Мудрый Юрист

Российское казачество: происхождение, история, правовой статус *

<*> Rozhkova L.P., Lapteva E.V., Gorilenko T.V. Russian kazaks: origin, history, and legal status.

Рожкова Любовь Петровна, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского, кандидат юридических наук, профессор.

Лаптева Елена Васильевна, профессор кафедры экономической истории Финансового университета при Правительстве РФ, доктор исторических наук.

Гориленко Татьяна Васильевна, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права МГУТУ.

Статья посвящена феномену казачества в русской истории. Рассматриваются исторические стадии формирования казачества как особой этнической общности, на основе исторических источников приводятся сведения об укладе жизни казаков, формах воинской обязанности, особенностях организации быта и службы. Автор рассматривает казачество как сложное, многокомпозиционное явление, исторически сложившуюся общность, выполняющую охранно-пограничные функции. Казачество в своем развитии прошло стадии взлетов и падений, и время доказало, что это - необходимый элемент в жизни Российского государства, а традиции казачества могут лечь в основу новой, формируемой в настоящее время национальной идеи.

Ключевые слова: казачество, уклад, вольница, история, служба, правовой статус, граница, вольница, войско, этапы.

The article is devoted to phenomenon of kazaks in the russian history. The authors consider historical stages of formation of kazaks as a special ethnic community, present information on the style of life of kazaks, forms of military duty thereof, peculiarities of organization of life and service based on historical sources. The authors consider kazaks to be a complex, multi-compositional phenomenon, historically formed community effectuated boundary functions. Kazaks in their development went through the stages of ups and downs and the time proved that this is a necessary element in life of the Russian state and kazaks traditions may be the basis for a national idea which is being formed at present.

Key words: kazaks, life, outlaws, history, service, legal status, boundary, troop, stages.

Вопрос о феномене казачества является актуальным в течение многих лет. Казачество как явление связано с реалиями российской истории, становлением государства, охраной границ, поддержанием правопорядка. Уклад жизни, общественная организация, быт, культура, идеология, поведенческие стереотипы, фольклор казачества всегда имели свои отличительные особенности. Формирование казачества, активно развивающееся после распада Золотой Орды, проходило в постоянной борьбе с многочисленными врагами вдали от развитых культурных центров.

В своем развитии казачество проходило несколько стадий, связанных с определенными параметрами, которые определяли содержание каждой стадии. Представляется, что основных этапов в истории казачества было шесть. К параметрам-характеристикам каждого из этапов относились: исторический фон, военные конфликты, политика государства. Каждому из этапов соответствовал свой уровень правосознания.

На первом, самом длительном, этапе шло становление данной общности, возникали общие территории заселения, начали формироваться особые элементы культуры, быта и языка. Казацкая вольница противостояла тогда государству и не имела зафиксированных в каком-либо письменном документе четких законов или обязанностей. Мы можем лишь судить на основании косвенных источников о появлении особого сословия служилых людей, выполнявших воинские и охранные функции и получавших за это особые вознаграждения и привилегии.

Начало первого этапа - истоки казачества - теряются в глубине веков. Споры о происхождении казачества не утихают до сих пор. Ряд авторов соотносят слово "казак" с названием племени касогов, живших на Кавказе в эпоху раннего Средневековья. Касоги, или косоги, - племя или, скорее, племенное объединение абхазо-адыгского или тюркского происхождения, проживавшее на Северном Кавказе и на Кубани около X - XIV вв. н.э. Как союзники аланов, касоги воевали против Древней Руси. Брат Ярослава Мудрого, Мстислав Владимирович (Тмутараканский), покорил касогов, убив в битве их предводителя Редедю (событие отражено в летописи Никона и в "Слове о полку Игореве"). Историк И.М. Дьяконов предполагал, что название касогов восходит к названию народа каска (народность), по-видимому, также абхазо-адыгского происхождения, во II тыс. до н.э. обитавшего в том же регионе, что и современные абхазы, совершавшего набеги на Хеттское царство (север Малой Азии). По одной из версий, от названия племени касогов произошло и русское слово "казак", однако данная версия, скорее всего, является лишь народной этимологией. Возможно, эта версия появилась потому, что тюркоязычные народы Кавказа в эпоху раннего Средневековья часто нападали на славянские поселения и доходили до границ Древнерусского государства. Русский эпос, русское устное народное творчество имеет ряд упоминаний слова "казак". В древнерусских былинах впервые называется "старым казаком" богатырь Илья Муромец, один из витязей пограничной заставы на краю Дикого Поля.

