты с территории Российской Федерации сверх обозначенных в Законе пределов являются ранее состоявшиеся их ввоз или перевод в Россию, но никак не пересылка.

<43> Таможенные ведомости. 2005. N 10.

Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) от 5 июля 2010 г. N 51 был принят Договор "О порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза" <44>. Договор определяет порядок перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза. Положения Договора не регулируют отношения, возникающие в связи с перемещением физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза монет из драгоценных металлов, являющихся законным платежным средством (ст. 1). Для целей настоящего Договора используются следующие термины и их определения:

<44> Настоящий договор вступил в силу с 6 июля 2010 г. на территории государств - членов Таможенного союза ЕврАзЭС (России, Белоруссии и Казахстана).

Ввоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется без ограничений в следующем порядке:

Единовременный ввоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10000 долл. США, может быть задекларирован в письменной форме по желанию физического лица. Ввоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации (ст. 3).

Вывоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков с таможенной территории Таможенного союза осуществляется без ограничений в следующем порядке:

Единовременный вывоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, равной либо не превышающей в эквиваленте 10000 долл. США, может быть задекларирован в письменной форме по желанию физического лица. Вывоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации (ст. 4).

В случаях ввоза на таможенную территорию Таможенного союза или вывоза с этой территории физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков перерасчет в доллары США осуществляется по курсу, установленному в соответствии с законодательством стороны, через государственную границу которой они перемещаются, на день подачи пассажирской таможенной декларации таможенному органу. При таможенном декларировании денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, в пассажирской таможенной декларации указывается номинальная стоимость либо соответствующая сумма в валюте государства - члена Таможенного союза или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент. В случае отсутствия номинальной стоимости и невозможности определить сумму в валюте государства - члена Таможенного союза или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент, в пассажирской таможенной декларации указывается количество перемещаемых денежных инструментов (ст. 5).

При декларировании в устной форме документы, подтверждающие ввоз, пересылку ценных бумаг в Российскую Федерацию на основании пункта 12 Положения "О порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования", утв. Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2003 г. N 715 (в ред. от 20 августа 2009 г.) <45>, должны быть представлены уполномоченному должностному лицу таможенного органа по его требованию. На основании пункта 2 решения Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 287 "Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации" <46> бланк пассажирской таможенной декларации состоит из основного формуляра и дополнительного формуляра "Декларация наличных денежных средств и (или) денежных инструментов" (декларация наличных денег), который является приложением к основному формуляру декларации. Декларация наличных денег заполняется при перемещении:

<45> СЗ РФ. 2003. N 48. Ст. 4683; 2009. N 34. Ст. 4197. Новая редакция Постановления вступила в силу с 25 февраля 2010 г.
<46> Настоящее решение вступило в силу с 6 июля 2010 г.

При заполнении формуляра указываются сведения о всех перемещаемых наличных денежных средствах, дорожных чеках и денежных инструментах. Декларация наличных денег заполняется в двух экземплярах и подписывается декларантом. Дополнительно декларантом проставляется дата заполнения формуляра. Один экземпляр декларации наличных денег совместно с основным формуляром декларации остается в таможенном органе. Второй экземпляр декларации наличных денег с соответствующей отметкой таможенного органа остается у декларанта (п. п. 24 и 25).

В связи с вышеизложенным необходимо дополнительно обратить внимание на пункт 3 письма ФТС России от 3 мая 2006 г. N 01-06/15085 "О перечне товаров, подлежащих в соответствии с законодательством РФ декларированию в письменной форме" <47>, согласно которому обязательному письменному декларированию физическими лицами подлежат:

<47> Таможенный вестник. 2006. N 11.

В контексте современной правовой регламентации валютного регулирования в России представляет несомненный интерес Постановление Конституционного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 8-П по делу "О проверке конституционности положения части первой статьи 188 Уголовного кодекса РФ в связи с жалобой гражданки М.А. Асламазян" <48>. Согласно этому Постановлению нормативное положение части 1 ст. 188 УК РФ в той мере, в какой оно позволяет при привлечении к уголовной ответственности за контрабанду, совершаемую путем перемещения через таможенную границу Российской Федерации недекларированной или недостоверно декларированной иностранной и (или) российской валюты в крупном, т.е. превышающем в эквиваленте 250000 руб., размере, признавать его таковым исходя из всей перемещаемой суммы, включая и ту ее часть, которую закон разрешает ввозить в Российскую Федерацию без письменного декларирования, признано не соответствующим Конституции РФ.