Казачество определяли и как отдельный этнос, самостоятельную народность (четвертую ветвь восточного славянства) или даже как особую нацию смешанного тюрко-славянского происхождения. Последняя версия усиленно разрабатывалась в XX в. казачьими историками-эмигрантами. Оригинальная концепция была выдвинута историком-эмигрантом А.А. Гордеевым, считавшим, что предками казаков является русское население в составе Золотой Орды, поселенное татаро-монголами на будущих казачьих территориях. Долгое время доминировала официальная точка зрения, что казачьи общины появились в результате бегства русских крестьян от крепостной зависимости (а также взгляд на казачество как на особое сословие), но она не выдержала проверки историей. Теория автохтонного (местного) происхождения также неубедительна вследствие своей слабой доказательной базы и отсутствия серьезных источников. Вопрос о происхождении казачества по-прежнему остается открытым.

Несмотря на расхожее мнение о том, что казачество как сложившаяся общность появляется в XIV - XV вв., первые признаки формирования общности военно-служилого сословия на Руси можно отнести к концу X в., эпохе походов князя Владимира Святославича. Но понятие казачества в этот период еще очень смутно, размыто, и его можно понимать как военное сословие, выполняющее, кроме того, ряд различных функций на службе у князя. Это касается в основном русского казачества; на Украине казацкая вольница практически не была занята на государственной службе.

В XIV - XV вв. учащаются упоминания о служилых людях в русских летописных источниках и иностранных хронографах.

Псковская судная грамота упоминает о разрядах служилых людей, действующих от имени князя и ограждающих его интересы. В ней пишется: "А которой изорник с села збежит за рубеж или инде где, а изорнич живот на сели останется государю покрута имать на изорники, ино государю у князя и у посадника взять пристав, да и старость губьских позвати и сторонних людей, да тот живот изорнич пред приставы и пред сторонными людми государю попродати да и поимати за свою покруту, а чего не достанет, а по том времени явится изорник, ино государю доброволно искать остатка своего покруты, а государю пени нет, а изорнику на государи живота не сочит, а сочит псковским" <1>. Посадник, староста, приставы, упоминаемые в летописи, служат оградителями интересов князя, при побеге за рубеж зависимого человека или должника. Тем самым в характеристику формируемого казачьего сословия можно добавить обязанности служить на постоянной основе, охранять границы, ловить беглых. В других источниках упоминается об обязанности казачьего сословия нести военную службу. В псковских летописях есть упоминание о том, что в 1405 г. посадник Юрий Филиппович Козачкович руководил походом под г. Ржев <2>.

<1> См.: Российское законодательство X - XX веков. Т. 1. Законодательство Древней Руси. С. 339. М.: Юрид. лит., 1984.
<2> Псковские летописи Т. 1. С. 28. М. - Л., 1941.

В литовских летописях упоминается казак Мамай, что спас великого князя Витовта после разгрома на Ворскле в 1399/1400 г. и стал в благодарность за это первым из князей Глинских. Литовцы считают, что это был обрусевший татарин. В русских летописях первые упоминания о казаках относятся к 1443 - 1244 гг.

Само слово "казак" - это татарское (тюркское) заимствование, известное примерно с XIV в., хотя и предполагается существование настоящих казаков, хотя бы и татарских, еще ранее.

Относительно полный рассказ о первых казаках сохранили Ермолинская, а из позднейших - Никоновская летописи. В них упоминается о набеге ордынского царевича Мустафы на Переяславль-Рязанский. Набег был неудачен, и уже в следующем, 1445 г. первый казанский хан Улу-Мухаммед, понеся осенью потери от московских войск под Муромом и Гороховцем, вынужден был искать подкреплений на стороне и послал "въ Черкасы по люди и приде две тысячи казаковъ" <3>. Здесь казаки рассматриваются именно как воинская сила (но, увы, пришедшая со стороны Украины и противостоящая Руси).

<3> Полное собрание русских летописей. Т. 23. Ермолинская летопись. С. 201.

К XV в. казацкая вольница расселяется по Дону, Тереку, Яику, Днепру, в предгорьях Кавказа. Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалованье и земли в пожизненное владение. Хотя они приравнивались "к служилым людям по прибору" (стрельцы, пушкари), но, в отличие от них, имели станичную организацию и выборную систему военного управления. В таком виде они просуществовали до начала XVIII в. Их жизнь была сложной, так как казачьи поселения были на окраинных территориях Русского государства, которое еще не закончило процессы централизации и не было особенно крепким.

Главной особенностью общественной казачьей жизни являлись военная организация с выборной системой управления и демократические порядки. Основные решения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях, станичных и войсковых кругах, или Радах, являвшихся высшими органами управления. Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным.

Дипломатические отношения с Русским государством поддерживались отправкой в Москву зимовых и легких станиц (посольств) с назначенным атаманом. В Московском государстве казаков воспринимали как верных союзников, которые постепенно входили в орбиту русской жизни.

С начала XVI в. начинается второй этап формирования российского казачества. Царствовавший в эту эпоху Иван IV ставил перед собой задачи развития и укрепления Русского государства, охраны и раздвижения его границ, которые невозможно было осуществить без особого сословия служилых людей. В период правления Ивана IV уже достаточно упоминаний о казаках.

В описании первой московско-казанской войны Ивана Грозного говорится, что князь "...дворъ свои, послалъ на Каму воевати местъ Казанскыхъ съ Москвы к Галичу, Руна с казакы..." <4>. Казачий отряд возглавил видный представитель двора великого князя, воевода из дворян Иван Руно, отличившийся в этом походе и на следующий год ставший непосредственным организатором нападения на Казань. Кроме того, Иван IV охотно использовал казаков как землепроходцев и покорителей независимых территорий. Поход казака Ермака Тимофеевича с "ватагой" в Сибирь принес Русскому государству огромные новые владения. В летописях периода Ивана Грозного Ермак Тимофеевич называется "казацким атаманом". В Черепановской летописи говорится о том, что он пошел "служить-казачить". Существует гипотеза о тюркском (кераитском или сибирском) происхождении Ермака. В пользу этой версии приводят доводы о том, что имя "Ермак" тюркское и существует до сих пор у татар, башкир и казахов, но произносится как Ермек. Из источников известно, что среди первых казаков, донских и волжских, встречалось немало крещеных татар, и вообще сами казаки впервые упоминаются в русских летописях в конце XIV - начале XV в. именно как "казаки-татары". Ермак был сначала атаманом одной из многочисленных казацких дружин, на Волге защищавших население от произвола и грабежа со стороны крымских татар. Об этом свидетельствуют донесения, челобитные "старых" казаков, адресованных царю, а именно: Гаврила Ильин писал, что он 20 лет "полевал" (нес военную службу) с Ермаком в Диком Поле, ветеран Гаврила Иванов писал, что служил царю "на поле двадцать лет у Ермака в станице" и в станицах у других атаманов. В 1579 г. дружина казаков (больше 540 человек), под начальством атаманов Ермака Тимофеевича, Ивана Кольцо, Якова Михайлова и других была приглашена уральскими купцами для обороны от нападений сибирского хана Кучума. Возможно, уже тогда Ермаком был задуман поход в Сибирь, "дабы усмирить" сибирское ханство. Казаки совершили несколько походов, заставляя татарского хана отступать. Иван Грозный с благодарностью принял плоды казацкой победы. Он богато одарил казаков и в подкрепление им отправил князя Семена Болховского и Ивана Глухова с 300 ратниками. Царские воеводы прибыли к Ермаку осенью 1583 г., но их отряд не мог доставить существенной помощи сильно убавившейся в битвах казацкой дружине. Вскоре погиб и сам Ермак.

<4> Русские летописи. Т. 1. Симеоновская летопись. С. 300. Рязань, 1997.

В последующие годы казачество все больше и больше занято службой государству. Воинские качества казаков, их умение охранять границы выходят на первый план. Их используют в борьбе с Османской империей и Крымским ханством, Польско-Литовским государством и даже в русско-шведских войнах.