<48> Вестник Конституционного Суда РФ. 2008. N 4.

Конституционный Суд РФ специально подчеркнул то обстоятельство, что когда сумма наличной ввозимой в Россию валюты, превышение которой требует обязательной подачи письменной таможенной декларации, определена законодательно, административная ответственность за недекларирование или недостоверное декларирование валюты при перемещении через таможенную границу Российской Федерации возможна, только если общая ее сумма превышает в эквиваленте 10000 долл. США по официальному курсу, устанавливаемому Банком России на день декларирования таможенному органу (ст. 15 Закона о валютном регулировании и валютном контроле). Однако в силу части 1 ст. 188 УК РФ, если в день ввоза валюты на территорию Российской Федерации курс доллара составляет 25 руб. или более, любой недекларируемый ввоз валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10000 долл. США, будет означать перемещение через таможенную границу Российской Федерации валюты в крупном размере, т.е. контрабанду.

Таким образом, даже при незначительном превышении законодательно допустимой суммы недекларируемой валюты данное административное деяние образует одновременно состав контрабанды, признаком которого является крупный размер перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации валютных средств, что практически приводит к произвольной замене административной ответственности за недекларирование или недостоверное декларирование валюты, ответственностью уголовной. Указанное уголовно-правовое регулирование не учитывает специфику валюты как предмета таможенных правоотношений, не согласуется с законодательством о валютном регулировании и валютном контроле и в условиях "плавающего" курса валют не позволяет лицу предвидеть с достаточной четкостью последствия своего поведения, связанного с недекларированием или недостоверным декларированием ввозимой валюты.

Кроме того, допуская признание размера недекларированной или недостоверно декларированной валюты как крупного исходя из всей ввозимой суммы, включая ее часть, которую Закон о валютном регулировании и валютном контроле разрешает ввозить без письменного декларирования, указанное уголовно-правовое регулирование создает возможность расширительного толкования уголовного закона, которое влечет отягчение ответственности, а также применение мер уголовной ответственности, не адекватных общественной опасности совершенного деяния, являющегося, по существу, административным правонарушением (п. 5.3 Постановления Конституционного Суда РФ). Таким образом исходя из вышеизложенной позиции Конституционного Суда РФ можно утверждать: недекларирование или недостоверное декларирование ввоза и вывоза наличной иностранной валюты в размере, превышающем сумму, эквивалентную 10000 долл. США, но не превышающем 250000 руб., влечет применение административной ответственности. Факт превышения 250000 руб. превращает административное правонарушение в уголовно наказуемое деяние - контрабанду.

Российское законодательство устанавливает запрет на пересылку наличной российской и иностранной валюты во внутренних и международных почтовых отправлениях <49>. Согласно статье 22 (г) Федерального закона от 17 июля 1999 г. "О почтовой связи" (в ред. от 28 июня 2009 г.) <50> и пункту 17 Правил оказания услуг почтовой связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221 <51>, в почтовых отправлениях, пересылаемых в пределах Российской Федерации, запрещены к пересылке российские денежные знаки и иностранная валюта (за исключением пересылаемых Банком России и его учреждениями). Аналогичное правило действует и в отношении международных почтовых отправлений.

<49> В целом под пересылкой понимается ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из страны товаров (в том числе наличной валюты и ценных бумаг) в несопровождаемом багаже без следования лица через таможенную границу Российской Федерации, а также в международных почтовых отправлениях.
<50> СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3697; 2009. N 26. Ст. 3122. Новая редакция закона вступила в силу с 12 июля 2009 г.
<51> СЗ РФ. 2005. N 17. Ст. 1556. Настоящие правила вступили в силу с 1 мая 2005 г.

Операторы почтовой связи имеют право задерживать внутренние почтовые отправления, содержимое которых запрещено к пересылке, в месте их обнаружения. О факте обнаружения в почтовых отправлениях запрещенного к пересылке вложения и задержания этих почтовых отправлений операторы почтовой связи обязаны немедленно ставить в известность соответствующие органы, уполномоченные производить изъятие запрещенных к пересылке предметов. Об указанном факте в отношении международных почтовых отправлений операторы почтовой связи обязаны информировать в 10-дневный срок отправителя или адресата, за исключением случаев, когда по факту обнаружения указанных предметов правоохранительными органами принимается решение о проведении оперативно-розыскных мероприятий (п. 49 Правил).