История казачества отражает те же этапы, что и история Русского государства в целом. В XVI - XVII вв. на казачестве отразилась общая тенденция волнений. "Бунташный век" наложил отпечаток на поведение казацкого сословия. Казаки участвовали в Медном бунте (1662 г.) и в Соляном бунте (1648 г.), бунтах-попытках отстоять и найти "правильную веру", а также во множестве бунтов, связанных с политикой Петра I и особенно Екатерины II по ограничению прав казацкого сословия. На протяжении XVII - XVIII вв. казачество участвовало в крупных антиправительственных выступлениях, которые возглавлялись предводителями казацко-крестьянской вольницы - Степаном Разиным, Кондратием Булавиным, Емельяном Пугачевым. Велика была роль казаков во время событий Смутного времени в начале XVII в. Поддержав Лжедмитрия I, они составили существенную часть его военных отрядов. Позднее вольное русское и украинское казачество (служившее польской короне), а также русские служилые казаки принимали активное участие в стане самых разных сил: в 1611 г. они воевали в первом ополчении. На Соборе 1613 г. именно слово казачьих атаманов оказалось решающим при избрании царя Михаила Федоровича Романова.

Казацкое сословие пополнялось многочисленными беглецами, которые не могли больше сносить тягот крепостного сословия. "С Дону выдачи нет" - вошло в сознание русского народа в период позднего Средневековья. Это положение появилось в связи с выходом Соборного уложения (1649 г.) царя Алексея Михайловича, в котором окончательно оформлялось крепостное право. Неоднозначная роль, которую в целом играли казаки в Смутное время, заставила правительство в XVII в. проводить политику резкого сокращения отрядов служилых казаков на основной территории государства.

В XVI - первой половине XVII в. царское правительство не имело достаточных сил, чтобы подчинить своей власти "вольное" казачество за пределами государственных границ. Государство стремилось использовать это казачество для защиты южных и юго-восточных границ государства. Казаки получали за свою службу наделы земли, пользовались рядом привилегий. Также государство предоставляло казакам жалованье "за службу", боеприпасы, хлеб. Последнее было актуально, так как далеко не везде и не всегда казаки пахали землю. Например, в Донском войске до начала XVIII в. хлебопашество было запрещено под страхом смертной казни. Это становилось понятным, если учесть, что донские казаки жили в зоне повышенного риска, под постоянной угрозой набегов и должны были зорко охранять границы, а не заниматься мирным хлебопашеством.

Наделение казаков жалованьем, снабжением, а также землей способствовало постепенному превращению казачества в привилегированное военное сословие. Такова была политика государства по отношению к казачеству в этот период. Земля, выделяемая государством, передавалась в пользование казачьих станиц. Такая форма средневекового пользования землей за службу сохранялась у казачества до 1917 г. В XVI - XVII вв. казачество пользовалось автономией в области суда, управления и внешних сношений. Все важнейшие дела обсуждались и решались общим сходом казаков ("рада", "круг", "коло"); исход дела определялся массой людей, в том числе и рядового казачества. В некотором отношении это напоминало традиционные общинные суды, сохранявшиеся в России вплоть до конца XIX в.

В XVIII в. наступает третий этап становления и развития казачества. На данном этапе государство, наученное опытом общения с казацкой вольницей, прочувствовавшее всю опасность народных бунтов с участием казаков, старается подчинить казачество и создать для него особые правила, порядки, законодательную базу. В течение XVIII в. вместе с превращением казачества в военное сословие казачьи общины были преобразованы в иррегулярные казачьи войска. Петр I активно использовал потенциал казацкого сословия, но, опасаясь бунтов и казацкой вольницы, реорганизовал статус казацкого войска. Институт выборности войсковых атаманов был уничтожен; состоялся переход к наказному атаманству (назначению атамана по указу императора).

В 1721 г. казачьи войска перешли в ведение Военной коллегии; затем была ликвидирована выборность войсковых атаманов и старшин, которые постепенно превратились в военных чиновников. В 1709 г. (в связи с подавлением Булавинского бунта) ликвидирована Запорожская Сечь, которая была восстановлена в 1734 г. под названием Новой Сечи и окончательно упразднена в 1775 г. после Пугачевского бунта.

Несмотря на реорганизацию казацкого войска и подчинение его главе государства, казаки верно служили императору. Они принимали участие в Азовских походах Петра I, Северной войне, войнах с Турцией. Казаки участвовали практически во всех важных военных операциях XVIII в. (и последующих веков). В XVIII в. это были Прутский поход и Русско-персидская война 1722 - 1731 гг., Русско-турецкая война 1787 - 1791 гг., Русско-шведская война 1788 - 1790 гг., Персидский поход 1796 г. Казаки участвовали в Семилетней войне, Итальянском и Швейцарском походах А.В. Суворова 1799 г.

Во второй половине XVII - первой половине XIX в. казачьи войска прошли полную реорганизацию на основе полного подчинения правительству. Так, для защиты восточных и юго-восточных границ государства от ногайцев, калмыков, казахов и башкир были образованы в 1750 г. Астраханское войско, а в 1755 г. - Оренбургское. В 1787 г. из бывших запорожцев образовано Черноморское казачье войско, переселенное в 1792 - 1793 гг. на Кубань.

Кроме военной реорганизации шло наступление на права казачества, особенно в эпоху Екатерины II. Последних остатков независимости казаки лишились после поражения Пугачевского бунта в 1775 г., когда Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь. В 1798 г. по указу Павла I все казачьи офицерские чины были приравнены к общеармейским, а их обладатели получили права на дворянство. Казацкое сословие расслаивалось. Указ Павла I (22 сентября 1798 г.) о приравнивании казачьих чинов к общеармейским и получении их обладателями права на дворянство сыграл в этом огромную роль.

С XIX в. начинается третий этап в истории казачества. Государство постепенно забирало казачество под плотный контроль, регламентировало его деятельность и управляло его жизнью. Создавались особые казачьи подразделения со своими функциями, обязанностями, правилами; выделялись лидеры казачества, атаманы. Складывались знаменитые казацкие фамилии. Появились первые законодательные документы, регламентирующие казачью жизнь. В 1802 г. было разработано первое Положение для казачьих войск. С 1827 г. августейшим атаманом всех казачьих войск стал назначаться наследник престола. В 1838 г. был утвержден первый строевой устав для казачьих частей, а в 1857 г. казачество перешло в ведение Управления (с 1867 г. Главное управление) иррегулярных (с 1879 г. - казачьих) войск Военного министерства, с 1910 г. - в подчинение Главного штаба.

Огромное значение играло самоуправление. Во главе каждого войска стоял "наказный" (назначенный) атаман, а при нем - войсковой штаб, который управлял делами войска через назначенных атаманов отделов или (в Донском и Амурском войсках) окружных атаманов. В станицах и хуторах имелись станичные и хуторские атаманы, избиравшиеся на сходах. Взрослое мужское казачье население с 18 лет было обязано нести военную службу в течение 20 лет (по уставу 1875 г. для Донского войска, распространенному позже на др. войска). В том числе три года в "приготовительном" разряде, 12 лет в "строевом" (четыре года на действительной службе - 1-я очередь и восемь лет на "льготе" - 2-я и 3-я очереди, с периодичными лагерными сборами) и пять лет в запасе. В 1909 г. срок службы сокращен до 18 лет за счет сокращения "приготовительного" разряда до года. На военную службу казак являлся со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью.

Несмотря на все большее подчинение государству, казачество не теряло, а, пожалуй, улучшало свой боевой опыт и мощь. Отличилось казачество в наполеоновскую эпоху. Возглавляемое атаманом М.И. Платовым иррегулярное воинство стало одним из главных победителей наполеоновской армии в России в Отечественной войне 1812 г., а после заграничных походов русской армии, по словам генерала А.П. Ермолова, "казаки стали удивлением Европы". Во время первых тяжелых боев с армией Наполеона казаки прикрывали отступление русской армии. Особо отличился арьергард под командованием М.И. Платова. Участвовали казаки и в Бородинской битве, ополчении, в партизанской войне и в заграничном походе русской армии. Казацкие атаманы Василий Васильевич Орлов-Денисов и Матвей Иванович Платов стали военными героями сражений с наполеоновской армией.

Но сила и решительность казаков использовались государством не только в военных битвах. Казакам приходилось участвовать в подавлении польского восстания 1830 - 1831 гг. и венгерской революции 1848 - 1849 гг. Государство рассматривало казаков в первую очередь не как военную силу, а как преданную трону силовую структуру, имеющую особые полномочия, права и обязанности.