Важным представляется вопрос о переводах российской и иностранной валюты физическими лицами-резидентами из России за границу без открытия счета в уполномоченном банке. Согласно пункту 1 письма ЦБ РФ от 23 ноября 1998 г. N 327-Т "О переводах денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов" <52> кредитные организации (за исключением небанковских кредитных организаций - организаций инкассации) вправе осуществлять операции по переводам денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов на основании выданных Банком России лицензий, предусматривающих в числе разрешенных банковских операций операцию по кассовому обслуживанию физических и/или юридических лиц.

<52> Вестник Банка России. 1998. N 84.

Согласно пункту 1 Указания ЦБ РФ от 30 марта 2004 г. N 1412-У "Об установлении суммы перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации без открытия банковских счетов" <53> Банк России установил: при осуществлении валютных операций физическое лицо - резидент имеет право перевести из Российской Федерации без открытия банковского счета в уполномоченном банке иностранную или российскую валюту в сумме, не превышающей в эквиваленте 5000 долл. США, определяемой с использованием официальных курсов иностранных валют к рублю, установленных Банком России на дату поручения уполномоченному банку на осуществление указанного перевода. Общая сумма переводов физического лица - резидента из Российской Федерации без открытия банковского счета, осуществляемых через уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) в течение одного операционного дня, не должна превышать в эквиваленте 5000 долл. США.

<53> Вестник Банка России. 2004. N 22.

Библиография

Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Сапожников Н.В. и др. Валютное право: Учеб. пособие. М., 2007.

Алексеева Д.Г. Правовой режим счетов резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации // Банковское право. 2006. N 4.

Алексеева Д.Г. Банковские счета резидентов и нерезидентов // Закон. 2005. N 4.

Балабанов И.Т. Валютные операции. М., 1994.

Владимиров И.П. Валютный контроль за операциями физических лиц в современных условиях // Международные банковские операции. 2010. N 4.

Емелин А.В. Основы правового регулирования валютных отношений // Закон. 2005. N 4.

Зеленин А.Д. Валютное регулирование и рынок ценных бумаг // Закон. 2005. N 4.

Ивашкова Т.В. Выявление и профилактика нарушений валютного законодательства // Международные банковские операции. 2011. N 1.

Крохина Ю.А. Актуальные проблемы законодательного обеспечения принципов валютного регулирования и валютного контроля // Российское правосудие. 2010. N 7.

Лушникова М.В. К вопросу о системе источников валютного права // Банковское право. 2005. N 2.

Новикова И.П. Финансово-правовой статус органов валютного регулирования и валютного контроля // Государство и право. 2009. N 10.

Пыхтин С. Валютный статус индивидуального предпринимателя // Хозяйство и право. 2006. N 10.

Ражков Р.А. Безналичная иностранная валюта как объект гражданского права // Банковское право. 2006. N 2.

Ражков Р.А. "Валютные операции" и "валютные сделки": проблемы соотношения дефиниций // Банковское право. 2006. N 3.

Сапожников Н.В. Правовой режим валютных операций // Закон. 2005. N 4.

Саттарова Н.А. Принуждение в механизме валютно-правового регулирования // Банковское право. 2006. N 2.

Селивановский А.С. Новое валютное законодательство: суть понятий // Закон. 2005. N 4.

Селивановский А. Валютная операция - проблемы законодательного определения // Хозяйство и право. 2002. N 11.

Сливкин И.В. Валютные ограничения на использование иностранной валюты в качестве средства платежа по законодательству Российской Федерации // Закон. 2008. N 8.

Смирникова Ю.Л. Валютные правоотношения как элемент механизма финансово-правового регулирования // Международное публичное и частное право. 2006. N 6.

Смирникова Ю.Л. Валютно-правовой статус резидентов и нерезидентов // Внешнеторговое право. 2007. N 1.

Эрделевский А.М. Об изменениях в валютном законодательстве России // Деньги и кредит. 2007. N 2.