В XIX в. происходила дальнейшая трансформация казачества, подчинение его сложной государственной машине, разделение, оформленное выделение регионального казачества. В 1828 г. из задунайских запорожцев, принявших русское подданство, было создано Азовское казачье войско, ликвидированное в 1865 г. (казаки переселены на Кубань и влились в состав Черноморского войска). Казаки, оборонявшие Ишимскую ("Горькую"), Иртышскую и Колывано-Кузнецкую линии, в 1808 г. были объединены в Сибирское казачье войско. В 1851 г. образовано Забайкальское войско, из состава которого в 1858 г. выделено Амурское войско. В 1867 г. создано Семиреченское, а в 1889 г. - Уссурийское войско. В 1833 г. образовано Кавказское линейное казачье войско, в состав которого вошли все казачьи войска, расположенные на Кавказской линии (кроме Черноморского). В 1860 г. вместо Черноморского и Кавказского линейного образованы Кубанское и Терское казачьи войска.

Преобразования внутри казацких войск укладывались в доктрину военной реформы, проведенной в эпоху Александра II. Военная реформа Д.А. Милютина повлекла за собой создание иррегулярных войск. Казацкие военные силы переходили под подчинение Главного управления казачьих войск. Реформирование воинских сил 60 - 70-х годов XIX в. не снизило их боеспособности. Казацкие соединения прекрасно себя зарекомендовали в военных действиях на Дунае, Кавказе и в Крыму, русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг., в покорении Туркестана, Хивинском походе. Эти факты еще раз говорили о том, что казачество выступало не только как военная сила, но и как землепроходцы.

К началу XX в. в России существовало одиннадцать казачьих войск - Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское и Уссурийское. Кроме того, было небольшое количество красноярских и иркутских казаков, образовавших в 1917 г. Енисейское войско, и Якутский казачий полк Министерства внутренних дел. Казачество насчитывало 4434 тыс. человек населения (1916 г.), в том числе около 480 тыс. служилого состава, которое за свою службу располагало около 63 млн. десятин земли.

Тяжелые события первой русской революции всколыхнули всю страну. Казаки были привлечены царским правительством к подавлению революции. В результате в народе сложилось отрицательное отношение к казакам как к "опричникам", "царским псам". Выполнение воинского, государственного, служилого долга тяжело откликнулось на казачестве в первые годы советской власти.

Накануне Первой мировой войны российское казачество уже было внушительной силой: в мирное время казачество собирало почти 70000 человек (54 конных полка, 20 батарей, 6 пластунских батальонов, 12 отдельных сотен и 4 отдельных дивизиона). Во время Первой мировой войны в казачьих войсках состояло почти 300000 бойцов.

На полях сражений Первой мировой войны принимало участие более 300 тыс. казаков (164 конных полка, 30 пеших батальонов, 175 отдельных сотен, 78 полусотен, не считая вспомогательных и запасных частей). Но эта масса, в силу малой технической вооруженности, была ограничена в использовании. Исключения составили сформированные из добровольцев-казаков мелкие партизанские отряды, успешно действовавшие в тылу противника при выполнении диверсионных разведывательных заданий.

В 1916 г. мирное казачье население насчитывало свыше 4,4 млн. человек, располагавших свыше 53 млн. десятин земли.

Революции 1917 г. перевернули, раскололи казацкий мир. Начинается самый тяжелый и трагичный этап истории казачества, характеризующийся расколом, репрессиями, потерей традиций. Казацкие традиции вольницы, самоуправление, а главное - отношение к земле как к законной собственности, полученной за службу, не устраивали советское правительство, проводившее политику раскулачивания и коллективизации. Начался массовый террор против населения казачьих областей, что, в свою очередь, вызывало массовые восстания. Начало было положено с первых шагов советской власти. Декретом ВЦИК и СНК от 17 ноября 1917 г. формально казачество как сословие и казачьи формирования были упразднены. В Гражданскую войну казачьи территории стали опорой Белого движения (особенно Дон, Кубань, Терек, Урал). Казачьи части являлись в численном отношении главной военной силой Добровольческой армии в борьбе с большевизмом. К этому казачество подтолкнула проводимая политика расказачивания (массовые расстрелы, взятие заложников, сожжение станиц, натравливание иногородних против казаков). Лишь малая часть казачества служила в Красной Армии. По окончании Гражданской войны большое количество казаков оказалось в эмиграции (около 100 тыс. человек).

В советское время официальная политика расказачивания фактически продолжалась, хотя в 1925 г. Пленум ЦК РКП(б) признал недопустимым "игнорирование особенностей казачьего быта и применение насильственных мер в борьбе с остатками казачьих традиций".

Тем не менее казаки продолжали считаться "непролетарскими элементами" и подвергались ограничению в правах. В частности, запрет служить в рядах Красной Армии был снят лишь в 1936 г. В 1936 г. были созданы донские, кубанские и терские кавалерийские казачьи соединения, участвовавшие в Великой Отечественной войне (они были расформированы во 2-й половине 1940-х гг.). Гитлеровское командование с 1942 г. также формировало части из русских казаков (15-й корпус вермахта, командир генерал Г. фон Панвиц) численностью более 20 тыс. человек. Во время боевых действий они главным образом использовались для охраны коммуникаций и борьбы против партизан в Италии, Югославии, Франции. После поражения Германии в 1945 г. англичане передали разоруженных казаков и членов их семей (около 30 тыс. человек) советской стороне. Большинство из них было расстреляно, остальные попали в сталинские лагеря.

После Великой Отечественной войны власти старались не выделять казачество как особое сословие, этнос, культуру. Осторожное отношение советской власти к казачеству, результатом чего стало забвение его истории и культуры, породило современное казачье движение. Начинается новый этап в истории казачества - возрождение. Первоначально (в 1988 - 1989 гг.) новое казачье движение возникло как историко-культурное (по некоторым оценкам, к нему принадлежали около 5 млн. человек). К 1990 г. движение, выйдя за культурно-этнографические рамки, стало политизироваться. Началось интенсивное создание казачьих организаций и союзов, как на местах бывшего компактного проживания, так и в крупных городах, где за советский период осело большое количество потомков, спасавшихся от политических репрессий. Массовость движения, а также участие военизированных казачьих отрядов в конфликтах в Югославии, Приднестровье, Осетии, Абхазии, Чечне заставили правительственные структуры и местные власти обратить внимание на проблемы казачества. Возрождение казачества в постсоветский период было закономерным результатом. Иначе и быть не могло: огромный опыт служения государству, патриотизм, особая культура и быт требовали поддержки, изучения и использования. Это отразилось в ряде государственных документов РФ.

Итак, казачество - это сложное, многокомпозиционное явление, исторически сложившаяся общность, выполняющая охранно-пограничные функции, поддерживаемая государством. Казачество сформировалось как этническая, социальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также других национальных подразделений как отдельных субэтносов своих народов в единое целое. Различные группы казачества никогда не были полностью идентичны. Сходство всех казаков определялось общностью их происхождения, социального положения, бытового уклада. Региональные особенности складывались под воздействием конкретных исторических и географических факторов, периода формирования войска, климата, отношений с соседями и других обстоятельств.

В зависимости от политической конъюнктуры российское правительство оказывало покровительство или препятствовало процессам развития и специализации казацкого сословия. Поэтому казачьи войска складывались по-разному и в различных условиях. Наряду с образовавшимся естественным путем донским или запорожским казачеством существовали войска, искусственно созданные правительством для охраны южных и восточных границ государства. Казачество использовалось для подавления национальных восстаний, что губительным образом сказалось на его судьбе

Российское законодательство до 1917 г. рассматривало казачество как особое воинское сословие, имевшее привилегии за несение обязательной службы. В советское время политика "расказачивания" нанесла огромный ущерб казацкому сословию на территории России. Множество казаков вынуждено было эмигрировать. Но время показало, что казачество - необходимый элемент в жизни Российского государства. Современное казачество проходит этап возрождения. Мощность и крепость казацких объединений, оперативность решения многих проблем, стойкость, храбрость, патриотизм отличают современное российское казачество. Заслуги современного казачества оценены и российской историей, и государством. Необходимость возрождения лучших казацких традиций, помощь в развитии казачества стоят на повестке дня. Об этом свидетельствуют многочисленные постановления российского правительства и указы Президента РФ. У российского казачества не только славная история, но и высокий потенциал будущего развития. Традиции казачества могут лечь в основу формируемой сегодня новой национальной идеи.